18:30, 17.11.2012 / КУЛЬТУРА

На обсуждение: «Относительная деградация российской культуры»

Марина Давыдова не боится православных активистов и примкнувших к ним казаков. Бывают вещи и похуже. Например, бег на месте. БНКоми предлагает обсудить статью об относительной деградации культуры во время бесконечных разговоров, что ее больше не существует. Автор опубликовала свои мысли на закрывающемся сайте colta.ru

ergbr.jpg

Разговоры о всеобщем упадке — особенно об упадке образования, культуры и всей гуманитарной сферы — стали сейчас таким общим местом, что буквально ногой некуда ступить. Обязательно попадешь в общее место. Когда я натыкаюсь на очередной плач об этом самом упадке, мое воображение невольно начинает рисовать страшную картину. Вот было закрытое (по Карлу Попперу) советское общество, империя, так сказать, зла, но зато в этой империи люди любили культуру. На каждом углу они декламировали наизусть «Евгения Онегина», с легкостью вворачивали в разговор цитаты из Гоголя и Грибоедова, читали Бодлера и Флобера, смотрели балет «Лебединое озеро». А теперь «Онегина» не декламируют, цитаты из Грибоедова не вворачивают, о существовании Флобера вообще забыли. Все слушают Стаса Михайлова и смотрят «Дом-2».

Однако память вступает с воображением в яростный спор. Я ведь тоже застала «прекрасное прошлое». Я помню уроки литературы в общеобразовательной школе города Баку, на которых наш класс должен был в сочинении сделать сравнительный анализ «Войны и мира» и «Малой земли», а параллельный класс (внимание!) — сравнить образ Кутузова (из «Войны и мира») с образом Брежнева (из «Малой земли»). Я помню уроки английского языка. Я даже не уверена сейчас, что это был именно английский язык, а не какой-то другой. Во всяком случае, ничего общего с тем английским, который я потом самостоятельно выучила, он точно не имел. Я помню, сколько часов в институте уходило на истматы, диаматы и прочие НВП, сколько идиотов с партбилетами читали нам лекции по профильным дисциплинам, сколько немыслимой дребедени было прочитано мною, чтобы сдать экзамены в аспирантуру…

Люди в годы позднего застоя читали книжки, это правда (а что им еще было делать, если интернет в дома к тому времени еще не провели). Но читали они в подавляющем большинстве романы Мориса Дрюона с витиеватыми названиями («Негоже лилиям прясть») и эпопею Анатолия Иванова «Вечный зов» (именно он, а вовсе не романы Юлиана Семенова, как некоторые долгое время считали, был главным бестселлером доперестроечных лет). Современное российское телевидение — это ужас. Но телевидение моей юности — это был ужас-ужас-ужас. Даже если вычесть из него идеологические «Сельский час» и «Служу Советскому Союзу», в сухом остатке мы получали концерты ко Дню милиции, «Голубые огоньки» с шутками ведущих, рядом с которым любой из фронтменов «Прожекторперисхилтон» покажется Оскаром Уайльдом, и на десерт «Кинопанораму».

В общем, с какой стороны ни посмотри, говорить о деградации нашей культуры (то есть о поступательном движении от более хорошего к более плохому) нет решительно никаких причин. Молодежь заговорила на иностранных языках. НВП и истмат канули в лету. Фестивалей развелось видимо-невидимо. Киноклассику можно при желании найти там и сям и даже увидеть в ужасном телевизоре. В нем — чего уж там — даже артхаусное кино иногда показывают. Что же до «Евгения Онегина», его ныне может декламировать наизусть примерно та же горстка людей, что и прежде. Тут мало что изменилось. Зато жить стало лучше, веселее, интереснее. Но общее ощущение деградации все равно остается. Откуда оно берется, черт его побери?

В скучнейшем учебнике по политэкономии социализма, который, как известно, был замечателен тем, что понять и сколько-нибудь связно изложить написанное в нем, как правило, не представлялось возможным, мне перед очередным экзаменом попался один интереснейший параграф. Он назывался «Абсолютное и относительное обнищание рабочего класса». С абсолютным обнищанием все было просто. Ну, вот получал рабочий зарплату 100 условных единиц, а стал получать 85 — обнищал. Но угнетаемый рабочий, согласно политэкономии социализма, нищал даже тогда, когда его зарплата росла. И парадокс этот объяснялся так: прибыль капиталиста растет куда стремительнее, чем зарплата пролетария. Разрыв между ними увеличивается, это ведет к обострению классовой борьбы… ну и т.д.

Сейчас, в 2012 году, все это уже представляется чудовищным плюсквамперфектом.

