22:04, 16.04.2015 / ОБЩЕСТВО

Лучшие учителя республики подошли к заключительному этапу испытаний

Сегодня восемь педагогов - финалистов республиканского конкурса «Учитель года - 2015» дали мастер-классы: за 25 минут представили членам жюри свою методику работы, задействовав при этом коллег. Корреспонденты БНК узнали, что хранится в черном ящике, как смастерить цветочные часы и кто придумал упаковку для чипсов в виде тубы.

ANT_6401.jpg

Фото Николая Антоновского

ANT_6347.jpg

Учитель начальных классов из Ухты Ирина Темирканова свой мастер-класс назвала «Диалог с автором». На примере игры со словом, используя четкий алгоритм действий, конкурсантка продемонстрировала, как преподаватель может создать диалог с автором учебника. Все это Ирина Темирканова показала на примере урока литературного чтения во втором классе по теме «Глухая пора листопада». Речь шла об осени, но выражение «глухая» выпадало из ряда характеристик этого времени года, ведь обычно говорят «золотая осень». Тогда педагог стала обыгрывать это слово, одно из толкований которого в словаре – «тишина, приглушенность красок и звуков». Таким образом, некое несоответствие вначале разрешилось, и стало понятно, почему автор учебника назвал осень глухой.

- Этот прием универсален. Его можно использовать в любом предмете, - пояснила Ирина Темирканова. – Такая работа открывает перспективы, можно выйти за пределы учебника, домыслить что-то. Нужно определить главный замысел тех людей, которые составляют для вас маршруты путешествий.

ANT_6358-1.jpg


Учитель начальных классов из Печоры Ирина Байдарико рассказала о проектной деятельности в образовательном процессе, предложила аудитории поразмыслить над таким понятием как «категория времени». Для этого Ирина Байдарико вынесла черный ящик, где лежали спички, колокольчик, дневник, кусок дерева. Предметы характеризуют время: спичка сгорает за 45 секунд, колокольчик служит для учителя сигналом для начала и конца урока, дневник ведется на протяжении учебного года, а на срезе дерева по кольцам можно узнать его возраст.

ANT_6376.jpg


Ирина Байдарико предложила коллегам, которые пожелали участвовать в эксперименте, смастерить цветочные часы, опираясь на категорию времени. В распоряжении учителей, а по легенде они очутились на необитаемом острове, были вьюнок, мак, мать-и-мачеха, одуванчик, папоротник, кактус. Участники быстро справились с заданием: у растений разное время цветения, раскрытия и закрытия бутонов. На основе этих показателей и были созданы цветочные часы.

ANT_6391.jpg


Мастер-класс Татьяны Георгиевой, учителя химии из Благоевской школы, назывался «Все познается в сравнении». Свой рассказ Татьяна начала с цитаты Шерлока Холмса «человеческий мозг – это пустой чердак» и предложила порассуждать над этим сравнением. Вывод таков: ребенок рождается, и постепенно его мозг заполняется знаниями, задача – не загрузить его хламом, чтобы «на чердаке осталось место для работающего холодильника».

Именно метод сравнения применяет Татьяна Георгиева на своих уроках. Участникам мастер-класса учитель предложила путем сравнения определить понятия «сложное» и «простое» на примере химических задач. Таким образом на магнитной доске появились три столбика - элементы S, N2, O2 в первом, H2O, N2O5, СuO во втором и CH4N2O в третьем. Элементы и химические формулы можно сравнить и другим способом – выделить из них оксиды, щелочи и кислоты.

ANT_6396.jpg


Еще один метод, применяемый Татьяной Георгиевой, - синектика. Его разработчиком является Уильям Гордон, само слово переводится с греческого как совмещение разнородных элементов. Можно провести аналогии между чем-либо, которые разделяются на прямые, символичные, как в случае сравнения мозга с чердаком, и личные. В качестве примера Татьяна Георгиева рассказала, как появилась упаковка для чипсов в виде тубы.


