20:21, 05.11.2012 / КУЛЬТУРА

Из блогов: «Современная академическая музыка это не так страшно» (видео)

;

Председатель Союза композиторов РК Михаил Герцман в своем блоге на БНКоми делится впечатлениями от камерного концерта «Играют гнесинцы». Успех организаторов камерного концерта автор сравнивает с тем, что "сыктывкарская публика бросила перчатку московской".

KAB_9988.jpg

Фото Юрия Кабанцева, видео портала "Куда идти"

"Едва пробежав глазами программу выступления «Играют гнесинцы!», я понял: концерт, который мне предстояло вести через несколько недель, обречён на провал. Недоброе предчувствие было обоснованным – исполнители, ехавшие к нам, снискали российскую и европейскую известность именно исполнением суперсовременной музыки – как раз такой, которая почти не звучит в нашем городе. Увы, предложенное виртуозами из Академии музыки им. Гнесиных, привлекло бы элитарную публику, скажем, московского Дома композиторов, Малого зала Санкт-Петербургской филармонии, отдельных консерваторских залов, куда публика приходит специально на композиторские премьеры.

Смущало и то, что концерт намечался в «Югоре» – зале, пока не слишком у нас «раскрученном». Помнится, на редкость удачный концерт камерного оркестра собрал там едва полтора десятка слушателей. Случалось, правда, и иначе: концерт памяти Моцарта (255 лет со дня смерти) силами тех же исполнителей собрал сотню слушателей (предельное число для этого камерного зала). Тот успех я объяснил исключительной популярностью венского классика.

О Моцарте я вспомнил неслучайно. Присутствовала в предстоящем концерте и тонко просчитанная «замануха». Первым номером там значился именно Моцарт, хоть и с сочинением, ещё не звучавшим в Сыктывкаре. Это давало мне надежду, что хотя бы после него публика не разбежится. Неплохо мог «пройти» и мало кому известный французский композитор и органист Ш. Видор, ни разу не замеченный в авангардизме. Не внушал опасений и нередко исполнявшийся у нас Ф. Пуленк, как и многократно проверенная «Кампанелла» Н. Паганини.

Но вслед за «Кампанеллой» шла исключительно современная музыка, и не просто «современная», а авангардная академическая музыка ныне здравствующих композиторов – музыка, которая далеко не всегда «по зубам» и московской публике. Как же было не опасаться, что сыктывкарцы, не имеющие необходимого слухового опыта и не привыкшие к подобному «меню», не разбегутся после первых же предложенных им «блюд»?

Из «такой» музыки я предрекал успех лишь фортепианной «Чаконе» композитора с мировой известностью Софии Губайдулиной. Но мог ли я поручиться, что сыктывкарцев порадует, например, венгерский композитор Бела Ковач? Или, скажем, музыка Йорга Видманна, мюнхенского композитора и кларнетиста 1973 года рождения? Или 57-летнего аргентинца Густаво Бейтельманна из Роттердама (где Аргентина и где Нидерланды)? Не говоря уже о французе Тьерри Эскеше, о котором было известно лишь, что сей выпускник Парижской консерватории с 1992 г. в ней и преподаёт, а с 1997 служит главным органистом парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Но дальше-то шли ещё и другие малоизвестные имена композиторов!

Вся надежда была на то, что какой бы «сложной» и «страшной» ни оказалась музыка современных авторов, исполнять её предстояло как-никак признанным мастерам, лауреатам всероссийских и международных конкурсов.

Молодых «гнесинцев», преподавателей Российской Академии музыки им. Гнесиных», было всего трое (каждому чуть за 30). Аккордеонистка Мария Власова, кларнетист Евгений Варавко (вместе с Марией они составили дуэт с «синтетическим» именем «AkClardeon») и пианист Святослав Липс (между прочим, сын выдающегося российского баяниста Фридриха Липса).

К моему ужасу, на концерт мгновенно раскупили все сто билетов (я ожидал человек сорок). Но и этих билетов всем не хватило. Тогда было решено продать еще 20 («зал не резиновый»). Но и этого оказалось мало. После этого продали ещё 20. Стульев на всех не хватало, пришлось поставить дополнительные, уже «непарные». Нередко бывая в «Югоре» и ведущим, и слушателем, я впервые увидел столько любителей музыки. О, они ещё не знали, что их ждёт…

Конечно же, «замануха» сработала. Да и могло ли не понравиться публике прелестное Andante Моцарта для механического органа, эдакой «музыкальной табакерки» – инструмента, для которого давным-давно писали и Гендель, и Гайдн, и Бетховен. Тонкое, изящное, изысканное исполнение этого сочинения аккордеонисткой Марией Власовой было подарено публике, кажется, вместе с теми старинными часами, для которых Моцарт и сочинил эту пьесу. Столь же восхитила в её ювелирном исполнении и музыка Н. Паганини, вновь напомнившая слушателям, что Кампанелла» по-итальянски – «колокольчик». Добавлю – то нежный, то шутливый, то задорный, то сверкающий.

