09:17, 21.09.2015 / КУЛЬТУРА

Премьера с политическим подтекстом: в театре драмы им. В.Савина открыли новый сезон

Продолжение дьяконовской «Свадьбы с приданым» Вячеслава Кушнира в интерпретации московского режиссера Инны Ваксенбург, которым открылся 86-й творческий сезон в Академическом театре драмы им. В.Савина, прозвучало очень злободневно. И не только благодаря «вечным» вопросам, о которых заявляли авторы постановки незадолго до премьеры. «По Мейерхольду!», - прокомментировал драматург состоявшийся спектакль, имея в виду события уже почти вековой давности, когда зимой 1917 года зрители, пришедшие в Александринку на «Маскарад» в постановке одного из основателей МХТ, вышли из театра – и оказались в другой стране.

ANT_1857.jpg

Фото Николая Антоновского, Ивана Федосеева

Идея поставить современную версию истории, рассказанной Николаем Дьяконовым более полувека назад, казалась символичной: «Свадьба с приданым» - культовый для театра спектакль, не одно десятилетие не покидающий репертуар, Вячеслав Кушнир – автор, чье сотрудничество с театром в недалеком прошлом было очень плодотворным, но по ряду причин приостановилось. Десять лет назад, в 2005-м году, он немного «обновил» пьесу под реконструкцию спектакля, а сейчас написал новую – «Свадьба с приданым-2, или Пятьдесят лет спустя», главные действующие герои которой хоть и постарели на полвека, обзавелись внуками и радикулитом, но по-прежнему готовы жить, любить и соревноваться колхозами.

ANT_1837.jpg

Ответственная миссия воплощения юбилейного спектакля была возложена на художественного руководителя московского «Театра-студии на Сиреневом» Инну Ваксенбург, у которой уже был опыт работы с текстами Вячеслава Кушнира. Спектакли, поставленные режиссером, отличаются сильным пластическим решением, и «Свадьба с приданым-2» не стала исключением – хореография балетмейстера Светланы Скосырской заменяет в ней едва ли не половину текста.

ANT_1853.jpg

Экспериментальный подход к «Свадьбе с приданым» по вкусу пришелся не всем, и часть зрителей, утомившись обилием танцев, поторопилась покинуть театр в антракте. Те же, кто досмотрел спектакль до конца, не устроили традиционных премьерных оваций и стоя тоже не аплодировали, видимо, находясь в состоянии некоторой растерянности. Действительно, постоянная публика драмтеатра такого на этих подмостках еще не видела и, наверное, поэтому поспешила с оценками. Между тем, работа Инны Ваксенбург не только вывела на принципиально другой уровень саму пьесу, но и открыла новые грани таланта актеров театра.

ANT_1917.jpg

Понять, что постановка не будет образцом классического психологического театра, можно было, уже глядя на оформление сцены, не скрытое до начала спектакля от зрительских глаз. Сценографией «Свадьбы с приданым-2» занимался художник Владимир Боер, работающий с «Современником», Театром сатиры, пушкинским и вахтанговским театрами. Взятое само по себе – без контекста – сценографическое оформление спектакля вызывает много вопросов: так, например, с первого взгляда сложно определить, что за вертикальная поверхность стоит напротив высокого пирса – пожалуй, самой значительной декорации, - и что за квадрат подвешен над сценой, верхняя граница которой «отделана» конструкцией, похожей на повернутую на бок лестницу. Надежда на то, что во время спектакля назначение этих предметов станет понятно, не очень оправдалась. Вероятнее всего, искать конкретики и не стоило – и в этом, кажется, основная причина неприятия режиссерского видения «Свадьбы с приданым-2».

