content/news/images/43354/ANT_8991_mainPhoto.jpg
20:15, 14.10.2015 / ОБЩЕСТВО

Ученые поспорили о содержательной стороне мюзикла на коми языке «Райда»

Сегодня в Сыктывкарском университете им. Питирима Сорокина в виртуальном филиале Русского музея прошла презентация мюзикла на коми языке «Райда», созданного творческими коллективами двух городов - Сыктывкара и Ухты. Содержательная, сюжетная сторона постановки, которую и сами создатели не могут однозначно классифицировать как мюзикл, фолк-оперу или рок-оперу, вызвала сомнения у ученых и журналистов, занимающихся финно-угорской тематикой. Однако участники презентации все-таки сошлись во мнениях: проект для республики необычный и сделан с большим старанием.

Ученые поспорили о содержательной стороне мюзикла на коми языке «Райда»
Фото Николая Антоновского

Ухтинские «культурологические инициативы» презентовал собравшимся один из идейных вдохновителей проекта, главный специалист управления культуры Ухты Юрий Сарычев, по совместительству являющийся аспирантом Института культуры и искусств СГУ им. Питирима Сорокина и охарактеризовавший «Райду» как «интеллектуальный арт-проект нового типа в сфере искусства».


Ухтинец сообщил, что за литературную основу всех музыкальных номеров взяты произведения поэтессы Елены Афанасьевой и молодого ижемского поэта Николая Родионова.

ANT_8946.jpg


- Рэп звучит на коми языке, удивительные вещи происходят на сцене. Смешаны стилистики современных танцев: хип-хоп и музыкальные номера русского народного хореографического коллектива «Елочка». Это парадоксальное обстоятельство, - проанонсировал постановку Юрий Сарычев.

На презентацию организаторы пригласили главных действующих лиц мюзикла - Елену Лодыгину (Райда), Альфию Коротаеву (божество Шонди), а также ухтинцев Сергея Коваля (Яг Морт) и Константина Фреймана (охотник Туган). Режиссер постановки Эдуард Гасин приехать не смог - Юрий Сарычев в шутку объяснил это тем, что в зале презентации короткий стол, поэтому за него решено было пригласить в первую очередь исполнителей.


Рассказывая о своей роли божества, заслуженная артистка России Альфия Коротаева сообщила, что была рада принять участие в этом проекте, поскольку очень любит петь на коми языке, однако этого делать в спектакле ей не пришлось - персонаж Шонди раскрывается через несколько вокализов.

ANT_8958.jpg


- На этот раз была необычная задача - исполнить роль божества. Это загадочный, сказочный образ. Надо было найти какие-то особые краски, чтобы только за вокализ, за небольшое музыкальное появление выполнить большую задачу. Мое божество-воплощение добра, света, солнца и всего самого хорошего.

Два ухтинских вокалиста, которым на сцене пришлось соперничать за любовь Райды, признались, что личные качества Елены Лодыгиной-Райды помогли им исполнять свои роли - каждый пытался завоевать расположение солистки.

А вот вокализ Альфии Коротаевой даже помог артистам справиться с волнением перед спектаклем.


- Перед премьерой было большое волнение. Мандраж за кулисами. И тут на сцене появляется Альфия, исполняет свой вокализ, и, действительно, благодать какая-то пошла. Я сел на стул и подумал: все получится - божество уже на сцене, - рассказал Константин Фрейман. - Я очень благодарен Альфие Саитнуровне, потому что своей вокальной партией она настроила нас.

ANT_8978.jpg

Заместитель директора ухтинского Дворца культуры и продюсер мюзикла Валерий Ясеновец, занимавшийся проектом полтора года, сообщил, что в основе сюжета - собирательный для любой мифологии мотив Красавицы и Чудовища. Решив сделать актуальную для молодежи постановку, ее создатели обратились за помощью к представителям сразу двух, противоположных танцевальных направлений - к ухтинским танцорам из United bit и народному хореографическому коллективу «Елочка». Однако, отвечая на вопросы журналистов, Валерий Ясеновец отметил, что за культурологической и фольклорной экспертизой подготовленного материала творческая группа обратилась только после премьеры. Единственным «совещательным» звеном была сотрудница ухтинской администрации и по совместительству руководитель местного отделения «Коми войтыр», которая компетентно (филолог по образованию и переводчик официальных документов на коми язык - по служебным обязанностям) вычитывала тексты песен.

ANT_9052.jpg


Первое замечание относительно состоятельности мифологической основы сюжета и связи его с трудами писателя Калистрата Жакова сделала журналист радио «Коми гор» Галина Ведерникова.