Тепло публика приняла и очень симпатичную «Интродукцию и рондо» Ш. Видора для кларнета и фортепиано в исполнении Е. Варавко и С. Липса. Столь же доброжелательно публика встретила и трёхчастную сонату для кларнета и фортепиано Ф. Пуленка, написанную им незадолго до смерти.

Но когда тот же Е. Варавко исполнил пьесу Б. Ковача для кларнета solo «Посвящение Мануэлю де Фалье» (из моего «опасного» списка!), все поняли – перед нами не просто необыкновенно одарённый музыкант, но подлинный волшебник кларнета. Музыка памяти великого испанца, прозвучавшая на этом (напомню!) одноголосном инструменте, непостижимым образом явила нам и переборы гитары, и полные страсти декламационные речитативы, и женский плач, и ангельское пение. Это было нечто неслыханное!

Ощущение нереальности, чуда, волшебства продолжилось и во время ещё одного сольного произведения для кларнета – «Фантазии» Й. Видманна. В этом философском, драматически насыщенном музыкальном монологе композитор и исполнитель сумели запечатлеть трагический излом нынешней картины мира, для воссоздания образа которой (вновь напомню!) одноголосному кларнету пришлось играть… аккордами. Фантастика! Необыкновенные выразительность и мастерство исполнения Е. Варавко, без преувеличения, потрясли публику.

Одной из ярких кульминаций концерта стало исполнение Святославом Липсом губайдулинской «Чаконы». Когда она отзвучала, мне подумалось, что не напрасно великий Фридрих Липс назвал сына в честь Святослава Рихтера! Блистательная техника молодого музыканта, необыкновенно тонкая нюансировка, великолепное чувство формы позволили С. Липсу не только покорить публику (что неудивительно), но и придать «Чаконе», этому очень непростому сочинению, личностную окраску, глубину, вселенский размах.

Ничуть не менее, а может, и более восхитил публику С. Липс произведением молодого московского композитора Екатерины Анисимовой под названием «Рондо-токката» – сочинением, специально написанным для Святослава и ему посвященным. Согласитесь, нечасто в Сыктывкаре исполнятся музыка теми, кому она посвящена! Надо ли удивляться, что это ослепительно броское и эффектное сочинение, принятое с таким энтузиазмом, столь же вдохновенно и прозвучало! Были моменты, когда новенький белый «C.Bechstein» (сюрприз этого вечера) звучал, как симфонический оркестр!

А потом началась, так сказать, «сладкая часть» концерта. Совершенно изумительным оказался небольшой цикл аргентино-голландского композитора Г. Бейтельманна «Четыре арии вокруг танго», прозвучавший в исполнении Евгения Варавко и Марии Власовой. Название оказалось точным – это были уже (или ещё) не танго, а пьесы, затаившие в себе его гордый дух. Что и неудивительно: Г. Бейтельманн, продолжатель традиций Астора Пьяццоллы, возглавляет в Роттердамской консерватории кафедру танго (там она называется «департаментом танго»).

Тот же дуэт М. Власовой и С. Липса исполнил два прекрасных сочинения московского композитора и великолепной пианистки Татьяны Сергеевой – недавно сочинённое специально для них интермеццо «Ночные цветы» и уже известное в исполнении Фридриха и Святослава Липсов танго «Жасмин». Нежные, причудливые, таинственные,а порой и фантасмагорические цветы в первом произведении, нешуточные страсти в изящном «Жасмине» (с почти человеческими стонами аккордеона) вызвали бурный восторг публики. Как и в предыдущих «Четырёх ариях», исполнители продемонстрировали редкостное ансамблевое мастерство, когда исполнение двух равноценных исполнителей звучало как единый идеально настроенный инструмент.

Концерт «гнесинцев», продолжавшийся свыше полутора часов, завершился ярким Танго-виртуозо Т. Эркеша в исполнении ещё одного «инструмента» – дуэта «AkkClardeon». И вновь мастерство музыкантов в сочетании с непривычной и прихотливой игрой тембров аккордеона и кларнета не оставило в зале равнодушных.

Единственное, чего в концерте не хватило, это произведения, которое, наконец, объединило бы в одном ансамбле всех троих. Но музыканты заверили, что такое произведение они готовят.

Наши гости оказались уникальными исполнителями. Больше всего покорило то, КАК они понимают и чувствуют современную музыку. Насколько чутко и обострённо они слышат все изгибы её мелодики, терпкость её диссонансов, всю её «сумасшедшесть» и трагичность, прячущуюся подчас за иронией. Её логику и противоречивость, бешеную энергетику и тонкую поэзию, её исступлённую ярость и хрупкую нежность, её радость, беззащитность и (самое главное!) боль, заключённую в ней. А значит, и её сопричастность и сопряжённость со временем, в котором мы живём.

