В столице Коми завершился XXV фестиваль «Сыктывкарса тулыс»
Юбилейный XXV международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени Ии Бобраковой завершился 3 июня большим гала-концертом, в котором приняли участие солисты Государственного театра оперы и балета Республики Коми и приглашенные артисты ведущих театров страны и Европы. Десять фестивальных дней подарили зрителям шесть спектаклей, три из которых – оперы «Риголетто» Верди и «Волшебная флейта» Моцарта и балет «Тысяча и одна ночь» на музыку Фикрета Амирова – были премьерными. Билеты на все постановки, включая финальный концерт, раскупили задолго до начала «Сыктывкарса тулыс», и, по мнению критиков и ценителей высокого искусства, фестиваль оправдал ожидания театралов.
Фото Андрея Ретанова, Николая Антоновского, Алексея Зрячева, Кирилла Затрутина
«Сыктывкарса тулыс» открыла опера Джузеппе Верди «Риголетто», которую артисты театра до премьеры в Сыктывкаре успели более двух десятков раз сыграть на подмостках Великобритании, - снискавшая одобрение английских театральных критиков и с восторгом принятая жителями туманного Альбиона, за время гастролей отточенная практически до совершенства. «Изюминкой» спектакля стали декорации, выполненные в технике плоттерной печати, позволяющей сделать сценографию максимально реалистичной. Специально к фестивалю труппа восстановила балет-феерию П.И.Чайковского «Спящая красавица». И, хотя такая классика требует от театра ресурсов, которыми он на сегодня не обладает – речь идет о количественном составе занятых в балете артистов, - зрители увидели пусть несколько редуцированный, но добротный спектакль, поставленный в лучших традициях классического русского балета. Оперу Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» главный режиссер театра Борис Лагода поставил несколько сезонов назад.
Одной из самых ожидаемых премьер «Сыктывкарса тулыс» стал балет «Тысяча и одна ночь», поставленный деканом хореографического факультета ГИТИСа, хореографом Виталием Ахундовым. Атмосферу сказочного Востока прекрасно передала затейливая сценография Юрия Самодурова, а артистам балета удалось сочетать восточный темперамент героев сказки с экзотической хореографией. В результате «Тысячу и одну ночь» многие называют главной удачей фестиваля. К опере «Волшебная флейта» в постановке Ольги Ивановой отношение было неоднозначным: не все поняли режиссерский замысел, однако оценили музыку Моцарта и исполнение солистов. Еще одним подарком для зрителей стало выступление солистов итальянской оперы Елены Бакановой, Джан Лука Пазолини (которые в прошлом году приезжали только на гала-концерт), Даниэле Пископо и Марчелло Липпи в комической опере Доницетти «Дон Паскуале».
Состоявшийся 3 июня финальный концерт стал настоящей кульминацией «Сыктывкарса тулыс». Фестивальных фрагментов в него было включено не так много. «Норма», «Дон Жуан», «Кармен», «Любовный напиток», «Турандот» - зрители получили возможность за три часа познакомиться с лучшими образцами мировой оперы в исполнении Ольги Сосновской, Альфии Коротаевой, Елены Лодыгиной, Оксаны Клипка, Андрея Ковалева и гостей из Италии. Практически каждый номер венчали овации, особенную зрительскую любовь снискал Джан Лука Пазолини - публика никак не хотела отпускать его со сцены. Обилие вокала «уравновешивалось» па-де-де из классических и современных балетов, принимавшихся не менее горячо. Режиссер концерта Николай Панин внес в этот праздник музыки и танца ноту лиризма: второе действие гала-концерта открыла увертюра к опере Джузеппе Верди «Сила судьбы» в исполнении оркестра театра под управлением Рафаэля Масколо, ставшая посвящением народной артистке России Ие Бобраковой.
Театр предоставил зрителям возможность поделиться своими впечатлениями от «Сыктывкарса тулыс» и высказать пожелания, благодаря которым фестиваль, по выражению директора театра оперы и балета Валентины Судаковой, ставший одним из брендов региона, может стать еще лучше. Своим мнением гости могли поделиться, заполнив специальные анкеты, которые волонтеры раздали незадолго до начала гала-концерта. Большинство отметили, что зритель фестиваля «помолодел», многие хотят, чтобы «Сыктывкарса тулыс» был более продолжительным, также, по мнению публики, нелишним было бы увеличить количество мест в зале театра, а еще лучше – построить новое здание, в котором фестиваль мог бы проходить на еще более высоком уровне.