ANT_1888.jpg

Инна Ваксенбург возвела простую лирическую историю в некоторую – если не сказать неопределенную – степень абстракции, что добавило материалу глобального, общечеловеческого звучания и одновременно лишило доступности восприятия. Даже если не принимать во внимание, что из-за значительного сокращения текста были понятны не все повороты сюжета и временные дистанции в действии – может быть, по мысли режиссера, для идеи спектакля это было и неважно, - зрителей все равно было чем смутить. Например, актерский состав: играют молодые артисты, весьма условно загримированные под стариков. Очевидно, что к правдоподобию никто и не стремился, но остается вопрос «почему?». Также не вполне ясно, откуда на сцене столько резиновых лодок. Возвращаясь к сценографии, надо отметить, что «вертикальная поверхность» напротив пирса, скорее всего, был волной, и, следовательно, лодки появились неслучайно. Обращаясь к своему опыту, зритель может предположить, что лодка и вода в данном спектакле являются многозначными символами (течения времени, жизни, места человека в ней и т.д.), но режиссер никак не помогает ему в этом. Наверняка, загадкой для многих осталось и то, почему спектакль начинается с криков «Горим!».

ANT_1833.jpg

Отсутствие вербально выраженной информации, как и обещали режиссер с хореографом, заменили танцы. Перед премьерой Светлана Скосырская говорила о том, что в танце каждый герой расскажет свою историю. Обычно такие заявления не вызывают доверия, потому что в драматическом театре чаще всего танцы – как бы они не были хороши – остаются просто танцами. Но в «Свадьбе с приданым-2» хореографии удалось превратиться в драматургию, а пластическое решение ключевых мизансцен (в основном, в любовных конфликтах) рассказало даже больше всяких слов. Открытием спектакля стали и сами артисты, на подмогу которым пришли студенты театрального отделения колледжа искусств: хотя столько танцевать труппе не приходилось, пожалуй, ни в одном спектакле, актеры смогли выполнить непростую задачу, поставленную режиссером и балетмейстером.

ANT_1895.jpg

Интересной оказалась не только хореография, но и музыкальное оформление спектакля – от состаренной звуком скрипящего патефона «На крылечке твоем…», преследующей главных героев – постаревших Ольгу Степанову (Татьяна Михайлова) и Максима Орлова (Денис Рассыхаев) - как воспоминание о несостоявшейся любви, до читающей речитатив Дианы Арбениной и Астора Пьяцоллы.

IMG_84991.jpg

Наверняка публику порадовало начало второго действия – довольно продолжительная по времени сцена сватовства была разыграна прямо в зале при включенном свете, и, таким образом, зрители, которых артисты просили подпевать и кричать «Горько!», ненадолго почувствовали себя непосредственными участниками спектакля.

ANT_1918.jpg

Хотя Инна Ваксенбург ставила самостоятельный спектакль, а не продолжение «Свадьбы с приданым», «ностальгические нотки», как назвала она переходящие из пьесы Дьяконова в пьесу Кушнира мотивы, все-таки остались. Они порадовали любителей советского фильма с Верой Васильевой и Владимиром Ушаковым в главных ролях и тех, кто видел «Свадьбу с приданым» на сцене, но, пожалуй, не были восприняты молодым поколением. Например, современная колдунья Гликерия Васильевна (Юлия Экрот) явно продолжает сюжетную линию, начатую полвека назад «колхозным лодырем» и гадалкой Лукерьей (в фильме ее играет Татьяна Пельтцер). Причем в спектакле есть намек на то, что благодаря своим навыкам, прежняя Лукерья помолодела, похорошела и превратилась в Гликерию. Образ ведуньи вышел очень демоническим, некоторым зрителям она даже напомнила булгаковскую Маргариту.

ANT_1897.jpg

К разряду мистики можно отнести и удивительное совпадение. Сдача спектакля художественному совету состоялась 17 сентября, и тогда никто не мог предположить, что в день премьеры – 19 сентября - спектакль приобретет политический подтекст. По сюжету Вячеслава Кушнира, руководитель колхоза «Заря» Семен Шаньгин был арестован по обвинению в финансовых махинациях и воровстве. Комментарий Максима Орлова на случившееся – «А у вас тут не такая уж глухомань. Все, как людей, - живут, воруют…» - вызвал в зале заметное и продолжительное оживление. Уже только одно это созвучие со временем сделало неоднозначно принятый спектакль событием сезона.

