В Коми убеждают банки решать споры с должниками через медиаторов
В общественной приемной главы республики состоялся круглый стол, посвященный банковской медиации как внесудебному способу урегулирования кредитных проблем. Сторонники метода настаивают: это снизит нагрузку на судей и даст большую свободу в выборе компромиссного для всех сторон решения. Банки знают о медиации, но пока не уверены в ее преимуществах для себя. Какие доводы приводили стороны — в материале БНК.
Медиация — это способ урегулирования споров при содействии третьей, нейтральной и независимой стороны (медиаторы) на основе добровольного согласия для достижения взаимоприемлемого решения. В банковской отрасли причины кредитного спора разные: неуплата процентов, невозврат кредита, утрата залога, нецелевое использование денег, неисполнение условий договора. Спор может возникнуть между банком, заемщиком, поручителем и даже наследником.
На встрече начальник отдела по вопросам адвокатуры управления Минюста по Коми Елена Галикаева привела актуальные цифры: в регионе около 3,5 тыс. человек признали, что не способны расплатиться по кредитным обязательствам, у судебных приставов на исполнении больше 77 тыс. производств о взыскании долгов на общую сумму 10 млрд рублей, из которых 99,5% принадлежат физическим лицам.
Зачастую стороны не знают о медиации, из-за чего спор перетекает в судебную плоскость. При этом у нового для региона способа есть преимущества для всех сторон, заявила Елена Галикаева. Во время медиации у заемщика останавливается рост неустоек и процентов за использование средств, он не попадет в бюро кредитных историй, с которым нельзя получить другой заем, он не допускает собственное банкротство и исключает возможность общения с коллекторами. Плюсы для банка в следующем: он возвращает деньги, проценты и средства резерва, а также сохраняет в своей организации клиента. Процедура медиации добровольная, конфиденциальная, проходит быстрее, чем в суде (60-180 дней, а в суде — даже больше года), платить надо только за услуг медиатора, то есть без госпошлины или денег на представителей. Ключевое — много вариантов выхода из ситуации.
Профессиональный медиатор Наталья Изъюрова пояснила, что свобода выбора взаимовыгодного решения может включать снижение размера или отмену неустоек (полную или частичную), отсрочку исполнения обязательства, изменение даты платежа, реализацию заложенного имущества, изменение предмета залога.
Управление Минюста выступает за этот новый метод, так как снизится нагрузка на суды и органы принудительного исполнения, появится более эффективный подход в решении споров.
В ходе дискуссии представители банков — и федеральных, и региональных — высказали разные мнения о медиации. В отдельных структурах слышали о медиации, но не знали, можно ли ее применять в банковской среде. В некоторых банках она введена, но ее не используют, так как отсутствует запрос. В других — метода нет во внутренних нормативных документах и не идет речи о внедрении и применении.
Дело в том, что в организациях до перехода в суд и вообще до возникновения задолженности есть свои, на их взгляд, более эффективные методы решения вопроса. Это кредитные каникулы, реструктуризация, учитывается сложная ситуация вроде резкого снижения дохода, болезни в семье и прочее. Но для этого нужно, чтобы клиент не прятался от банка, а приходил на консультацию — подобные случаи были, поделились практикой представители. Граждане не знают о способах разрешения своей финансовой ситуации, поэтому нужно усилить их информированность.
Медиация вызвала вопросы у банков: кто платит и сколько это стоит? Представители сферы не раскрыли свои расценки, но пояснили, что плату или делят пополам кредитор и заемщик, или самостоятельно определяют распределение суммы между собой. В суде банкам, возможно, будет выгоднее, так как они платят только госпошлину.
Судья Верховного суда Коми Павел Пунегов поддержал медиацию, как институт и с точки зрения снижения нагрузки на судей, но заметил, что «интереса у банков нет никакого». При высокой эффективности правосудия в их пользу, она не нужна. У банков отработанный механизм: иск, который заканчивается мировым соглашением и исполнительным листом.
Председатель совета Ассоциации юристов Коми Борис Шенкман заметил, что пока на федеральном уровне не будет принята как практика медиация, ее не будет и на региональном, метод законодательно утвержден уже 10 лет, но о нем многие не знают. Именно поэтому по итогам круглого стола было решено усилить информирование граждан и организаций о новом методе разрешения споров.
БНК
Комментарии (10)
И чего это Минюст узаботился снижением нагрузки на судей и перекладывании выгоды от разрешения споров на медиаторов?
Что за ерунда (то ли корр. БНК назвиздел, то ли судья оговорился): "иск, который заканчивается мировым соглашением" - иск обычно заканчивается решением в пользу банка, т.к. заемщики обычно забивают на процесс. Мировое довольно редкое явления, чаще в банкротстве поручителей физлиц, т.к. на юрлиц всем пофиг.
Да, по итогом медиации можно будет исполлист получить, если должник не выполняет подписанные обязательства? Если нет - на кой икс вы, медиаторы, нужны, лучше сразу в суд.
PS: Хи: Медиатор — приспособление для защипывания струн на музыкальных инструментах.
Щипачи, т.е. )