10:57, 28.07.2012 / ОБЩЕСТВО

Корреспондент "Молодежи Севера" сдала ЕГЭ

Обычно сочинения на тему «Как я сдавал ЕГЭ» пишут выпускники 11-х классов. У них получается эмоционально, живо и со знанием дела - как - никак, для многих хорошие баллы становятся целью и главной темой последнего года, а то и двух последних лет учебы. Я закончила школу 10 лет назад и до нынешнего лета о ЕГЭ знала только со слов. Помню, как вздыхали знакомые педагоги, говорившие о натаскивании и зубрежке. Школяры сначала больше радовались, предполагая, что тесты сдавать проще - куда-нибудь ткнешь, и «авось» получится. Спустя какое-то время оценки изменились: выпускники стали страдать из-за ЕГЭ, говоря о его сложности и невозможности набрать хорошие баллы. Несколько лет назад, общаясь с главой Рособрнадзора Любовью Глебовой, я поинтересовалась: «И все-таки ЕГЭ - это хорошо или плохо?» Собеседница тактично ответила: «ЕГЭ - это форма оценки знаний, которая уже стала нормой. Поэтому нужно относиться к нему как к свершившемуся факту: ни хорошо-ни плохо, это то, что есть». Корреспондент МС решила сдать ЕГЭ.

газета 29 (10).jpg

Рис. Максима Борисова

Решение сдавать ЕГЭ я приняла примерно за месяц до первого экзамена. Суть эксперимента была проста: подготовиться - написать - оценить свои результаты. Выбрала два предмета. Тем, который знаю получше, оказался русский язык. Его учили в школе и потом на факультете журналистики уделяли немало внимания. Вторым стала биология - предмет, по которому в начале лета в моей голове не было никаких знаний. Те, что были, знаниями назвать сложно, скорее так - бессвязные мысли. Подготовку я бы не стала называть плотной. Под присмотром знакомой учительницы русского языка порешала с десяток вариантов, почитала, как пишутся сочинения. Биологией пришлось позаниматься более усиленно. Правда, в условиях работы и постоянных командировок эти занятия сложно было назвать систематическими. Что-то читала в поездах, самолетах, раза четыре посидела с другой знакомой - преподавательницей биологии, она объясняла ловушки, которые чаще всего попадаются в тестах. Объективно, если бы я так готовилась к экзаменам, которые сдавала 10 лет назад, выше тройки вряд ли бы получила.

7 июля. В приемной комиссии настоятельно порекомендовали приехать за час до начала экзамена. Уже за полтора часа на крыльце экономического корпуса СГУ топчется несколько десятков молодых людей. Возраст разный, в основном от 18 до 25 лет. Многие заметно нервничают. На дверях здания в сумасшедшем порядке имена участников ЕГЭ. Найти свою фамилию непросто, еще сложнее понять, в какой аудитории предстоит сдавать экзамен. Многие, не разобравшись, решают узнавать все на месте. В само здание не пускают.

- А в туалет-то можно? - спрашиваю у охранника.

- Нет, никого не велено пускать до определенного времени, - слышу в ответ.

Нервозность растет. Запускать начинают примерно в половине десятого. На входе проверяют фамилию по паспорту. Поток большой, с боем люди узнают, в какую аудиторию им идти. В фойе корпуса - шум и гам, которым позавидовали бы на турецком базаре. Выйти покурить уже нельзя, равно как и разговаривать по телефону. Если видят, что у тебя есть телефон, его попросят сдать. Для рассеянных продают ручки, те самые гелевые с черной пастой. Купить ее можно за 18 рублей. В обычном магазине они стоят рублей 12. По данным регионального Министерства образования, в этот день по республике русский язык сдавало 485 человек. В Сыктывкаре, по моим ощущениям, было человек 200. Согласно правилам проведения ЕГЭ всех участников распределили по аудиториям, не более 15 человек в каждой.

