15:53, 11.01.2015 / КУЛЬТУРА

Джазмен Сергей Жилин сыграл для сыктывкарской публики «исправленного» Чайковского

Субботним вечером в Коми республиканской филармонии состоялся концерт пианиста Сергея Жилина и его трио. В особом представлении музыкант, композитор, бэнд-лидер и аранжировщик, считающийся одним из самых успешных джазменов России, не нуждается. К тому же с его последнего визита в Сыктывкар прошло не так много времени – чуть меньше года. И меломаны помнят его яркую программу «Упоение джазом». 10 января маэстро со товарищи представили публике джазовые вариации на тему «Времен года» Чайковского.

ANT_0331.jpg

Фото Николая Антоновского

Мороз и стужа не отпугнули любителей хорошей музыки. Зал был полон, как и на прошлогоднем концерте, заняты были и многочисленные приставные стулья. Афиши обещали программу «Чайковский in Jazz», однако оджазированная классика зазвучала лишь во втором отделении вечера. В первой Сергей Жилин исполнял сольно знаменитые стандарты и развлекал публику многочисленными словесными отступлениями.

- У вас очень хороший инструмент в этом зале. Он такой, что хочется играть еще и еще, возможно, у нас случится и третье отделение, – шутливо предположил пианист.

ANT_0299.jpg

Вновь звучали произведения Дейва Брубека. Композицию «Дзинькую», которая находится как раз на перекрестке академической и джазовой музыки, Жилин представил как своеобразный мостик между первым и вторым отделением.

- Если не играть среднюю часть и исполнить только начальную тему и репризу, то сложится впечатление, что это баллада, скажем, Шопена, – прокомментировал музыкант произведение, которое было навеяно Брубеку как раз балладами Фредерика Шопена и написано в 1958 году после гастролей в Варшаве.

Не обошлось без «Каравана», «Saint Louis Blues» и «Misty». Последнюю Жилин придумал играть за два шага до рояля, поинтересовавшись у публики, какой стандарт исполнить: более или менее известный.

«Говорящий пианист» развлекал публику не только историями создания музыкальных произведений. В один из моментов отдыха от музыки Жилин подарил зрителям два афоризма знаменитого джазмена, народного артиста России Анатолия Кролла.

- Представьте себе ситуацию: оркестр репетирует час-два-три одно и то же произведение. И вроде бы уже все сделано, но один человек хочет добиться чего-то еще, улучшить, создать какое-то более яркое звучание. Понятное дело, что этот человек - дирижер. И вот для такой ситуации отлично подходит афоризм Анатолия Ошеровича: «Совершенствовать – это безнравственно», – рассказал Жилин. – А вот еще из нового, буквально на этих новогодних праздниках Кролл подарил мне еще один афоризм, услышав который, я смеялся минут пять. Делюсь с вами: «Невозможно остановить публику, которая не хочет идти на концерт».

ANT_0334.jpg

После антракта на подмостках филармонии появились партнеры Сергея Жилина – басист Сергей Коврижкин и ударник Леонид Гусев. Таким составом бенд «Фонограф джаз-трио» представил публике свой взгляд на известные произведения Петра Чайковского из альбома «Времена года». «Апрель. Подснежник» в интерпретации музыкантов материализовался в форме джаз-вальса, «Октябрь. Осенняя песня», скорее, напомнила ритм-энд-блюз. «Июнь. Баркарола» приобрела неожиданное звучание благодаря принципам модального джаза. Неизменной осталась пьеса «Март. Песня жаворонка». О ней Сергей Жилин рассказал особо.

- Когда мы записывали альбом, я исполнял эту пьесу раз 18. Потом количество дублей перевалило за 20 – мы добавили варианты, в которых ориентировались на исполнение таких замечательных столпов, как Святослав Рихтер. В итоге отбраковали все, в том числе и оригиналы, на которые пытались ориентироваться. На все это ушло дня два, как минимум. Казалось бы, очень простое произведение, знакомое всем со школьной скамьи. Однако оно потребовало длительной и большой работы. Все простое иногда является очень сложным, – резюмировал музыкант.

