09:59, 14.02.2014 / КУЛЬТУРА

В Национальной галерее открылась выставка художника-соцреалиста

В честь 100-летия со дня рождения патриарха изобразительного искусства Коми Пантелеймона Митюшева в республиканской Национальной галерее открылась персональная выставка художника.

ANT_9058.jpg

Министр культуры Артур Рудольф оказался знатоком творчества художника. Фото Николая Антоновского

Во вступительной речи директор галереи Ольга Талянина сообщила несколько фактов из творческой биографии Пантелеймона Митюшева – одного из первых, по ее словам, профессионалов в Коми.

Художник родился в 1914 году в Визинге. В начале 1930-х годов он уехал в Киев и поступил там в художественный институт, который закончить так и не удалось – Митюшев ушел на фронт. После войны он вернулся в Коми и активно включился в творческую жизнь: ездил с командировками по республике, участвовал в выставках, занимался с молодыми художниками, сотрудничал с газетами, журналами и музеями.

ANT_9039.jpg

- В разные годы Пантелеймон Митюшев обращается к разным жанрам: это и сюжетно-тематическая картина, и портрет, и пейзаж. В этом зале представлены работы из фондов Национальной галереи и музея истории и культуры села Визинга, - рассказала Ольга Талянина.

Посетивший открытие выставки «Пантелеймон Митюшев. К 100-летию со дня рождения» министр культуры Республики Коми Артур Рудольф показал себя настоящим знатоком и ценителем творчества художника.

ANT_9009.jpg

- Это патриарх художественно-изобразительного направления социалистического реализма в Коми. Кому-то соцреализм сейчас не нравится – и это нормально, мода часто меняется. Кто-то считает, что более актуальным сегодня становится творчество в духе «три квадрата восемь дырок». И я могу это понять: в повседневной жизни хочется чего-то современного, - начал Артур Рудольф. - Но не надо забывать, что самое главное для человека – общение с людьми, потому что каждый человек – это богатство, громадный внутренний мир. Митюшев это понимал, поэтому и в зарисовках его незаметными мазками создается прежде всего характер человека.

ANT_9045.jpg

Пытаясь смягчить возможную критику соцреалистического метода, которого, в числе прочих, придерживался Пантелеймон Митюшев, Артур Рудольф пояснил, что в определенные исторические периоды невыполнение задач партии было чревато серьезными последствиями. Однако кроме идиллических сюжетов времен строительства социализма, в работах Митюшева появлялись и противоречащие духу эпохи мотивы. Так, на выставке представлено два полотна, посвященных теме строительства печорской железной дороги.

ANT_9040.jpg

- Одна из картин изображает социалистические соревнования, женщины на ней бодро, с улыбками на лицах таскают бревна, люди работают и получают от этого радость. Но Митюшев знал, как строят дорогу в условиях Крайнего Севера, – и вот перед нами откровенное полотно, где люди на пределе возможностей и без каких-либо инструментов, голыми руками строят железнодорожные пути. Здесь художник уже не по заданию партии показывает героический труд во время Великой Отечественной войны, - проанализировал несколько работ Митюшева глава минкульта.

ANT_9060.jpg

Куратор выставки, научный сотрудник Национальной галереи Надежда Беляева рассказала, что исследованием творчества Пантелеймона Митюшева занялась не так давно – всего два-три месяца назад. За это время она успела узнать подробности жизни и творческой биографии художника. По ее словам, в конце 1940-х годов он подвергался жесткой критике за честность в творчестве, за любовь к цвету и умение им владеть, за намеки на импрессионизм, а потому и за идолопоклонническое отношение к Западу. Но, несмотря на серьезные обвинения, Митюшеву разрешили писать портреты вождей, что было дано не каждому. Эта тематика представлена на выставке несколькими картинами, среди которых портрет вождя мирового пролетариата и полотно «Сталин и Ленин в Разливе». Последнее, кстати, тоже было в свое время раскритиковано – слишком спокойно на нем горит костер, слишком мирный изображен пейзаж, а такого, между тем, быть не могло в те минуты, когда вожди договаривались о грядущем перевороте.

ANT_9024.jpg

Кроме политических полотен, в экспозиции представлены документы и фотографии из семейного архива писателя, сюжетно-бытовые и портретные зарисовки, посвященные, в основном, жизни народов Севера, а также пейзажи. Выставка сопровождается интересной видеопрезентацией.

На открытии юбилейной выставки присутствовали сын и правнучка художника. В благодарность за помощь в подготовке экспозиции сотрудники Национальной галереи подарили им художественный каталог.

ANT_9059.jpg

По словам куратора Надежды Беляевой, для сыктывкарцев выставка будет доступна еще в течение месяца, а затем отправится в Визингу на родину художника.

844

Комментарии (16)

Добавить комментарий


  • Шу
    14 февр. 2014 г., 11:00:51
    Ответить
    мастер ложного пафоса неумело сделал вид...
    • 1234
      14 февр. 2014 г., 15:31:18
      Ответить
      Министр молодец, показал свой высокий уровень!И в галерее отлично провели мероприятие, даже очень!
      • ше
        15 февр. 2014 г., 14:09:16
        Ответить
        уровень чего он показал- словоблудия? не кто и не спорит :))
  • Артур Альбертович!
    14 февр. 2014 г., 11:05:11
    Ответить
    Браво!
  • 222
    14 февр. 2014 г., 11:16:54
    Ответить
    Рудольфа еще не посалили?
  • шахтер
    14 февр. 2014 г., 11:24:10
    Ответить
    что-то плохо выглядит "универсальный" во всех областях деятельности
  • Цицерон
    14 февр. 2014 г., 11:30:46
    Ответить
    Удивительный болтун этот ваш министр.
  • тычка
    14 февр. 2014 г., 11:31:48
    Ответить
    ужас какой-то
    все мужики пузатые
  • иванн
    14 февр. 2014 г., 11:33:55
    Ответить
    а когда наконец поменяют главное лицо нац. галереи, то бишь директора , человек не понимает, что занимает не свое место
    • марьяя
      14 февр. 2014 г., 20:20:18
      Ответить
      иванну
      а чьё, ваше, не замахивайтесь, ума не хватит...и т.д.
      • Да
        14 февр. 2014 г., 21:02:29
        Ответить
        У нее хоть ума и не много, зато комплексов никаких...
  • Плебей
    14 февр. 2014 г., 11:42:59
    Ответить
    "Митюшев это понимал, поэтому и в зарисовках его незаметными мазками создается прежде всего характер человека." - я рыдал, прочитав эти строки: от глубины проникновения в искусствоведческий и философский анализ творчества художника, который сделал ему министр.
  • 321
    14 февр. 2014 г., 15:15:03
    Ответить
    перемена
    а Рудольф как на культурку сел, так сильно внешне изменился. Творческий беспорядок на голове, нервная, хаотичная жестикуляция, хочется ему чего-то(сам толком объяснить не может), короче весь в искусстве
  • ага
    14 февр. 2014 г., 15:50:28
    Ответить
    как будто
    спрятался в музее от чего-то
  • Висконсин
    14 февр. 2014 г., 17:47:29
    Ответить
    Да, не Цицерон!Да, ни в чём не разбирается! Да, не знает ни в лицо, ни по именам даже свой аппарат! Но разве это мешает ему быть министром культуры?
    • +
      14 февр. 2014 г., 19:49:10
      Ответить
      тот аппарат, который остался, уже соответствует Рудольфу