Когда я задумываюсь о том, с чем связано мое стойкое ощущение сегодняшней деградации, мне на ум невольно приходит этот восхитительный образец искрометной советской демагогии. Есть множество вещей, в которых мы со времен моей студенческой юности не сдвинулись с места или даже сделали сколько-то важных шагов вперед, но цивилизованный мир, в котором не только наука и техника, но и сама система ценностей меняются с фантастической какой-то скоростью, с тех пор и вовсе укатил далеко-далеко. И разрыв между нами все больше и больше — как между человеком, идущим или даже бегущим за поездом по платформе, и самим поездом, стремительно уносящимся вдаль.

Эта культурная пропасть (если понимать под культурой некую совокупность наших представлений об искусстве и жизни вообще) в 70-80-е годы, как ни парадоксально, не была так огромна. Она, безусловно, была, но она казалась преодолимой. Через нее еще можно было, хорошенько разбежавшись, перепрыгнуть. Цивилизованный Запад ведь тоже цивилизовался, мягко говоря, не сразу. Если мы обернемся не в далекое, а в самое недавнее прошлое, мы вспомним, что цензурные ограничения в Америке даже в 70-годах, не говоря уж о 50-60-х, были еще весьма сильны. Люди из администрации Рейгана называли СПИД божьей карой, и это не казалось немыслимой дикостью. Гомофобские высказывания в 70-80-х еще можно было услышать из уст вполне респектабельных западных политиков. Да ладно гомофобия… Мне рассказали недавно, что в Западной Германии 70-х годов женщине, чтобы устроиться на работу, нужно было получить от мужа письменное разрешение. Западное общество еще относительно недавно было куда более репрессивным и консервативным, чем может показаться. Но сейчас, в 2012 году, все это уже представляется чудовищным плюсквамперфектом.

Буквально на наших глазах в странах, которые принято называть цивилизованными, фантастически повысился уровень толерантности и градус самостояния человеческой личности, с одной стороны, и фантастически усложнилась сама структура гуманитарного знания, с другой. И так же, как менялись там очертания жизни, менялись и очертания искусства — оно тоже все в большей степени становилось зоной свободы и начинало говорить со зрителем на все более сложном языке. В области театра эти процессы (во всяком случае, мне) особенно заметны. Изменения, которые претерпел театральный ландшафт за последние 20 лет, можно поистине назвать тектоническими. И если в конце 80-х, когда благодаря Чеховскому фестивалю произошла первая по-настоящему серьезная встреча российской публики с мэтрами европейской сцены, разрыв между нами казался несущественным, то теперь он парадоксальным образом — несмотря на упомянутое обилие фестивалей — становится непреодолимым. Не потому, что мы идем вспять, а потому, что просто никуда не идем.

Разговоры на вечнозеленую тему «Можно ли использовать ненормативную лексику на экране и на сцене» какое-то время назад еще забавляли и даже казались плодотворными. Но когда во ВГИКе на семинаре о современной драматургии в 2012 году снова-здорово слышишь эти рассуждения из уст профессоров, это уже свидетельство деградации. Когда не только у сетевых маргиналов, но в трудах почтенных докторов наук, обозревателей вполне себе прогрессивных СМИ и некоторых public intellectuals читаешь ту же, что и много лет назад, чудовищную дребедень о растлевающих нашу нравственность актуальных художниках и драматургах и о скупивших все вокруг «кураторах актуальных фекалий» — это деградация. Когда артисты одного столичного тетра в начале XXI века не стесняются своей гомофобии, а другого — заявляют, что большей галиматьи, чем тексты Александра Введенского, им не доводилось читать, — это деградация. И в общественной жизни, и в сфере рассуждений об изящных искусствах мозги огромной части моих сограждан более или менее застыли в конце 80-х. Только в конце 80-х это состояние мозгов еще не казалось катастрофой, а сейчас уже кажется. Потому что тогда еще был не до конца понятен вектор нашего движения, а сейчас ясно, что никакого движения фактически и нет.

Меня, признаюсь честно, пугают даже не казаки и не православнутые активисты, их, в конце концов, не так уж много, и здоровое общество всем этим безумцам легко может противостоять. Меня пугает, что огромная часть образованного класса России добровольно обрекла себя на провинциальность. Она упивается ею, носится с нею, как с писаной торбой, называет ее «любовью к классическому искусству» и «верностью традициям русской культуры». Вместе с огромной частью страны она с ностальгией вспоминает недавнее прошлое, пестует национальные комплексы, смотрит на сложный и меняющийся современный мир, как двоечник на интегральное уравнение, и, подобно герою «Жестяного барабана», решительно не хочет расти. Но для того чтобы безнадежно отстать от цивилизованного мира, совершенно не обязательно идти вспять, достаточно просто — как это делает сейчас моя родина — демонстрировать всей планете безостановочный бег на месте.

