19:37, 21.11.2013 / ОБЩЕСТВО

К проекту «Городские легенды» подключились известные историки

Запущенный администрацией Сыктывкара проект «Городские легенды» получил живой отклик не только со стороны простых горожан, активно предлагающих свои идеи в социальной сети «ВКонтакте», но и представителей научного сообщества. О желании подключиться к инициативе муниципальных властей заявили ведущие историки региона.

ANT_3266.jpg

Над идеями новых арт-объектов Сыктывкара будут думать эксперты в области истории и этнографии коми. Фото Николая Антоновского

Как рассказал корреспонденту БНК сыктывкарский историк Игорь Андриянов, к процессу генерации идей для новых сыктывкарских арт-объектов подключаются признанные эксперты в области истории и этнографии коми. О своем желании поучаствовать в проекте уже заявили директор института языка и литературы Коми Игорь Жеребцов, кандидат исторических наук Михаил Рогачев, а также ведущие методисты Национального музея республики Раиса Ларукова и Елена Потолицына.

- Наш город постоянно растет и развивается, становится все более известным. И это прекрасно, что администрация задумывается о необходимости преображения его внешнего облика. Уже давно существует необходимость начать работы по созданию туристической привлекательности Сыктывкара. Не менее важная задача - просвещение жителей на предмет богатой и порой уникальной истории города и республики. Таким образом, данный проект, при грамотном профессиональном подходе, даст возможность убить сразу двух, а то и трех зайцев, - отметил историк.

Специально для БНК Игорь Андриянов отразил свою позицию, по каким параметрам должны соответствовать новые малые архитектурные формы, которые уже в 2014 году украсят Сыктывкар:

«Конкурс «Городские легенды» стартовал. Определены места для будущих арт-объектов. Уже появились первые идеи, зазвучали первые дискуссии. В связи с этим предлагаю определить некие рамки для проектов и принять единую концепцию, которая бы облегчила жизнь тем, кто будет «придумывать и предлагать», чтобы избежать появления на улицах нашего города разнородной безвкусицы.

Вот несколько критериев, которыми можно было бы руководствоваться при создании того или иного проекта. Возможно, не в каждом проекте удастся воплотить все предложенные шесть пунктов. Предлагаю, скорее, рассматривать их в качестве «маяков», позволяющих оставаться в определенных границах здравого смысла.

1. В основе проекта арт-объекта должна присутствовать коми этнокультурная составляющая либо устойчивое городское предание (легенда). Если уж бороться за привлечение туристов и этнокультурный брендинг, то все арт-объекты в идеале должны составлять единую концепцию оформления городского пространства с привязкой к традиционной культуре Коми либо к устоявшимся традициям города (а не набор бессвязных элементов, созданных «с потолка»).

Среди предложений уже прозвучало несколько весьма оригинальных идей - от автомобильного руля до памятника рулону туалетной бумаги. Вот только при чем здесь Сыктывкар с его богатой историей, традициями и легендами? Неужели за последние 427 лет в нашем городе не случилось ничего более интересного, чем начало производства туалетной бумаги?

Думаю, любому туристу куда важнее будет увидеть то, чего он никогда раньше не видел и вряд ли сможет увидеть в других местах. И именно подобные уникальные вещи можно как раз найти в традиционной национальной культуре и истории. А для того, чтобы очередной раз натолкнуться на банальные проявления глобального постмодернизма, вовсе не обязательно ехать в Сыктывкар: во всех крупных столицах подобных изваяний можно встретить куда больше, и выглядеть они будут масштабнее и дороже.

2. Функциональность. В идеале арт-объект должен стать не только местом для фотосессий и объектом любования с соседних лавочек, но и нести дополнительную функциональную либо образовательную нагрузку. Примеров подобных сочетаний существует очень много: огромные действующие солнечные часы, действующая гигантская астролябия, ну или на худой конец – развевающаяся юбка статуи Мерлин Монро, которая в непогоду служит укрытием от дождя.

К примеру, уже давно существует необходимость каким-то образом увековечить память купеческого рода Сухановых, в свое время немало сделавших для известности и процветания нашего города. Кроме того, существует немало преданий о купеческих кладах в виде сундуков с золотом. Почему бы не создать соответствующий арт-объект в виде большого сундука, который так и назвать: «Сундук купцов Сухановых»? При этом сделать его не просто сундуком, а своего рода огромной копилкой (с соответствующей прорезью для опускания купюр и монет). Всякий (особенно приезжий турист), опускающий деньги в сундук, таким образом будет становиться своего рода «дольщиком» с купцами Сухановыми в деле благоустройства города. И, разумеется, «согласно традиции», чем больше внесешь в эту копилку – тем больше тебе со временем воздастся. Ну и, конечно же, в этом случае вновь вернешься в Сыктывкар, и он вновь примет тебя с радостью. Все эти подробности и условия расписываются старинным полууставным или скорописным шрифтом на крышках и стенках сундука. Отдельная история - посидеть на сундуке с сокровищами или потереть какую-то его часть. Что в этом случае приобретает посидевший на сундуке – пусть придумает со временем народная молва.