IMG_84721.jpg

Автор пьесы Вячеслав Кушнир заранее понимал, что в случае с Инной Ваксенбург, от его текста может почти ничего не остаться. Но не боялся редакции и был уверен в том, что спектакль, каков бы он ни был, станет настоящим праздником театра.

IMG_84941.jpg

- Как автор я проиграл вдрызг, но как часть этого театра я очень рад, - охарактеризовал свои впечатления после премьеры Вячеслав Кушнир, отметив, что в таких экспериментах труппа еще не участвовала и для нее это очень важный опыт.

IMG_85281.jpg

IMG_85461.jpg

IMG_85411.jpg

IMG_85781.jpg

IMG_85741.jpg

IMG_85941.jpg

IMG_86001.jpg

2445

Комментарии (23)

Добавить комментарий
  • Банка
    21 сент. 2015 г., 9:38:29
    Ответить
    вы ещё "Лебединое озеро" включите
    )))
  • Для БНК
    21 сент. 2015 г., 9:43:50
    Ответить
    В республике одно жулье развели куда не плюнь, везде взятки да воровство.
    А вы какой-то бред описываете.
    Где фото дня - жулье за решеткой!
  • зритель
    21 сент. 2015 г., 10:01:27
    Ответить
    Вполне грамотно описано.Неплохо для БНК.
  • оперный балет
    21 сент. 2015 г., 10:28:48
    Ответить
    просит слова !!!!
    В свете последних событий в нашем регионе ТРЕБУЕМ и.о Главы РК : 1) снять с должности министра культуры Прокудину А.С., как коррумпируванного назначенного чиновника (родственница арестованного экс-Главы); 2) рассмотреть вопрос о продлении контракта с Судаковой В.И. (после ее возвращения,в очередной раз, триумфальых гастролей по Англии); 3) включить в бюджет 2016 года начального этапа капитального ремонта театра оперы и балета РК.
  • Юлия
    21 сент. 2015 г., 10:34:06
    Ответить
    отзыв
    Вчера была на этом спектакле. Нестандартно, и очень даже впечатляет! слышали сзади комментарии пожилых людей, что это дурдом какой-то..Не все понимали, в чем фишка. Некоторые люди уходили в антракте. Но в основном молодым и продвинутым понравилось. Очень интересно, современный подход! Актеры просто большие молодцы!!! Спасибо вам огромное!
    • э
      21 сент. 2015 г., 11:02:56
      Ответить
      Так и пишите что для молодых и продвинутых на афише что бы нормальные не ходили
      • Правильно говорите
        21 сент. 2015 г., 11:22:07
        Ответить
        Хотя руководство театра перед спектаклем известило, что мол в надежде заинтересовать молодежь постановка сделана. Но было поздно, билеты куплены. Кстати из нашей тройки молодой как раз и исплевался, и хотел сдернуть, но не дали, мотивировали неуважением к актерам и театральным воспитанием.
        Так он до дома плешь проедал, куда его затащили. Тем более он не видел фильм 52 года, а без этого сюжет спектакля фиг поймешь. Да и самого сюжета там на 20 минут, размазанного на два часа эпизодами, напрочь перебитыми вставками таскания лодок по сцене, ломаными позами , немыми сценами, и дикими прыжками с топотом в процессе произнесения патриотического монолога в концовке. Короче в финале режисскру принципиально мы не хлопали. Очередные выверты и поиски завели в никуда.
        Наши актеры достойны лучших сценариев и режиссуры!
        • 43
          21 сент. 2015 г., 12:29:52
          Ответить
          А сценарий где?!
          • Там
            21 сент. 2015 г., 15:16:28
            Ответить
            Да хоть у Островского пусть попросят. Хотя ведь и его опошлить могут, жалко.
    • У меня хороший возраст
      21 сент. 2015 г., 12:24:23
      Ответить
      Непонятно для молодых? Если спектакль поставлен талантливо, интересно,грамотно, если хореография дополняет и рассказывает, а не отвлекает и не портит спектакль, если все режиссерские находки искусно вплетены в канву представляемого действа, а не пестрят узелками, если это самое действо воспринимается как единое целое, а не как компот,и , наконец, если декорации помогают, а не наоборот ( ! ), - вот тогда спектакль будет понятен зрителям всех возрастных категорий.
      Актеры старались, остальные экспериментировали.
    • 11
      21 сент. 2015 г., 12:45:04
      Ответить
      Молодые и уходили со спектакля.
    • Вопросик
      21 сент. 2015 г., 15:17:59
      Ответить
      Юлия, а в чем фишка-то? Вы ж вроде просекли?
  • Зрительница
    21 сент. 2015 г., 12:25:15
    Ответить
    Отзыв
    Была на спектакле 19 сентября. В приветственном слове директор театра М. Матвеев сказал, что поставлен этот спектакль для привлечения молодежи в театр. К сожалению, «фишка» не понравилась не только старшему поколению, но и молодежи. И правильно понимал автор пьесы В. Кушнир, что из танцев и непонятной пантомимы теряется текст и сюжет. Зрители уходили со спектакля после первого и во время второго действия. И начало второго действия не вызвало восторга, а арест директора колхоз «проскочил» не заметно и как будто он не нужен был.

