В Коми попытаются придать очередной импульс переработке древесных отходов
Участники заседания правительства региона сегодня обсудили проект долгосрочной целевой программы, согласно которой предполагается использовать низкосортную древесину и отходы лесопереработки в производстве тепло- и электроэнергии. Данные из нескольких регионов России и стран Скандинавии говорят о том, что дело это рентабельное, однако нынешнее положение дел в республике многим экспертам оптимизма не внушает.
Программы утилизации древесных отходов по-прежнему не работают. Фото Николая Антоновского
Напомним, использование отходов деревообработки в качестве энергоресурса обсуждается в республике на протяжении несколько лет. Существовал целый ряд проектов по строительству перерабатывающих производств, в частности, два из них предполагалось запустить в Усть-Куломском районе с участием иностранного капитала. Однако планы не осуществились, а проблема утилизации отходов с каждым годом становится все серьезнее.
Замминистра промышленности и энергетики Коми Александр Гибеж привел в пример цифры официальной статистики: ежегодно на предприятиях республики образуется около 600 тысяч тонн древесных отходов. Реальный объем отходов больше – до полутора миллионов тонн. Только считанные предприятия решили проблему утилизации и переработки, в частности, это «Монди СЛПК» и Сыктывкарский фанерный завод. Остальные крупные предприятия, не говоря уже о малых и средних, пока в раздумьях. Отходы накапливаются, горят, чем наносят ущерб окружающей среде, а также, как выразился руководитель администрации Корткеросского района Василий Гончаренко, влияют на настроение жителей похожих на свалки поселков.
В качестве одного из вариантов эффективного использования отходов специалисты вновь и вновь предлагают развивать биоэнергетику — то есть пускать низкосортную древесину на производство тепловой и электрической энергии, заменять ею в котельных уголь и мазут. Пока в этом плане, по словам Александра Гибежа, Коми отстает от своих ближайших соседей — Вологодской и Архангельской областей, где есть примеры бездотационной и даже прибыльной работы котельных при довольно низких тарифах. Еще дальше на пути прогресса находятся скандинавские государства, в частности, Финляндия, где отходы используются в полном объеме и даже существуют плантации для выращивания леса на топливо.
Проект рассчитанной на два года программы предполагает пять основных пунктов. Среди них — строительство перерабатывающих производств, модернизация и строительство котельных и теплоэлектростанций, популяризация среди населения идеи топить печи древесными отходами.
Александр Гибеж каждый пункт разъяснил более подробно. В частности, создание за счет инвестиций средних по масштабу заводов по производству топливных гранул (пеллет) и брикетов может осуществляться при поддержке республики в виде субсидий. С созданием таких производств районы постепенно освободятся от свалок и получат новые рабочие места. В пользу брикетов говорит и их более низкая стоимость. По словам замминистра промышленности, Коми тепловая компания ежегодно закупает уголь в объемах около 110 тысяч тонн, половина направляется в лесные районы республики. С учетом транспортных расходов, уголь обходится в 4-6 тысяч рублей за тонну, да и в последнее время он часто некачественный. Немаловажна и экологическая составляющая: с переходом на брикеты вполовину уменьшится выброс в атмосферу углекислого газа, решится проблема «черного снега» и утилизации шлаков, компаниям меньше придется платить за наносимый природе ущерб. Топливные брикеты по теплотворности сравнимы с углем, а стоить будут дешевле — от 3,5 до 4 тысяч рублей за тонну, для их использования котельные переоборудовать не придется. В течение двух лет предполагается выйти на объемы производства брикетов в объеме 30 тысяч тонн.
В заключение Александр Гибеж предложил не создавать отдельную целевую программу, а включить проект в действующую программу по энергосбережению.
В ответ на замечание, что последние 5-7 лет в лесопереработке нет сдвига, замминистра заявил, что «сдвиги как раз есть, нет результатов», что льготы предприятиям предоставляются, и муниципалитеты начинают проявлять интерес. Василий Гончаренко проиллюстрировал это утверждение на примере своего района: в этом году планируется завершить строительство в Аджероме склада древесных отходов с 15-ти лесопильных предприятий, а в Мордино котельная будет переведена с угля на щепу.
- Сейчас сложно доказать даже приблизительными расчетами, насколько эффективна переработка отходов лесопиления в республике, - считает руководитель одного из «созревших» районов Василий Гончаренко. - Котельные убыточные, но затраты можно уменьшить, используя топливо, которое находится под ногами. Мы считаем, что это даст нормальную экономику для котельных, улучшит работу предприятий, которые не будут платить за ущерб природе, также не будет проблем с утилизацией отходов.
Скептически настроенные заявили: щепа невыгодна при существующих сейчас расценках, в ценах на дрова творится анархия, древесные отходы нужно сушить, а для этого необходимы склады. Склад рядом с домами не построишь, а значит, добавятся расходы на транспортировку топлива к котельным, которые, как правило, находятся ближе к центру населенного пункта. У поставщиков нет площадок для хранения дров, соответственно, привозят то, что есть — сырое и разносортное.
Замглавы республики Константин Ромаданов предложил на законодательном уровне закрепить мероприятия по регулированию цены на древесное топливо.
- Программа очень важна, муниципалитетам надо активнее подключаться, - резюмировал заместитель главы Коми.
