17:30, 14.06.2015 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Как отправить велосипедистов в школу»

Предложение ввести водительские права для велосипедистов разделило общество на два агрессивных лагеря. Автомобилисты упрекают любителей двухколесного транспорта в правовом нигилизме и незнании базовых постулатов уличного движения. Владельцы байков заявляют, что ПДД должны преподавать в средней школе, а власти должны заботиться не только об автовладельцах и пешеходах. «Фонтанка» исследует проблему, разработав пилотный онлайн-тест на знание правил для велосипедистов.

KBV_3134.jpg

Фото Юрия Кабанцева

С предложением подумать о введении прав на управление велосипедом депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов обратился к министру МВД Владимиру Колокольцеву. Велосипедисты могли бы проходить упрощенную аттестацию, к примеру, с помощью онлайн-теста, объяснил он инициативу. Автомобилисты в абсолютном большинстве — двумя руками «за». Такая мера могла бы хоть как-то решить проблему массового нарушения правил велолюбителями и увеличения количества аварий с их участием. Сами велосипедисты — ожидаемо против. Безграмотность растет из отсутствия банального ликбеза в школах, уверены они.

Количество велосипедистов в Петербурге начало резко расти с начала 2010-х годов. В ответ на мертвые пробки на основных магистралях и непредсказуемую работу общественного транспорта в моду вошла езда на фиксах и городских байках. А в прошлом году стимулировать развитие велодвижения начал и Смольный — открылся городской прокат. Велосипед официально превратился в один из видов городского транспорта.
Несмотря на это, велоинфраструктуры за последние 5 лет в Петербурге не прибавилось. Только в этом году город пообещал обустроить 10 км новых велодорожек вдоль проспекта Ветеранов и Бухарестской улицы.

Велосипедисты вынуждены ездить в потоке городского транспорта. И массово нарушают правила. Согласно статистике ГИБДД, больше половины аварий в прошлом году произошло по вине двухколесных. За январь-апрель этого года в Петербурге произошло 29 ДТП с их участием, в которых пострадало 30 человек. Статистика, конечно, не сравнима с пешеходно-автомобильной – за тот же период в аварии попало 974 пешехода, 718 водителей и 573 пассажира. Погибли 111 человек. Но цифры учитывают только аварии, а вовсе не нарушения правил.

Культура, а точнее бескультурье, велосипедистов на дорогах за последние годы превратилось в настоящую проблему. Это признают и сами велоактивисты. «Доходит до того, что люди не знают, что в России принято правостороннее движение. Некоторые слушатели наших курсов честно сознаются: впервые узнали, что нельзя ездить по встречной полосе», – говорит один из основателей проекта «Велошкола» Александр Кожанов. Массово проезжают по пешеходным переходам, не спешиваясь, ездят по встречке и на красный свет, не говоря о гонках по тротуарам с опасностью для пешеходов и поворотах налево в общем потоке машин, – вот список самых распространенных нарушений. Это раздражает и пешеходов, и водителей.

По результатам опроса портала «Водитель Петербурга», каждый пятый автолюбитель в принципе выступает против велосипедов на дорогах. «Правовой нигилизм велосипедистов бесит даже самих лидеров велосипедного сообщества. Нужно заставить их почитать ПДД», – недоволен Дмитрий Попов, преподаватель автошколы «Нево-Класс». Эксперт поддерживает идею Милонова, но предлагает ее доработать. Дополнительные экзамены нужны при двух условиях: если у велосипедиста нет прав другой категории и если он собирается двигаться наравне с машинами.

У велоактивистов кардинально иная позиция: проблема, мол, не в пользователях двухколесного транспорта, а в общей безграмотности горожан. «Мы уже несколько лет выступаем с инициативой введения обязательного курса по правилам дорожного движения в школах. ПДД должны знать все — и велосипедисты, и пешеходы, и роллеры, и люди на самокатах и вейкбордах. А то мы скоро дойдем до получения прав для езды на роликах», – говорит Илья Гуревич, почетный председатель движения «ВелоПитер». А в условиях такого мегаполиса, как Петербург, введение велосипедных прав — симуляция решения проблемы. Это вовсе не гарантирует, что сразу после сдачи экзамена дипломированный велосипедист не поедет на красный свет. Как не спасают права от нарушений автоводителей, – делает вывод Илья Гуревич.