    • Не компот, а бурда какая-то этот спектакль
      21 сент. 2015 г., 15:13:11
      Ответить
      Компот хотя бы сладкий, а тут не пойми что.
      Потому и потребовалось в рецензии столько блаблабла, и "разжевываний" для тупых и непродвинутых зрителей. Спектакль ни умом, ни сердцем не принимается, так типа высокими материями впихивают.
      Арест председателя вообще абсурд. Типа арестовали,больше ни слова в сюжете, и вдруг он появляется в конце вольной птицей....
      Короче поизгалялись над артистами и над зрителями очередным возжелавшим нестандарта режиссером.
      Похоже ставить нормальные ,без вИдений и выкрутасов, спектакли уже вообще режиссеров нет. Так хочется посмотреть добрую старую классику, детей приобщить, да куда там! А после знаменитого, как того чеховского персонажа которого лошадь сбила, Гамлета, и на всю классику с опаской на афишах смотришь.
      И в музтеатре та же фигня, на детские спектакли ходить перестали после пары спектаклей с фривольностями и верчения передком, тверк скоро танцевать наверно уже станут.

  • Александр Щиголев
    21 сент. 2015 г., 15:38:41
    Ответить
    Премьера с политическим подтекстом: в театре драмы им. В.Савина открыли новый сезон
    .
    С политическим подтекстом сейчас может быть только пьеса: "Ленин в Октябре"...)))
    • Ленин- папа воров
      21 сент. 2015 г., 16:21:46
      Ответить
      Все эти воры были комсомольцами и пионерами- верными ленинацами. Нафик Ваш Ленин
  • молодой зритель
    21 сент. 2015 г., 17:18:27
    Ответить
    спектакль не понравился вообще!!! Игру артистов я не критикую, они молодцы, умеют играть психов, это я поняла по "современным танцам". Ольгу Степанову сделали сумасшедшей: кричала, стреляла из рогатки...И вообще много таких моментов. Премьеру назвали комедией, но смеяться вовсе не хотелось. Не сравнить с Дьяконовской "Свадьбой с приданным". Видела драматурга Вячеслава Кушнира, он выглядел так, что вот-вот застрелится. Видимо и ему не понравилась "Свадьба" от режиссёра.
  • Мнение из зала
    21 сент. 2015 г., 20:12:44
    Ответить
    Интересно, как долго будут продолжаться эксперименты с "нестандартным" подходом к постановкам? Я представительница молодого поколения, но, простите, креатива не оценила. Идея в спектакле не прослеживалась, сумбур, логически не выстроенная цепочка. Это впечатление складывается уже после первых десяти минут просмотра. Декорации и реквизит этому сумбуру соответствовали. Танцы жили своей отдельной жизнью, никак не связанной с сюжетом спектакля. Может, наконец, стоит взять старую добрую классику, и сделать хотя бы одну качественную постановку, не передергивая смысла и не добавляя "креатива"?
    В очередной раз разочаровали...
  • Бур
    21 сент. 2015 г., 21:08:47
    Ответить
    Смотрели внимательно, следили за каждым словом и движением, артисты поверили режиссёру и сейчас, наверно, чувствуют себя нехорошо. Это же всё равно что поверить богу или пророку, пойти за ним и оказаться в ж... з...в провале.