Комментарии (53)
Имеется ли среди них хотя бы один специалист, способный возглавить проект по реализации всего ими нафантазированного?
Это такие "национальные особенности" бизнеса? Так они еще долго "торговать" будут.
Для справки - оборудование для изготовления пеллет "на месте" стоит дешевле некоторых внедорожников;)
обладатель самых глубоких карманов
мудрый и добрый мусье Ромаданов
А уж фраза - "замминистра заявил, что «сдвиги как раз есть, нет результатов» - вообще умилила. Тогда зачем предприятиям нужно было предоставлять льготы, если воз и ныне там ?
А дрова с брикетами скоро будем импортировать из Скандинавии. И всем будет счастье.
Слов нет, осталось чужие воровать: " Мелко, Хоботов"...
А насчет внутреннего потребления - посчитать бы всё это по человечески. Во что обойдется и что даст...
а) позволяющие перерабатывать древесные отходы деревообработки (опилки, кору, древесину, ветви, сучья, щепу) в синтетический или генераторный газ, что уже является сырьём для производства продуктов органической химии, включая моторные топлива;
б) позволяющие изготовливать арболитовые блоки (высококачественный строительный материал) на основе отходов лесоперерабатывающей промышленности (опилок или щепы), вяжущего компонента (портландцемента) и воды;
в) позволяющие создавать и производить древесно-полимерные композиты на термопластичном связующем (ДПКТ), другое название - поливуды или древопласты, пригодные для промышленной переработки в поддоны и тару, оборудование спортивных и детских площадок, мебель и ее элементы, строительные элементы, оконные и дверные профили, сайдинги и многое другое.
Не может не броситься в глаза, что обозначенные выше вещи могут найти большое применение в сфере малоэтажного строительства, следовательно, стимулировать надо в первую очередь именно таковое; строительство потащит за собой применение сберегающих технологий.
Владимир Алексеевич Тукмаков совсем недавно на "банке" так хорошо рассказывал, что в республике созданы все условия для малого бизнеса, даже что-то там о лизинге говорил. Вот и набросал бы с профильными коллегами из правительства региональную программку под бюджетирование производств глубокой переработки древесных отходов. А чтобы повадно было, так самим традиционным деревопильщикам и стругальщикам "навязать" глубокую переработку отходов древисины на условиях налоговых послаблений и преференций, т.е. помочь на старте, но и не мешать в дальнейшем, а если понадобится, то и выкупать какое-то время продукцию для использования её внутри республики...
...Пишу и улыбаюсь: да возможно ли такое здесь и у них?
Цели проекта
1. Сокращение затрат всех видов ресурсов (финансовых, энергетических, трудовых) на обеспечение потребителей тепловой энергией в сельской местности.
2. Повышение качества теплоснабжения, обеспечение горячим водоснабжением потребителей, повышение надёжности и устойчивости обеспечения теплом.
3. Высвобождение средств у потребителей для стимуляции спроса на рынке потребительских товаров. Сокращение социальной напряжённости.
4. Развитие внутреннего рынка газа
Результаты реализации проекта
1. Незамедлительное прекращение ежегодного роста платежей, связанных с организацией теплоснабжения потребителей на период 3-5 лет, с последующим существенным, кратным, сокращением затрат финансовых средств бюджетов и расходов граждан на теплоснабжение.
2. Ресурсо- и энергосбережение, повышение энергоэффективности.
3. Повышение качества жизни граждан и комфортности жилья.
4. Значительный рост объемов реализации газоиспользующего отопительного оборудования марки Electrolux в сельской местности.
Описание проекта и перспективы развития децентрализованного теплоснабжения
5. развитие внутреннего рынка газа
Развитие рыночных отношений в России коренным образом меняет принципиальные подходы к выработке и потреблению всех видов энергии. В условиях постоянного роста цен на энергоресурсы и их неизбежного сближения с мировыми ценами проблема энергосбережения становится по настоящему актуальной, во многом определяющей будущее отечественной экономике.
Вопросы разработки энергосберегающих технологий и оборудования всегда занимали значительное место в теоретических и прикладных исследованиях наших учёных и инженеров, но на практике в энергетику передовые технические решения внедрялись не достаточно активно. Государственная система искусственно заниженных цен на топливо (уголь, мазут, газ) и ложные представления о неограниченных запасах дешёвого, природного топлива в российских недрах привели к тому, что отечественная промышленная продукция является в настоящее время одной из самых энергоёмких в мире, а наше коммунальное хозяйство экономически убыточным и технически отсталым; население не имеют доходов для оплаты затрат коммунального хозяйства, что ведёт к глобальным негативным последствиям.
Малая энергетика коммунального хозяйства оказалась заложницей большой энергетики. Ранее принятые конъюнктурные решения о закрытии малых котельных (под предлогом их низкой эффективности, технической и экологической опасности) сегодня обернулись сверх централизацией теплоснабжения, когда горячая вода проходит от ТЭЦ до потребителя путь в 25-30 км, когда отключение источника тепла из- за неплатежей или аварийной ситуации приводит к замерзанию городов с миллионным населением
Большинство индустриально развитых стран шло другим путем: совершенствовали теплогенерирующее оборудование повышая уровень его безопасности и автоматизации, КПД газогорелочных устройств, санитарно гигиенические, экологические, эргономические и эстетические показатели; создали всеобъемлющую систему учёта энергоресурсов всеми потребителями; приводили нормативно-техническую базу в соответствие с требованиями целесообразности и удобства потребителя; оптимизировали уровень централизации теплоснабжения; перешли к широкому внедрению альтернативных источников тепловой энергии. Результатом такой работы стало реальное энергосбережение во всех сферах экономике, включая ЖКХ.
