Ночью в театре учили актерскому мастерству, водили по цехам и кормили пирогами
Мастер-классы по сценречи и движению, экскурсии по «закулисью» – цехам и гримуборным, - фотосессии с актерами и в театральных костюмах, световое шоу и концерт участников «Универвидения» - это далеко не полная программа второй «Ночи в театре», прошедшей на площадке Академического театра драмы им. В.Савина. Как и в прошлом году, когда состоялась премьера акции, желающих поближе познакомиться с театральной «кухней» пришло столько, что стены храма Мельпомены едва всех вместили: спектакль «Малыш и Карлсон» многие смотрели стоя, записаться на мастер-классы и экскурсии тоже успели не все.
Фото Юрия Кабанцева
«Ночь в театре» - одна из многих культурных акций, к которым Сыктывкар присоединился за последнее время: «Библионочь» и «Ночь в музее» уже не первый год приобщают жителей столицы Коми к прекрасному. Однако, если в мегаполисах такие акции бесплатны, потому как их идея изначально состояла в том, чтобы на время сделать искусство доступным, то у нас «за вход» надо платить. И если в прошлом году стоимость ночной прогулки по театру была символической – 100 рублей, то для того, чтобы попасть в театр вчера, заплатить надо было уже 300. Впрочем, в стоимость билета входил не только спектакль, но и несколько мастер-классов, экскурсия, концертная программа от студентов Сыктывкарского университета им. Питирима Сорокина, фотосессии, дегустация пирогов и напитков. В итоге зрителей спектакля, название которого организаторы держали в секрете, оказалось на несколько десятков больше, чем кресел в зале, рассчитанном на 370 мест. Стоявшим вдоль стен любителям театра были предложены стулья, часть публики продолжила наслаждаться искусством стоя.
Неожиданностью для всех стал выбор спектакля – детской постановки «Малыш и Карлсон», - все-таки детей в зале было значительно меньше, чем взрослых. Но недовольных не оказалось: зал никто не покинул, и во втором действии некоторые зрители все так же наблюдали за происходящим на сцене стоя. Те, кто так и не проникся трогательной историей с моралью о том, что каждому необходимо сохранить в себе частичку детства, погрузились в изучение содержимого смартфонов. Как бы то ни было, вкусы публики в этом году были учтены лучше, чем в прошлом, когда неподготовленным зрителям без синхронного перевода показали спектакль на коми языке «Гузи да Мези». Сознательный ход организаторов – заставить часть зрителей смотреть комедию, «приправленную» специфическими шутками, и без перевода – тогда оценили не все.
Кое-что изменилось и в организации второй театральной ночи. Например, если в прошлом году развлекательные площадки начали работу одновременно, и зрители, предварительно занявшие места в зале, даже не знали, что происходит в фойе, то вчера все началось в 20.00 со спектакля. Правда, зрителей предупреждали, что подойти в театр необходимо заранее – чтобы записаться на экскурсию в «закулисье», мастер-классы по сценической речи, актерской пластике и изготовлению браслетов. Уже через 15 минут после начала записи места на урок по сценречи закончились, еще через четверть часа столик записи прекратил работу. Надо сказать, что обделенным в итоге не остался никто – экскурсоводы и преподаватели (актрисы театра Светлана Малькова, Ольга Родович, Юлия Экрот и художницы Анастасия Юрьева и Наталья Павлицкая) ни от кого не требовали предъявить цветные наклейки, которые выдавались во время записи.
Организовать несколько сотен человек, сконцентрировавшихся в фойе театра, оказалось непросто, и обстановка в храме искусства некоторое время была хаотической: люди, толкаясь, пытались найти своего экскурсовода, при этом некоторые из них рисковали быть облитыми лимонадом или испачканными ягодной начинкой пирогов, дегустация которых проходила тут же. Кто-то поднялся на сцену, чтобы сфотографироваться с героями только что закончившегося спектакля – Малышом и воришками Филле и Рулле, кто-то перешел в круглое фойе, чтобы оценить музыкальные таланты студентов СГУ им. Питирима Сорокина.
