В Коми может появиться система «Забота» для помощи пожилым людям
Социальное обслуживание взрослого населения стало ключевой темой на сегодняшнем заседании правительства региона. Речь шла о региональном материнском капитале и о вариантах решения проблемы обслуживания пенсионеров и инвалидов на дому. В частности, в Сыктывкаре в ближайшее время появится «Функциональный дом» для людей с ограниченными возможностями здоровья, помимо этого, республика рассматривает возможность участия в проекте «Забота», призванном оказывать информационные услуги.
Фото Юрия Кабанцева
Открывая заседание, глава республики Вячеслав Гайзер представил собравшимся уже официально избавившегося от приставки «и.о.» министра архитектуры Коми Валерия Кучерина и нового члена правительства - руководителя ухтинской администрации Игоря Михеля. Напутствуя «новобранца», губернатор напомнил, что высокий статус - это не привилегия, а высокая ответственность. Таким образом, Игорь Михель стал третьим мэром в составе правительства, составив компанию главам Сыктывкара и Воркуты Ивану Поздееву и Евгению Шумейко. Глава назвал это решение логичным. Ухтинский мэр получит дополнительный ресурс для оперативного решения проблем и развития города.
Вышедший к трибуне руководитель соцагентства Илья Семяшкин рассказал участникам заседания о системе социального обслуживания пожилых и инвалидов. Наиболее востребованными является надомное и стационарное обслуживание. Первое получают примерно семь тысяч человек, второе - три тысячи. Проблем с надомным обслуживанием нет, кроме, пожалуй, одной: у социальных работников очень высокая нагрузка - один специалист ухаживает за пятью-восемью подопечными (такие же цифры и в среднем по России). Илья Семяшкин привел в пример Финляндию, где норматив на одного соцработника - не более четырех человек.
Некоторые подопечные нуждаются в круглосуточном уходе, но отказываются переезжать в стационар. Со стационарами, к слову, проблему пока решить не удается: в очереди сегодня более двухсот желающих. Это в большей степени относится к психо-неврологическим интернатам. Отдельная работа проводится по деревянным зданиям, где временно находятся люди. Как сообщил Илья Семяшкин, их «системно закрывают» - в первую очередь те, которые не оборудованы системой пожаротушения.
Сокращать очередь в интернаты предлагается несколькими способами. Например, расширять действующие интернаты, перепрофилировать некоторые учреждения, активнее привлекать к обслуживанию негосударственные организации и развивать опекунскую сеть.
В качестве примера сотрудничества с организациями руководитель соцагентства привел совместный с финнами проект «Функциональный дом». Предполагается, что квартира будет оснащена современным оборудованием, призванным помочь людям с ограниченными возможностями здоровья сделать свой дом максимально приспособленным под потребности. «Функциональный дом» станет своего рода выставочной площадкой, там же будет работать пункт проката оборудования, средств реабилитации и техники.
Рассказ Ильи Семяшкина дополнила директор ухтинского центра по предоставлению госуслуг в сфере соцзащиты населения Ольга Максимова. Она рассказала, что для Ухты актуальна проблема одиноко живущих пенсионеров и инвалидов, которые не могут обслуживать себя сами и нуждаются в круглосуточном и долгосрочном уходе. Таких в городе около 60-ти. Как правило, они отказываются переселяться в интернат. В очереди в интернаты записаны 33 человека, 14 из них недееспособные, у 19-ти нет родственников. Определенные сложности возникают и при реализации закона о патронате - часто за одиноко проживающими ухаживают посторонние люди, которые не имеют знаний в области медицины и психологии. Возникают конфликты, подопечные расторгают договоры.
- Необходимо привлекать в сферу ухода негосударственные организации, чтобы помочь всем нуждающимся, - снова акцентировала внимание на одном из вариантов решения проблемы докладчица. - По результатам опроса, ожидаемая плата труда не должна быть менее 30-35 тысяч рублей. Для сравнения: ежемесячные выплаты по патронату составляют 5-8 тысяч рублей, средняя зарплата соцработника - 16 тысяч рублей, содержание недееспособного в интернате обходится в 22 тысячи рублей в месяц, частные лица берут за работу 31 тысячу рублей.
Глава признал, что предложение необходимо обсудить, но призвал искать «золотую середину» между заявляемыми ожиданиями и финансовыми возможностями. Также Вячеслав Гайзер поручил продолжить проверки и проведение противопожарных учений в стационарах.
- Проверено должно быть все, в том числе и техническое состояние пожарной сигнализации, средств связи и так далее. Я буду ждать подтверждения от наших служб по ЧС, - заявил глава.