Наша страна находится в начале сложного пути преобразования ЖКХ, которое потребует проведения в жизнь многих непопулярных решений. Концепцией реформирование ЖКХ, принятой в 1997 году, предполагалось, что все нововведения реформ будут вестись при опережающем росте доходов населения и не будут обременять людей – реалии получились обратные.
Энергосбережение является магистральным направлением развития малой энергетики, движение по которому способно значительно смягчить болезненные для большей части населения последствия от роста цен на коммунальные услуги.
Постепенное увеличение доли децентрализованного теплоснабжения, максимальная приближения источника тепла к потребителю, учёт потребителем всех видов энергоресурсов позволят не только создать потребителю более комфортные условия, но и обеспечить реальную экономию газового топлива.
Традиционное для нашей страны система централизованного снабжения теплом от ТЭЦ через магистральные теплопроводы, известна и обладает рядом достоинств. В общем, объеме источников тепловой энергии на централизованные котельные приходится 68% , децентрализованные –28%, прочие –3% . Крупными теплофикационными системами вырабатывается около 1,5млрд.Гкал в год, из них 47% на твердом топливе,41% на газе, 12% на жидком топливе . Объемы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2-3% в год (доклад зам . министра энергетики РФ). Но в условиях перехода к новым хозяйственным механизмам, известной экономической нестабильности и слабости межрегиональных, межведомственных связей, многие из достоинств системы централизованного теплоснабжения оборачиваются недостатками.
Главным из которых является протяженность теплотрасс. Согласно сводным данным по объектам теплоснабжения 89 регионов РФ, суммарная протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 183,3 млн.км. Средний процент изношенности оценивается в 60-70% . Удельная повреждаемость теплопроводов в настоящее время выросла до 200 зарегистрированных повреждений в год на 100 км тепловых сетей. Причём тяжесть повреждений нарастает и повреждаются не отдельные элементы, а выходят из строя целые системы, восстановлению, в отдельных случаях, не подлежащие; число таких аварий растёт. По экстренной оценке не менее 15% тепловых сетей требуют безотлагательной замены . Чтобы прервать процесс старения тепловых сетей и остановить их средний возраст на существующем сейчас уровне , необходимо ежегодно перекладывать более 4% трубопроводов , что составляет около 7300 км сетей в двухтрубном исчислении .Это потребует выделения примерно 70 млрд. . руб. в текущих ценах (доклад зам. министра РФ) .В дополнению к этому, за последние 10 лет в результате недофинансирования практически не обновлялся основной фонд отрасли. Вследствие этого, потери теплоэнергии при производстве, транспортировке и потреблении достигают 70%, что привело к низкому качеству теплоснабжения при высоких затратах. Это и объясняет прирост производства теплоносителя.
Организационная структура взаимодействия потребителей и теплоснабжающих предприятий не стимулирует последних к экономии энергетических ресурсов. Система тарифов и дотаций не отражает реальных затрат на теплоснабжение.
В целом, критическое положение, в котором оказалась отрасль, предполагает в ближайшем будущем возникновение крупномасштабной кризисной ситуации в сфере теплоснабжения для разрешения которой потребуются колоссальные финансовые вложения.
Таким образом, техническая и экономическая эффективность сетей недопустимо низка, а затраты на приведение в нормативное состояние или на их замены сегодня для общества непосильны – такие затраты приведут к кратному увеличению тарифов. Наше общество, видимо, не обладает возможностью расходования таких ресурсов – отвлечение средств может привести к крайне негативным последствиям для всей экономической ситуации в стране.
Насущный вопрос времени – разумная децентрализация теплоснабжения, по квартирное теплоснабжение. Децентрализация теплоснабжения (ДТ) – наиболее радикальный, эффективный и дешёвый способ устранения многих недостатков.
Обоснованное применения ДТ в сочетании с энергосберегающими мероприятиями при строительстве и реконструкции зданий даст большую экономию энергоресурсов в России. Вот уже четверть века в наиболее развитых странах не строят квартальных и районных котельных. В сложившихся сложных условиях единственным выходом является создание и развитие системы ДТ за счёт применения автономных теплоисточников.
Процесс децентрализации теплоснабжения, охвативший ряд стран Европы (Италия, Германия), Азии (Корея, Япония – последняя вовсе не имеет централизованного теплоснабжения) и Америки (США, Канада), с каждым годом все более ощутимо проявляется и в России. На данный момент можно уже говорить об общероссийской тенденции децентрализации отопления. Это косвенно подтверждается данными опубликованных в прессе маркетинговых исследований. Так за последние годы пуск в эксплуатацию котельных большой мощности (свыше 100 Гкал/час) в большинстве административных округов России отмечался лишь в единичных случаях, в то время как ввод в строй котельных малых мощностей (до 20 Гкал/час) повсеместно растет. Наступление процесса децентрализации серьезным образом затрагивает самые разные отрасли ЖКХ, как на этапе строительства систем автономного теплоснабжения так и при их эксплуатации.