878

Комментарии (46)

Добавить комментарий
  • ?
    17 нояб. 2012 г., 18:40:26
    Ответить
    Почему не указано, что автор - известный театр. деятель (критик и театровед)?
    • читатель
      17 нояб. 2012 г., 18:52:48
      Ответить
      К чему регалии и титулы, главное мыслительный процесс, а не чинопочитание.
    • АННА
      17 нояб. 2012 г., 19:42:11
      Ответить
      известный театр. деятель (критик и театровед)?
      она известна в очень узком кружочке в которое вставляют клизьму.
    • неа
      18 нояб. 2012 г., 0:42:27
      Ответить
      криттик - товаровед
  • ВГ
    17 нояб. 2012 г., 19:22:06
    Ответить
    помнится А.С.Пушкин о критиках хорошо рядил
    не отказал и себе в умилении - как это прекрасно, когда умная тётя, называет всё - го-ном, все это оч. конструктивно, отсюда - не можешь родить что нибудь сама, ну хоть другим не мешай, пусть ошибаются, критическая масса г-на сделает жемчужину. Кстати, не далее как в 19 веке нашу расцветающую литературу какие то критики (уж и имен то их нет) называли унылым г-ном, заламывая руки
  • рем
    17 нояб. 2012 г., 19:42:27
    Ответить
    Вопрос не в деградации культуры, в пропаганде властями псевдокультурных ценностей (посмотрите телевизор один криминал, даже пятый канал - канал столицы культуры России (Петербург) - крутит целый день сериал След . Все родители стремятся воспитывать своих детей на русской классике. Но когда ребенок вне семьи то его окружает не культура, а тоталитарно-клерикальные стереотипы.
  • О чем речь?
    17 нояб. 2012 г., 21:30:42
    Ответить
    И так все понятно!
    "Культура" – по сути есть "образование". Даже не побоюсь поставить знак тождества между этими понятиями.
    И в основе деградации культуры лежит, прежде всего, деградация образования, что мы сейчас и наблюдаем. А самое главное - это и есть План ПЛУТина.

