Из блогов: «Отдыхаем в тишине?»
Республика Коми оказалась одним из немногих регионов, где музыка в кафе, ресторанах, торговых центрах и спортивных объектах до сих пор звучала бесплатно. Естественно, бесплатно для авторов и исполнителей. Если в 2010 году, по данным сайта pravo.ru, лишь 15% московских ресторанов и кафе выплачивали авторские вознаграждения, сегодня эта цифра зашкаливает за 70%. Конечно, споры не утихают, но по большей мере они касаются размера выплат, отчетов правообладателям и штрафных санкций. Проблему, с которой внезапно столкнулись заведения в Коми, описали в своем блоге на БНК активисты республиканской общественной организации «Интеллект-защита».
Согласно действующему в России законодательству, если на предприятии звучит музыка (фоном либо со сцены), предприятие обязано выплачивать отчисления авторам и исполнителям за «публичное исполнение в коммерческих целях». Определение публичного исполнения дает Гражданский кодекс России: представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Таким образом, везде, где исполняется музыка, живым ли оркестром, фоном с радио либо телевизора, возникает право автора на оплату его творчества.
Как платить автору?
В идеале каждый автор должен заключить с каждым предприятием, осуществляющим публичное исполнение музыки, лицензионный договор. Теперь представьте десятки тысяч российских и миллионы зарубежных правообладателей, заключивших договор с кафе на окраине Сыктывкара.
Чтобы не доводить правовую ситуацию до абсурда, были созданы некоммерческие организации, представляющие интересы авторов: общества по коллективному управлению правами. В России есть ряд таких организаций. Крупнейшее общество, представляющее интересы авторов музыки, - Российское авторское общество, интересы исполнителей – Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Организации по управлению правами собирают и распределяют вознаграждение от имени авторов и исполнителей.
Согласно данным РАО и ВОИС, верхние строчки в структуре сборов обществ занимают отчисления, сделанные театрами, теле- и радиокомпаниями, а также организаторами концертов. Вслед за этим идут средства, которые перечисляют рестораны и кафе, где играет музыка, работает радио или телевизор. А также магазины, фитнес-клубы, спортивные комплексы и прочие публичные места, включая общественный транспорт, где музыка чаще всего звучит фоном.
Первым делом представители РАО и ВОИС предлагают заключить договор. Ставка зависит от типа учреждения и может варьироваться в зависимости от количества посадочных мест или площади. В случае отказа организации, когда все методы ведения переговоров испробованы, организации, представляющие права авторов, вынуждены обращаться либо в прокуратуру и правоохранительные органы, либо в суд.
Представитель РАО и ВОИС в Республике Коми - КРОО «Интеллект-защита» - за последние 2 месяца направил более 50 предложений заключить лицензионные договоры предприятиям Сыктывкара.
Сколько это стоит?
Минимальные ставки авторских вознаграждений установлены постановлением правительства России. Сегодня ежемесячная ставка вознаграждения для ресторана составляет от 30 до 60 рублей с посадочного места, для караоке – 1500 рублей в месяц. Согласно статистике, в среднем учреждение общепита отчисляет в пользу авторов от 3 до 6 тысяч рублей в месяц.
Куда деваются деньги?
Поскольку и РАО, и ВОИС - некоммерческие организации, все собранные с пользователей деньги не идут в карман Главному Буржуину, а распределяются между авторами и исполнителями произведений. Для того чтобы распределение было справедливым, пользователи представляют в организации по коллективному управлению правами ежемесячный отчет: какая музыка и сколько раз проигрывалась. РАО и ВОИС аккумулируют отчеты и вычисляют коэффициент: кому и сколько из авторов/исполнителей причитается. Распределением денег занимаются не государственные чиновники, а члены советов РАО и ВОИС: композиторы, авторы текстов, музыканты и певцы. Кто они? Посмотрите на сайтах РАО и ВОИС: есть и фамилии, и фотографии. Все лица легко узнаваемы.
Платить или не платить: вот в чем вопрос.
С момента появления в России организаций по коллективному управлению правами, не стихают споры: платить или нет. Юристы придумали даже термин «негосударственный налог на музыку». Выбор каждый владелец предприятия делает сам. Всегда ведь можно не платить авторам и сидеть в тишине.
Комментарии (18)
С другой стороны почему не платят магазины в которых звучит музыка в качестве фона.
А вот прослушивание официально приобретенной музыки "в кругу семьи" почти бесплатно (Мигалков только свой интерес заложил в стоимость каждого инфоносителя и проигрывателя).
Вот из ВК музыку потерли, но есть пока ЯндексМузыка с неплохой дискографией и вполне легальный контентом. Плюс куча стрим-ресурсов. Ну а качать "в плеер" и хранить музыку в век безлимитного мобильного интернета уже моветон
Минимум треть (а может, и больше) этих денег идет в карманы РАО и его представителя в виде зарплаты и разных плюшек типа аренды офиса.
Зато в сыктывкарских кабаках теперь пропадет караоке и живой звук. Мы давно об этом мечтали, дорогой представитель РАО и ВОИС, бьем челом до земли! Как и жили-то без Вас до сих пор?
А то РАО башка попадёт, совсем должен будешь