    И знаете, хорошие вы наши артисты, мы видели как вам неловко за всю эту реж-худ-хорео-муз- и т.п. дисгармонию. Тут уж вряд ли кто брякнет о том, что вы не старались.
    Большущую телегу режиссёрского трэша с примесью вашего драгоценного пота и отчаянья вы закатили в гору, ломая хребты и выворачивая плечи, зато стало хорошо видно какие вы сильные и красивые люди-лошади.
    Конечно, в спектакле были и интересные трогательные сцены, даже - отдельные истории (ибо всё же целостность отсутствует). Зрители ждали народности, искренности, "свадьбопридановского" колорита, который есть в названии,в предыдущей работе, в памяти, и артисты подарили зрителю всё это - частями и ломая себя.
    С музоформлением в театре и так часто промашки и нелепости, ну и здесь - прощай, "бесконечная, вечная, мудрая, от которой так хочется жить!" Запомнились только чистые слова русских песен, понятные всем и сразу, которые пытались спасти интерактивное шоу с участниками, которые были как "на фронтах той войны невидимой - одарённости с бесполезностью".
    Если человек уходит, бежит, исчезает - он не всегда дезертир. Значит, зрелище не нужно его глазам и он лучше дома перед телеком хлеба поест.
    А статья неплохая, старается никого не обидеть.
    Дайте артистам такого режиссёра и к нему прилагающихся, дайте такую работу, чтобы кровь из носа, чтобы он рыдал и ржал, и кожу снимал с себя, чтобы зритель чувствовал жизнь, а не насмешку над собой.

  • театралка со стажем
    21 сент. 2015 г., 21:11:28
    Ответить
    впервые за всю театрально-посещаемую жизнь ушла после антракта.Жаль Кушнира. Жаль зрителей,и молодых,и старых.Решили ходить только на гастрольные представления
  • Зрители
    22 сент. 2015 г., 9:46:41
    Ответить
    Главное - все в восторге от игры артистов!
  • Театрал
    22 сент. 2015 г., 9:48:58
    Ответить
    Молодежь с восторгом приняла спектакль (кто был на сдаче, видел). Из зала ушло несколько человек - это нормально, во всех театрах так бывает. На удивление и "взрослый зритель" принял спектакль и сумел прочитать метафоры и смыслы режиссера.
    Смотрите замечательную классику - "Верую", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Эшелон" - список большой
    • Как театрал театралу
      22 сент. 2015 г., 15:44:32
      Ответить
      Театрал, Ваш отзыв не может быть объективен. Как я поняла, Вы-человек, имеющий непосредственное отношение к этому театру.Давайте будем говорить честно - в антракте зал покинули не пара-тройка зрителей. Замысел режиссера не понял ни молодой, ни взрослый. По поводу "восторгов" - перечитайте вышеизложенные отзывы. Они говорят сами за себя. Зрителя не обманешь, о реакции зала можно было судить по аплодисментам в финале.
      А классику без неуместных экспериментов ставить в театре так и не научились.