В Национальной галерее открылась выставка художника-соцреалиста
В честь 100-летия со дня рождения патриарха изобразительного искусства Коми Пантелеймона Митюшева в республиканской Национальной галерее открылась персональная выставка художника.
Министр культуры Артур Рудольф оказался знатоком творчества художника. Фото Николая Антоновского
Во вступительной речи директор галереи Ольга Талянина сообщила несколько фактов из творческой биографии Пантелеймона Митюшева – одного из первых, по ее словам, профессионалов в Коми.
Художник родился в 1914 году в Визинге. В начале 1930-х годов он уехал в Киев и поступил там в художественный институт, который закончить так и не удалось – Митюшев ушел на фронт. После войны он вернулся в Коми и активно включился в творческую жизнь: ездил с командировками по республике, участвовал в выставках, занимался с молодыми художниками, сотрудничал с газетами, журналами и музеями.
- В разные годы Пантелеймон Митюшев обращается к разным жанрам: это и сюжетно-тематическая картина, и портрет, и пейзаж. В этом зале представлены работы из фондов Национальной галереи и музея истории и культуры села Визинга, - рассказала Ольга Талянина.
Посетивший открытие выставки «Пантелеймон Митюшев. К 100-летию со дня рождения» министр культуры Республики Коми Артур Рудольф показал себя настоящим знатоком и ценителем творчества художника.
- Это патриарх художественно-изобразительного направления социалистического реализма в Коми. Кому-то соцреализм сейчас не нравится – и это нормально, мода часто меняется. Кто-то считает, что более актуальным сегодня становится творчество в духе «три квадрата восемь дырок». И я могу это понять: в повседневной жизни хочется чего-то современного, - начал Артур Рудольф. - Но не надо забывать, что самое главное для человека – общение с людьми, потому что каждый человек – это богатство, громадный внутренний мир. Митюшев это понимал, поэтому и в зарисовках его незаметными мазками создается прежде всего характер человека.
Пытаясь смягчить возможную критику соцреалистического метода, которого, в числе прочих, придерживался Пантелеймон Митюшев, Артур Рудольф пояснил, что в определенные исторические периоды невыполнение задач партии было чревато серьезными последствиями. Однако кроме идиллических сюжетов времен строительства социализма, в работах Митюшева появлялись и противоречащие духу эпохи мотивы. Так, на выставке представлено два полотна, посвященных теме строительства печорской железной дороги.
- Одна из картин изображает социалистические соревнования, женщины на ней бодро, с улыбками на лицах таскают бревна, люди работают и получают от этого радость. Но Митюшев знал, как строят дорогу в условиях Крайнего Севера, – и вот перед нами откровенное полотно, где люди на пределе возможностей и без каких-либо инструментов, голыми руками строят железнодорожные пути. Здесь художник уже не по заданию партии показывает героический труд во время Великой Отечественной войны, - проанализировал несколько работ Митюшева глава минкульта.
Куратор выставки, научный сотрудник Национальной галереи Надежда Беляева рассказала, что исследованием творчества Пантелеймона Митюшева занялась не так давно – всего два-три месяца назад. За это время она успела узнать подробности жизни и творческой биографии художника. По ее словам, в конце 1940-х годов он подвергался жесткой критике за честность в творчестве, за любовь к цвету и умение им владеть, за намеки на импрессионизм, а потому и за идолопоклонническое отношение к Западу. Но, несмотря на серьезные обвинения, Митюшеву разрешили писать портреты вождей, что было дано не каждому. Эта тематика представлена на выставке несколькими картинами, среди которых портрет вождя мирового пролетариата и полотно «Сталин и Ленин в Разливе». Последнее, кстати, тоже было в свое время раскритиковано – слишком спокойно на нем горит костер, слишком мирный изображен пейзаж, а такого, между тем, быть не могло в те минуты, когда вожди договаривались о грядущем перевороте.
Кроме политических полотен, в экспозиции представлены документы и фотографии из семейного архива писателя, сюжетно-бытовые и портретные зарисовки, посвященные, в основном, жизни народов Севера, а также пейзажи. Выставка сопровождается интересной видеопрезентацией.
На открытии юбилейной выставки присутствовали сын и правнучка художника. В благодарность за помощь в подготовке экспозиции сотрудники Национальной галереи подарили им художественный каталог.
По словам куратора Надежды Беляевой, для сыктывкарцев выставка будет доступна еще в течение месяца, а затем отправится в Визингу на родину художника.











Комментарии (16)