Причины, по которым все чаще предпочтение отдается автономным системам отопления, в общем, очевидны. По сути, децентрализация теплоснабжения является одним из наиболее эффективных методов экономии энергоресурсов и материальных средств. Максимальное приближение источника тепла к потребителю значительно снижает и даже практически полностью исключает потери тепла по ходу теплотрасс. Вместе с тем снижаются или полностью исключаются расходы на прокладку и обслуживание теплотрасс. Снижаются затраты на строительство и оборудование специальных помещений для тепловых узлов. Более того новые возможности обретает жилищное строительство. При использовании автономных систем теплоснабжения, становится возможным строительство многоквартирных жилых объектов в районах новой застройки, необеспеченных развитой сетью теплотрасс; в микрорайонах и кварталах с хроническим недогревом; в зонах тупиковых теплотрасс.
Сегодня, как никогда остро встал вопрос эффективного использования тепла и электроэнергии. Один из путей решения этой проблемы – создание децентрализованных систем теплоснабжения. Возникла необходимость создания автономных источников теплоснабжения. Стоимость производства тепла у таких котлов в разы дешевле по сравнению с центральным отоплением. Существенным плюсом является значительная экономия площади застройки. Практика показывает, что они окупаются через 2-5 лет, при этом ресурс эксплуатации составляет 20 лет. Уходит в прошлое ремонт теплотрасс с нарушением автодорожной сети и отсутствием горячей воды.
Децентрализация теплоснабжения – в районах новой застройки каждый вводимый объект (здание, группа зданий) сооружаются одновременно с собственным источником тепла – котлом. Обеспечивается экономия затрат на строительство магистральных тепловых сетей больших диаметров, т.к. стоимость газопровода к котельной здания или микрорайона на порядок ниже, чем теплосети при равной передаваемой тепловой мощности.
Как показывает опыт применения автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в г. Москве, единовременные капитальные вложения на источники тепла сократились почти на 30%, на тепловые сети в 3,4 раза, почти на 50% уменьшился годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снизилась в 2,5 раза. При этом повысилась надежность, экономическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Созданы условия без замораживания огромных капитальных вложений, введения в действие систем теплоснабжения к сроку и к месту ввода жилья и объектов соцкультбыта. Во многих случаях и с опережающими темпами.
Еще один положительный пример применения локальных технологий.
В муниципальном образовании «Крутинский район» Омской области были проведены работы по переводу жилищного фонда и объектов социальной сферы на индивидуальные источники отопления. В целом весь комплекс работ, включая строительство газопровода и установку локальных источников теплоснабжения, был осуществлен в течении 3-х месяцев. Стоимость выполненных работ составила 47,4 млн. рублей. В результате закрытия газомазутной котельной и перевода потребителей на отопление от индивидуальных газовых котлов (население) и автономных теплоисточников (прочие потребители) удалось добиться следующих показателей:
• Снизилась в 5 раз стоимость услуги теплоснабжения для населения и в среднем составляет 1,42 руб./м2 в месяц и в то же время качество услуги теплоснабжения полностью соответствует утвержденным санитарным нормам;
• Потребление топлива (природного газа) снизилось более чем в 3,5 раза, что в целом составило экономию бюджетных средств в 274,2 тыс. рублей в месяц;
• Ликвидировано тепловых потерь в объеме свыше 4,0 тыс. Гкал/год и отпала необходимость в восстановлении теплотрассы, ориентировочная стоимость – 5,0 млн. рублей;
• Снизилась на 20% стоимость услуги теплоснабжения для потребителей бюджетной сферы, отапливающихся от локальных теплоисточников, что в целом составит экономию в 840 тыс. рублей в год;
• Снизилась нагрузка на все уровни бюджетов в части возмещения разницы в тарифах – 827,9 тыс. рублей, субсидий и льгот – 400 тыс. рублей в год.
Степень экономии средств и тепла в первую очередь зависит от избранного варианта автономного теплоснабжения.
Автономное отопление многоквартирных домов
Высшая степень децентрализации бытового теплоснабжения обеспечивается при использовании поквартирных систем отопления и горячего водоснабжения. В этом случае для отопления многоквартирных домов в каждой квартире устанавливаются газовые настенные котлы малой мощности, обычно 18-24 кВт. Для этих целей идеально подходит отопительное оборудование марки Electrolux. Настенные газовые котлы Electrolux разработаны специально для эксплуатации в российских условиях. Ряд уникальных конструктивных решений позволяет им надёжно работать в условиях низкого давления газа, «жёсткой» воды и нестабильного напряжения в электросети. Важно отметить что данное оборудование выгодно отличается и стоимостью по сравнению с другими зарубежными аналогами.