ANT_0344.jpg

Вторая история, рассказанная Жилиным о программе «Чайковский inJazz», произошла в одном из московских клубов.

- В тот вечер на самой галерке был стол, сидевшие за которым явно задержались после обеда. Но эти, казалось бы, случайные слушатели очень бурно принимали каждое наше произведение. Я в течение вечера рассказывал о программе, о нашем желании показать классику по-новому. И где-то в середине концерта, когда стихли аплодисменты, один из представителей дальнего стола не выдержал и вскричал: «Ребята, молодцы, как вы здорово исправили Чайковского!», – на этих словах сыктывкарская публика не могла сдержать улыбок.

ANT_0328.jpg

Среди джазовых каверов классики оказались не только пьесы из сборника «Времена года». Под конец второго отделения участники «Фонограф джаз-трио» исполнили знаменитый вальс цветов из балета «Щелкунчик», который в новом прочтении зазвучал с ритмами свинга.

2257

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • егерь
    11 янв. 2015 г., 15:58:39
    Ответить
    Жилин отстой
  • Хулио Ган
    11 янв. 2015 г., 17:32:09
    Ответить
    концерт пианиста Сергея Жилина и его трио
    Деревня! Не "концерт пианиста Сергея Жилина и его трио", а концерт трио пианиста Сергея Жилина. Пианист Жилин и его трио - это уже 4 человека получается. По-русски надо учиться писать, коли в издании работаешь.

    "Времена года" - это не сборник, а фортепианный цикл

    "Вальс цветов" - это название номера, с большой буквы пишется

    "зазвучал с ритмами свинга" - автор, это в вашей деревне так говорят? пусть говорят в деревне, а в СМИ надо писать грамотно, потому что люди, в том числе молодые, читают и перенимают вашу безграмотщину

    "замечательных столпов" - столпы не бывают незамечательными, на то они и столпы

    бенд «Фонограф джаз-трио» - во-первых, не бенд, а бэнд (bаnd) - музыкальный коллектив, потому что есть бенд (bend) - гитарный приём, подтяжка, а во-вторых, трио называть бэндом не принято
    • DK
      11 янв. 2015 г., 17:42:17
      Ответить
      Так их, Сергей Алексеевич! Пусть учатся!
  • Хулио Ган
    11 янв. 2015 г., 19:21:33
    Ответить
    Автор! Не надо вам пользоваться словом "оджазированный", вы его просто в интернете подцепили, но смысла не понимаете.
    • русский
      11 янв. 2015 г., 21:39:47
      Ответить
      сейчас так принято.
      "Щиголеву Александру , 10.01.2015, 20:38:17 [Свернуть] [Ответить]
      про РКРП
      "... в Госдуме сидел, обуржуазивался, потом его выперли. ..."
      (С)

      А ещё один "умник" всё пытался Альфа-Транс ОГОСУДАРСТВИТЬ.
      Пока он не обанкротился.
      • А как вам
        12 янв. 2015 г., 17:48:56
        Ответить
        слово "отсакралить"? В смысле украсть и объявить своей святыней?
  • Линь
    12 янв. 2015 г., 9:22:54
    Ответить
    ... а в СМИ надо писать грамотно!
    Золотые слова!!!
    Отправлено из мобильной версии
  • Петр Ильич
    12 янв. 2015 г., 9:24:48
    Ответить
    простите их, пожалуйста.
  • Эллочка
    12 янв. 2015 г., 13:06:15
    Ответить
    Хороший музыкант. Но мне почему-то было жаль наш замечательный рояль Steinway, по которому так безжалостно колотили пальцы маэстро.
    • Любитель джаза
      13 янв. 2015 г., 15:40:56
      Ответить
      Колотит по роялю, как по барабану, Крамер - вот когда рояль жаль. А Жилин отлично играл!