В одну американскую компанию обратились производители чипсов и попросили придумать такую упаковку, чтобы в нее вмещалось много чипсов и при этом они не ломались. Разработчики ломали голову и вдруг увидели, как за окном под дождем дворник собирает листья в мешок. Так и появилась упаковка в виде тубы: мокрые листья делают мешок тяжелее, их вмещается больше, так как за счет влажности листья легче принимают форму друг друга. Эти размышления были проделаны путем методов сравнения и синектики.

ANT_6379.jpg


Географ гимназии искусств при главе Коми Сергей Анчиков рассказал о проблеме оценивания знаний учеников. Базируясь на педагогическом опыте, он создал собственные критерии оценки и представил конкурсантам свой метод. Причем некоторые из критериев учитель обдумывает вместе с учениками, а подробно расписанная шкала позволяет детям увидеть свои «слабые места». Например, – «ученик все сделал сам», «ученик не все сделал сам, потребовалась помощь учителя», «ученик выполнил половину задания» и «не справился». В гимназии искусств при главе Коми, где преподает Сергей Анчиков, одним из критериев оценки стал «творческий подход». Участники мастер-класса признали такой способ оценивания эффективным, так как в конечном итоге он ставит ребенка в ситуацию успеха.

ANT_6405.jpg

ANT_6413.jpg


- Я молодой педагог, поэтому почерпнула для себя много приемов. Например, на мастер-классе Татьяны Георгиевой «Все познается в сравнении». Действительно, на уроках мы используем все это, но посмотреть, как это методически грамотно выстроено, полезно, чтобы потом в дальнейших конкурсах при любом вопросе я смогла грамотно ответить. Все термины в голове тяжело удержать, поэтому мастер-классы очень интересны и полезны, особенно молодым педагогам. Я просто в восторге! – поделилась впечатлениями Екатерина Кулик, учитель начальных классов школы №35 Воркуты. - Для меня основная цель участия в конкурсе – это обмен опытом, мой педагогический стаж всего полгода. И я настолько выросла за время конкурса - сама это ощущаю. Я прошла этап заочного тура, показала урок, но не попала в финал. Но я не расстраиваюсь, постараюсь быть самовыдвиженцем на следующий год. Я посмотрела, что это такое, еще раз попробую. На мастер-классе Сергея Анчикова очень правильно прозвучала фраза - нужно создать критерии оценки вместе с детьми, чтобы они понимали, что каждый критерий означает, не давать им готовое, вот и все.

ANT_6365.jpg


Напомним, 17 апреля станет известно имя победителя республиканского конкурса «Учитель года - 2015». В конкурсе участвуют 20 педагогов из 16 городов и районов Коми. В финал вышли восемь из них - учитель английского языка средней школы №5 Сосногорска Татьяна Андреева, учитель географии гимназии искусств при главе Коми Сергей Анчиков, учитель начальных классов средней школы № 2 Печоры Ирина Байдарико, учитель химии и экологии Благоевской средней школы Татьяна Георгиева, учитель начальных классов средней школы № 3 Ухты Ирина Темирканова, учитель биологии Зеленецкой средней школы Наталья Фуфаева, учитель иностранных языков средней школы села Корткерос Екатерина Холопова и учитель химии средней школы села Усть-Кулом Ольга Ямщикова.

2171

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • кеприот
    16 апр. 2015 г., 22:13:05
    Ответить
    Как хорошо, что в финальную пульку попали сельские учителя, и много. Сельская школа - школа особенная, природная, душевная, добрая...
    Отправлено из мобильной версии
  • Я
    17 апр. 2015 г., 14:10:29
    Ответить
    МДА) Не позор ли!С Сыктывкарских школ ни одного достойного педагога, не считая гимназии искусств (республиканский статус).Очень плохо. А педагоги сельских школ всегда намного ответственнее и умеют творчески относится к своей работе. Молодцы!
  • Родители
    17 апр. 2015 г., 15:33:26
    Ответить
    Ирина Темирканова- мы за Вас "болеем".Родители 3 школы. УДАЧИ!!!