13:00, 07.05.2015 / КУЛЬТУРА

В театре драмы имени В.Савина поставили онтологию войны

Сегодня и завтра вечером на сцене Академического театра драмы имени В.Савина состоятся премьерные показы спектакля «Эшелон» по одноименной пьесе Михаила Рощина. Готовясь к празднованию 70-летия Победы, театр выбрал историю если и не о обратной стороне войны, то о том, что обычно меркнет на фоне кровавых сражений, блокадного голода и пыток концентрационных лагерей: в начале войны едет через всю страну эшелон, везущий в эвакуацию женщин, детей и стариков, для которых дорога к спасению превращается в долгий путь в никуда. Драматическое повествование об одном дне из жизни обитателей вагона в режиссерской версии Юрия Попова расширяется - без преувеличения - до онтологических масштабов. Корреспонденты БНК побывали на предпремьерном показе спектакля.

KIR_6724-copy.jpg

Фото Кирилла Затрутина


Написанная в 70-е годы ХХ века автобиографическая пьеса Михаила Рощина «Эшелон» на протяжении десятилетий не сходит со сцены российских театров. Одной из самых известных постановок — во многом благодаря телеверсии — стал спектакль «Современника», поставленный в жанре «спектакль в спектакле», где автор выходит на сцену вместе со своими персонажами. Сыктывкарская труппа отошла от первой — потому почти канонической — версии. Однако элементы жанра все же сохранились: так, за одной из героинь — молодой женщиной Катей (Татьяна Михайлова), от тоски и страха за мужа доходящей по временам до сумасшествия, - угадывается образ автора, через переживания персонажа дающего комментарий разворачивающейся трагедии. Ее небольшая и не самая страшная из всех история превращает все остальное действие в фон: Катя говорит — и оно останавливается, актеры замирают в тех позах, в которых их застал ее монолог.

KIR_6649-copy.jpg

Еще большая — философская — нагрузка на образе ее сына Ники (Александра Рочева) — не от мира сего мальчике, открывающего действие, стоя на железнодорожных путях и перебирая песок — метафору жизни, времени, надежд и людских упований, - уходящий сквозь пальцы.

В десяти женских судьбах, покалеченных войной, автор пьесы воплотил историю всего народа. «Эшелон» Юрия Попова — как говорит он сам — это ковчег, пристанище для человечества, которое поглощает стихия войны. Жизнь тут налажена по законам сурового общежития — и в то же время персонажи, которые не могут поделить уборную, по-библейски делят между собой хлеб: сцена, где «старшая по вагону» Галина Дмитриевна (Галина Микова) раздает сидящим полукругом героиням жалкие крошки, напоминает евангельский сюжет.

KIR_6673-copy.jpg

Но идиллия быстро разрушается — Саввишна (Татьяна Темноева) спохватилась за куском сала, подозревая в его краже каждую из товарок, запамятовав, что сама его припрятала. Поглощенная каждая своей бедой, героини редко вспоминают о горе ближнего — до тех пор, пока не прозвучит очередной монолог, но по мере движения эшелона животные инстинкты (защитить себя, своих детей) уступают место человеческому. И вот на одной из остановок в вагоне поселяется глухонемой калека (Евгений Малафеев) — по сути, еще один рот, — и его пригревает Ива (Ольга Родович), оставшаяся одна на свете в 14 лет и потому привыкшая жить только для себя. Чуть дальше к вагону прибивается беженка с младенцем — и почти все готовы потесниться и взять их к себе. Еще одной новозаветной реминисценцией становится образ «кающейся грешницы», разбитной парикмахерши Лавры (Светлана Малькова), оказавшейся отличной медсестрой и готовой отдать последнее.

KIR_6667-copy.jpg


- Рощин наделил своих героинь такими многообразными характерами, такой амплитудой поведения — для наших артисток это роскошный материал, - накануне премьеры заметил Юрий Попов.

Действительно, галерея женских образов — несмотря на наличие мужских персонажей, это все-таки женский спектакль - настолько богата и содержательна, что в репертуаре многих занятых в «Эшелоне» актрис они займут видное место. Отдельно стоит отметить, что в постановке участвуют дети. В ремарках к пьесе Рощин предупреждал театры, что, хотя с детьми на сцене трудно, в «Эшелоне» без них не обойтись. Маленькие актеры Анна Рассыхаева, Александра Кругова, Арина Данилова и Мария Экрот справились с непростой задачей прожить войну и выглядели очень органично.

KIR_6641-copy.jpg


В этой маленькой жизни на краю войны всему есть место: борьбе за выживание (хотя «человек — не червяк, его дело жить, а не выжить», - философски и вскользь замечает старая еврейка (Валентина Дорофеева), любви, рождению, смерти, даже шуткам и смеху. Спасительные воспоминания о мирном времени еще так свежи, что опредмечиваются режиссером в отдельные картины: вот качается на качелях Катя, играют в бадминтон и катаются на велосипедах дети. Но, чем дальше вагон со своими пассажирами уходит от войны, тем больше верится в будущее: «О! После войны должна быть такая жизнь, такая!..» - и гремит очередной взрыв, крыша вагона-ковчега-дома раскалывается надвое.

KIR_6733.jpg


Сценография художника Эриха Вильсона вносит в эту реалистическую — иногда до натурализма — пьесу символические детали. По его задумке, принципиальным было отойти от традиционного для «Эшелона» оформления сцены, представляющей собой вагон.

- Мы отказались от вагона, взяв за основу крышу, символизирующую дом, семью, потому что мы все живем в одном доме. Многое сознательно убрали на второй план — на домысливание, - ранее комментировал сценографическое решение главный художник театра.