Уже российский опыт показывает, что по сравнению с традиционным централизованным теплоснабжением стоимость единицы тепла снижается при использовании поквартирного отопления в кратно, а по отдельным расчетам в 5-7 раз. Системы поквартирного отопления оказываются экономически выгодными как на этапе капитального строительства так и в процессе эксплуатации. Реальные затраты для системы поквартирного отопления в сравнении с расчетными по центральному отоплению и отоплению блочной котельной были просчитаны на примере 33-квартирного дома, построенного в Туле, и подтверждаются результатами сравнительного технико-экономического анализа проведенного на базе 12-этажного дома группой исследователей Московского строительного университета. По данным собранным в Туле в эксплуатационный период удельный расход топлива на единицу отапливаемой площади при использовании системы поквартирного отопления, почти вдвое ниже, чем при центральном отоплении и в полтора раза ниже расхода при использовании блочной котельной. Даже с учетом 55% дотации для потребителей услуг центрального отопления, эксплуатационные затраты при пользовании "поквартиркой" все равно оказались существенно ниже.
Отдельно стоит отметить вариант решения автономного отопления за счет установки каскада котлов малой или средней мощности. Особые надежды на перспективу внушает использование в этих целях конденсационных котлов, сравнительно недавно появившихся на Российском рынке. Эта техника отличается при малых размерах и относительно небольших мощностях очень высокой производительностью, за счет высокого КПД. Объединенные в каскад несколько настенных конденсационных котлов, способны отапливать многоквартирный дом, не требуя специально отстроенного и оборудованного помещения для их размещения.
Однако если за каскадами конденсационных котлов возможно будущее, на сегодняшний день самым продвинутым проектом автономного отопления в России, несомненно, можно считать системы поквартирного отопления.
Поквартирное отопление в городах
Поквартирное отопление, получившее широкое распространение в Европе - в Италии, например, таким способом отапливаются 14 миллионов квартир — в Россию пришло с некоторым опозданием.
На начальном этапе развития поквартирного отопления в России, строители часто устанавливали в системах поквартирного отопления одноконтурные котлы мощностью 19 и даже 16 кВт, с открытой камерой сгорания. Такой котел используется только для отопления, а для обеспечения потребности пользователя в горячей воде необходимо дополнительно устанавливать накопительный или проточный водонагреватель. Забор воздуха для горения пламени горелки котла с открытой камерой сгорания, осуществляется из внутренней среды отапливаемого помещения, не изолированной и от попадания в нее продуктов горения.
На сегодняшний день очевидно, что перспективу для поквартирки имеют только двухконтурные котлы с закрытой камерой сгорания, мощностью 24 кВт, к которым предъявляется еще ряд дополнительных требований:
• Закрытая камера сгорания.
• Мощность 24 Квт.
• Наличие двух контуров для отопления и ГВС.
• Принудительная тяга.
• Циркуляционный насос.
• Электронное зажигание, ионизационный контроль пламени горелки.
• Непрерывная электронная модуляция пламени.
• Автоматическая электронная система самодиагностики.
• Высокая надежность оборудования.
.
В последнее время и в России все больше внимания стало уделяться надежности техники, удобству обращения с ней и созданию комфортных условий для пользователя, предоставления ему дополнительных удобств. Поэтому к современным котлам, в том числе и для поквартирного отопления, все чаще предъявляется еще одно требование - наличие в конструкции или возможность подключения к приборам программируемых устройств контроля теплового комфорта в помещениях. Для этого обычно используются комнатные или выносные термостаты, порой с дистанционными системами управления. При оборудовании отопительного оборудования термостатами и датчиками температур, размещающихся на улице, работа котла автоматически согласуется с погодными изменениями. Такую автоматику называют погодозависимой. Фактор предоставления комфорта пользователю настолько стал значим в конкурентной борьбе на российском рынке отопительного оборудования, что практически все крупные поставщики имеют в линейке настенников модели, оснащенные погодозависимой автоматикой. Которая, кроме предоставления условий дополнительного комфорта потребителю, позволяет еще намного рациональнее расходовать топливо при работе котла.
Поквартирное отопление в сельской местности
Существующие системы централизованного теплоснабжения на селе, как правило,
обеспечивают потребителей горячей водой сезонно или не обеспечивают совсем.
Технический и моральный износ, несоответствие мощности системы присоединённой нагрузке, сверхнормативные потери и низкая плотность застройки - это те факторы, которые не позволяют вести эффективную эксплуатацию, обеспечивать требуемую надёжность и комфорт. Всё это ведёт к неустойчивому финансовому положению поставщиков и к значительной тарифной нагрузке на потребителей тепла.
Создание новых централизованных систем теплоснабжения в сельских населённых пунктах экономически бесперспективно -- затраты на устройство децентрализованного теплоснабжения кратно ниже: от 2 до 20 раз. Кроме того, эксплуатационные затраты для децентрализованных систем теплоснабжения, обеспечивающих потребителей горячим водоснабжением и отоплением, ниже в разы. Выше комфорт и надёжность.
Ответственность за организацию отопления на территориях несут администрации сельских поселений. Поэтому затраты на восстановление вентканалов, на обустройство коробов для удаления продуктов сгорания, затраты на проведение работ на общедомовом имуществе в МКД, на подготовку проектной документации и на её согласование полагается целесообразным возложить на муниципальное образование, что потребует принятия муниципальной программы, аналогичной программам, принимаемым при финансовой поддержке Фонда содействия реформирования ЖКХ. Кроме того на работы общего характера возможно привлекать средства собственников существующих теплоисточников. Они часто не заинтересованы экономически в эксплуатации существующей системы централизованного теплоснабжения.
