14:47, 21.11.2013 / КУЛЬТУРА

Драмтеатр покажет премьеру «Хроники Савина»

Сегодня на подмостках театра драмы имени Виктора Савина покажут долгожданную премьеру – документальную драму «Хроники Савина». Знаменательная дата – 125-летие со дня рождения коми писателя, поэта и драматурга - в 2013 году стала поводом для множества различных мероприятий театра. Так, перед спектаклем зрители смогут ознакомиться с выставкой, посвященной жизни и творчеству Виктора Савина, которая побывала уже в Санкт-Петербурге и в Москве.

ANT_3661.jpg

Актеру Андрею Третьякову оказалось непросто сыграть Савина, человека талантливого, вдумчивого, а не вымышленного персонажа. Фото Николая Антоновского

Решение поставить спектакль о Савине как нельзя логично вписывалось в общую канву событий, приуроченных к юбилейной дате. В театре почти сразу отказались от идеи играть уже существующую пьесу драматурга. С начала года по крупицам собирался материал, составивший основу документальной драмы, которую накануне премьеры посмотрел корреспондент БНК.

ANT_3697.jpg

«Хроники Савина» начинают свое летоисчисление с конца. Октябрь 1942 года, барак №6 лагпункта Адак на реке Усе. Заключенному Савину, отбывающему наказание за контрреволюционную деятельность и борьбу за создание Коми буржуазной республики, остается три дня до окончания срока. В темных стенах барака, где в углу теплится печка-буржуйка, а на стенах развешаны цитаты Сталина, под лай собак, который периодически сменяется радиосводками с фронта, главный герой погружается в свои воспоминания. Они и есть хроники его жизни и творчества, в них мало хронологии, зато много акцентов, которые расставляет режиссер спектакля и автор сценария Евгений Софронов.

ANT_3677.jpg



Софронов и вся команда театра, работавшая над спектаклем, проделали титаническую работу – выбрать из биографии Савина сюжеты, из которых можно было бы слепить не длинный (спектакль идет чуть менее 90 минут), но емкий сценарий, было, очевидно, не просто. При этом режиссер не скрывает: взгляд на биографию Савина представлен субъективный, в основе сюжетных блоков – реальные события и диалоги, но их подача – фантазийна. Мог ли Савин за три дня до физического освобождения, которое так и не случилось, пытаться понять, почему он оказался врагом народа; мог ли вспоминать свои поездки по Коми земле, где его встречали как героя; мог ли перебирать в памяти милые сердцу моменты репетиций первой постоянно действующей коми театральной труппы «Сыкомтевчук»? А почему бы и нет? Яркие и многолюдные воспоминания контрастно всплывают на фоне мрачных стен барака, где не осталось ничего, кроме одиночества и тоски. Один из самых страшных эпизодов - размышление на тему того, что может случиться дальше. Софронов не изобретает велосипед, повторяя давнюю истину: самое страшное для поэта пропасть в безвестности, еще страшнее для творца – уничтожение всех его творений.

ANT_3628.jpg



Режиссер признавался: пафосность и патриотика послереволюционных лет сегодня кажутся абсурдом; меньше всего ему хотелось, чтобы сцены из жизни того времени зритель воспринял как некую карикатуру. Условные знаки: красные платки, кожаные пиджаки, поднятые на плечо древки флагов, «делай раз…» задают контур, но вызывают не смех. Удивительным образом труппе удается найти ту едва ощутимую грань между смешным и трагичным, заставляя пульсировать мысль о том, как мало мы сегодня знаем о том смутном времени начала XX века. Страницы учебников истории, пестрящие аббревиатурами, цифрами и датами, плохо передают атмосферу. В спектакле «Хроники Савина» она дышит и звучит очень пронзительно. Юный Миша, как и положено, в шапке со звездой, читает «От октября до октября». В надрыве голоса читается надрыв страны, которая все стремилась к единому порыву в идеях социалистического строительства.

ANT_3687.jpg

ANT_3691.jpg

ANT_3748.jpg



Главный герой раздавлен, разбит, он устал от болезни и срока. За три дня до окончания наказания Софронов видит Савина нервным и истеричным. Его слова неглухо ударяются о темные стены, они вырываются в пространство сцены. В финале он кричит о том, чтобы не расспрашивали о семье, потому что это самое дорогое. Актер Андрей Третьяков, играющий главную роль, говорит по-русски нарочито с коми акцентом. В пьесе, как и в жизни поэта, два языка – русский и коми, соседствуют очень гармонично. Хотя без уколов не обходится. «Это для вас, русского, слово «Сыкомтевчук» кажется смешным, а для коми эти сокращения понятны», - заметит Савин в беседе с коллегой по несчастью. К двум языкам, ставшим официальными в республике, добавляется еще и украинский - в память о тех годах, которые Савин провел на Украине.

ANT_3700.jpg

ANT_3725.jpg



- Эта роль создавалась на невероятном сопротивлении, - отметил в беседе с корреспондентом БНК Андрей Третьяков. - До этого я чаще всего играл простачков, мне выпадали легкие, смешные роли, и я сам по сути такой. Здесь же мне выпало играть вдумчивого, талантливого человека, жизнь которого закончилась весьма трагично. К тому же всегда очень сложно играть реального человека, а не придуманного персонажа. Это большая ответственность.

ANT_3775.jpg



Премьерные показы спектакля состоятся 21 и 22 ноября в 18.30.

1214

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • клин
    21 нояб. 2013 г., 16:47:37
    Ответить
    такие постановки должны бесплатно показываться
  • капа
    21 нояб. 2013 г., 17:49:55
    Ответить
    Артисту надо было похудеть для этой роли,а то розовощекий такой.
  • 123
    21 нояб. 2013 г., 23:12:47
    Ответить
    Посмотрел. Все бы ничего, да вот финальная песня - ни к селу ни к городу. Режиссер что, с дуба рухнул?
  • При
    22 нояб. 2013 г., 10:50:58
    Ответить
    Савине драмтеатр ставил в основном на коми языке. А нынешний драмтеатр вообще отказался от идей того, именем которого назван театр.
    • ирП
      22 нояб. 2013 г., 13:19:31
      Ответить

      при Савине драмтеатра, вообще-то, не было...
      • ...
        23 нояб. 2013 г., 2:18:40
        Ответить
        Андрюша,ты умничка!!!!!!!
  • Наталья
    04 дек. 2013 г., 17:46:37
    Ответить
    Хроники Савина
    Спектакль очень понравился!!!Видно,что актеры приложили много усилий воплотить задуманное режиссером в жизнь.Евгений Сафронов-отличный режессер!!!Огромное всем спасибо.