Более того, предложение Милонова противоречит Венской конвенции, ратифицированной Россией. Страны не должны обязывать велосипедистов иметь регистрационный номер и водительское удостоверение. Это будет ограничивать международные передвижения, аргументирует Александр Кожанов. А еще по закону в России нельзя проводить тестирование на получение прав онлайн или экстерном. Для введения экзаменов государству придется разрабатывать программы обучения, методички. Это выльется в создание очередной дорогостоящей процедуры и загрузке автошкол.

Активисты предлагают усиливать контроль за нарушителями и на дорогах, и на тротуарах силами ГИБДД. Между прочим, только пересечение пешеходного перехода на велосипеде «стоит» 500 рублей. Одновременно нужно просвещать горожан. «Это может быть факультативное изучение ПДД в школах, тестирование в интернете, о чем говорит и Виталий Милонов, бесплатные курсы, поддерживаемые властями, или что-то еще. Но не должно вводиться получение специальных прав», – говорит депутат ЗакСа Ольга Галкина.

Пока же проблемой занимаются фактически только на общественных началах. «Велошкола» – единственный городской проект, ликвидирующий безграмотность велосипедистов в постоянном режиме. За год его лекции посещает около 600 человек, говорит Александр Кожанов. Недавно за образование сограждан взялись даже автомобилисты. В июне автошколы анонсировали акцию «Велосипедист, изучай ПДД!». На бесплатные курсы заманивают вручением «удостоверения водителя велосипеда».

2244

Комментарии (30)

