На обсуждение: «Как отправить велосипедистов в школу»
Предложение ввести водительские права для велосипедистов разделило общество на два агрессивных лагеря. Автомобилисты упрекают любителей двухколесного транспорта в правовом нигилизме и незнании базовых постулатов уличного движения. Владельцы байков заявляют, что ПДД должны преподавать в средней школе, а власти должны заботиться не только об автовладельцах и пешеходах. «Фонтанка» исследует проблему, разработав пилотный онлайн-тест на знание правил для велосипедистов.
Фото Юрия Кабанцева
С предложением подумать о введении прав на управление велосипедом депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов обратился к министру МВД Владимиру Колокольцеву. Велосипедисты могли бы проходить упрощенную аттестацию, к примеру, с помощью онлайн-теста, объяснил он инициативу. Автомобилисты в абсолютном большинстве — двумя руками «за». Такая мера могла бы хоть как-то решить проблему массового нарушения правил велолюбителями и увеличения количества аварий с их участием. Сами велосипедисты — ожидаемо против. Безграмотность растет из отсутствия банального ликбеза в школах, уверены они.
Количество велосипедистов в Петербурге начало резко расти с начала 2010-х годов. В ответ на мертвые пробки на основных магистралях и непредсказуемую работу общественного транспорта в моду вошла езда на фиксах и городских байках. А в прошлом году стимулировать развитие велодвижения начал и Смольный — открылся городской прокат. Велосипед официально превратился в один из видов городского транспорта.
Несмотря на это, велоинфраструктуры за последние 5 лет в Петербурге не прибавилось. Только в этом году город пообещал обустроить 10 км новых велодорожек вдоль проспекта Ветеранов и Бухарестской улицы.
Велосипедисты вынуждены ездить в потоке городского транспорта. И массово нарушают правила. Согласно статистике ГИБДД, больше половины аварий в прошлом году произошло по вине двухколесных. За январь-апрель этого года в Петербурге произошло 29 ДТП с их участием, в которых пострадало 30 человек. Статистика, конечно, не сравнима с пешеходно-автомобильной – за тот же период в аварии попало 974 пешехода, 718 водителей и 573 пассажира. Погибли 111 человек. Но цифры учитывают только аварии, а вовсе не нарушения правил.
Культура, а точнее бескультурье, велосипедистов на дорогах за последние годы превратилось в настоящую проблему. Это признают и сами велоактивисты. «Доходит до того, что люди не знают, что в России принято правостороннее движение. Некоторые слушатели наших курсов честно сознаются: впервые узнали, что нельзя ездить по встречной полосе», – говорит один из основателей проекта «Велошкола» Александр Кожанов. Массово проезжают по пешеходным переходам, не спешиваясь, ездят по встречке и на красный свет, не говоря о гонках по тротуарам с опасностью для пешеходов и поворотах налево в общем потоке машин, – вот список самых распространенных нарушений. Это раздражает и пешеходов, и водителей.
По результатам опроса портала «Водитель Петербурга», каждый пятый автолюбитель в принципе выступает против велосипедов на дорогах. «Правовой нигилизм велосипедистов бесит даже самих лидеров велосипедного сообщества. Нужно заставить их почитать ПДД», – недоволен Дмитрий Попов, преподаватель автошколы «Нево-Класс». Эксперт поддерживает идею Милонова, но предлагает ее доработать. Дополнительные экзамены нужны при двух условиях: если у велосипедиста нет прав другой категории и если он собирается двигаться наравне с машинами.
У велоактивистов кардинально иная позиция: проблема, мол, не в пользователях двухколесного транспорта, а в общей безграмотности горожан. «Мы уже несколько лет выступаем с инициативой введения обязательного курса по правилам дорожного движения в школах. ПДД должны знать все — и велосипедисты, и пешеходы, и роллеры, и люди на самокатах и вейкбордах. А то мы скоро дойдем до получения прав для езды на роликах», – говорит Илья Гуревич, почетный председатель движения «ВелоПитер». А в условиях такого мегаполиса, как Петербург, введение велосипедных прав — симуляция решения проблемы. Это вовсе не гарантирует, что сразу после сдачи экзамена дипломированный велосипедист не поедет на красный свет. Как не спасают права от нарушений автоводителей, – делает вывод Илья Гуревич.
Более того, предложение Милонова противоречит Венской конвенции, ратифицированной Россией. Страны не должны обязывать велосипедистов иметь регистрационный номер и водительское удостоверение. Это будет ограничивать международные передвижения, аргументирует Александр Кожанов. А еще по закону в России нельзя проводить тестирование на получение прав онлайн или экстерном. Для введения экзаменов государству придется разрабатывать программы обучения, методички. Это выльется в создание очередной дорогостоящей процедуры и загрузке автошкол.
Активисты предлагают усиливать контроль за нарушителями и на дорогах, и на тротуарах силами ГИБДД. Между прочим, только пересечение пешеходного перехода на велосипеде «стоит» 500 рублей. Одновременно нужно просвещать горожан. «Это может быть факультативное изучение ПДД в школах, тестирование в интернете, о чем говорит и Виталий Милонов, бесплатные курсы, поддерживаемые властями, или что-то еще. Но не должно вводиться получение специальных прав», – говорит депутат ЗакСа Ольга Галкина.
Пока же проблемой занимаются фактически только на общественных началах. «Велошкола» – единственный городской проект, ликвидирующий безграмотность велосипедистов в постоянном режиме. За год его лекции посещает около 600 человек, говорит Александр Кожанов. Недавно за образование сограждан взялись даже автомобилисты. В июне автошколы анонсировали акцию «Велосипедист, изучай ПДД!». На бесплатные курсы заманивают вручением «удостоверения водителя велосипеда».
Комментарии (30)
На самом деле, надо контроль со стороны ГИБДД: останавливать, объяснять, особо отличившихся штрафовать. Количество велосипедов увеличилось, а грамотность в области ПДД не прибавилось.
Готовьте деньги на права велосипедные
автомобилисты никого не растерзали - и то ладно. вопрос к ГИБДД: неужели нельзя было перекрыть для движения автотранспорта всё "кольцо", по которому двигались велосипедисты? очень неприятно, когда в колонну велосипедов встраивается психованный водятел на авто и бесится, что его скорость невелика! улицу Коммунистическую перекрыли на весь день - и ничего, нормально, город пережил, а на час ночью перекрывать участки, по которым движется колонна велосипедистов - слабо, правда? вы когда-нибудь Тур де Франс смотрели? вы серьёзно верите в то, что 2500 человек, от мала до велика, будут в два ряда, колоннами по 10 человек?! ну ладно, предположим, что длина велосипеда 1,5 метра, а для безопасной езды дистанция должна быть между велосипедами 1,5 метра, между колоннами - 5 метров. если не допускать разрывов и выдерживать дистанцию строго - получается, что колонна должна была растянуться на 4,5 км. (с учётом светофоров - на все 10). теперь посчитаем, на сколько растянется колонна, если займёт обе полосы (6-7 велосипедов в ряд)... получается чуть больше километра... их можно было относительно быстро выпустить с площади (массовый старт или что-то подобное), они бы быстро проехали плотной толпой по трассе (и её не пришлось бы перекрывать надолго), не было бы проблем с водителями, встревавшими в велоколонну... в результате - было бы меньше недовольства и со стороны велосипедистов, и со стороны водителей...
во-вторых... ох уж это ...ство (пьянство, а вы о чём подумали? хотя...), и особенно на дорогах! эдакие дрифтующие "гарсоны" в народной гуще, "расписавшие" своими покрышками асфальт, весьма достали!