content/news/images/43080/ANT_7162(1)_mainPhoto.jpg
11:18, 05.10.2015 / КУЛЬТУРА

Сергей Летов исполнил в Сыктывкаре «щадящие» пьесы и этно-импровизации

В ЦДК «Октябрь» отыграли концерт, посвященный памяти композитора Сергея Курёхина, фри-джазовый музыкант, саксофонист Сергей Летов и сибирская этно-певица, виртуоз цимбал Анастасия Маслобоева.

Сергей Летов исполнил в Сыктывкаре «щадящие» пьесы и этно-импровизации
Фото и видео Николая Антоновского

Сергей Летов работал с группами «Гражданская оборона», в которой пел его младший брат Егор Летов, «ДК», «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», сотрудничал с цыганской певицей Валентиной Понамаревой, фронтменом группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей, немецким музыкантом Бликсой Баргельдом и многими другими. Сергей также писал музыку к постановкам Театра на Таганке, МХАТа, является публицистом и автором музыкальных сопровождений к немым фильмам. В том числе музыкант известен своим сотрудничеством с композитором-авангардистом Сергеем Курёхиным и его оркестром «Поп-механика». Творчеству именно этого музыканта и было посвящено первое отделение вечера.

Два года назад Сергей Летов уже посещал Сыктывкар с концертной программой в честь музыканта-электронщика Ивана Соколовского.

ANT_7136.jpg

– В тот раз в одной из пьес у меня активно использовались шумы, и в этот момент примерно четверть аудитории покинула зал. Поэтому сегодняшняя программа будет достаточно щадящая и популярная, – обнадежил зрителей Сергей Летов. Первое отделение концерта действительно состояло из довольно легких для восприятия пьес. Во время игры саксофониста на экране транслировались психоделические картины в духе обложек альбомов группы PinkFloyd: сначала зрителю показывали спиральные лестницы, сцены, насыщенные кислотной палитрой красок, и античные статуи, а под конец композиций появлялись спокойные горные долины и северное сияние. Видеовставки принадлежат сыктывкарскому виджею Тарасу Гешу и режиссеру театра «Фантастическая реальность» Евгению Буткину.

ANT_7190(1).jpg

После трех пьес Сергей стал настраивать midi-контроллер, готовясь к новой песне. Но неожиданно раздались английские слова «Ilike music, and music is my life», которые произнес в одном из интервью восторженный и ироничный голос Сергея Курёхина. Но Сергей Летов пока не стал включать фонограмму этого интервью и перешел к следующей сладкой жизнерадостной мелодии, которая несколько напоминала музыку из советских мультфильмов. На экране во время исполнения зрители видели разнообразных насекомых, советские рубли, Чарли Чаплина и падающий дирижабль.

ANT_7175.jpg

После этого музыкант все-таки включил фрагмент интервью Сергея Курёхина, в котором композитор-авангардист рассказывает иностранным журналистам о своих музыкальных предпочтениях, явно подшучивая над ними. В частности, Курёхин шутливо говорит, что ему очень нравятся творчество Чайковского и рэп. А после Сергей Летов поведал собравшимся о тезке:

– Я в своей жизни очень многим обязан Сергею Курёхину. Когда-то он нашел меня – инженера, который приезжал в Ленинград в командировку. Наша дружба продолжалась до самой его смерти, совместные альбомы, первая поездка за границу у нас была вместе. Короче, много меня с этим человеком связывает.

ANT_7200.jpg

Сергей Летов исполнял музыку Курёхина не только на саксофоне, но и на midi-контроллере YamahaWX-5, который прекратили производить в прошлом веке. Благодаря этим инструментам звуковая палитра вечера была достаточно разнообразной. Если на саксофоне Сергей играл легкие и игривые мелодии, то на midi-контроллере исполнялись тревожные и угрожающие пассажи, как в шпионских боевиках.

На концерте собрались в основном солидные зрители, однако были и пары помоложе, пришедшие с детьми 3-4 лет. Самые маленькие слушатели совсем не хотели обращать внимания на концерт, поэтому они играли в «войнушки», пролезали под стульями и кривлялись друг перед другом. Когда нарушителей тишины увели из помещения родители, зал даже зааплодировал этому событию.

ANT_7187.jpg

Во втором отделении концерта на сцену поднялась певица Анастасия Маслобоева, родом из Восточной Сибири. Певица сразу же приступила к гипнотическому пению этно-вокализов, а затем перешла к игре на цимбалах, которые внешним видом напоминали очень большие гусли. Звук на них извлекался с помощью ударов небольшими палочками по натянутым струнам. На концерте Анастасия сыграла на еще одном экзотическом струнном инструменте, – кельтском псалтерионе. На нем певица играла маленьким смычком. Композиции Анастасии были тихими, сдобренными её сильным голосом и оттенками фолковой и этно-музыки, а также она преподнесла публике две русские народные песни. Вскоре к миниатюрной артистке присоединился Сергей Летов. Вместе они сыграли несколько импровизаций в стилях фри-джаз и этно-фолк.