Добавить комментарий
  • Андрей
    14 июня 2015 г., 17:50:13
    Ответить
    Пусть не гонят ерунду. Больше половины взрослых велосепедюков имеют и машины и права. Просто на велике можно оттянуться по-полной.
    Отправлено из мобильной версии
    • Гражданин РФ
      14 июня 2015 г., 20:49:17
      Ответить
      Полностью согласен
    • да
      14 июня 2015 г., 20:57:53
      Ответить
      у меня есть права на вождение автомобиля. и есть велосипед. и есть готовность сдать экзамен на право вождения велосипеда. и есть желание, чтобы такой экзамен сдавали ВСЕ совершеннолетние велосипедисты. потому что из-за велолохов ненавидят велосипедистов и автомобилисты, и пешеходы.
      • 3515
        14 июня 2015 г., 22:25:33
        Ответить
        +1 но проблема еще в том что они и на авто особо по правилам не стараются ездить)
      • женя
        15 июня 2015 г., 10:02:25
        Ответить
        сегодня надо на велосипед а завтра как правильно залазить на жену не будьте баранами всем кому надо ездят по правилам а кому не надо будут ездить без прав и не по правилам.
  • 34
    14 июня 2015 г., 20:38:30
    Ответить
    а это для того,что бы еще и за права,на вожддение лесопеда бабки с народа вытаскивать,
    • Это Россия!
      14 июня 2015 г., 20:53:03
      Ответить
      Родился здесь - уже должен чиновнику!
      • нг
        15 июня 2015 г., 11:03:49
        Ответить
        Сейчас уже столько категорий прав навыдумывали,чтобы деньги из народа тянуть
  • чел.
    14 июня 2015 г., 21:22:16
    Ответить
    пдд едины для всех
    Водители, имеющие велики, зачем нарушать?
    Отправлено из мобильной версии
  • ага
    14 июня 2015 г., 21:31:24
    Ответить
    Тут в Прилузье чел без прав убился сам и еще одного забрал с собой. Какие права на велик?
  • в школе
    14 июня 2015 г., 21:57:50
    Ответить
    Надо ЕГЭ по ПДД сделать.
    На самом деле, надо контроль со стороны ГИБДД: останавливать, объяснять, особо отличившихся штрафовать. Количество велосипедов увеличилось, а грамотность в области ПДД не прибавилось.
    • 3515
      14 июня 2015 г., 22:27:14
      Ответить
      а тех кто не останавливается разрешить стрелять резиновыми пулями
    • Илья
      15 июня 2015 г., 13:33:57
      Ответить
      для начала хорошо бы разобраться с самими ПДД. жду - не дождусь ответа на пару простых вопросов: 1) еду я по проезжей части на велосипеде, подъезжаю к перекрёстку: как я его должен пересекать, спешившись? по проезжей части? 2) где имеют право кататься дети в возрасте от 7 до 14 лет (до 7 лет - в специальном велокресле, установленном на багажнике родительского велосипеда; после 14 - по проезжей части, соблюдая ПДД)? как должна передвигаться семья (папа, мама, ребёнок 10 лет) на велосипедах?
      • Читайте правила
        16 июня 2015 г., 8:17:58
        Ответить
        1) Если вы едете по проезжей части, значит вы транспортное средство, такое же как и автомобиль, соответственно проезжать перекресток вы должны так же как и автомобиль на колесах по проезжей части, соблюдая все те же правила, т.е. светофор или знаки приоритета. Если вы едете по тротуару, то вы пешеход и пересекать зебру должны как пешеход, т.е. спешившись. По остальному не скажу, детей пока нет, Google вам в помощь.
  • ха
    14 июня 2015 г., 22:30:17
    Ответить
    а погоню из трех машин дпс-слабо
  • Меня не зовут
    14 июня 2015 г., 22:47:50
    Ответить
    Если у водителя есть права, это говорит только о том, что он сдал экзамен по ПДД,а не о том, что он эти самые ПДД соблюдает.
  • 11
    14 июня 2015 г., 23:09:27
    Ответить
    У меня есть права на авто и есть авто. Но для спорта я катаюсь на велосипеде по вечерам на автотрассе. Так некоторые водители, хотя я еду по краю асфальта, не удосуживаются принять чуть в сторону от меня и чуть ли не сносят в кювет, особенно лесовозы, попутным потоком воздуха.А чуть темнее если, большинство авто не переключают дальний свет, слепят фарами. Похоже велосипедистов не принимают за участников дорожного движения.
    • Тракторист
      14 июня 2015 г., 23:25:10
      Ответить
      Бросайте ВЫ это дело! Лучше купите велотренажер! Не дай случай какой-нибудь лесовозом ветром в кювет сдует....вам это надо? о семье подумайте!
    • да уж
      15 июня 2015 г., 9:20:00
      Ответить
      Из-за лесовозов боюсь по трассе ездить... иногда приходиться, но у меня ощущения, что не в кювет, а под лесовоз засасывает
  • 11
    14 июня 2015 г., 23:11:23
    Ответить
    Может чуть не в тему комент., но что наболело, то и написал.
  • Рыся
    15 июня 2015 г., 8:31:55
    Ответить
