content/news/images/46963/telefon(1).jpg
08:29, 09.02.2016 / ВЫБОР БНК

«Выбор БНК. Это в Коми!»: десятка уникальных экспонатов Национального музея Республики Коми

Редко удается выбраться в музей? А зря! Корреспонденты БНК прошли по экспозициям отдела археологии и истории Национального музея Коми и нашли много интересного. Например, один из первых установленных в Коми крае телефонов «Ericsson» 1914-1916 годов. В годы первой мировой войны Кажимские металлургические заводы получили заказ на изготовление корпусов для мин. Контроль над выпуском военной продукции на заводе осуществлялся по телефону фирмы «Ericsson», а теперь он хранится в музее. Между прочим, скоро отдел археологии и истории закроют на реконструкцию, он будет недоступен для посетителей в течение пяти лет. Редакция БНК рекомендует не упускать время и посетить интересные выставки, а пока — представляет десятку наиболее интересных и уникальных экспонатов из фондов Национального музея.

«Выбор БНК. Это в Коми!»: десятка уникальных экспонатов Национального музея Республики Коми
Фото предоставлено Национальным музеем Республики Коми

Деревянный велосипед

velosiped.jpg

Детский деревянный велосипед. Усть-Сысольский уезд, Вологодская губерния (ныне село Куратово Сысольского района). Датирован концом XIX – началом XX веков. Это один из первых экспонатов в коллекции Национального музея Республики Коми. Велосипед приобретен в 1911 году Андреем Андреевичем Цембером (1874 – 1959) – организатором и первым руководителем музея в Усть-Сысольске. Кстати, окунуться в повседневную жизнь горожан можно на выставке «Прогулки по Спасской» в выставочном зале Национального музея Республики Коми (Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 6).

Идол из Эшмесской пещеры

Eschmesskii-idol.jpg

В 1926 году ижемский охотник на среднем Тимане обнаружил Эшмесскую пещеру, в которой находилось средневековое языческое святилище. В пещере охотник нашёл деревянного идола, который был доставлен в Коми областной музей (современный Национальный музей Республики Коми). Идол имеет около 120 см в высоту, у него отсутствуют черты лица и руки, он датируется 940 годом нашей эры. Отсутствие лица и рук у статуи указывает на боязнь людей вредоносного влияния, которое статуя могла нанести. Эшмесская пещера была культовым центром или родовым святилищем небольшой группы древнего населения, где языческие обряды совершались шаманом, а обрядовые действия были направлены на обращение к хозяйке Вселенной, Матери-Хозяйке, тайги, зверей, людей.

Деревянные календари

kalendari.jpg

Охотничий календарь представляет собой деревянный шестигранный брусок, оба конца которого выполнены в виде усеченной пирамиды, по ребрам (углам) граней вырезаны ножом ромбические насечки. Общее количество насечек соответствует числу дней в году, тогда как, каждое из двенадцати ребер – определенному месяцу, а насечки на каждом из них – числу дней в нем.

Нанесенные против некоторых насечек (дней) значки-символы (пасы), обозначают непереходящие даты православного церковного календаря (двунадесятые праздники, дни памяти наиболее почитаемых и местночтимых святых). В основу календаря положено юлианское летосчисление, когда год начинался с первого марта (отмечен насечкой на торце), переход к следующему месяцу обозначен риской. Пользовались такими календарями следующим образом – прошедшие дни-насечки залепляли воском или смоляной (лиственничной, пихтовой) жвачкой (сир).


Бронзовая фигура медведя

Figurka-medvedya-iz-Kaninskoi-peschery..jpg

Канинское пещерное святилище расположено в верховьях реки Печоры. Это самое крупное из святилищ европейского Северо-Востока, посещавшееся людьми более 2,5 тысячи лет, вплоть до начала христианизации. Канинская пещера была межплеменным жертвенным местом, куда многие поколения людей приносили свои дары для задабривания высших сил. В качестве приношения могли использовать металлические вещи и украшения, жертвенных животных.

Одна из найденных вещей представляет собой бронзовую фигурку медведя с прочерченными на его тулове изображениями людей с лосиными головами. С обратной стороны фигурка имеет ушко. Датируется она первой половиной-серединой I тысячелетия нашей эры.

В пещере были найдены черепа и другие кости медведей, сложенные вместе. Медведь, как и лось, был культовым, священным, животным для древнего населения, хозяином верхнего мира. Возможно, в Канинской пещере проводились охотничьи ритуалы, связанные с его почитанием, или ритуальные захоронения остатков медведя после охоты на него.

Ордена Республики Коми

3-Orden-drughby.jpg

Мало уже кто помнит, что республика удостоена трёх орденов, высших наград страны – Ордена Ленина, Ордена Октябрьской Революции и Ордена Дружбы народов в 1966, 1971 и 1972 годах. Это признание успехов в экономическом, культурном развитии республики в тот сложный период её истории, когда возводился крупнейший в Европе Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, началось масштабное строительство газопровода «Сияние Севера», в Болгарию отправились эшелоны с удорским лесом, открыл свои двери Сыктывкарский государственный университет, Ухтинский индустриальный институт.

Орден Ленина.

СССР. 1966 г.

Золото, платина, серебро, эмаль. Награда Коми АССР «За успехи, достигнутые трудящимися республики в хозяйственном и культурном строительстве».

Орден Октябрьской Революции.

СССР. 1971 г.

Золото, серебро, эмаль. Награда Коми АССР «За успехи, достигнутые в коммунистическом строительстве и в связи с 50-летием со дня образования Коми АССР».

Орден Дружбы народов.

