19:01, 22.06.2015 / КУЛЬТУРА

В Национальной галерее Коми остановился «Эшелон»

В День памяти и скорби в Национальной галерее Республики Коми состоялось открытие выставки главного художника Академического театра драмы имени Виктора Савина Эриха Вильсона «Эшелон». На экспозиции представлены фотографии из одноименного спектакля, фрагменты декораций, костюмы и реквизит, созданные для сценографического оформления постановки, ставшей одной из самых ярких премьер юбилейного – 85-го – театрального сезона. Автор выставки посвятил ее памяти всех работников театра, ушедших на войну и не вернувшихся с полей сражений.

KIR_1752.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Открытие необычной и уникальной, как отметила директор Национальной галереи РК Ольга Талянина, выставки, превратившей один из залов почти в сценическое пространство, состоялось перед входом в здание, где собрались непосредственные участники спектакля «Эшелон» – актеры, автор музыки к постановке и сотрудники драмтеатра. Поздравляя Эриха Вильсона с открытием экспозиции, они больше говорили о самом спектакле, который вряд ли бы состоялся, если бы сценографическая часть – очень многое в этой масштабной постановке зависит именно от нее - была решена в ином ключе.

KIR_1756.jpg

Директор театра драмы Михаил Матвеев отметил, что «Эшелон», поставленный режиссером Юрием Поповым к 70-летнему юбилею со дня Победы в Великой Отечественной войне, стал самой удачной премьерой в сезоне.

- То, о чем написал Михаил Рощин, - этот эпос периода войны, в котором человеческая жизнь - с любовью, трудными взаимоотношениями, расставаниями, смертью – была помещена в очень сжатые рамки, - показать на сцене было невероятно сложно. Но «Эшелон» стал одной из редких постановок, где все сложилось органично: и режиссура, и актерская игра, и работа художника, композиторов, балетмейстера, - считает Михаил Матвеев.

Композитор Михаил Герцман, создавший музыкальное оформление спектакля, признался, что участие в «Эшелоне», выход которого был приурочен к такой значительной дате, было для него огромной честью. Тем более что последний раз в постановке драмтеатра он был занят 25 лет назад.

KIR_1765.jpg

Председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Лариса Иванова напомнила историю создания пьесы, в основу которой положены воспоминания Михаила Рощина – мальчиком драматург сам спасался от войны в одном из вагонов похожего эшелона.

- Пьесу много ставили по всей стране, потому что автору удалось виртуозно передать ту боль и то отчаяние, с которыми пришлось столкнуться нашему народу. Постановка стала безусловной удачей театра, потому что все, кто был на сцене, настолько оказались поглощены материалом, что не возникало вопросов «кто это?», «а это кто?» - появились живые люди, не актеры, - поделилась своим впечатлением от «Эшелона» режиссер театра «Фантастическая реальность».

KIR_1757.jpg

Заслуженная артистка России, исполнительница одной из главных ролей в спектакле Галина Микова предложила наконец обратить внимание собравшихся на виновника события – автора выставки Эриха Вильсона – и, помимо «Эшелона», назвала еще несколько спектаклей – «Всего ничего (Малые деньги)» и «Игра теней», - во многом состоявшихся благодаря талантливому сценографическому решению.

Сам Эрих Вильсон, прежде чем представить экспозицию, рассказал о том, как он понял, что в работе над созданием спектакля – в том числе и над оформлением – театр все делает верно.

- Одну из детских ролей – мальчика Йоси – исполняет девочка Ариша, внучка актера театра, заслуженного артиста России, ветерана войны Максима Данилова. Как только она вошла в спектакль, нам чуть-чуть стало легче, потому что мы почувствовали, что он смотрит на нас с небес и руководит. Тогда мы поняли, что идем правильным путем.

KIR_1769.jpg

Экспозиция «Эшелон» расположилась в небольшом зале на первом этаже Национальной галереи. Вероятно, для того, чтобы максимально точно передать атмосферу не только спектакля, но и реального состава поезда, который стал домом для героев пьесы, окна в помещении завесили и притушили освещение. Центральным элементом выставки стала часть вагона, переломленного в последней по действию бомбежке пополам. В создании этой декорации Эрих Вильсон – и драмтеатр вообще – впервые использовал дюралюминиевые конструкции. Этот материал позволил воплотить авторскую идею художника, который вопреки сложившейся сценографической традиции «Эшелона» решил наполнить пространство сцены воздухом и сделать вагон легким, мобильным и гибким: зрители, видевшие спектакль, наверняка помнят, как состав поднимается вверх, когда героини покидают свое пристанище – переносясь в воспоминания о времени без войны или просто выходя на остановках.

KIR_1772.jpg

Кроме вагона, на выставке представлен завешенный платками и одеялом тамбур, в котором погибает Саввишна, и рукомойник, прикрепленный на имитирующие уборную панели. По углам расставлены чемоданы и сундуки, вдоль одной из стен на песке проложены рельсы, по которым движется эшелон. Пространство экспозиции населено манекенами в костюмах героев спектакля, специально сшитых, состаренных и «запачканных» согласно обстоятельствам, в которых оказались люди, внезапно снятые с места и уже на протяжении нескольких недель едущие в поезде. Сотни фотографий, прикрепленных на прищепки, и видеоряд из спектакля, спроецированный на одну из стен, демонстрируют посетителям галереи, как ставшие музейными экспонаты оживают на сцене.

KIR_1761.jpg

Выставка открыта с 22 июня по 19 июля.

1689

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • Семён
    23 июня 2015 г., 10:42:37
    Ответить
    Никак. Посмотрел и понял, в Коми искусства-НЕТ!Дорогу Молодым художникам и их смелым проектам. Все очень низко бюджетно выполнено и скучно. Родился новый термин отражающий сегодняшнее направление в искусстве провинциальной России. И это так называемый "ЧИН-АРТ". Направление в искусстве России первой половины XXI века, служащий как идеологически правильный корм.