20:10, 21.06.2015 / ОБЩЕСТВО

Новости партнеров: «Сбежал на фронт мальчишкой»

Наш земляк Виктор Евстифеев попал на войну в десять лет. Вместо парты – фронтовые окопы Великой Отечественной войны, настоящее оружие вместо игрушечного, солдатская форма вместо школьной – так прошло детство нашего земляка Виктора Евстифеева. Он был одним из тех, кого называли «сын полка». В мирное время Виктор Александрович преподавал немецкий и латынь студентам Коми государственного пединститута. Он не любил вспоминать о своем опаленном войной детстве. Да и не значился в списках ветеранов войны. Из-за фронтового ранения Виктор Евстифеев рано ушел из жизни, сообщает газета «Республика».

Soldatyi-500x594.jpg

Витя Евстифеев (слева) и его боевые товарищи. Фото из газеты «Республика»

Как и большинство детей, Виктор мало что запомнил из своих первых лет жизни. А рассказать о них ему было некому – родных не осталось. Но известно, что родился он в декабре 1932 года. Дед по матери был кубанским казаком, и, спасаясь от раскулачивания, семья перебралась в Азербайджан. Там в рабочем поселке Сабунчи, пригороде Баку, и родился Виктор. Жил ли с ними отец, Виктор не помнил. Сохранились только воспоминания о матери и старшей сестре.

Когда началась война, они с матерью ехали на поезде в эвакуацию, и в дороге она умерла. Было Виктору тогда уже около девяти лет, поэтому свои имя и фамилию он знал. Собственно говоря, это было единственное, что осталось у него. Круглого сироту отправили в детдом в Батуми. Там голодные детдомовцы таскали в садах мандарины и объедались ими. Но пробыл он в детдоме недолго и вскоре сбежал на фронт. Поймали и вернули. Сбежал снова. И в 10 лет остался на фронте.

О том, как Виктор попал в 155-ю артиллерийскую бригаду 5-й гвардейской армии, вспоминает на страницах книги «От Волги до Эльбы и Праги» его однополчанин Савва Мельник: «Наш взвод связи после освобождения Кубани и Крыма направлялся дальше на запад. На одной из станций Украины мы увидели двух малышей, худеньких, грязных, в лохмотьях. Жалко нам стало ребят, и мы взяли их к себе. Девушка-телефонистка вымыла мальчишек, а мы остригли их, одели. Это были Виктор и Володя Узбеков. Потом нам встретились еще два малыша. Когда мы освобождали Польшу, Чехословакию, четыре маленьких солдата были с нами. К этому времени у нас организовали духовой оркестр. Мальчишки, конечно, тоже участвовали в нем».

Бригада участвовала в тяжелых боях. И сыны полка рвались помочь своим старшим товарищам – бежали под обстрелом на передовую и перевязывали раненых. Виктор на войне получил осколочное ранение черепа. Всю жизнь он проходил с затянутым кожей небольшим отверстием в черепе, из-за которого любой удар мог стать для него смертельным. Из-за этого его не взяли на срочную службу.

Evstifeev-500x641.jpg

В перерывах между боями ребята писали диктанты, решали задачи. Тетради мастерили сами: сшивали фронтовые листовки, конверты, аккуратно обрезали края. Учебников тоже не было. Старшина, который на «гражданке» был директором школы, по памяти рассказывал все школьные предметы.

В книге «От Волги до Эльбы и Праги», рассказывающей о боевом пути 5-й гвардейской армии, Виктору Евстифееву посвящено несколько строк: «Вместе с другими воинами-освободителями в Праге завершили свой победоносный путь четыре славных мальчика – Николай Печененко, Володя Узбеков, Виктор Евстифеев и Сережа Паршин. Они с достоинством и честью выполняли свой воинский и патриотический долг перед Родиной. В ходе боевых действий бригады на Украине, в Польше и Чехословакии они выполняли обязанности разведчиков, связистов и огневиков-артиллеристов. В то время им было 12-14 лет… Все четыре воспитанника бригады являются достойными сынами и патриотами нашей Родины».