«Профессиональные» зрители представленным на фестивале оперного и балетного искусства материалом тоже, в целом, остались довольны. Министр культуры Республики Коми Анастасия Прокудина отметила качество постановок.
- В ходе «Сыктывкарса тулыс» я ловила себя на мысли, что на время отключаюсь от работы, а это и есть самое главное, то, что должен делать театр – переносить зрителя в другую реальность, где есть место доброму и вечному. Фестиваль, как и всегда, прошел на высоком уровне – и с точки зрения приглашенных гостей, и с точки зрения качества постановок. И, если раньше, не работая в культуре, я ходила в театр, и балет мне не нравился - из-за его, на мой взгляд, качества, в последнее время я отмечаю наших солистов, и радует то, что теперь это не один, не два и не три артиста. То есть результаты ежедневного труда артистов, балетмейстеров и руководства театра очевидны, они делают максимально возможное, но при этом нам есть еще к чему стремиться, - после гала-концерта поделилась впечатлениями министр.
Председатель Союза композиторов Республики Коми Михаил Герцман отметил две премьеры из трех.
- Опера «Риголетто» очень хороша, «Снегурочка» - тоже интересный спектакль, сложнейший по постановке и исполнению, как и многие русские оперы. Что касается «Волшебной флейты», то здесь ощущения надо разделить надвое: одно будет от музыки Моцарта и ее замечательного исполнения, второе – от постановки. Режиссуры там нет, все мимо, зря, напрасно и во вред, сюжет невозможно понять, хотя на самом деле он очень веселый (я видел версии спектакля других театров). Получается, мы приходим смотреть не Вольфганга Амадея Моцарта, а режиссера Иванову. В целом, это неудача, исполнительски – это «да», режиссерски – абсолютное «нет», - честно заявил Михаил Герцман. – А балет совершенно замечательный получился, хотя «Тысячу и одну ночь» я бы отнес по жанру не собственно к балету, а к шоу - блестящему, талантливому, яркому и необыкновенному. Я все время говорю, как нашему Северу не хватает Востока, и здесь Восток нам подарили. Что сказать о балете «Спящая красавица»? Классика есть классика, и это всегда загадка, которую надо разгадывать, - отметил композитор, по мнению которого, «Сыктывкарса тулыс» с годами совершенствуется. – Сейчас он был длиннее, чем обычно, зрителям и артистам дали выходной, два спектакля показали дважды - такого никогда не было. Раньше случалось, что гости были слабее наших солистов, а на этот раз нам было с кем состязаться. Гала-концерт тоже хорош: ни про один номер нельзя сказать «это гадость» или «это халтура». Ведущие (Светлана Малькова и Евгений Гаврилов – БНК) очень тактичны, делают все остроумно, легко и в тему.
Заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей России Елена Пекарь обратила внимание на высокий уровень юбилейного фестиваля:
- Все премьеры меня порадовали. Как зритель – хожу на «Сыктывкарса тулыс» каждый год - я замечаю, что наши солисты балета и оперы год от года в профессиональном плане растут на глазах. В эти дни они продемонстрировали сильные, крепкие голоса, а артисты балета просто творят чудеса на сцене. На мой взгляд, «Тысяча и одна ночь» - это настоящая феерия, которая будет собирать аншлаги. Опера «Риголетто» не могла не понравиться – она, что называется, уже «обкатанная», в ней все очень точно и прочно стоит на своих местах, - считает Елена Пекарь. Особое восхищение заместителя регионального отделения СТД вызвала работа главного дирижера театра Азата Максутова. – Я не знаю, что он сделал с оркестром, но оркестр теперь звучит по-новому, на более качественном уровне. В принципе, рост творческого состава театра удивляет и восхищает. Гала-концерт, на мой взгляд, срежиссирован очень удачно: в нем было мало фестивального материала, и зритель увидел много нового. Кроме этого, мне очень понравилось, что в финале концерта были представлены руководители всех цехов – так называемые «бойцы невидимого фронта». Это было хорошее начинание, думаю, оно станет традицией.
Комментарии (8)