Если плохо исполнить сонату Бетховена, её автору уже ничего не повредит – разве что, поругают исполнителя. Но если плохо сыграть только что созданную музыку, она тут же умрёт. А вместе с ней, в каком-то смысле, и её автор. И исполнитель окажется ни при чём! Публика назовёт музыку «неудачной», а исполнитель публику – «отсталой». Как же не восторгаться этими молодыми, талантливыми и бесконечно обаятельными музыкантами, если под их пальцами каким-то чудом рождается исключительно гениальная музыка, всегда понятная любой публике!?

И последнее. В камерном зале «Югора» нет сцены, что, по словам наших гостей, точь-в-точь соответствует международным стандартам камерного зала – исполнители, находясь на одной плоскости со слушателями, создают особенно доверительную атмосферу общения. А так как свободного места в зале на этот раз мне не нашлось, я во время исполнения музыки тоже находился на «сцене».

Так вот, сразу после концерта многие знакомые поведали мне, что всю музыку я слушал, разинув рот. Видимо, так и было!

Теперь вы знаете, почему."

1270

Комментарии (15)

Добавить комментарий
  • САУ
    05 нояб. 2012 г., 20:57:20
    Ответить
    Союз композиторов РК ? А кто в него входит ?
    • ред.
      06 нояб. 2012 г., 1:37:01
      Ответить
      от модератора
      Во время модерации были уничтожены комментарии, авторы которых не брезгуют прибегать к оскорблениям по национальному признаку. За данные комментарии авторы по российскому законодательству могут понести и уголовную ответственность. При последующей попытке спекулировать на этой теме право оставления комментариев на данном сайт вам будет жестко ограничено.
      • редакции
        06 нояб. 2012 г., 9:28:28
        Ответить
        А список членов Союза композиторов РК пострадал по какому признаку?
        • Ред.
          06 нояб. 2012 г., 15:17:24
          Ответить
          извинение
          Приношу свои извинения, список Союза композиторов в комментариях уничтожен случайно.
    • да
      06 нояб. 2012 г., 8:42:40
      Ответить
      А кто в него входит?
    • «Играют гнесинцы!»
      06 нояб. 2012 г., 20:49:54
      Ответить
      Во как..А мне прочлось «Играют гусеницы!»
      Неправильно опохмелился,пардон.
      Пойду накачу денатуратика с акцизной маркой,авось полегчает.
  • Вася
    05 нояб. 2012 г., 22:06:52
    Ответить
    Писателям
    Ну что же вы так на композитора набросились? Что, если Мурку для вас не написал, значит, не композитор? Герцман замечательный композитор, просто вам-то его музыка ничего не говорит - вы к ней глухи. Так уж и быть - идите слушайте блатняк и смотрите Дом-2 - это ваш уровень.
  • С.А.
    05 нояб. 2012 г., 22:26:13
    Ответить
    Текст очень качественный, профессиональный, прочёл с удовольствием. Спасибо, Михаил Львович.

    Сонаты Бетховена давно уже стали каноническими произведениями, поэтому к их исполнению относятся особенно трепетно. Любое отклонение влево или вправо рассматривается как "побег". Вы же сами, МЛ, писали про набиулинские сонаты Бетховена, что они звучали по-моцартовски, то есть необычно.
    А только что созданная и впервые исполненная музыка имеет в этом отношении преимущество - никто не знает, как она должна звучать в идеале. Идеалом (относительным, конечно, - как это ни противоречиво звучит), каконом становится, как правило, первое убедительное исполнение. Первым и труднее, и, в то же время, легче.

  • Владимир Кабанцев
    06 нояб. 2012 г., 9:10:00
    Ответить
    Михаил Львович, слушать музыку и наблюдать за Вами было столь же интересно. Вы были четвертым участником этого замечательного концерта.
  • слушатель
    06 нояб. 2012 г., 9:16:40
    Ответить
    И последнее. В камерном зале «Югора» нет сцены, что, по словам наших гостей, точь-в-точь соответствует международным стандартам камерного зала – исполнители,

    г-н Герцман, это не потому, что мы такие европейские, а потому, что "югор" совсем недавно был гостиницей.
    • С.А.
      06 нояб. 2012 г., 9:32:18
      Ответить
      конечно, это от бедности и от того, что в республике антикультурное руководство (глава, его зам и тд...)
  • Шпиперсон
    06 нояб. 2012 г., 10:18:33
    Ответить
    А в Изгаиле сейчас лето однако..
  • Светлана
    06 нояб. 2012 г., 12:01:47
    Ответить
    Совсем старенький стал.... жалко
    • Бучо - Светлане
      06 нояб. 2012 г., 12:30:23
      Ответить
      тебе самой-то сколь годков, красавица?
      • Назвали б сборище концертик памяти мишы крука и усё-аншлак)))
        06 нояб. 2012 г., 20:54:35
        Ответить
        а то ноете-культур-мультур не культивируицца..
        слухайте стасега отмодерировано и будит вам шастя!