- Насколько я понимаю, вы хотели поставить современную музыкальную историю и, чтобы привлечь внимание зрителей, в такой республике, как Коми, взяли название «Райда». Но к Калистрату Жакову оно имеет очень опосредованное отношение. Чтобы назвать это собирательным образом, нужно очень хорошо изучить этот материал.


- Мы придумали свою сказку, - ответил ей Константин Фрейман.


- Неужели не нашлось другого сюжета в Коми мифологии? Существует балет «Яг Морт», который идет уже около пятидесяти лет, - возразила журналист.

- Там другой сюжет, - заверил ее Валерий Ясеновец, - его мы придумали сами.

ANT_9010.jpg


- Может быть, и сами, но получилось то же самое, - заключила Галина Ведерникова, порекомендовав вокалистам избавиться от акцента и все-таки добавив: - Хотя то, что старались, - видно.

ANT_9015.jpg


Кандидат филологических наук, специалист по традиционной культуре Павел Лимеров указал один из источников сюжета, который вызвал самый большой вопрос.

- Этот текст, который вы воспроизводите в опере, был опубликован Истоминым в 1848 году в газете «Вологодские епархиальные ведомости», и в общем-то к Жакову этот сюжет никакого отношения не имеет. В «Биарме» Жакова совершенно другой сюжет и совершенно другая Райда, там нет персонажей типа Яг-Морта, поэтому, чтобы не было вопросов, лучше всего эту надпись на плакате убрать. Я понимаю, что вы переработали этот сюжет и сделали некий третий сюжет, который лег в основу вашей оперы, но то, что вы отсылаете к Жакову, некорректно, - высказал свою точку зрения о авторстве сюжетов Лимеров.

ANT_9000.jpg


Наконец доктор культурологии Сыктывкарского университета Владимир Сулимов пролил свет на происхождение имени Калистрата Жакова в афише.

- Это написано мной, никакого отношения это не имеет к их проекту, это моя провокация, а вы под это подписались, - сообщил ученый, - Суть этого проекта совершенно в другом, в том же, в чем проект Маугли, который был использован Киплингом на основе большого числа опубликованных и переведенных текстов и соотношения этих текстов с музыкальным мультфильмом, который поставили отечественные кинематографисты. Вы видите тут какую-то связь? Ее уже нет. Никто не накладывает ограничения на использование, применение и трансляцию культуры. Любые попытки приватизации сюжетов учеными, представителями прессы или национально-культурными образованиями, есть ограничения, которые прекращают семиозис, - защитил проект Владимир Сулимов, попросив переставить акценты при восприятии с тех моментов, которых нет, на то, что уже имеется, заметив, что это является попыткой вывести и вставить уже известные мотивы в пространство современной культуры.