Отклонившись от темы заседания, Вячеслав Гайзер напомнил про «прямую линию» с жителями республики, где ему поступило предложение расширить возможности использования регионального материнского капитала - в частности, разрешить тратить его на улучшение жилищных условий семей, проводить реконструкцию и капремонт. Особенно это актуально для семей, у которых свой дом. Им могут потребоваться и новая канализационная система, и отопительное оборудование.
- Эти направления - тоже улучшение жилищных условий для многодетной семьи, ради этого региональный семейный капитал и задумывался. Как идет работа в этом направлении? Каково ваше мнение по этому поводу? - обратился губернатор к Илье Семяшкину.
- Это предложение актуально, мы выяснили это в рамках проводившегося опроса. Проведение ремонта и капремонта называлось в числе трех первых потребностей. Сейчас мы отрабатываем с минархстроем, чтобы исключить возможные махинации. Мы должны определить, какие документы нужно предоставлять семьям, все правильно сформулировать, - ответил руководитель соцагентства.
Некоторое оживление в ход заседания внес генеральный директор ООО «Система Забота» Константин Лившиц. Он рассказал об отечественной разработке, которая внедряется уже десять лет и получила одобрение президента и «зеленый свет» на регионы. У центра есть собственный информационный медицинский центр.
- У нашего подопечного есть сотовый, при необходимости он нажимает на кнопку, звонок поступает в диспетчерскую, где работают доктора. Мы принимаем звонки от Хабаровска до Калининграда, - презентовал работу своей системы выступающий. - Диспетчер, принимая звонок, видит на экране всю информацию о человеке, его медицинскую карту, номера телефонов родных. Задача доктора - решить, что необходимо предпринять. Есть три группы задач. Первая - мы информируем. Например, у подопечного нет сведений о льготах, режиме приема лекарств или времени работы соцслужб. Вторая задача - координирование. Наши диспетчеры передают информацию в лечебно-профилактическое учреждение, в социальную службу, могут записать на прием к врачу, сгладить остроту ситуации и уладить разногласия с управляющей компанией, вызвать экстренные службы. И третья функция - это «тревожная кнопка». По статистике, экстренных ситуаций не более десяти процентов, и мы действительно спасаем человеку жизнь.
По словам Константина Лившица, технология позволяет заменить стационар - человек может остаться дома, в комфортных для него условиях, и при этом не лишиться помощи. Обслуживание в стационаре будет в семь раз дороже. Если пенсионер или инвалид становится участником системы «Забота», на девять процентов снижается число вызовов экстренных служб, на 12 процентов - вызовы участковых врачей. Предложение компании - в качестве пилота запустить систему в Сыктывкаре (на 700 человек) и в Ухте (на 300 человек).
- Сколько это стоит для пенсионера? - поинтересовались слушатели.
- Ежемесячная абонентская плата - 670 рублей. Стоимость подключения зависит от устройства, она варьируется от полутора до 6,5 тысячи рублей. «Бабушкофоны» с большими кнопками обойдутся в 2-3 тысячи. Вас не напугали цифры? - предупредительно спросил Константин Лившиц.
- Напугали.
- Дорого? По опыту нашей работы, к оплате привлекаются спонсоры и благотворители, дети наших подопечных. В ряде случаев мы платим сами. Расходы за своих ветеранов могут взять на себя предприятия. Наша система информационная. Она выдает статистику, какие услуги и в каком объеме в регионе нужны, это пригодится для принятия решений. В Петрозаводске увидели, что нет службы такси и патронажа. Через полгода со своими предложениями начали выстраиваться предприниматели, - аргументировал докладчик.
Презентация продолжилась демонстрацией: Константин Лившиц нажал кнопку на устройстве, все услышали сигнал вызова и приятный женский голос: «Оператор системы «Забота». Здравствуйте». Выступающий показал еще одну возможность системы: если подопечный упадет и потеряет сознание, специальный датчик в устройстве вызова (сотовом телефоне) автоматически вызовет диспетчера. Тот, не получив ответа от человека, в свою очередь, вызовет срочную помощь. Константин Лившиц уронил устройство на стол перед Игорем Михелем, показывая, как работает датчик.
В зале заседания поднялся гул: участники начали бурно обсуждать увиденное. Глава отметил явно нерабочее настроение собравшихся и прервал беспорядок.
- Мы - национальная республика, много носителей коми языка, и первая их реакция - говорить на коми. Будет ли гарантировано, что операторы вашего колл-центра знают коми язык? Это будет обязательным требованием, если мы заключим договор, - обратился губернатор к Константину Лившицу.
- Я ожидал любого вопроса, но не такого, - признался тот, но быстро нашелся. - В Санкт-Петербурге учится много студентов из Коми, мы сможем их привлечь для работы с нами.
Решение по участию в системе «Забота» пока не принято. Соцагентству поручено детально изучить предложение.
Комментарии (9)
Не думая о результате.
Типа обезьян...