KIR_6730.jpg


От натуралистического изображения смерти, обстрелов, попадания снарядов в вагон тоже отказались, сделав акцент на световом и музыкальном оформлении (часть музыки к спектаклю написал Михаил Герцман), а также на пластическом движении, поставленном Еленой Ноткиной.

- Это не судьба конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Для меня - это все мы, и все мы едем в одном вагоне, ежедневно сталкиваясь с теми же ситуациями - я имею в виду не войну за окном, а бытовые склоки и дрязги. Наша задача — научиться сосуществовать друг с другом, иначе мы обречены. И в пластическом решении спектакля я хотела донести до зрителей именно эту идею, - рассказала хореограф.

KIR_6693-copy.jpg


Никто не знает, что случится с оставшимися в живых после взрыва людьми, придет ли эшелон до места назначения, но автор пьесы верит в спасение: «Дорогие мои, вам надо ехать дальше. Дальше. Долго. И вы будете ехать. Вы доедете. Вы должны доехать», - указал он в последней ремарке. Верит в это и режиссер, передавая веру зрителю.

KIR_6680-copy.jpg

2119

Комментарии (19)

Добавить комментарий
  • 123
    07 мая 2015 г., 13:11:41
    Ответить
    ОНТОЛОГИЯ?
  • Хоссспадя-а-а-а-а
    07 мая 2015 г., 13:21:23
    Ответить
    Ну, неужели сложно текст хотя бы в заголовке в Word'е набрать!!! Ну, елки зеленые, ну, какая Онтология???? Это уже Онкология получается!
  • читатель
    07 мая 2015 г., 13:23:32
    Ответить
    И как вам не стыдно,уважаемая БНК!Наверное,нигде нет таких безграмотных журналистов! ОНТОЛОГИЯ! Почти что онкология.Не позорьтесь,исправьте...
  • онтология
    07 мая 2015 г., 13:23:35
    Ответить
    Жирнолисту превед
    пейсать граматно ни фсякаму доно!
    • 1
      07 мая 2015 г., 14:46:22
      Ответить
      Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3].
  • Умным
    07 мая 2015 г., 13:33:35
    Ответить
    Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.
    Отправлено из мобильной версии
    • Еще
      07 мая 2015 г., 13:34:19
      Ответить
      А антология - это сборник
      Отправлено из мобильной версии
  • Коментаторы д(э)билы
    07 мая 2015 г., 13:37:19
    Ответить
    Википедия
    Основным предметом Онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

    Антоло́гия (др.-греч. ἀνθολογία, дословно «собрание цветов, цветник») — собрание литературных текстов сравнительно небольшого объёма (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных разными авторами. Антологии могут объединять тексты по жанровому, тематическому, формальному или какому-то иному признаку либо представлять наиболее значительные и показательные, с точки зрения составителя, произведения.
  • Ёклмн
    07 мая 2015 г., 13:43:31
    Ответить
    Уж онтологические масштабы...это как то ещё ну ладно... Но не поставить же ОНТОЛОГИЮ ВОЙНЫ?)))) Неучи...
  • Ёклмн-у
    07 мая 2015 г., 14:45:38
    Ответить
    А война это какое-то произведение художественное что ль? Это череда событий скорее
  • какая-такая
    07 мая 2015 г., 17:58:56
    Ответить
    орнитология ?
  • Хулио Ган
    07 мая 2015 г., 18:17:16
    Ответить
    онтология
    Автор узнал новое "умное" слово и решил его куда-нибудь употребить.
  • БЕЗДАРЯМ
    07 мая 2015 г., 19:19:01
    Ответить
    Антология - сборник.....
  • некто
    07 мая 2015 г., 20:24:41
    Ответить
    неучи
    Сомневаюсь, что многие из тех, кто поливает грязью автора и бнк, хоть что-то мыслят не только в литературе, но и в культуре в целом. Научитесь ценить, сами напишите что-нибудь содержательное (вместо осуждений). Вас хватает только на гадости
    Отправлено из мобильной версии
  • гимназисты
    07 мая 2015 г., 21:03:11
    Ответить
    благодарны
    Нам спектакль понравился. Очень!!! Это больше, чем прочитано и рассказано про ВОЙНУ !!! Убедительно всё: игра актеров, декорация, музыка. Шикарна и интеллигентна, как всегда, Г.А.Микова. Очень впечатлила своим мастерством С.В.Малькова. Интересно было следить за игрой студентов актерского факультета (уже играют роли наравне с МАСТЕРАМИ сцены!!!). Спасибо дирекции театра за приглашение на спектакль.
  • елена
    08 мая 2015 г., 13:38:41
    Ответить
    большое спасибо всем за спектакль, за постановку, за шикарную игру актеров, ВЫ большие молодцы! понравилось оформление, световое и музыкальное решение пьессы! на одном дыхании все воспринимается, "до слез", спасибо за эмоции и БРАВО!!!!!!!
    • драма
      08 мая 2015 г., 21:17:58
      Ответить
      тург
      Милочка! Вообще-то, пьесу читают, а смотрят СПЕКТАКЛЬ (или постановку).
  • елена
    08 мая 2015 г., 22:47:06
    Ответить
    драме
    спасибо за МИЛОЧКУ, очень приятно, спасибо за просвещение- полезно, а в общем- просто "придирки" и показуха, что "самый умный", суть, не в этом, а в том что что спектакль- классный!!!! спасибо всем !!!!! а не ВАМ, самый умный и образованный,
    • "милочке "- козявочке
      09 мая 2015 г., 7:05:38
      Ответить
      про ум-разум
      Мда... Вам придется еще многому научиться. Через ТЕАТР это практически невозможно, но всякое бывало...