Раз в год (а то и пару раз в год), в дни главных праздников вроде Дня города, сундук торжественно вскрывается (что уже само по себе можно сделать новой праздничной традицией). После чего все накопившиеся деньги подсчитываются, и во всеуслышание объявляется сумма, которая затем поступает в городской бюджет).

Помимо этого, можно придумать еще с десяток различных вариантов ежегодных праздничных мероприятий вокруг этого арт-объекта, к которому могли бы приходить «заручаться поддержкой купцов Сухановых» бизнесмены, студенты-экономисты, бухгалтеры.

3. Прочность и долговечность. Конструкция арт-объектов должна если и не обладать в полной мере антивандальными характеристиками (увы, но в зависимости от настойчивости вандалов данный критерий становится величиной относительной), то, по крайней мере, быть достаточно прочной и долговечной. Нельзя забывать о том, что годовая разница температур, солнце, ветер и осадки действуют на различные материалы не самым лучшим образом. А слишком частая реставрация и реконструкция – это всегда излишние финансовые траты из нашего городского бюджета.

4. Недопустимость возникновения двоякого толкования и негативных ассоциаций. Внешняя форма и символика арт-объектов не должны давать возможности двойственного толкования, а также порождать негативные ассоциации. Хватит и того, что в городе уже есть несколько монументов, получивших в народе «альтернативные» названия.

5. Креативность. Или, говоря простым русским языком, оригинальность. Вряд ли тут нужно добавлять что-то еще. Арт-объекты, насколько это возможно, должны быть оригинальными и в идеале не должны копировать уже существующие подобные объекты в других городах. Исключение составляют исторические объекты, которые существовали в нашем городе раньше и которые, быть может, имеет смысл возродить вновь.

6. Сравнительно невысокие затраты на производство и установку. Это бюджет нашего города, наши налоги. И тут, думаю, все всё понимают».

850

Комментарии (14)

Добавить комментарий
  • Горожанка
    21 нояб. 2013 г., 20:43:16
    Ответить
    Замечательное предложение с сундуком купцов Сухановых. Очень интересное и оригинальное. Я за него с удовольствием буду голосовать!!!!!!!!!!!
    Отправлено из мобильной версии
  • Ну этим и должно было закончиться.
    21 нояб. 2013 г., 22:28:46
    Ответить
    Не народное творчество - специалисты... А народное всегда будет идти параллельно. И двойные названия и толкования были и будут всегда. не только в сыктывкаре.
  • Зырянин-язычник
    21 нояб. 2013 г., 22:30:28
    Ответить
    Я бы воздержался о памятников Сухановым
    Сухановы, как известно были не просто купцы, а пришлые ортодоксы собиравшие дань с коми-зырян и отправлявшие её ортодоксам в московию.

    Первое упоминание о Сухановых приходится, как раз во времена смуты, после которой на пристол приходят РОМАНОВЫ- ГОЛЬШТЕЙНЫ.

    Родоначальником Сухановых был некий федька-БЕС поселившийся на сысоле в тогда ещё погосте, Усь-Сысола.
    И были у федьки сыновья- Калина, Ерофей и Давыд. Обсолютно зырянские, а не еврейские имена.
    Сухановы, кстати и церкви строили на собрагнную дань.
    Многие изТОРики пытаются привязать легенду о ПАМЕ ШИПАЧИ с Сухановыми, но это нелепость приписывать православных ортодоксов Сухановых к язычнику ПАМУ ШИПАЧИ боровшимся с пришлыми с палестины православнутыми колонизаторами.

    Оставьте политизированную и религиозную тематику, коми морту не поравится. Хватит нам и памятника извергу стефану крапу, рисовавшему пальмы.

    Легенда о ПАМЕ ШИПАЧИ:
    Был этот Шипича могучим колдуном-памом. Мог путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва у реки. Дома у Шипичи стоял чан с водой, в котором он прятался от врагов. Мог он менять направление течения реки и управлять лесными духами. Но ничто не помогло колдуну, когда на его дом напали разбойники. В чудесном чане не оказалось воды, и пама-атаман погиб. Над его могилой на берегу Сысолы (там, где сейчас парк имени Кирова) позже был сооружен Троицкий собор. В предании говорится: когда река подмоет под храмом берег, и храм рухнет, тогда Шипича встанет из гроба, а для всего коми народа наступит счастливая жизнь.