Однако, существует объективное препятствие в проведении децентрализации систем
теплоснабжения в сельской местности - у собственников помещений отсутствуют в
необходимом объёме денежные средства на проведение работ и приобретение оборудования.
Предлагается решить эту проблему через использование таких инструментов как кредитование населения на приобретение и монтаж отопительного оборудования, настенных котлов или передачу данного оборудования в лизинг.
Вариант № 1. Децентрализация теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление с использованием кредитования физических лиц на льготных условиях.
На сегодняшний день, Правительством РФ совместно с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» инициированы и финансируются программы кредитования «Газификация жилья на селе» и «Инженерные коммуникации». Данные программы представляют специальные условия по кредитам на выполнение работ по газификации - оплату проекта, прокладку газопровода, монтаж газового оборудования и даже пристройку под котельную, замену систем отопления, в том числе и ее децентрализация. На сегодняшний день условия кредитования выглядят следующим образом:
На селе кредит на газификацию Россельхозбанк даёт в итоге под 14,5% годовых для тех, кому на день окончания выплат не более 65-ти лет и под 7,4% для тех, кому будет 75 лет. Кредит выдается сроком до пяти лет. В бюджетах многих регионов заложена компенсация выплаты кредита на вышеуказанные нужды. Например, в Курской области администрации компенсируют 8,1 % годовых по выданным кредитам Россельхозбанка, поэтому конечная ставка по кредиту обходиться населению в 6,4 % годовых.
При реализации и монтаже более чем 100 котлов, возможно предоставление скидок, которые могут покрывать расходы на обслуживание банковских процентов. В результате затраты семьи на организацию теплоснабжения фиксируются на 5 лет на уровне сегодняшнего платежа за отопление, не повышаются каждый новый год и позволяют обеспечить себя не только теплом, но и горячей водой и погасить кредит.
Схема реализации данного варианта выглядит следующим образом:
1.Администрация сельского поселения (муниципалитета) организует сход граждан и доводит информацию о децентрализации теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление, об условиях и затратах на проведение децентрализации;
2. Принятие решения о переходе на децентрализованное теплоснабжение на общих собраниях собственников жилья - для решения нужно иметь не менее 66,67% от площади;
3. Муниципалитет исключает дома из схемы централизованного теплоснабжения;
4. Заключение собственниками квартир договоров с подрядчиком;
5. Оформление и получение кредита под эти договоры;
6. 50% авансирование денежных средств на приобретение оборудования подрядчиком и проведение монтажных работ.
7. Выполнение работ и окончательный расчёт с подрядной организацией со стороны собственников жилья.
Необходимо отметить, что по данной схеме на сегодняшний день проходит децентрализация теплоснабжения в 9 районах Курской области, при которой на поквартирное отопление будет переведено более тысячи квартир и домовладений.
Вариант № 2. Децентрализация теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление с использованием лизинга отопительного оборудования.
Одним из вариантов решения проблемы отсутствия у собственников помещений необходимых в полном объёме денежных средств на проведение работ и приобретение оборудования, при децентрализации теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление является схема лизинга.
Данная схема имеет ряд отличительных преимуществ по отношению к схеме кредитования физических лиц на приобретение оборудования. Затраты связанные с обслуживанием лизинга в большей своей части покроются за счёт оптовой скидки предоставляемой производителем оборудования. Это позволит приобрести оборудование и произвести его монтаж и вести его техническое обслуживание специализированными организациями на период лизинга без существенного удорожания. Суммарные затраты на выплату лизинговых платежей и расчётов за энергоноситель, потреблённый для производства тепловой энергии, в идеале, не должны превышать существующего платежа за централизованное отопление. Данное условие выполнимо при сроке лизинга в 5 лет.
При сроке лизинга 3 года размер ежемесячных суммарных затрат в отдельных случаях
может несколько превысить размер существующей оплаты за централизованное
теплоснабжение, но сокращение срока лизинга ведёт к сокращению общих затрат
на его обслуживание. Принятие решения по сроку лизинга позволяет оптимизировать расходы.
Лизингополучателем на территории населённого пункта может выступать юридическое лицо, отвечающее требованиям для реализации лизинга, и, желательно, ведущее данную
деятельность на территории всего субъекта РФ. Это снижает издержки, минимизирует риски и сократит затраты конечного потребителя. Данными юридическими лицами могут выступать газораспределительные организации, представленные на данных территориях или крупные подрядные компании, осуществляющие свою деятельность на данных территориях. Главное условия для лизингополучателя - фирма способная имуществом и оборотами гарантировать обслуживание суммы контракта.
Владельцы помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах
участвуют в программе на условиях сублизинга. В сублизинг получают оборудование с оплаченным монтажём собственники или балансодержатели нежилых помещений и объектов социальной сферы. Это не увеличивает запланированных бюджетных расходов, связанных с организацией теплоснабжения, фиксирует их на период лизинга и приводит к их, практически, кратному сокращению по его прекращению. В проработанных вариантах суммарные затраты (в данных расчётах учтены затраты на приобретение оборудования и его монтаж.) на перевод многоквартирного дома на поквартирное газовое отопление составили от 50 до 70 тысяч рублей на квартиру.