    • Ребекка Магомедова
      18 нояб. 2012 г., 3:38:05
      Ответить
      По-моему, вы стопроцентно правы. Именно образованные(=культурные) люди ходят, например, в театры и своей реакцией, критикой так или иначе влияют на репертуар и качество спектаклей.
      "Образовать" массу культурой невозможно. Если человек с детства не приобщен к творчеству, то вряд ли он в дальнейшем будет хорошо разбираться в искусстве.
      В театре драмы есть спектакль о Великой Отечественной войне "Время героев". Основан на воспоминаниях участников войны. Последние два спектакля сделали для школьников. Для артистов это очень тяжелое испытание.
      На первом спектакле шушукались, ерзали, хихикали. Мне было жалко актеров. А перед вторым мы попросили режиссера выйти и рассказать ребятам о том, что они сейчас увидят.
      Он согласился. Вышел и перед началом своей речи задал вопрос: Вы знаете на какой спектакль вы пришли? Из зала раздалось дружное - НЕТ! То есть дети понятия не имели куда и на что их привели. Педагоги не удосужились рассказать. (Удивительно, но сейчас Великая Отечественная не то что в сознании, в школьной программе не занимает много места..)
      После того, как режиссер рассказал детям о войне, о том, что погибло много молодых, чуть старше, чем они сами, восприятие было уже другим. Слушали...и мне показалось, что сопереживали.
    • : )
      18 нояб. 2012 г., 12:09:43
      Ответить
      Who are...
      Означает ли это, что до появления образования и
      образованных людей никакой культуры не было?
    • оёё
      18 нояб. 2012 г., 12:23:47
      Ответить
      от имени тех, кого считают дурачками, потому что они не ходят в театр
      тяжело видимо привыкнуть к иным форматам "культуры" - эй, на улице какой век? театр в этом виде был актуальным способом убийства времени и демонстрации понтов в веке 18-19, умную литературу читают до сих пор, не обманывайте себя, что все де/билы кроме театралов, да, и, кстати, иных "кастовых" специальностей (ранее тут высказывалась работница музеев, которая назвала свою касту закрытой, в которую уй попасть - смеялись все) и т.п. г-да - откройте им глазки, пж. а уж образование - что образование - это как крота учить летать - редко получается - только самообразование и работает, г-да - пример тётя, которая много где училась - и всю жизнь, сдается - а порет, изв., исключительную чушь, не забывая себя нахваливать и других опускать - и зачем таким учится?
  • зритель
    17 нояб. 2012 г., 23:04:39
    Ответить
    взгляд из Канады
    Российское телевидение просто невозможно смотреть: здесь не увидишь или, по крайней мере, увидишь крайне редко классику европейского или американского кинематографа, тут идут третьесортные картины, которые на родине никто не стал бы смотреть. Смотря телевидение, невольно думаешь, что в России массовое помешательство. Смерть актрисы или режиссера вызывает на всех телеканалах буквально истерию. В то же время кончина знаменитого ученого, конструктора или даже маршала и Героя Советского Союза в лучшем случае заканчивается кратким упоминанием в вечерних новостях. Складывается впечатление, и притом вполне обоснованное, что люди, определяющие культурную политику в России, озабочены только зарабатыванием денег и ничем иным.
  • Культура
    17 нояб. 2012 г., 23:17:22
    Ответить
    Меня забыли. Просто забыли. Существует египетская Культура, античная, китайская, азиатская - в одном синонимическом ряду со словом Цивилизация. Это не просто так. Слова Культура и цивилизация синонимы. Нет культуры нет цивилизации. Была Советская культура. Её разрушили и на советском образовательном и человеческом ресурсе сейчас держится то малое настоящее, что называется Российской культурой. Уйдёт профессура, уйдут мэтры. Что останется? Отремонтированные здания театров и консерваторий без актёров, педагогов? При нищей зарплате дети не пойдут учиться музыке. У нас не будет главного в культуре - людей.
    Почему такая маленькая зарплата? Всё очень просто. Это невыгодно тем кто распределяет деньги. Выгодно всё ремонтировать, как это происходило с драмой, в будущем с оперой. Вот где "распилы", "откаты". И мы все помним как "ремонтировали" драму. Сколько подрядчиков сменилось. По слухам , можно было два театра построить. Это безусловно враньё, наши чиновники не воруют, в этом уверены все граждане. Но нехай с ними, пусть бы и воровали. Проблема не в этом!
    В чём, спросите Вы? А в том , что большей частью наши чиновники люди с низким культурным уровнем и запросами. Они не читают литературу. Не любят и не разбираются в живописи, музыке. Не ходят в театры и вообще не любят и не понимают это. Нехай с ними, пусть не разбираются, пусть не понимают, Проблема не в этом!
    Так в чём же? Всё очень просто. Великие СОВЕТСКИЕ театры, великие советские музыканты, певцы, актёры, режиссёры, великий СОВЕТСКИЙ БАЛЕТ. Всё - чем мы гордимся было заложено в тот период, когда руководитель нашего государства лично раз в неделю посещал Большой театр, Малый театр, МХАТ и т.д. Представляете сейчас, едет Путин в Коми не "вентиль на трубе крутить", не на "Буране" кататься и,даже, не новый спортзал открывать для дзюдоистов. А по традиции, как и в каждом регионе - обязательное посещение театра или театров. И вот наши чиновники начинают крутиться. Текут деньги и простым актёрам, артистам от этого материально становится лучше. Не хочет Сык платить 30 тыс.- поеду в Мари Эл или Чувашию. Ведь там хотят лучше перед властью показаться - конкуренция. Но нашей страной руководят спортсмены-дзюдоисты, которым наплевать на культуру. Но не это главная проблема.