    Сейчас ведутся работы в кировском парке и возможно будет затронуты и могилы на том месте, одна из которым может оказаться ПАМА ШИПАЧИ.
    Хотя судя по тому что правда о колонизаторах с палестины выходит наружу, время восстановления правды пришло, а время православнутых ортодоксов ЛИС закончилось.

    Так что, ещё один пукт к правилам о городских легендах: Они не должны быть политизированны и религиозны.

    Лучше памятник ЧЕЛОВЕКУ ходившему на хоккейные матчи Строителя в 30 градусные водних шортах поставьте. Вот где легенда о воле северного человека и любви к своей команде.
    Все в унтах, ушаннках, тулупах и ватниках стоят, а он в шортах и от него идут клубы пара.






  • сыктывкарец
    22 нояб. 2013 г., 0:37:23
    Ответить
    КЛАСС !
    Лучше памятник ЧЕЛОВЕКУ ходившему на хоккейные матчи Строителя в 30 градусные водних шортах поставьте. Вот где легенда о воле северного человека и любви к своей команде.
    Все в унтах, ушаннках, тулупах и ватниках стоят, а он в шортах и от него идут клубы пара.

    • Точно
      22 нояб. 2013 г., 15:58:42
      Ответить
      Помню еще 75 летнюю бабушку приезжала из Корткероса на КАЖДЫЙ! матч Строителя.
  • ррр
    22 нояб. 2013 г., 9:05:43
    Ответить
    Забавно. Если следовать всем критериям, то лучше ничего не делать - всё равно не получится.
  • Паша
    22 нояб. 2013 г., 11:04:29
    Ответить
    На фото
    стоят ведущие историки региона?
  • Игорю Андрианову
    22 нояб. 2013 г., 12:38:21
    Ответить
    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало!
    • Горожанин
      24 нояб. 2013 г., 22:40:16
      Ответить
      Что поделаешь, тут каждому своё... Кому-то - придумывать памятники и ломать голову, как украсить город. А кому-то - какать комментами на форумах от осознания собственной творческой импотенции...
  • Эрл
    26 нояб. 2013 г., 18:46:14
    Ответить
    А кто такой вообще Игорь Андриянов ? Что он закончил и закончил ли? Где труды и публикации этого учёного можно глянуть ? Никого не хочу обидеть, но слишком часто на себя роль сведущих берут люди случайные. Интересно, а указанные в статье персоналии в курсе, что этот "историк" озвучил ссылку на их авторитетное мнение?
    • Эрлу
      27 нояб. 2013 г., 0:25:16
      Ответить
      Андриянов Игорь Вячеславович. Окончил Исторический факультет Сыктывкарского Гос.Университета в 1997 году по специальности "История". 4 года возглавлял Отдел истории Управления СиВЕ.Первоначально тема исследований - история репрессий против РПЦ на территории Коми в XX веке. В настоящее время занят исследованиями в области этнографии коми. Имеет ряд публикаций по различным темам в сборниках научных докладов и в ряде печатных и электронных СМИ, часть из которых, если потрудиться, легко найти в интернете.
      Указанные в статье уважаемые участники проекта разумеется "в курсе", ибо сначала было получено их согласие, и лишь затем их имена были озвучены.
      Ну а теперь Вы, уважаемое Эрл. Потрудитесь назвать себя и указать причину столь трепетного волнения за судьбы исторической науки и чистоту её рядов? Али волосатые руки тролля плохо приспособлены для того, чтобы лишний раз набирать своё полное имя и должность? Словом, а кто такое вообще Эрл?
  • Константин Николаич
    27 нояб. 2013 г., 14:33:21
    Ответить
    О, судя по всему все памятники у нас теперь будут Епархиального значения. Специалист то оказался очень узкий. Тоже не плохо, но как то узколобо и не в тренде современных реалией.
  • Эрл
    27 нояб. 2013 г., 15:02:25
    Ответить
    Велик приказ, да мал начальник. А судя по году выпуска из ВУЗа не только мал, а ещё и молод и неучтив. Укажите место где Вы сами хоть раз подписались? Видимо Горожанин? Но последовал совету неназванного почитателя, погуглил (как теперь говорят). В разделе публикации уважаемого А.И.В. - завирусованная ссылка, есть пару ссылок на короткометражки пространного околонаучного толка, упоминание про странички в соцсетях и собственно всё. 4 года в науке это даже не ясли. Но желаю успеха на поприще. Вот только дам добрый совет сразу чужие идеи не транслировать за свои, тогда толк возможно будет.
    • Эрлу
      30 нояб. 2013 г., 0:25:23
      Ответить
      "Чужие идеи не транслировать за свои" - это либо крайне неудачная шутка, либо достаточно серьёзное обвинение, которое требует подтверждения и обоснования. Я не имею такой скверной привычки красть чужое. Назовите себя и попытайтесь дать ссылку на "первоисточник" украденного, если таковой существует в природе.