На сегодняшний день, технические и технологические решения отработаны и опробованы неоднократно в различных населённых пунктах. Субъективные факторы, препятствующие реализации, вполне решаемы при условии активного участия местных органов самоуправления и региональных властей. Схема финансирования имеет предварительную проработку с лизинговой компанией. До настоящего времени в качестве финансового инструмента использовался не лизинг, а кредит. Но для данного рода проектов лизинговая схема, видимо, более рациональна. Практика реализации подобных проектов в Курской области на протяжении 10 лет показала их высокую социальную эффективность.
Для наиболее эффективного решения проблемы децентрализации теплоснабжения необходимо решение вопросов нормативно-правового регулирования децентрализации нерентабельных систем централизованного теплоснабжения. Однако, сегодня отсутствует чёткая и однозначная позиция надзорных органов в вопросах применения технических решений по децентрализации теплоснабжения объектов социальной сферы, отсутствует единый подход к решению данного вопроса. В этой связи, возникает необходимость выработки и проведения единой позиции надзорных органов в вопросах теплоснабжения малых объектов социальной сферы с максимально возможным применением бытовых котлов. Решение данного вопроса позволит кратно сократить расходы бюджетов и граждан на организацию теплоснабжения, повысить энергетическую эффективность использования ТЭР и обеспечить значительный социальный эффект. Целесообразно проработать данный вопрос более подробно с целью выработки единого подхода у всех надзорных и контролирующих органов. При необходимости подготовить и дать соответствующие поручения по внесению дополнений в существующие нормативные правовые акты.
В случае невозможности использовать схему поквартирного отопления с индивидуальными котлами малой мощности, целесообразно рассмотреть следующую схему децентрализации теплоснабжения в сельской местности.
На многоквартирный дом устанавливается котел средней мощности(например, от 200 кВт.). Такие котлы можно устанавливать вне помещений у фасада, рядом с врезкой тепловодоснабжения, таким образом, котел замыкается в существующий контур обеспечения горячей водой и отоплением. Система отвода отработанных газов может быть выведена по торцу здания на верх. УК заключает договор с газоснабжающей организацией на обеспечение газом (подводка газа может осуществляться за счет муниципальных средств в рамках программ развития газоснабжения). Муниципалитет выводит существующие котельные (работающие на мазуте или угле) из эксплуатации (это означает, что котлы должны устанавливаться на всей группе организаций, питающихся от данной котельной), что экономит существенные средства. УК заключает договор с МУП, который в данный момент отвечает за сбор коммунальных платежей. Лизинговая компания получает лизинговые платежи через этот МУП. Таким образом, риски неплатежей для лизинговой компании снижаются. После окончания договора лизинга, УК получает всю сумму коммунальных платежей на свой расчетный счет, и тратит их на обслуживание котлов, на платежи за газ, и т.д. Важно отметить, что данный вариант децентрализации необходимо лишь рассматривать тогда, когда нет альтернативы поквартирного отопления.
В заключение, хочется еще раз отметить, что теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности – важнейшая задача. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействует на экономику страны, и усиливают социальную напряженность. При сложившейся ситуации внедрение любых ресурсосберегающих технологий будет оправдано.
Объект
Жилой многоквартирный дом
Адрес: Курская обл., Октябрьский р-н, пос. Прямицино, ул. Северная, д.1
33 квартиры
Общая площадь – 2100,2 кв.м.
Жилая площадь – 1889,6 кв.м.
Высота здания – 9 м
Подведенное центральное тепло используется только на отопление.
Установленная мощность – 0,2 МВт (0,171 Гкал)
Климатологические данные.
Отопительный период – 200 суток
Средняя температура наружного воздуха за отопительный период: -3 ºС
Максимальная отрицательная (расчетная) температура наружного воздуха за отопительный период: -28 ºС
Расчетная температура внутри помещений: +22 ºС
Тарифы:
Стоимость 1 Гкал тепла – 2000 рублей
Стоимость 1 м3 природного газа – 3,5 руб**
Расчет.
Определение количества тепловой энергии, расходуемой на дом за отопительный период.
Qот год.= Qот ср • 24 • n
Qот ср = Qот мах • (tвн – tот ср) / (tвн – tот)
Qот мах = 0,2 МВт
Qот ср = 0,2 • (+22 – (-3)) / (+22 – (-28)) = 0,1 МВт
Qот год.= 0,1 • 24 • 200 = 480 МВт
Определение годовых затрат
Стоимость тепловой энергии получаемой от центрального источника:
480 / 1,167 • 2000 = 822622 рублей
Стоимость тепловой энергии получаемой от автономного источника (затраты на газ):
480 • 110 • 3,5 = 184800 рублей
Выводы
Экономия: 822622 – 184800 = 637822 рублей
Капитальные затраты (перевод на автономное теплоснабжение):
- монтаж оборудования (теплового) – 722220 рублей
Таким образом, вложения окупаются за 2 года.
Все цифры носят предварительный характер и подлежат уточнению.
Примеры из интернета:
В рамках оптимизации схем теплоснабжения Ивановской области на индивидуальное отопление переводятся 273 квартиры жителей. Об этом рассказал 21 ноября заместитель председателя регионального правительства Александр Фомин в ходе рабочей поездки в с.Осташево Кинешемского района.