В памятках можно прочитать: «Экзамен начинается в 10.00 по местному времени». Наш экзамен начался с большим опозданием. Бегом, запыхавшись, гремя каблуками на весь коридор, в аудиторию прибежала дама и принесла тесты, которые здесь принято называть «контрольно-измерительными материалами». Кроме КИМов, в запечатанных конвертах оказались бланки регистрации участников и формы для занесения ответов. После формальной процедуры - вписать фамилию, имя, отчество, дату и название предмета - можно было приступать к тесту. На выполнение трех частей экзамена (А, B, C) по разным предметам установлено разное время. Так, над задачами по математике и литературе можно размышлять 240 минут, на физику и историю дается 210. Для выполнения теста по русскому языку и биологии отводится 180. Все, конечно, зависит от сложности попавшегося варианта, но, как мне показалось, трех часов предостаточно, чтобы выполнить все задания. Если голова устала думать, можно сходить проветриться - до туалета и обратно. В сопровождении. Еще во время экзамена можно есть и пить. Тарелку с супом взять вряд ли получится, но бутылку с водой и шоколадку можно. В то, что шоколад стимулирует работу мозга, до сих пор верят многие.

Биологию 14 июля по республике решилось написать 86 человек. В Сыктывкаре на экзамен явилось два - три десятка. Примерно столько же в этот день сдавали и историю. Тем не менее ажиотажа не было. Второй экзамен прошел в тихой, спокойной обстановке. Хотя снова пришлось ждать, когда принесут конверты.

Я не торопилась формулировать свои впечатления. Нужно было подождать результатов. И, стоит отметить, они пришли достаточно быстро. Уже через 5 дней после экзамена можно было узнать, на сколько баллов тянут твои знания. Отдельная история, как в Сыктывкаре получают эти самые результаты. По телефону приемной комиссии СГУ, которая отвечает за организацию ЕГЭ, вам могут сказать только о том, что оценки пришли, но конкретно ваши баллы не озвучат. Все по старинке: нужно добираться до главного корпуса вуза и искать свою фамилию в списках, вывешенных на входе. В центральных и не только регионах уже давно действует система, когда результаты ЕГЭ можно узнать через интернет, просто введя на специальных сайтах свои фамилию и номер паспорта. Специалисты местного минобразования утверждают, что такая возможность скоро появится и в Коми. Информацию можно будет найти на сайте Республиканского информационного центра оценки качества образования (www.ricoko.ru), модель уже разработана.

Итак, мои оценки: русский язык - 87 баллов, биология - 67. Обычно в этот момент мои знакомые начинают активно переводить эти результаты в пятибалльную систему, по которой 87 - это почти «пять», а 67 - уверенная «тройка». К сожалению, не все так просто. Для перевода значений ЕГЭ в пятибалльную систему раньше использовали специальные таблицы и формулы. Сейчас от них отказались. За ненадобностью. Результаты ЕГЭ не влияют на школьный аттестат, а вузы устанавливают проходные баллы, ориентируясь на 100-балльную систему. Проще оперировать другими понятиями. Минимальный порог (им определяется минимальный объем обязательных знаний по предмету) в обоих случаях установлен в пределах 40 баллов. Если ты набрал меньше, считается, что экзамен не сдал. Есть и другие цифры. Выпускники этого года, сдававшие ЕГЭ в первой волне, в среднем писали тесты по русскому на 60,1 балла, а биологию - на 53,2. Участники второй волны показали результаты похуже: средний балл по русскому языку составил 46,7, по биологии - 43,7. То есть ЕГЭ я сдала совсем неплохо.

«Не так страшен черт, как его малюют» - примерно так можно описать мое впечатление. Теперь как человек, прошедший через «A, B и C», я могу сказать, что не понимаю современных школьников, которые ноют насчет сложности ЕГЭ. На мой взгляд, тест - вполне адекватная форма проверки знаний, к которому можно подготовиться при желании. Русский язык мне дался легко. И было бы странно, если бы было иначе. В случае с ЕГЭ по этому предмету все упирается в то, чувствуешь ты язык или нет, этот экзамен проверяет прежде всего грамотность. Его плюс в том, что ты можешь не знать множества правил, но если понимаешь и любишь родной язык, ты, в принципе, не сможешь сделать ошибки. С биологией сложнее. Здесь интуиция не спасет. Не каждый день мы разбираем биосинтез белка и учения Дарвина на ночь вместо сказки не читаем. Поэтому, идя на этот экзамен, нужно иметь точные знания. Но это может показаться сложным мне - человеку, который 10 лет биологии не касался вовсе. Школьникам, «варящимся» в этом и как минимум раз в неделю сидящим на уроке биологии, вряд ли это должно представляться непосильным заданием. К тому же даже в случае с биологией тест остается тестом. Если ты понимаешь предмет, тебе достаточно только выбрать правильный из предложенных вариантов.