    А что , спросите вы? В чём проблема.
    Для этого надо понимать особенности жизнедеятельности чиновничьего аппарата. А они таковы: много "своих" людей, так называемая властная обойма. Набраны по принципу личной преданности, умению делиться и родственным связям. И вот чиновник не справился, либо украл, либо сел (на предварительное расследование)- НО ОН СВОЙ! ЕГО НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ В ОБИДУ! В книге был рассказ про звонки "сверху" и занесение денег "снизу" в прокуратуру и СК - "Помогите нашему Ивану Ивановичу, Семёну Семёнычу, Артуру Артуровичу и т.д. Но..то книги... у нас ТАК НЕ БЫВАЕТ! у нас всё честно по закону. И вот..
    Проштрафившийся чиновник не идёт сидеть в кутузку, а просто уходит со своего поста. НО БРОСАТЬ ЕГО НЕЛЬЗЯ - СВОЙ ЧЕЛОВЕК.
    У нас есть места ССылки чиновников. СОЛОВКИ? нет. Воркута? Сибирь? НЕТ. Место ссылки современного чиновника это КУЛЬТУРА. Ведь ею (Культурой) по мнению власть имеющих может управлять каждый. Это же просто. Там фиглярничают , поют , пляшут - руководить этим - проще не бывает. Актёр учится 5-7 лет на специальность. Музыкант,певец в среднем по 15 лет - чтобы выйти на сцену. Ещё лет пять СТАЖА чтобы стать профи. НО...РУКОВОДИТЬ ИМИ МОЖНО НЕ ИМЕЯ НИКАКОГО ОБРАЗОВАНИЯ! И вот некуда чиновника девать - его отправляют руководить КУЛЬТУРОЙ! Он за собой ведёт замов таких же, которые выходят на сцену поздравлять актёров в...САПОГАХ! И Сыктывдинско-Корткеросский колхоз реально управляет, а точнее, заправляет культурой. Давайте поставим директора филармонии руководить ...футбольным клубом? А оперы - скажем, военным округом. Режиссёра драмы поставим на руководителя экономики республики, директора Кулька на ЖКХ... Представляете что случится??? С футбольным клубом,военной частью, экономикой и отоплением?
    Нашу страну СССР развалили не экономикой и военной силой. Её развалили культурой. Дали яркие фантики и другой стиль жизни и советские "индейцы" купились на эти фантики. Потому что противопоставить наша культура ничего не смогла. Комбайнёр Горбачёв, алкоголик Ельцин, дзюдоист - им по лампочке. А в школе самый важный урок - урок литературы. Посмотрите сколько часов литературы за последние 5 лет сократили? Хорошие книги могут создать молодые хорошие личности, а не быдло. Обязательно в программе должно быть постоянное погружение в культуру и искусство. Обязательное посещение театров, филармонии, концертов, выставок. НО НАШЕМУ ГОСУДАРСТВУ НУЖНЫ БЫДЛО, ИМИ ЛЕГЧЕ УПРАВЛЯТЬ! А люди умные учат своих детей разносторонне , платят деньги за своих детей. Литература, музыка, языки. Вот настоящие личности и аристократы появляются где. А там может быть вспомнят про меня.
    С уважением. Ваша "Почтизабытая" Культура
    • СТАРАЯ ЧЕРЕПАХА
      18 нояб. 2012 г., 0:50:18
      Ответить
      А вот я не согласна!
      О чем пишем, "КУЛЬТУРА"???
      И под маской Вашего ника узнать Вас легко! Смешали всё! СССР, Россию и Коми. А это, как говорят в Одессе - не то что две, а ТРИ большие разницы!
      И в России управляет культурой не работник от культуры, и в США, и в Германии. Точно так же, как не управляют в Европе обороной - спецы. .. Извне видннее проблемы! Извне можно быть не замаранным не одним сообществом "от культуры". Вы ж, уважаемые деятели культуры, подлые, мерзкие и гадкие. Вы сдаёте своих при первом же случае не моргнув глазом! Вы не можете собраться воедино, чтобы отстоять ОБЩИЕ интересы культуры. Вы ж поедом едите "своих" при встрече с чиновниками разных мастей. Вы ж так же сражаетесь за возможность влиять на ситуацию во власти и быть рядом у кормушки (получать зарплату побольше, влиять на решение руководства и т.п.)
      Ну и глупости опять про сапоги вещаете... та замминистра уже давно вне республики... (хоть и неплохо устроилась) но это её уровень образованности и культуры, а не отрасли...
      А менеджер - это профессия, и наверное неважно, чем руководить, в данном случае, главное - знать культуру региона. И много порядочных людей руководили за совесть, а не за статус!!!
      Так что не судите - да не судимы будете!
      Единственное с чем соглашусь - хорошо бы, чтобы по прибытию в регион, глава государства ОБЯЗАТЕЛЬНО выходил бы в театр, филармонию и смотрел уровень культуры... и делал выводы.
    • Переживаю
      18 нояб. 2012 г., 2:23:46
      Ответить
      Жесть. Давайте может как-то снизу поднимтаь искусство. Сами получше работать каждый на своём месте. Ведь деньги не самое главное в искусстве.
      • Переживальщику
        18 нояб. 2012 г., 2:25:51
        Ответить
        А детей на что кормить будешь без денег? Согласен с культурой полностью. Особо с последним предложением.
        • Получше работать
          18 нояб. 2012 г., 10:16:55
          Ответить
          Не получше работаем, а план гоним, баллы набираем.
          Нынче это считается за критерий "получше работать."