В этом году в с.Осташево Кинешемского района была выведена из эксплуатации нерентабельная газовая котельная, оборудование которой износилось, и только на ремонт дымовой трубы которой требовалось более 1 млн. рублей.
По поручению Губернатора Ивановской области Михаила Меня Департаментом жилищно-коммунального хозяйства проводилась целенаправленная работа по выводу из эксплуатации нерентабельных котельных, модернизации устаревших источников теплоснабжения с установкой нового оборудования и применением энергосберегающих технологий, строительству новых котельных.
Было принято решение перевести два многоквартирных дома с.Осташево (36 квартир, в которых проживают около 100 человек). на индивидуальное газовое отопление На эти цели данному поселению была выделена субсидия в размере 2,5 млн.рублей.
Как отметил Александр Фомин, ежегодно из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов по оказанию услуг теплоснабжения от данной котельной муниципальному образованию предоставлялась субсидия в размере 1,6 млн.рублей, всего же на эксплуатацию данной котельной каждый год тратилось почти 2,5 млн. рублей», – рассказал Александр Фомин.
Таким образом, по словам заместителя председателя правительства Ивановской области, затратив однократно всего около 17млн. рублей на перевод 273 квартир жителей на индивидуальное отопление, уже в этом году областной бюджет сэкономит более 20 млн. рублей.
http://www.ivanovoobl.ru/department_archive.aspx?id=88
Как говориться - комментарии излишни!
Нагрузка на семейные бюджеты снижается -- меньше денег "сжигается" в котлах и не "утекают" деньги из теплотрасс, а высвободившиеся средства стимулируют спрос, увеличивая достаток семьи -- растущий спрос нужно использовать для создания рабочих мест -- новые рабочие места и возможность заработка это крайне необходимое условие для благополучия экономики и для позитивного состояния социальной среды.
С другой стороны, снижается антропогенная нагрузка на природу, меньше сырьевых ресурсов требуется добыть, меньше транспортировать и сжигать топлива, меньше выбросов, меньше загрязнений.
Кроме этого, надо принимать во внимание, что и сам процесс децентрализации теплоснабжения создаёт рабочие места, даёт доходы семьям. В идеале, нужно выстраивать создание рабочих мест не только в секторе монтажа и проектирования работ по монтажу нового оборудования, но и в секторе проектирования и производства этого оборудования и его сервисного обслуживания.
Кстати, забыл упомянуть о снижении нагрузки на бюджеты, а оно очень велико -- ИМХО, есть много более приоритетных направлений для вложения бюджетных средств, чем прожигать их на оплату деятельности неэффективной инфраструктуры.
И нынешний уровень развития техники, нынешний технологический уклад, экономики и финансы, социальный аспект -- всё именно за такой подход к организации теплоснабжения.
Закон о теплоснабжении изменил порядок такого перехода для всей страны.
Алгоритм действий следующий. Решение собственников жилья о реконструкции системы отопления и горячего водоснабжения в доме направляется в администрацию поселения для корректировки схемы теплоснабжения -- депутаты утверждают решение о том, что этот дом, по такому-то адресу, больше не входит в зону централизованного теплоснабжения.
Далее, получение технических условий, проектные работы (это за всех собственников делает инициативная группа, всем не нужно ходить по очередям, администрация помогает), затем выбор собственниками подрядчика или подрядчиков (кто хочет может самостоятельно для своей квартиры принимать то решение, которое его более привлекает), аванс 50%, комплектация оборудованием и материалами, монтаж, сдача, окончательный расчёт, пуск газа.
При этом, даже с учётом того, что если привлекает владелец квартиры заёмные средства,
то его месячные расходы на организацию отопления и теплоснабжения с учётом оплаты
займа обычно не возрастают, а при выплате займа сокращаются кратно -- в 3-5 раз.
Кредиты на это берут под 15-16% годовых, до 5-ти лет. Подрядчики за опт -- весь дом делать и закупать оборудование дешевле -- дают скидку в 30%.
Если жильё в сельской местности, то областной бюджет софинансирует ставку по кредиту в размере ставки рефинансирования -- кредитные деньги для селян получается занять примерно под 6,5%
Затраты на квартиру получаются 50-70 тысяч -- иногда несколько меньше, иногда несколько больше.
Главное -- решение собственников дома о переходе всего дома на поквартирное теплоснабжение.
Уже много раз просчитано/написано/доказано, что в наших условиях использовать отходы лесозаготовки на отопление - БРЕД. А тут снова из пустого в порожнее. Сразу мысли: кто-то хочет что-то урвать и имеет возможность.
Заставьте вывозить весь этот материал на полигон (места после вырубок леса, перепахивать и сажать молодняк с ПРАВОМ эксплуатации участков.. и все, проблемы нет. Экология будет рада, люди успокоятся... уже есть реальный опыт подобного дела - больше, чем 20 лет назад в Сысольском р-не щепу вывозили на вырубки - экологи орали -" что делаете!, природу портите" сейчас там лес, который через 20 лет будет вполне деловой, а щепы и след простыл (на сотнях кв.м было от 0,7 м и выше слоя щепы с опилками)