Еще один момент. ЕГЭ хорош тем, что по максимуму устраняет субъективность оценки. Человеческий фактор в прежние годы оставался одним из самых спорных пунктов проведения экзаменов. У учителя всегда могли быть симпатии и антипатии. В конце концов учитель мог прийти невыспавшимся. На ЕГЭ ты просто ставишь крестики в окошки, в глаза смотреть никому не нужно. Причем ЕГЭ нынешние выпускники сдают один раз. Нам же пытку проверки знаний приходилось проходить дважды: и в качестве выпускника, и в качестве абитуриента.

Кто-то скажет, что эксперимент не удался, потому что целью не было получить максимально высокий балл. Ведь именно так - в виде гонки за баллами - теперь проходит экзамен для будущих студентов. Возможно, и так. Хотя теперь я доподлинно знаю, что сдать ЕГЭ на «пять» можно. Надо только немного подучить. Как ни крути, независимо от формы проведения экзамена, суть остается прежней: без головы на плечах сдать его сложно.

ЕГЭ сдавала Евгения ГАБОВА

720

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • ЕГЭ
    28 июля 2012 г., 11:56:14
    Ответить
    ЕГЭ
    Что и требовалось доказать! Учись и всё будет хорошо!
  • Вертер
    28 июля 2012 г., 12:07:03
    Ответить
    Молодец Женя ! Увлекательно рассказала!
  • Quasi
    28 июля 2012 г., 12:23:48
    Ответить
    hysteresis
    У широко известного ДАМа, после того, как его сын Илья прошёл через ЕГЭ и КИМы, отношение к единому экзамену стало гораздо менее однозначным, тогда как раньше он был весьма ярым его сторонником. На мой взгляд, надо совершенно чётко понимать, что ЕГЭ в нынешнем виде - это всего лишь инструмент оценки имеющихся у испытуемого знаний, нередко знаний просто вызубренных, что, впрочем, уже указывает на неплохую память и внимание учащегося. Несомненно, ЕГЭ требует совершенствования, поскольку не только память и внимание нужны человеку, собирающемуся продолжать своё образование. Но, увы, пока не видно, что госэкзамен может непосредственно выявлять способности к логическому мышлению, последовательному суждению и, тем более, обнаруживать т.н. креатив, сродни тому, что проявили Гейм и Новосёлов, отшелушивая новоотыскиваемый графен скотчем.
    По моему глубокому убеждению экзамен, подобный ЕГЭ, м.б., в несколько упрощённом варианте, надо начинать проводить с 8-9 классов ежегодно по окончанию учебного цикла. Результаты такой экзаменовки должны аккумулироваться и систематизироваться в соответствующей федеральной базе данных. А такие люди, как В.А.Садовничий, ректор МГУ, могли бы отслеживать потенциального кандидата на получение достойного образования заранее. Например, ведущие вузы должны знать за год-два-три о том, что где-то на Чукотке мальчик Вася или девочка Маша уже демонстрируют похвальные знания и способности; знать и готовиться сделать так, чтобы всенепременно такие детишки попадали в ведущие учебные заведения страны, а не только те, кто к Московии поближе, или у кого родители побогаче. А при поступлении в "вышку" абитуриент обязательно должен представить, помимо ЕГЭ, и защитить перед вступительной комиссией работу, реферат, эссе по профильной дисциплине, притом что темы заранее должны предлагать вузы. Это, разумеется, тут же породит соответствующее предложение за деньги, но ведь и IT-возможности 'антиплагиатов' нычне весьма велики, да и заметно весьма, сам готовился и учил или "добрый дядя" помогал.
    По моему глубокому убеждению такая схема станет учитывать интересы не только школы, родителей и учеников, стремящихся в абитуриенты, но высших учебных заведений или т.н. колледжей, поскольку они смогут не просто механически оценивать средние баллы, но и выбирать наиболее интересных и перспективных студентов, притом на протяжении длительного периода, а не за две-три недели.
    • USA_001
      28 июля 2012 г., 18:20:53
      Ответить
      появляющиеся мысли на УЖЕ существующие технологии
      Всё что описано под словами:
      "По моему глубокому убеждению ..."
      УЖЕ действует как 20 лет в США. Просто эти обкатанные технологии переносятся на Российские реалии. Криво, с боем, с трудностями. (вспомните Пиво пенное и правила распития алкагольных напитков в общественных местах. Здесь==(USA) ДЕРЖАТЬ В РУКАХ ЗАПРЕЩЕНО ЛЮБУЮ алкогольную бутылку.)