В 22.00 начались первые мастер-классы. Корреспондентам БНК удалось побывать на уроке сценического движения от актрисы драмтеатра, преподавателя Коми республиканского колледжа искусств им. В.Чисталева Юлии Экрот. В тесноте, но не в обиде желающие постичь азы актерской пластики учились ходить и бегать, как того требует искусство пантомимы, с переменным успехом «ели» воображаемые фрукты, «пробовали» несуществующие напитки, чистили картошку и чиркали спичками. Больше всего гостям театра пришлось по душе упражнение «Стена», в котором необходимо создать иллюзию преграды, и ощупать ее со всех сторон.
- Как в гробу! – радостно воскликнула одна из участниц мастер-класса, когда педагог попросила «потрогать» «стену» над своей головой.
В 22.50 из театральной гостиной началась экскурсия по театру драмы имени В.Савина. Попросив обратить внимание на портреты артистов и работников театра, висящие на стене, актриса Светлана Малькова повела зрителей в гримерный цех, чтобы познакомить их с гримером-пастижером театра Лилией Осиной.
- Это человек, без которого мы на сцену не выйдем никогда, потому что она знает, как подкрасить глаза, чтобы они были видны до 19-го ряда, кому бороду подлиннее приклеить, кому парик правильно закрепить, - отрекомендовала специалиста по перевоплощению Светлана Малькова.
Лилия Осина показала гостям две разновидности грима – более «легкого», который используется для сказок, и густого театрального, который держится весь спектакль и «не сползает» под жаром софитов. Затем зрителям продемонстрировали коллекцию париков театра, которые делаются как из натуральных, так и искусственных волос, и даже мочала. По словам мастера, на изготовление одного парика у нее уходит около двух недель.
Следующим объектом зрительского интереса стали «карманы» сцены, где театр хранит наиболее часто используемые декорации. Рассмотреть их было довольно сложно, так как практически все они стоят в разобранном виде, поэтому в ожидании, когда еще одна экскурсионная группа покинет художественный цех, Светлана Малькова коротко рассказала об истории театра и его настоящем, в частности, предпоследней премьере 85-го сезона спектакле «Эшелон».
- Мы репетируем каждый день по графику с 11.00 до 15.00 и с 18.00 до 21.00. Но, готовя «Эшелон» - очень сложный по эмоциям спектакль, мы только что не ночевали в театре.
В художественном цехе экскурсию встретил главный художник театра Эрих Вильсон, который на макете декораций к «Эшелону» прокомментировал сценографический замысел постановки. Здесь же на манекенах зрителям были представлены костюмы героев спектакля.
- Они все были новые и чистые, но надо понимать, что люди едут в эшелоне уже две недели, их одежда не может так выглядеть. Поэтому костюмы приходится старить и намеренно пачкать. Например, в одежде глухонемого мы специально разрабатывали складки – он же там валяется, где придется, - рассказал Эрих Вильсон, добавив, что к годовщине со дня начала Великой Отечественной войны – 22 июня – в Национальной галерее республики откроется его выставка, экспонатами которой станут костюмы персонажей «Эшелона» и макеты декораций к спектаклю.
О работе столярного цеха поведал мастер Виталий Долгов. Больше всего участников экскурсии поразило то, что все декорации в театре сделаны руками двух человек – его и заведующего художественно-декорационной мастерской Николая Восторгина.
- Мы не только декорации готовим, но и всю мебель в театре ремонтируем, дверные ручки чиним, в общем, плотничаем, - добавил Виталий Долгов.
После окончания экскурсии – почти в полночь – всех оставшихся в театре пригласили в зрительный зал на световое шоу, подготовленное художниками по свету Ириной Биушкиной и Людмилой Даниловой. Под композицию Clint Mansell & Kronos Quarter «Fall: Marion Barfs» - главную музыкальную тему фильма «Реквием по мечте» - гостям «Ночи в театре» были продемонстрированы впечатляющие возможности светооборудования сцены.
Комментарии (9)
Про половину мастер-классов узнала только из этой статьи.