Осенью 1964 года в газете «Пионерская правда» появился снимок с надписью: «Идут по улицам города Праги четыре маленьких солдата, четыре гордых воина Советской Армии, освободившей Чехословакию от фашистских захватчиков. Было это в мае 1945 года. Сколько военных дорог прошли вы, сыны полка? Этот снимок как дорогую реликвию хранят в братской Чехословакии, но имена ваши, дорогие солдаты, остались неизвестными».

У снимка такая история. Победу ребята встретили в Дрездене, но затем бригаду перевели в Чехословакию. Там, в Праге, 17 мая 1945 года и сделал эту фотографию фоторепортер Эмиль Пардубский. Ребята, увлеченные прогулкой по незнакомому городу, тогда даже не заметили, как их засняли. «Пионерка» выяснила, что в 1965 году Виктор Евстифеев учился на высших преподавательских курсах в Ленинграде. Его фронтовой брат Владимир Узбеков был конструктором судостроительного завода в Литве, Николай Печененко стал главным инженером совхоза в Одесской области. Только судьба четвертого сына полка – Сережи Паршина – так и осталась неясной.

Сразу после окончания войны Виктора Евстифеева тоже хотели усыновить. И не кто-нибудь, а сам комбриг, генерал-майор, Герой Советского Союза Сергей Кузьмин. Военачальник во время голода в Поволжье остался сиротой, воспитывался в детском приюте и по себе знал, каково жить сироте. Подобное предложение от комбрига сулило безоблачное будущее, и генеральскому сыну было бы легче пробиться в жизни, но самостоятельный Виктор отказался.

После войны 14-летний Виктор попал в Хвалынский детский дом, что в Саратовской области. Определили парня в третий класс школы, и, чтобы догнать сверстников, он экстерном «проскочил» несколько классов и вовремя окончил среднюю школу. А потом были факультет иностранных языков в Саратовском пединституте и Высшие преподавательские курсы в Ленинграде. Еще на фронте он освоил азы немецкого языка, затем выучил английский и латынь. Способности, впрочем, были не только к языкам, но и к точным наукам, но от карьеры инженера пришлось отказаться. Из-за ранения в голову у Виктора возник так называемый писчий спазм, не позволявший разборчиво писать и ровно чертить.

После окончания ленинградских курсов в 1965 году Виктору на выбор предложили варианты распределения: один из вузов Средней Азии или КГПИ. Виктор Александрович выбрал север и попал в Сыктывкар. В коми парме он чувствовал себя как дома – часто проводил в лесу по нескольку дней подряд, один бродил в глухих лесных углах и ночевал в лесных избушках.

Коллеги по институту и студенты даже не догадывались о его фронтовом прошлом. Не любил он вспоминать об этих годах. Скромность не позволила ему воспользоваться военным прошлым для получения льгот. Несмотря на медали, он даже официально не числился участником войны, поскольку не стал собирать необходимые для этого документы.

Виктор Александрович из-за тяжелой болезни рано ушел из жизни – в 55 лет. Умер он 13 мая 1988 года. Причиной болезни послужили и тяжелое военное детство, и фронтовое ранение.

1994

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Пионер
    21 июня 2015 г., 21:06:42
    Ответить
    Низкий Вам поклон,довоенному поколению.
  • повезло...
    21 июня 2015 г., 22:34:20
    Ответить
    лично был знаком, исключительной скромности и порядочности был ЧЕЛОВЕК!!
  • Феня
    22 июня 2015 г., 1:04:15
    Ответить
    Очень трогательно. Спасибо тебе солдатик.
  • Местный
    22 июня 2015 г., 6:09:44
    Ответить
    В студенчестве он нам преподавал латынь. Светлая память.
  • Малыш
    22 июня 2015 г., 7:55:25
    Ответить
    Низкий поклон и светлая память... мы есть благодаря Вам! Спасибо за Победу!