В театре драмы отметили столетие народного артиста СССР Ивана Аврамова
Биографический очерк, посвященный актеру и режиссеру, возглавлявшему драматический театр более 20 лет, «Ен югыд кодзув» в постановке Юрия Нестерова стал не только данью памяти артиста, подарком для любителей драматического искусства, но и ретроспективой становления профессионального театра в Коми.
Материалом для «очерка о жизни и любви» народного артиста СССР стали газетные статьи, интервью Ивана Аврамова и его жены, актрисы Софьи Ростиславиной, воспоминания современников – родственников, коллег и учеников актера.
- В основе театрализованного очерка – не пьеса, здесь нет ни одной моей фразы. Это можно назвать литературной композицией, нарезкой из интервью и воспоминаний – об Иване Аврамове много писали и при жизни, и после его смерти, - рассказал о литературной основе постановки режиссер Юрий Нестеров, собиравший материал для текста «Ен югыд кодзув» в архивах библиотеки и работавший над ним в течение нескольких месяцев. – Но труднее было найти возможность все это выразить, я выбрал необычный прием – здесь все играют всех.
Текст полуторачасовой литературной композиции, положенный на музыку «Хорошо темперированного клавира» Баха, распределен между 13 актерами. Многим из них – Виктору Градову, Галине Миковой, Татьяне Темноевой, Людмиле Третьяковой, Михаилу Липину, Вере Габовой – удалось поработать под началом Ивана Аврамова. Другие пришли в театр, когда режиссера уже не было, но дело его еще оставалось непосредственно живо; для совсем молодых артистов, принятых в труппу только в этом сезоне, и студентов колледжа искусств, также занятых в постановке, имя Ивана Аврамова столь же легендарно, как и имя основателя профессионального коми театра Виктора Савина.
«Ен югыд кодзув» начинается с интермедии, в которой роль народного артиста СССР в судьбе драматического театра сопоставляется со значением режиссеров современного русского театра: Юрия Соломина – для Малого, Михаила Ульянова – для Вахтанговского, Марка Захарова – для Ленкома.
- Он собрал и воспитал самую профессиональную труппу за всю историю коми театра… Никогда авторитет коми драматического театра в стране не был так высок, как при нем… Сегодня жизнь все расставила по местам, но тогда казалась невероятной жестокость, с которой уничтожался Аврамов и его дело… Он вернул театру имя Виктора Савина - с ним сделали то же, что и с Виктором Савиным; он, как и Виктор Савин, всю жизнь метался между любовью к родному народу и идеологическим молохом - конфликт был неразрешимым, а финал предсказуем, - такова выписанная Юрием Нестеровым канва биографии артиста, по сути, создавшего современный коми театр и «списанного» за взгляды, по своей принципиальности не совпадающие с настроениями наступающего нового времени.
Жизнь актера – детство, работа в передвижном театре, учеба в Москве, война, возвращение на родину и руководство театром, в котором начинался творческий путь, – представлена в монологах и диалогах от лица Ивана Аврамова, его жены, старшей дочери, Виктора Савина, театральных деятелей первой половины прошлого века. Оформление небольшого пространства малой сцены, которым занимался главный художник театра Эрих Вильсон, позволило проследить весь жизненный путь режиссера, начиная с малых лет, которые прошли в пригороде современного Сыктывкара, и заканчивая кабинетом главного режиссера, откуда буквально выбросили и самого Ивана Аврамова, и весь его архив – рукописи и фотографии.
Сто лет со дня рождения народного артиста Советского Союза – дата, значительная не только для театральных деятелей Республики.
- На протяжении всего времени летопись СТД пишется такими замечательными людьми, как Иван Аврамов. Для меня его биография стала еще одним подтверждением тому, что отечественный театр строили великие артисты и режиссеры. Я восхищаюсь тем, как он прошел свой путь в профессии, какой железной волей обладал, постигая творческие вершины, как много достиг этот удивительный красивый, талантливый, прекрасный артист-самородок. Его помнят и чтят и поныне, и я уверен, его творчество еще долгие годы будет вдохновлять молодежь на яркие победы и вести театр к новым достижениям, - зачитал обращение председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина в финале вечера памяти директор театра Михаил Матвеев.
Комментарии (7)
Рекомендую сходить, много можно узнать-вспомнить не только про историю театра, но и историю Коми.