– У нас с Анастасией пока совместных проектов нет. У нее есть свой стиль, а я подстраиваюсь, как могу, – деликатно заметил саксофонист. Вместе они преподнесли зрителям пять композиций.

Под конец вечера музыканты поклонились, а Сергей сделал небольшое «коммерческое объявление»:

– Я привез с собой диски, а вот Анастасия не взяла их с собой. Но, наверное, в следующий раз возьмет. Я привез два компакт-диска и один DVD, вон за тем столиком стоит человек с кольцом в носу, у него можете дисками поинтересоваться.

ANT_7238.jpg

В продаже были доступны запись концертного совместного выступления Сергея Летова с шоуменом группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей, альбом квартета «Саксофонная Мафия» и редкий диск «Fuckthesystemjazz», записанный дуэтом с бывшим бас-гитаристом группы «ДДТ» Вадимом Курылевым.

После концерта Сергей Летов и Анастасия Маслобоева около получаса общались с журналистами. На пресс-конференции Анастасия рассказала о впечатлениях от сыктывкарской публики, своем творческом пути и языках, на которых поет, а Сергей поведал о совместном проекте с Олегом Гаркушей, о судьбе музыкального издания «Пентаграмма» и о современных концертных помещениях. Вот несколько фрагментов беседы с музыкантами:

Анастасия Маслобоева о сыктывкарской публике:

ANT_7228.jpg

– У меня положительные впечатления. Я даже не думала, что северный народ сможет воспринимать такую музыку. Отклик всегда чувствуется, от этого приходит вдохновение. Мое первое впечатление самое прекрасное.

А. М. о языке своих песен:

– Несколько песен были на русском языке, а остальные – это просто вокализы. То есть здесь языка, как такового, нет.

А. М. о творческом пути:

– Я из Иркутской области, моя семья музыкальная, все самоучки. Официально музыкального образования у меня нет, потому что мои родители не хотели отдавать меня в музыкальную школу. Они не хотели, чтобы мое творчество загонялось в какие-то рамки, поэтому они дали мне возможность свободно импровизировать.

Сергей Летов об издательстве «Пентаграмма»:

ANT_7140.jpg

– Оно умерло. Я уже давно утратил к этому интерес. Лет пятнадцать этого издания уже не существует, а в «Википедии» в информации обо мне до сих пор в первую очередь написано «издатель «Пентаграммы»». Это давно уже пора убрать. Мне нравятся концертные выступления, а в работе на записи я как-то не вижу, не ощущаю зрителей.

С. Л. о концертных помещениях:

– Сейчас концерты переместились в предприятия общественного питания, где приходят люди напиться, обкуриться и так далее. Приходят туда в основном посетители клубов. Клубы ведь созданы не только для того, чтобы человек пришел и музыку послушал, а главное, затащить человека в какую-то ситуацию, чтобы он пришел в определенное состояние, потратил какое-то количество денег. Это вытеснение современной музыки в клубы – просто большое свинство. Такие места мне не нравятся, это ситуация определенного дискомфорта.

С. Л. о дуэте с Олегом Гаркушей:

– Это очень дорогой проект…для Гаркуши. Редкий случай для Гаркуши, он просит меня: «Сергей, ты человек очень мягкий, если будут поступать предложения, вали все на меня». Я даю контакты Гаркуши, его телефоны, он интернетом не пользуется. Люди к нему обращаются, Гаркуша озвучивает, сколько стоит его выступление. Ему сразу же отвечают: «У нас таких денег нет». Поэтому за половину этой суммы я готов выступить один (смеется). Но на самом деле это возможно. Свое концертное выступление мы записали в Петербурге, причем мы выступали в Петербурге дважды. Выступление с Гаркушей – это завораживающее зрелище. Оно просто очень хорошо должно помогать психотерапевтам, оно такое «трансообразное». Просто мы договорились, что я занимаюсь художественными вещами, музыкой, а Гаркуша берет на себя организацию.

4702

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • зритель
    05 окт. 2015 г., 11:52:36
    Ответить
    Стыд и позор родителям этой малолетней банды!
    Зал небольшой, обстановка, можно сказать, камерная. Дичайшее неуважение к зрителям, да что там к зрителям - к исполнителям! Два часа беготни, топота, смеха и шкрыганья стульями!!! Организаторы, не пускайте больше этих людей в зал!
    • новое поколение попкорна
      05 окт. 2015 г., 14:59:22
      Ответить
      нам ваще по_ х _уй где жевать.
      мы даже не умеем думать, почему на такие мероприятия нельзя брать маленьких детей.
  • Хулио Ган
    05 окт. 2015 г., 13:04:41
    Ответить
    Автор злоупотреб**ет термином "фри-джаз", не понимая его значения. Видимо, просто красивое слово, да и модное сейчас. Кстати, на сайте 7х7 этим термином сейчас любит щеголять "модница" Елена Соловьёва.
  • ?
    05 окт. 2015 г., 13:36:20
    Ответить
    это Вассерман чтоли?
    • !
      05 окт. 2015 г., 15:00:26
      Ответить
      ага, вассерман фиолетовый обыкновенный