СССР. 1972 г.

Серебро, эмаль. Награда Коми АССР «За большие заслуги трудящихся Коми АССР в укреплении братской дружбы и сотрудничества советских народов, большие успехи в экономическом и социально-политическом и культурном строительстве и в ознаменование 50-летия СССР».

Икона «Святитель Стефан Пермский»

ikona-Stefan-Permskii.jpg

Икона, датированная 1828 годом, является одним из подписных произведений иконописца Федора Сидорова. Икона происходит из местного ряда иконостаса Введенской часовни села Средняя Отла Княжпогостского района Республики Коми. Это не единственная икона в отделе, собрание Национального музея украшает коллекция иконописных памятников. Большую часть коллекции составляют иконы позднего времени, отражающие общерусский иконописный поток конца XVIII – начала XX веков. Среди них немало произведений разнообразных, ярких, интересных в иконографическом и художественном смысле. Особого внимания заслуживают подписные и датированные памятники, позволяющие проследить развитие традиции местного письма.

Клад серебряных монет

Monety-cheschuiki-iz-klada-17-veka..jpg

Клад найден в июле 1951 года Д. Рубцовым при копке целины для посадки картофеля на берегу реки Летка в районе деревни Черёмухово Летского района Коми АССР. Клад был укрыт в земле под липовой корой в плетёной берестяной посуде. В составе клада 1576 серебряных монет-чешуек. Монеты XVI-XVII вв. коллекционеры называют чешуйками, их делали из проволоки, расплющивая небольшие кусочки металла определённого веса и размера. Своим видом монеты напоминают рыбью чешую. Русская денежная система состояла тогда из трёх номиналов: копейки, денги (1/2 копейки) и полушки (1/4 копейки).

Медальон с изображением всадника

Medalon-s-izobragheniem-vsadnika.-13-vek..jpg

Медальон был найден в одном из разрушенных погребений Лоемского могильника, датируется XIII веком нашей эры. Изготовлен из серебра путём плоской чеканки. В центре изображения охотничий сюжет – мужчина верхом на коне держит на указательном пальце правой руки сокола, у ног коня изображены три птицы, за конём – собака. Изображение очень реалистичное, детально прорисованное. Сюжет медальона берёт истоки в средневековом искусстве Ирана и Средней Азии и является восточным заимствованием. Вероятно, медальон был составной частью ритуала охотничьей магии. Культ коня был распространён у многих народов, в том числе и финно-угорских, где конь являлся символом солнца. В кочевническом мире существовал культ бога-всадника, объезжающего верхний и средний миры, скачущего через небесное пламя. Всадник выступал в качестве лесного божества, покровителя охотников.

Рукописная книга

Rukopisnaya-kniga.-Ust-Vymskii-sinodik.-17-vek..jpg

Древнейший памятник региональной письменности «Синодик Усть-Вымский», хранящийся в музее, относится к первой четверти XVII века. Национальный музей Коми хранит в своем собрании рукописные и старопечатные книги – памятники письменности как традиционного церковного, так и светского содержания от образцов древнерусской литературы до дневниковых записей о событиях мировых войн и революций XX столетия. Наиболее интересные книжные памятники старообрядческой культуры, книги из Усть-Сысольской общественной библиотеки, Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря представлены на постоянной экспозиции в Литературном музее И.А. Куратова (ул. Орджоникидзе, 2), многие редкие книги посетители музея могут увидеть на выставочных площадках музея. Самая древняя рукопись в музейной коллекции – «Минея служебная на ноябрь с Житием Варлаама Хутынского» датируется концом XV – началом XVI в.

Спичечница «Муха»

Spichechniza.jpg

Спичечница изготовлена на чугунолитейном заводе Нювчима в 1908 году мастером-литейщиком Фломяном Маракулиным. Передана в дар музею в 1959 году жительницей поселка Нювчим Е. Маракулиной. К одной из наиболее интересных музейных коллекций относится коллекция изделий художественного литья Нювчимского чугунолитейного завода. Художественное литьё, получившее в конце XIX века название «кабинетного», представлено скульптурами, бюстами, ажурными полочками, декоративными тарелками, шкатулками, пепельницами, чернильницами, рамками и другими предметами, украшавшими некогда интерьеры домов. В 1896 году мастерство нювчимских литейщиков было отмечено серебряной медалью на Нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставке. Свою роль в распространении этих изделий в интерьерах домов сыграла небольшая стоимость вещей: изделия из чугуна были значительно дешевле, подобных изделий из бронзы.



3622

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • Серега
    09.02.2016, 8:50:40
    Ответить
    А от нас останется горы мусора , пустые бутылки .серая унылая архитектура .
  • воркута
    09.02.2016, 9:00:10
    Ответить
    безобразие
    Почему древнейший памятник региональной письменности «Синодик Усть-Вымский» написан не на коми языке?
    • 7
      09.02.2016, 9:51:15
      Ответить
      Срочно переписать по коми
    • 123456
      09.02.2016, 14:05:09
      Ответить
      ПО-моему, там вообще не понятно на каком языке...
    • наталия
      09.02.2016, 14:30:52
      Ответить
      только воркута может заострять на языке внимание. простить не можете, что ваших детей в школе учат языкам
  • эстэт
    09.02.2016, 9:20:25
    Ответить
    Очень понравилась муха!
  • Николай Семенович
    11.02.2016, 15:43:16
    Ответить
    Вот это да!
    ..... Муха, Идол и Медальон составят честь любому музейному сообществу.

    Идея с "десяткой экспонатов..." на страницах БНК стоящая !

    Спасибо, удачи !