          А равняемся на московских фриков.
        • Получше работать
          18 нояб. 2012 г., 10:16:55
          Ответить
          Не получше работаем, а план гоним, баллы набираем.
          Нынче это считается за критерий "получше работать."

          А равняемся на московских фриков.
    • : )
      18 нояб. 2012 г., 12:30:11
      Ответить
      Who are...
      "Культура", побойтесь Бога! Цивилизация и культура - это не одно и то же, и уж во всяком случае никакие они не синонимы.
      Цивилизация - от латинского civilis — гражданский, государственный.
      Культура - от латинского cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, совершенствование.
      Одно может быть следствием другого, но никак не равным по значению.
      • Я
        19 нояб. 2012 г., 11:13:12
        Ответить
        УТОЧНИТЕ МЫСЛЬ
        ЦИВИЛИЗАЦИЯ МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КУЛЬТУРЫ?
        Культура - это не только КИНО-СПЕКТАКЛИ...
        а КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ т.е. свод ПРАВИЛ, соблюдаемый всеми для ВЫЖИВАНИЯ И ПРОГРЕССА этой же ЦИВИЛИЗАЦИИ...
        • я
          19 нояб. 2012 г., 11:14:58
          Ответить
          мы - культурно-цивилизованные или
          нецивилизованнокультурные???
  • Дмитрий
    17 нояб. 2012 г., 23:29:05
    Ответить
    100 баллов!Всё правильно!
    • зритель
      18 нояб. 2012 г., 2:09:33
      Ответить
      "Вы ж, уважаемые деятели культуры, подлые, мерзкие и гадкие. Вы сдаёте своих при первом же случае не моргнув глазом! Вы не можете собраться воедино, чтобы отстоять ОБЩИЕ интересы культуры. Вы ж поедом едите "своих" при встрече с чиновниками разных мастей. Вы ж так же сражаетесь за возможность влиять на ситуацию во власти и быть рядом у кормушки (получать зарплату побольше, влиять на решение руководства и т.п.) " На мой взгляд, это проблема. Проституционность поведения работников культуры, интриги, за глаза одно в глаза другое , уже просто притча. Как и невозможность отстоять собственные интересы. У талантливых людей есть только одна возможность протеста или борьбы - уехать. Остальные должны крутиться. Профессионально докопаться до каждого легко, мало кто без греха. Есть модель как докопаться и до безупречных,да неугодных. Эффективность работы менеджера по культуре самое главное, хоть он слесарь. Первая и абсолютная категория оценки - зарплаты работников культуры. Тут нет множества мнений, как скажем об уровне каког-либо перфоманса. Берутся рядом регионы и средняя оплата например монтировщика сцены, артиста и тд. У нас больше - значит хорошо руководят - меньше - плохо. Второе - берутся соответствующие учреждения культуры : театр такой-то в Сыктывкаре и в сравнении В Кирове, Перми, Ярославле, Чебоксарах и тд. Штат и состав актёров. Ещё их возраст. Далее уже фестивали и конкурсы профессиональные в Москве, Петербурге, Свердловске и зарубежом. По всем трём показателям мы проигрываем соседним регионам. Значит наш менеджмент неэффективен.
      • Южанин
        18 нояб. 2012 г., 3:12:31
        Ответить
        Зрителю
        К сожалению вы правы. Именно свои жрут всех и вся за миску супа. А чего ожидать, когда президент НОВОЙ России ВПЕРВЫЕ за двадцать два года сказал слово: культура и о проблемах культуры.. Это осенью,когда решили поднять зарплату преподавателям музыкальных школ.Ведь власть не знает и не хочет понять, что без культуры понятие "Народ" отсутствует. И даже в республике власть кидает клич: культура должна зарабатывать себе сама. Говорят надо как в Европе. Это ложь, потому, что мне приходилось бывать во Франции много раз и я видел как заботится власть о искусстве и культуре. Именно поэтому во Франции проводится громадное количество фестива-лей.А может быть "ЛА СКАЛА" находится на самоокупаемости? И самое страшное в настоящее время, что доброго будущего в культуре республик России не предвидется. Простите....
        • южанину
          18 нояб. 2012 г., 10:22:07
          Ответить
          Вы правы
          "В республике власть кидает клич: культура должна зарабатывать себе сама."
          Испытал на себе эту глупость. Выливается в "Гони концерты", а про качество культуры забудь.

