19:54, 15.01.2015 / КУЛЬТУРА

Почему полезно писать от руки, рассказали в Сыктывкаре участники проекта «Книга художника»

В прямом смысле многостраничный выставочный проект Международной Гильдии Мастеров «Книга художника» презентовали сегодня в центре культурных инициатив «Югор». Питерские художники пообщались с журналистами и рассказали о способах восприятия литературы, пояснили, почему не вымрет бумажная книга и почему так необходимо, а в столицах — даже модно, писать от руки и быть каллиграфом.

KAB_3943.jpg

Фото Юрия Кабанцева

Выставка «Книга художника» открывает год литературы в «Югоре» и включает в себя три совершенно разные экспозиции, объединенные любовью авторов-художников к книгам.

В первом зале представлена концептуальная, «объемная графика» или «рельеф на книге» от Елены Павловой (Потаниной). Главный материал фигурок — бумага, жизнь которой недолговечна, что как нельзя лучше вписывается в концепцию изменчивого мироздания.

Вторая экспозиция Аполлинарии Мишиной - «Рукописные символы» - соединяет в себе традиционное книгописное искусство и современную каллиграфию.

Следующий зал заняли работы «Попавшие в переплет» от творческой группы «Холнитены» под руководством Марии Пагольской, участники которой пятнадцать лет занимаются кожевенным дизайном самых разных вещей – аксессуаров, картин, предметов интерьера и переплетов.

В начале встречи с журналистами Елена Павлова (Потанина) пояснила, что выставка покажет литературу с разных ракурсов: собственно текст, «книгу художника», то есть восприятие им литературного произведения, и то, что книгу облачает, то есть переплет.

Елена Павлова (Потанина) привезла сразу серии работ - «Многоточие...» и «Оригами». Первая демонстрирует ее собственное прочтение известных петербургских писателей — Пушкина, Гоголя, Некрасова, Маяковского, Бродского. Начинается все с «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, и образ путешествия здесь не случаен.

KAB_3931.jpg

- Все происходит на ленте Мебиуса — это реальная бесконечность, которую мы можем увидеть. Мы бесконечно движемся по этой ленте Мебиуса, и важно, на какой ее стороне оказываемся. К каждой работе дано небольшое эссе, где говорится, как я вижу этого автора и как его представляю, - рассказала о своих работах художник, добавив, что всего в серии, которая заканчивается «русской идеей» и диваном Обломова, 12 книг.

Предполагается, что зритель в процессе просмотра рельефов превратится уже в потенциального читателя и либо возьмется просто освежить в памяти сюжет, либо углубится в изучение автора, чтобы понять, почему именно так художник изобразила тот или иной литературный образ.

KAB_3942.jpg

Работы, объединенные названием «Оригами», Елена Павлова (Потанина) охарактеризовала как несколько политизированные и сообщила, что они представляют ее жизнь через призму смены политического руководства страны.

- Наша жизнь — это бесконечное оригами: мы раскладываем белый лист, а потом из него складываем какую-то фигуру, потом опять раскладываем и складываем что-то новое. Так и в политической жизни происходит. Каждая работа — это движение от Карла Маркса к Владимиру Путину через фигурки оригами, которые сделаны из брошюрок, выпущенных этими политическими деятелями, - объяснила художник.

Брошюры Карла Маркса и Ленина находились через букинистические магазины и интернет. Но, как особо подчеркнула автор, ни одна книга во время процесса созидания не пострадала — все вырезанные изображения сделаны из отсерокопированных от оригинала листов, которые специально состаривались.

- У русского человека отношение к книге особое. Мы любим книгу. Мое воспитание не позволяет мне испортить книгу, - заверила Елена Павлова (Потанина).

Художник-график и каллиграф Аполлинария Мишина представила совсем другую сторону «Книги художника» - книгу религиозную. Традиция рукописной религиозной книги существовала на Руси многие века, но в советские времена о религиозной литературе забыли, теперь же традицию снова возрождают.

KAB_3935.jpg

Аполлинария Мишина заметила, что рукописное «Евангелие от Марка», экземпляр которого и привезли в Сыктывкар, создано в рамках светского проекта «Священные тексты» питерского издательства «Вита Нова». Текст Евангелия написан полууставом на 155 листах от руки, по русской традиции — кисточкой. Издано всего 11 книжек с подлинными офортами и подлинной каллиграфией, в каждой книге по 104 вызолоченные миниатюры — это либо символы, состоящие из евангельских цитат, либо иконы, также, правда, по зарубежной традиции, состоящие из текстов.

Кроме самой книги в экспозиции представлены 24 «черновых» листа, наброски, некоторые из которых не вошли в издание.

Как заметили художники, в Санкт-Петербурге и Москве сегодня существует не по одной каллиграфической школе, где учат красиво писать не только взрослых, но и детей. По мнению Аполлинарии Мишиной, медленно писать от руки очень полезно, а каллиграфия помогает прикоснуться к корням и даже «открыть структуру ДНК», понять, кто ты есть.

KAB_3937.jpg

- Человек осознанно читает только тогда, когда он пишет. Мне нужно было осознанно читать текст, для этого я переписывала его три раза, чтобы достичь такого качества, - поделилась график, - так что каллиграфия выполняет образовательную функцию и очень отличается от чистописания. Каллиграфия — это отрывное письмо, рука отрывается после каждого «стежка», а в школах сейчас учат писать курсивом на скорость.

Те же самые принципы Аполлинария своей работой тренирует и у читателя, в то время как основные газетные шрифты сегодня сделаны с засечками сверху и снизу, чтобы взгляд скользил по строчкам без остановок.

- Мой текст неудобный для чтения, читатель в нем застревает, и я осознанно снижаю читабельность, чтобы чтение было осознанным, читали каждое слово. Сейчас очень быстрое время, и если мы не будем его замедлять, останавливаться, то просто сгорим, - посетовала художник, напоследок порекомендовав писать признания в любви и письма от руки, потому что электронные послания можно без сожаления удалить, а бумагу можно хранить и передавать из поколения в поколение.

2837

Комментарии (0)

Добавить комментарий