3487

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • Ухта
    14 окт. 2015 г., 20:58:04
    Ответить
    Молодец Сарычев.
    Отправлено из мобильной версии
  • !
    14 окт. 2015 г., 21:06:31
    Ответить
    Как жить с именем Калистрат)))?
    Отправлено из мобильной версии
  • 5
    14 окт. 2015 г., 21:45:24
    Ответить
    6
    Удивительно, что даже не называют автора музыки. Как-то совсем непрофессионально..
    • А кто тут профессионалы?
      14 окт. 2015 г., 22:13:10
      Ответить
      Сарычев?
      Ясеновец? Фрейман? Коваль? Трепачи, которые к истинной культуре никакого отношения не имеют, подают свой суррогат как некий эксклюзив. Коротаевой, видимо, уже петь нечего и не с кем, если она уже с самодеятельностью связалась.
  • Сижу - скучаю...
    14 окт. 2015 г., 22:12:50
    Ответить
    Déjà vu
    В 1985 лохматом году приглашеный постановщик из "мариинки" в ресторане гостиницы "Югор" пьяно рыдал по поводу "Яг Морт":"Ну, не умею я ставить балет на музыку в три блатных аккорда!"
    Отправлено из мобильной версии
  • Все ухтинские культУРОЛОГИЧЕСКИЕ инициативы
    14 окт. 2015 г., 22:26:13
    Ответить
    - определённо в ж... у культуры (ухтинской).
    И к искусству это и в самом деле не имеет никакого отношения.
  • Фанат Истиховской
    14 окт. 2015 г., 22:56:36
    Ответить
    В Трипириме Сорокином ВУЗе-бермудский треугольник?
    А хде светлый лик? Как сие мероприятие обошлось без неё? Верните пред очи луноликую и безмерыжизнерадостную((( Хоть одну фоту втисните...
  • Ухтинка
    15 окт. 2015 г., 0:18:04
    Ответить
    Гордимся
    Я вот удивляюсь комментариям . Сходите, посмотрите, сделайте выводы... Это действительно прорыв! Сама идея постановки в котором такие переплетения народных танцев с хип- хопом уже заслуживает внимания! ) всем добра и ярких эмоций)))
    Отправлено из мобильной версии
  • Зовут
    15 окт. 2015 г., 0:30:08
    Ответить
    Ухта в коем то веке поехала в Сыктывкар со своим проектом. И ухтинцы же засаживают своих в комментариях. Стоя аплодировать не буду. Стыдно
    Отправлено из мобильной версии
  • мдя..
    15 окт. 2015 г., 1:59:21
    Ответить
    Современное искусство: нас рать под дверь, позвонить и убежать - инсталляция, позвонить и нас рать - перфоманс...
    Отправлено из мобильной версии
  • №№№
    15 окт. 2015 г., 4:14:52
    Ответить
    Вывезти в д. Дзель на год и пусть ставят свои произведения, кто убежит лишить всего благого, там зарыта истина!
  • участник
    15 окт. 2015 г., 8:58:00
    Ответить
    удивительный непрофессионализм журналистов!!!
    Ну нельзя же так перевирать!!
    Научная общественность была представлена отнюдь не только П.Ф. Лимеровым, и уж тем более, не Г. Ведерниковой. Ведерникова показала свою полную некомпетентность. Стыдно. В ходе обсуждения профессионалами было высказано много хорошего в адрес представленного проекта. Кстати говоря, и студенты поддержали постановку "Райды".
    Вообще зря журналистов пригласили, профессионального разговора не поучилось.
  • яг морт
    15 окт. 2015 г., 10:10:38
    Ответить
    Неправда все это про «Вологодские епархиальные ведомости». Легенда о Яг-Морте была опубликована Михаилом Истоминымв 1848 году в «Вологодских губернских ведомостях». Сложно представить, что ВЕВ могли публиковать языческие легенды.
    • Зырянин-язычник
      15 окт. 2015 г., 13:37:37
      Ответить
      Точно в «Вологодских губернских ведомостях»
      Но изТОРики , да ещё и византийской религии, не могут не приврать, даже в мелочах. )))
      • недоязу-комяку
        16 окт. 2015 г., 2:13:43
        Ответить
        "Но изТОРики , да ещё и византийской религии, не могут не приврать, даже в мелочах. )))"
        Вся эта комяцкая республика сама является во всех своих мелочах и деталях полной фальшифкой и фикцией, а комячье поганое - это такое же дегенеративное искусственно выведенное г****, как и бандеровцы на искусственной украине. А комяцкий язык давно бы уже сгинул в небытие, если бы не помощь Вашингтона и предательской ельцинской конституции.
  • Сарычев Юрий
    15 окт. 2015 г., 11:04:17
    Ответить
    О культурном феномене "Райды"
    Прежде всего, спасибо журналистам БНК-оми за очень живой репортаж с места культурного и, надеюсь, философско-культурологического события (поскольку дело происходило в СГУ при участии трёх докторов, двух кандидатов наук, магистров, студентов, актёров, менеджеров) - это во-первых.

    Во-вторых: имя автора музыки "Райды" и его беспрецедентный вклад в проект упоминались как в течение встречи, так и вне её рамок постоянно. Это сыктывкарский музыкант, воспитанник Сыктывкарской и Петрозаводской (консерватория по классу скрипки) школ музыки ЕВГЕНИЙ РЯБАШЕВ. Да, именно так и всеми крупными буквами - ЕВГЕНИЙ РЯБАШЕВ. Насколько я понимаю, сейчас организаторами следующего арт-музыкального проекта ведутся переговоры о возможностях участия в нём Евгения Рябашева.

    Я, да и все мы очень надеемся на приятие "Райды" в творческих кругах Сыктывкарской интеллигенции, на возможность тиражирования данного проекта на языке коми на сценических площадках республики

    Ну и в третьих: я бы насчёт "молодец Сарычев" так высказался, что это, конечно, спасибо, но сам бы я сказал: "Молодец Валерий Ясеновец, браво Институт культуры и искусства, кафедра культурологии и педагогической антропологии, спасибо композитор, хореографы, режиссёры, исполнители и техническая поддержка сцены.
    • Сарычев Юрий
      15 окт. 2015 г., 11:06:02
      Ответить
      в дополнение
      И, конечно, отдельное спасибо за живейшее участие в состоявшемся обсуждении господам студентам-культурологам.