08:00, 15.04.2015 / КУЛЬТУРА

Любовь Терентьева «сдала экзамен» студентам Сыктывкарского университета

Творческая встреча с Любовью Терентьевой в институте гуманитарных наук СГУ им. Питирима Сорокина, приуроченная к Году литературы, открыла серию знакомств студентов с писателями республики, в разное время закончившими Сыктывкарский университет. Драматург, спектакли по чьим произведениям идут в театрах по всей стране, отвечая на вопросы будущих филологов, рассказала о том, как появляется пьеса, о своих учителях и отношении к молодому поколению. Формат общения был выбран необычный – экзамен: Любовь Терентьеву посадили за парту и предложили ей тянуть билеты – вопросы студенты приготовили заранее. Вновь оказаться в роли ученицы гостья не побоялась, отметив, что диалог в таком ключе «даже бодрит».

KIR_3854-copy.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Автор вопроса в первом вытянутом Любовью Терентьевой билете интересовался, с чего начался ее творческий путь: с поэзии или драматургии.

- В Союз писателей России меня принимали как поэта, пьесы я начала писать позже. Первые стихи – «датские», то есть написанные по какому-то поводу, к дате – появились еще в школе. А первую пьесу я написала в 30 лет. Как мне кажется, для драматурга это ранний возраст. Драматургия как род литературы требует большой концентрации смыслов и требовательности к себе: сюжет складывается центростремительно, в голове надо очень много всего держать – быть хорошим «шахматистом» - и до этого надо дорасти. Правда, говорят, моя самая первая пьеса – «Святочная история», которую поставили в нескольких театрах Сибири, - была самой удачной.

Отвечая на второй билет, Любовь Терентьева рассказала, где и когда впервые было поставлено ее произведение и какой оказалась первая встреча с критикой.

- В 1992 году «Святочную историю» поставили в Черемховском драматическом театре. Черемхово – это город в Сибири, откуда родом драматурги Владимир Гуркин и Александр Вампилов. Вторую пьесу – «Штучки-дрючки с домовым» - поставили в 1993 году, как раз тогда в Москве начались события, связанные со штурмом Белого дома. На спектакле побывала московский критик Ирина Вергасова. После спектакля она сказала, что ей стыдно за труппу, драматурга и режиссера: по Москве идут танки, а мы тут пляски выплясываем. Так я в первый раз столкнулась с критикой и поняла, что она может убить и спектакль, и драматурга, и режиссера. С тех пор, когда сама пишу критические статьи, такого себе не позволяю, стараюсь быть повежливее.

Следующий вопрос – откуда приходит материал для пьес – заставил автора рассказать о механизме создания произведений.

- Все пьесы я сочиняю на основе наблюдения за людьми, не то чтобы я за кем-то подглядываю – просто вижу характеры, иногда сложные, иногда очень примитивные. Однажды я встретила женщину, которая просто транслировала счастье. Я увидела ее в магазине, она мыла полы. Она настолько меня поразила, что я обнаглела, подошла к ней и познакомилась. Оказалось, у человека очень тяжелая судьба: она восемь лет отсидела в тюрьме за убийство мужа, ребенок в это время воспитывался в детском доме. Сына она потом забрала, и они стали жить вместе в абсолютной любви.

Уборщица из магазина стала прототипом Анны - одного из главных персонажей пьесы Любови Терентьевой «Птичка», сюжет которой строится на истории женщины, из-за болезни потерявшей всех своих родных и оставшейся совершенно одной. Именно Анне досталась роль спасительницы героини.

- Дальше обстоятельства надо придумывать: как они встретились, где живут, почему только два персонажа, нужно найти кого-то третьего и т.д. Когда начинаешь отвечать на все эти вопросы, образы растут, выстраиваются причинно-следственные связи. Но пока я не придумаю пьесу целиком, я не могу садиться писать вообще. «Ни дня без строчки» Юрия Олеши – это не про меня, я могу и год, и два без строчки – в зависимости от того, что в жизни происходит.

KIR_3865-copy.jpg


Драматурга спросили, как часто ее произведения ставятся на республиканской сцене.

- В театре работают, как правило, не более двух режиссеров. И надо же с кем-то из них совпасть: если он всю жизнь мечтал поставить «Гамлета», с какой стати он будет ставить Терентьеву? В некоторых театрах идут такие пьесы, с которыми рядом я бы и сама не хотела в очереди стоять. Не могу сказать, что меня здесь мало ставили: восемь спектаклей одного драматурга – это много для одного города. Ведь есть и местные авторы, которых не ставили ни разу. С другой стороны, а у Чехова сколько пьес поставили? Так что ревновать надо к Копернику, а не к мужу Марьи Ивановны, - пошутила Любовь Терентьева, вспомнив стихотворение Маяковского.

Аудиторию интересовала не только творческая кухня, но и люди, встречам с которыми Любовь Терентьева придает значение.

- Самое большое – Георгий Полонский (драматург, сценарист, автор сценария к фильмам «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» и др. – БНК), мой учитель, который рассказал, чего нельзя делать в драматургии принципиально и что можно. Предпоследняя моя книга – «Птичка» - посвящена ему.