      Хорошо, что что-то делается в некотором приближении как "made in USA" . Может быть через 20-30 лет и результаты "made in Russia" будут по качеству приближаться "made in Zagraniza" ? ? ?
    • Quasi
      29 июля 2012 г., 0:24:07
      Ответить
      hysteresis
      А я и не знал, что в "штатах" рейтинговое тестирование проводится,
      начиная с восьмого класса школы! Впрочем, ин ладно, тем более что
      в школах советской Украины экзаменовали, кажется, каждый год после
      преодоления начальной школы - нам есть что вспомнить из своего...
      • USA_001
        29 июля 2012 г., 8:25:52
        Ответить
        в догонку
        У моей знакомой старшая дочка здесь с 5 класса. Младшая с самого начала.
        У старшей с 5 класса - тесты, но не критичные. Серёзные с 6-7 класса начались. На основании этих тестов её дочка поменяла 3 школы. С повышением трудности. Она всегда учится в классе с РАВНЫМИ. Тормоза остаются в ДРУГИХ классах, ДРУГИХ школах. Сейчас она заканчивает ГОСУДАРСТВЕННУЮ школу(БЕСПЛАТНУЮ). И на её результаты тестов 3 топ Вуза США == ПРИСЛАЛИ ПРИГЛАШЕНИЕ учиться только у них! ! !
        Один из этих вузов NY Университет. На выходе с этого вуза, по ею выбранной специальности зарплата ~40-80$/hour. Мама очень гордится своей старшей дочерью.
        Младшая тоже не отстаёт. Сдаёт тесты в средней школе и входит в ПЕРВУЮ сотню NY-City. Это население ~15лимонов(то что попадает в зону общественного транспорта и личных авто с разумным временем перемещения==2часа). Она уже сейчас НА УЧЁТЕ. Присылают конверты с приглашениями по разным образовательным программам. Про эту дочку мама тоже довольна и гордится ею тоже. Мы же когда в гостях, подшучиваем над ней - "да подумаешь? какая-то ерунда!".
        Так она закипает и тыкает в лицо сертификатом этой первой 100-ни, с подписью (какого-то деятеля государственного, этого регионного уровня.) И заводится, и говорит, - "посмотрим чего там ваши насдают".
        - "Да ладно, посмотрим, смотри-смотри - а то вот выйдут тут замуж за каких нибудь макаронников или папиков с деньгами или вообще за чёрного с улицы, и будут тебе первые ученицы. Любовь же зла, полюбит и ..."
        ---------------------
        Тут вся/все ученики школ изначально в Internet-е. Со всей своей школьной историей. Что, Где, Когда, ПоЧём. Смотришь иногда с этого берега на реформы, и думаешь - "Чего они там Америку то всё ненавидят? Ведь делают ТОЖЕ САМОЕ, что здесь лет 30 назад ЗАКОНЧИЛИ реформировать.?! Лучше бы РАССМОТРЕЛИ результаты, дабы ошибок избежать." Так ведь нет. Американцы == тупые, а дома все УМНЫЕ.
        • Один
          30 июля 2012 г., 0:28:00
          Ответить
          ты
          такой умный...Давай, до свидания..
  • Иван
    28 июля 2012 г., 14:41:40
    Ответить
    Да, интересно было бы попробовать сдать ЕГЭ
    • Rsa
      30 июля 2012 г., 11:09:08
      Ответить
      Так какие проблемы, http://www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/ - демонстрационные варианты ЕГЭ с ответами. Сам пробовал решать непрофильные для себя русский язык и историю. Через четверть века после выпускного остатков знаний ещё хватает, чтобы набрать необходимый минимум по баллам.
  • Читатттттель
    28 июля 2012 г., 16:39:54
    Ответить
    БНК не о чем писать? Перепечатывание местных СМИ,интервью клоунов-разаевых,колековых и подобных им горе-коми-политиков.
  • 245
    28 июля 2012 г., 16:41:43
    Ответить
    Бог ты мой-открылаАмерику, что чтобы сдать- надо выучить!
  • Русская
    29 июля 2012 г., 10:25:06
    Ответить
    Неубедительно
    Я вообще противница выпускных и вступительных экзаменнов. Или доверять учителям, что день за днем оценивают знания подопечных, или гнать их с работы в три шеи, сбросив обучение на роботов. Сама бесплатно училась в трех государственных вузах, в двух из которых была свидетельницей смертей на экзаменнах. И далеко не неучей, а просто волнующихся. Странно, что не сама в их числе. Со школы и до сих пор самые ужасные сны не про войну или зомби - про сдачу экзаменнов. Счастливы люди тех стран, где на первый курс зачисляют всех, лишь потом отсеивая.
    • Quasi
      29 июля 2012 г., 13:18:19
      Ответить
      hysteresis
      .