    как всегда проблеме из ничего! Просто нужны велодорожки сделать, как в нормальных странах, но нет же, нужно разделить и озлобить людей даже по такому пустяковому вопросу,который должен решать муниципалитет, но нет,откуда в столице Коми деньги? разве у нас есть полезные ископаемые половины мира? нет,так пустяк, только :газ,сланец,уголь, лес и т.д.Ну,получит велосипедист права и что? водители авто будут довольны? нет. От наличия прав велосипедиста дорожки сами не построятся.
  • натали
    15 июня 2015 г., 9:24:43
    Ответить
    В общем- то это правильное было бы решение. Я езжу на велосипеде, но авто у меня нет. Живу в пригороде, но иногда на велосипеде выезжаю и в город. Незнание правил доставляет мне самой неудобства, но еще меньше мне хочеться доставить эти неудобства другим. Все время говорю себе, что надо выучить ПДД, но всегда откладывается на "с понедельника". А если будет такой закон, то никуда не денусь, придется учить)
    • ром
      15 июня 2015 г., 11:08:24
      Ответить
      Вы подмываетесь хоть самостоятельно или тоже закон ждёте?
      Готовьте деньги на права велосипедные
  • Васёк
    15 июня 2015 г., 9:28:07
    Ответить
    Большинство велосипедистов имеют о ПДД весьма смутное представление. Я за введение прав! Тогда будет ответственность!
    • 77
      15 июня 2015 г., 11:05:44
      Ответить
      надо ввести права на комментарии,чтобы д****ы не смогли комментировать
      • +100500
        15 июня 2015 г., 11:17:25
        Ответить
        обеими руками за
      • +100500
        15 июня 2015 г., 13:34:30
        Ответить
        аналогично!
    • Меня не зовут
      15 июня 2015 г., 13:19:11
      Ответить
      Большая часть из имеющих права забыли ПДД сразу после сдачи экзамена, в лучшем случае помнят несколько правил. И мало кто регулярно знакомится с изменениями в ПДД, кои бывают раз в полгода-год.
  • велоночник...
    15 июня 2015 г., 13:56:06
    Ответить
    пару слов об организации велоночи...
    на велоночи был, в велопробеге участвовал. но больше не хочу! во-первых, сама организация - я бы сказал, на тройку с огромным минусом. неужели колонна велосипедистов не подпадает под определение "организованной колонны"? насколько я понял, её сопровождали машины ДПС... тогда какого ... в эту колонну втискивались легковушки?! насколько я понимаю, им за это ничего не будет, и более того - сотрудники ДПС, регулировавшие дорожное движение по маршруту, сами способствовали такому беспорядку...
    автомобилисты никого не растерзали - и то ладно. вопрос к ГИБДД: неужели нельзя было перекрыть для движения автотранспорта всё "кольцо", по которому двигались велосипедисты? очень неприятно, когда в колонну велосипедов встраивается психованный водятел на авто и бесится, что его скорость невелика! улицу Коммунистическую перекрыли на весь день - и ничего, нормально, город пережил, а на час ночью перекрывать участки, по которым движется колонна велосипедистов - слабо, правда? вы когда-нибудь Тур де Франс смотрели? вы серьёзно верите в то, что 2500 человек, от мала до велика, будут в два ряда, колоннами по 10 человек?! ну ладно, предположим, что длина велосипеда 1,5 метра, а для безопасной езды дистанция должна быть между велосипедами 1,5 метра, между колоннами - 5 метров. если не допускать разрывов и выдерживать дистанцию строго - получается, что колонна должна была растянуться на 4,5 км. (с учётом светофоров - на все 10). теперь посчитаем, на сколько растянется колонна, если займёт обе полосы (6-7 велосипедов в ряд)... получается чуть больше километра... их можно было относительно быстро выпустить с площади (массовый старт или что-то подобное), они бы быстро проехали плотной толпой по трассе (и её не пришлось бы перекрывать надолго), не было бы проблем с водителями, встревавшими в велоколонну... в результате - было бы меньше недовольства и со стороны велосипедистов, и со стороны водителей...
    во-вторых... ох уж это ...ство (пьянство, а вы о чём подумали? хотя...), и особенно на дорогах! эдакие дрифтующие "гарсоны" в народной гуще, "расписавшие" своими покрышками асфальт, весьма достали!
    • Андрей
      16 июня 2015 г., 8:25:22
      Ответить
      Согласен на 100% с Вами. Неужели для такого массового мероприятия не могли бы перекрыть улицы, по которым проходило мероприятие?! Мы первый раз участвовали и было не приятно, когда по правилам мы должны были двигаться в правой полосе, но на Сысольском шоссе в правой полосе ехал рейсовый автобус "пазик", прижавшись к тротуару и впереди едущим велосипедистам орал "Я на вас сейчас колесами понаезжаю, валите отсюда". Я сам автолюбитель и считаю, что ничего страшного не случилось, если бы с 21.00 до 22.00 перекрыли улицы, задействованные в пробеге, таксисты проехали бы по другим дорогам. Надеюсь это учтут организаторы следующей велоночи.