Оказавшись в стенах alma mater, выпускница филологического факультета не раз вспомнила студенческие годы и своих преподавателей.

- Они же все были питерские и учили нас уже только своим примером, своими манерами. Глядя на них, мы формировали представление о мире, о том, как себя вести, что такое литература, как к ней надо относиться. Это был целый мир, - рассказала нынешним студентам Любовь Терентьева, и на прозвучавший чуть позже вопрос – «что дал вам филфак, кроме диплома» - ответила: «Филфак дал мне все».

KIR_3858-copy.jpg

Следующий экзаменатор заставил драматурга обратиться к творчеству режиссера Тарковского.

- Как вы относитесь к Андрею Арсеньевичу Тарковскому? Хорошо, безусловно, это очень сильный режиссер. Когда-то в университетские времена мы с подругой пошли смотреть «Зеркало», и я тогда ничего не поняла. В возрастной психологии есть понятие «сензитивный период» - упрощая, момент, когда человек оказывается к чему-то готовым. В случае с Тарковским у меня синзетивный период наступил в 30 лет: я пересмотрела фильм и все поняла без объяснений и критических статей из журнала «Экран». Вообще, я не специалист по Тарковскому, мой любимый режиссер в театре и в кино – Захаров, у него все проще, но интереснее. До Тарковского еще расти надо, и я дорасту, у меня есть время.

Преподавателям, пришедшим на встречу, было интересно, как Любовь Терентьева относится к молодому поколению, которое сейчас принято ругать.

- Они умнее нас. Мне кажется, мы были менее зрелыми, просто учились хорошо. Они умеют ориентироваться в мире, среди них – среди вас – есть необыкновенные люди. И задача родителей в том, чтобы увидеть талант и не дать ему умереть: если ребенок занимается чем-то с интересом и любовью – и пусть, как нам кажется, это не принесет дохода, - то он семимильными шагами пойдет по сравнению с тем, кто делает что-то по принуждению. Главное - себя найти и верить в свои силы.


В финале «экзамена», который длился более двух часов, Любовь Терентьева прочла с десяток своих стихотворений, но встречу предпочла завершить чужими строчками – такое впечатление на писателя произвело стихотворение «Смех» современного молодого автора, творящего под псевдонимом «Катюша Мыкалкина».

- Это пример того, что литература не стоит на месте, поэзия становится другой - она приобретает иной масштаб, новый язык, у нее другая душа – может быть, более путаная, но настоящая.

Судя по реакции студентов, которые, после окончания встречи, смущаясь, брали у Любови Терентьевой автографы и фотографировались с ней на память, «экзамен» драматург сдала на «отлично».

1532

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Брук
    15 апр. 2015 г., 9:00:45
    Ответить
    Стоит посочувствовать Чехову, что его "поставили " меньше, чем Терентьеву.
    Не тот масштаб личности у Чехова. Не тот...
  • Ольга
    15 апр. 2015 г., 9:41:36
    Ответить
    С искренним чувством
    Обожаю Л.Терентьеву. Солнышко!
  • " они умнее нас"
    15 апр. 2015 г., 10:02:49
    Ответить
    Не следует вещать от имени всех. Если бы Вы сказали "умнее меня" - то ради бога. Они просто другие.
  • читатель
    15 апр. 2015 г., 12:17:35
    Ответить

    " они умнее нас" , 15.04.2015, 10:02:49 [Свернуть] [Ответить]

    Не следует вещать от имени всех.........

    Да уж, пожалуйста, не надо от имени ВСЕХ! Они далеко-далеко не умнее нас - многих. Это смешно...
  • удивлённый
    15 апр. 2015 г., 13:22:46
    Ответить
    Вообще, я не специалист по Тарковскому, мой любимый режиссер в театре и в кино – Захаров, у него все проще, но интереснее. До Тарковского еще расти надо, и я дорасту, у меня есть время...

    Как-то всё это примитивно: и с Тарковским, и с Захаровым. Их даже рядом нельзя в даннай связи поставить.Тарковский - это революция в сознании зрителей 1960-х- 70 годов! "Андрей Рублёв" был потрясением! Довелось быть на одной из самых первых премьер в Москве.Студенты мы были. Просто мы были другие и нас лучше учили, чем теперешних.
    • 1
      15 апр. 2015 г., 17:37:27
      Ответить
      Она же и сказала - они умнее её
  • Игорь
    15 апр. 2015 г., 19:00:46
    Ответить
    Бруку
    Любовь Борисовна - человек позитивный и с чувством юмора. И уж точно с Чеховым померялась в шутку. Вступаясь за Антона Павловича, хорошо бы знать, сколько пьес Чехова в действительности было поставлено. Разговаривали о количестве поставленных пьес, а не о количестве театров, поставивших пьесы. Кому в голову придет тягаться с Чеховым, мил человек? Уж точно не ироничной Терентьевой. Не источайте свой яд по пустому.Дышите глубже.
  • Света
    15 апр. 2015 г., 19:06:36
    Ответить
    Было просто и здорово. Вот и все.