      Вот наш ребёнок 'обиделся' на свою школьно-репетиторскую математическую подготовку, поскольку при поступлении в колледж он так и не вытянул тот уровень, который ему 'доверительно' выставили.
      А школьно-репетиторская подготовка по русскому языку с экзаменационными требованиями в колледже совпала плюс-минус один балл!
      Если мы наблюдаем кризис всего образования, то надо признать, что таковой поразил и учительский корпус, уровень подготовки и возможностей которого неизменно снижается. Зная и понимая это, не стоит, вероятно, руководствоваться такими категориями, как "доверие" или... "кредит"; критерии должны быть более чёткими, неподверженные субъективизму.
      На мой взгляд, в школах для выравнивания и подъёма уровня преподавания очень важно ввести такие категории, как "учитель-наставник" (наставник, естественно, молодых и менее опытных учителей), должна быть и категория "помощник учителя" для специалистов, вышедших из педагогических училищ, да и вузовская молодёжь должна проходить своеобразную педагогическую интернатуру. Помощник учителя призван будет работать на уроках вместе с учителем-наставником в тех классах (старших) и на таких предметах (физика, химия, биология, математика, иностранный языки), где чрезвычайно важно завладевать вниманием аудитории, что, несомненно, очень сложно делать одному человеку. 'Поле отношений' между учителями в одной аудитории быстрее и полнее станет охватывать учащихся.
      • Русская
        29 июля 2012 г., 23:02:55
        Ответить
        Ууууууууууууууууууууу! (((
        Как у Вас все сложно-то. Просто сочувствую сегодняшним детям, сегодняшним педагогам и всей системе образования в целом. И ЗАВИДУЮ сама себе и счастью получить образование в советской школе. И тогда к учителям можно было придраться, но по-крайней мере, они не диктовали детям идиотские несколько строчек конспектов в тетрадку, что к следующему уроку надо выучить, а реально давали материал... Как и должно быть - без всяких наставников или помощников. Образовательные учреждения должны выпускать готовых специалистов, или быть закрыты. И преподаватели должны не диктовать идиотские конспекты, а так давать темы, чтоб детям по приходу домой захотелось не только прочитать в дополнение учебник, но и сбегать в библиотеку узнать побольше... НЕ НАДО ЗАПУТЫВАТЬ В ЖИЗНИ ТО, ЧТО МНОГО ПРОЩЕ, ЧЕМ ВЫ ПЫТАЕТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ.
      • Quasi
        30 июля 2012 г., 1:40:08
        Ответить
        hysteresis
        В жизни, дейсвительно, всё просто, причём с каждым годом всё незамысловатее: учительское сообщество стремительно стареет, какой-то вразумительной преемственности не наблюдается, уровень подготовки новопришлых кадров оставляет желать много лучшего, а "застывшие" ещё с советских времён формы и методы обучения, в кардинально изменившейся стране (и школе!), привели к тому, что мы из образовательно-рейтинговой 'двадцатки' скатились к странам экваториальной Африки. Когда-то, м.б., "реально давали материал", а сейчас, видимо, не дают; и "учреждения должны выпускать", да только не выпускают; и преподаватели должны "давать темы", но отчего-то не дают; и надо бы "сбегать в библиотеку", однако ноги уводят в совершенно другие стороны - куда уж проще. А ведь пределом упрощения всякой системы является её омертвление.
        • Русская
          30 июля 2012 г., 13:29:08
          Ответить
          Что-то Вы путаетесь )))
          Все как раз наоборот - если бы формы и методы "застыли" на уровне прежнего преподавания - мы никуда бы, как сейчас, и не скатились. И упрощения никакого не произошло. Просто опытные преподаватели, что не умели работать плохо, ушли на заслуженный отдых, а оставшимся нет смысла учить по совести - на репетиторстве после плохого преподавания можно подтянуть отобранную Государством зарплату. Нет у преподов стимула рассказывать свой предмет взахлеб, и никакие помощники или наставники его не дадут.