          А про уровень оплаты работников культуры только ленивый не писал. Обращу внимание на то, что после последнего повышения зарплата хормейстеров снизилась.
    • Черепахе
      18 нояб. 2012 г., 2:17:13
      Ответить
      --- Единственное с чем соглашусь - хорошо бы, чтобы по прибытию в регион, глава государства ОБЯЗАТЕЛЬНО выходил бы в театр, филармонию и смотрел уровень культуры... и делал выводы.---
      Это действильно так. Кто бы им посоветовал.
      С другими тезами "культуры " вы не согласны? Считаете что это бред и у нас всё хорошо? Культура процветает.
  • Екатерина
    17 нояб. 2012 г., 23:37:02
    Ответить
    Полностью поддерживаю комментарий про культуру.
  • Гэ
    18 нояб. 2012 г., 0:49:23
    Ответить
    Уважаемая Культура! Неужели Вы считаете, что в театрах, филармониях и иже с ними Вы есть? Ай -ай -ай! Как же Вы отстали от жизни...
    • Культура:)
      18 нояб. 2012 г., 2:11:26
      Ответить
      Да жива я ещё. Но плохо мне, ой, плохо.
  • Ребекка Магомедова
    18 нояб. 2012 г., 3:45:20
    Ответить
    Про то как наши зарабатывают: http://www.bnkomi.ru/blog/post-1529/
    Неожиданно пересеклась тема..
  • Шаркич
    18 нояб. 2012 г., 9:03:57
    Ответить
    Либерализм головного мозга. КГ/АМ. Аффтар случайно не в Новой газете подвизается?
  • Григорий
    18 нояб. 2012 г., 9:34:42
    Ответить
    Отсюда и спорность "(если понимать под культурой некую совокупность наших представлений об искусстве и жизни вообще) "...Если понимать только совокупность представлений дамочки, и ещё ко всему ТОЛЬКО представлений, тогда "культура", возможно, и деградирует... А вообще же - она меняется, но не деградирует...
  • удивленный
    18 нояб. 2012 г., 10:48:21
    Ответить
    а что им еще было делать, если интернет в дома к тому времени еще не провели)....
    сколько идиотов с партбилетами читали нам лекции по профильным дисциплинам...

    Мадам, сколько пафоса!И всё впустую. Кто-нибудь понял о чем она?
    Так и хочется ей сказать, что тогда ещё ни в какой дом интернет не приходил, а преподаватели с партбилетами далеко не все были идиотами.В МГУ - основная масса преподавателей были с парртбилетами, а Университет считался одним из лучших в Европе.
    Да, и в аспирантуру поступить было нелегко - нужно было многое знать. Теперь не нужно: купил соответствующий документ в переходе метро - и ты уже кандидат или докнот наук. А МГУ уже не входит ни в какие показатели по рейтингам. О чем вы, мадам?
  • читатель
    18 нояб. 2012 г., 10:57:08
    Ответить
    ...кончина знаменитого ученого, конструктора или даже маршала и Героя Советского Союза в лучшем случае заканчивается кратким упоминанием в вечерних новостях.

    100+! Сто раз прав.Никогда не забуду: только один раз и невнятно сообщили, что умер Николай Некрасов - он более 20 лет возглавлял Оркестр НИ им. Осипова. Всё! Умер какой-то Олейников - все мозги по всем каналам им простучали и до сих пор интернет пестрит...
  • 111
    18 нояб. 2012 г., 11:27:33
    Ответить
    Господа! Культура - это Дмитрий Хворостовский, это Николай Каранченцов.Простите, что не могу назвать Вас всех. Но не вьюноши и дэвушки с татуировками, голой попкой, большой силиконовой грудью, без зубов и пошире расставленными ногами. У меня вообще создается впечатление, что пора и мне запеть или в актриски податься. А чё? Ничё получилось бы при хорошем спонсоре. А у нас сейчас культура - это Анна Семенович. А еще важнее, с кем эти культурные спят, простите. Да и не только культурные... А телевизор пора выбрасывать. Там если и есть что смотреть, так это про кошечек, собачек и им подобных.
    • : )
      18 нояб. 2012 г., 12:16:38
      Ответить
      Who are...
      Вот ведь, 'спать' с Дмитрием Хворостовским - это культурно,
      а с Тимати - не культурно? А когда Семенович выступала за сборную,
      она была культурной фигуристкой, или нет?
  • Quasi
    18 нояб. 2012 г., 12:45:39
    Ответить
    hysteresis
    Подобрал занятную цитату по поводу культуры и культурности:

    "Знаете, мне кажется, что культура зародилась в тот миг, когда произошло выделение какой-то великой души из общей массы живых существ... Видимо истинная культура могла состояться лишь на почве небольшого района, скорее всего где-то в горах в плодородных ущелиях, в атмосфере тесного единения жителей.
    Культура погибает после того, как таинственная великая душа полностью реализует себя, выявит в рунах, былинах, песнях трубадуров, замрёт в устремлении храмов, окостенеет в параграфах законов...".

    Цитата занятна тем, в чьи уста её вложил автор...
  • все не так
    18 нояб. 2012 г., 14:00:51
    Ответить
    культура это такая субстанция, которая пробьется несмотря ни на что, а вы про какие то зарплаты "культурным" работникам базланите, сытая культура она такая и есть - то что мы видим
  • Гэ
    18 нояб. 2012 г., 15:46:56
    Ответить
    Уважаемые (где-то очень глубоко)! Глупости вы говорите. Пройдитесь по НАШИМ "тротуарам", полюбуйтесь "фасадами" шедевров НАШЕЙ архитектуры, прогуляйтесь по вечернему парку или "уютным" дворикам своего города. Загляните в подъезды жилищ соотечественников, прокатитесь а автобусах, любуясь видами через окна салона... если после этого ваши ноги, руки, шей, физиономии, кошельки, оправы очков и т.д. останутся хотя бы не очень испорченными, тогда поговорим о культуре... Чао!
    • ГЭгу
      18 нояб. 2012 г., 21:47:30
      Ответить
      Бытовой культурой все не измерить... В Гражданскую войну вообще выйти на улицу было невозможно. А романсы пели и композиторы продолжали рождаться...
      • Гэ
        23 нояб. 2012 г., 0:35:56
        Ответить
        Культура не бывает бытовой, рабочей, местечковой, дворовой, площадной, военной, курортной, праздничной или, скажем, выходного дня. Хотя у НАС сплошь и рядом, ныне и присно, семо и овамо пытаются оперировать культурами "на показ" и "для внутреннего пользования" и Мы даже как-то с пониманием к этому относимся. Но это уже другая песня.
        Культура одна! Она или есть, или ея нет! Во все времена и эпохи есть люди высокой культуры, способные не поддаваться колебаниям культурных кондиций общества. Вот они то и пишут романсы, и становятся композиторами... и создают, и изучают, и сохраняют, и формулируют... И они же, кстати, изгоняются или уничтожаются современным им обществом если не ассимилируются в нем!
  • Жуков
    18 нояб. 2012 г., 21:53:15
    Ответить
    Маришка сильно неправа - это есть Очистительная деградация культуры - когда критическая масса безвкусного ... превысит разумные пределы, Пушкин с Гоголем придут с Востока и все нам расскажут о нас
  • Олег Сизоненко
    19 нояб. 2012 г., 9:44:18
    Ответить
    Возможно, в Баку все так и было. Но я слава, богу учился в простой ухтинской школе, и никто Кутузова с Брежневым не сравнивал. А моего школьного английского хватило для того, чтобы потом безбедно получать пятерки в институте.
    Классическая русская культура никогда не существовала. То что понимают под этим названием - просто европейская культура может быть где-то закосервированная в 19 столетии. Наша культура это проклятый после второ
  • Олег Сизоненко
    19 нояб. 2012 г., 10:09:28
    Ответить
    (почему-то сорвалось).. реализм проклятый после второй мировой войны во всем мире реализм (к соажалению фашисты не очень жаловали авангардистов и прочих "декадентов"). Это прежде всего мастерство а не "самовыражение".
    То что сейчас происходит в мировой массовой культуре - это морок, наваждение. Музыку (рэп) можно записать только азбукой Морзе, художник занимается чем угодно, только не изобразительным искусством (ибо изобразить не способен - не умеет)

    В юности Станиславский с Немировичем-Данченко дали хороше определение искусству - "когда мороз по коже". Давно ли был "мороз по коже" у автора от произведений современнго искуства? Кто рыдал перед "черным квадратом", кого "вштырили" перфомансы Кулика, может вы испытали катарсис при виде "Х..я в плену у ФСБ"?

    Автор пытается убедить нас что мы идем на месте, в то время когда это остальной мир подобно стае леммингов дружно топает к пропасти...
  • Xi
    19 нояб. 2012 г., 15:46:18
    Ответить
    "буду больше работать"
    "Наполеон всегда прав"
  • трудяга
    19 нояб. 2012 г., 19:23:12
    Ответить
    Марина Давыдова не боится православных активистов и примкнувших к ним казаков
    Боится, да еще как. Пытается в настоящем найти что-то стоящее, но кроме пропагандистских штампов о прогрессе, изобилии и свободы - ничего. На ненависти к своему прошлому что-то стоящее создать сложно. Так же сложно современным культуртрегерам осмыслить, что культура вне нравственных рамок - это бескультурье и поэтому деградация. Все более гламурная интеллигенция превращается в источник соблазнов и отрицательный пример подражания. Они тщатся считать себя творцами культуры, но мне их жаль, они творцы субкультуры. В области традиционной культуры есть самородки, честь им и хвала.
  • ГыГен
    20 нояб. 2012 г., 21:59:14
    Ответить
    Если понимать под культурой то, что сейчас происходит в провинциальных домах культуры и театрах, то она полностью права. Застой, отстой и деградация.