Балет Евгения Панфилова «осовременил» «Сыктывкарса тулыс»
Легендарная труппа выступила вчера на сцене Государственного театра оперы и балета республики в рамках XXVI международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Театр современной хореографии из Перми представил сыктывкарцам два одноактных балета: «Casting-off» («Отторжение») – спектакль-лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» - и постановку «Еще не раз вы вспомните меня и весь мой мир…», посвященную памяти основателя коллектива.
Для проходящего в эти дни фестиваля «Сыктывкарса тулыс» выступление Балета Евгения Панфилова стало уже вторым за неделю вечером одноактных балетов. Первый в исполнении нашей труппы постановке хореографа Натальи Терентьевой состоял из двух самостоятельных спектаклей, вместе, тем не менее, представляющих единое действо: репетиция («Жизнь как день…») плавно переходила в балет («Вальпургиева ночь» на музыку Шарля Гуно). Но сравнение классической труппы с театром современного балета было бы некорректным и не имело бы смысла: разный музыкальный материал, техника, постановка, - оснований для сопоставления (кроме формального жанра) практически нет.
Приглашение Балета Евгения Панфилова на «Сыктывкарса тулыс» стало для ценителей искусства хореографии возможностью познакомиться не только с современным направлением танца в исполнении уникального в своем роде коллектива, но и со спектаклем, получившим главную театральную премию страны сразу в двух номинациях – «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре».
Перед началом «Casting-off» для зрителей прозвучало небольшое предисловие от постановщика Ларисы Александровой:
«Кто же дергает нас за ниточки в этом странном театре жизни? Почему мы идём по пути иллюзий и разочарований, повторяя всё тот же сценарий? Что соединяет нас, заставляя лететь в бесконечном кружении страстей, а затем разбрасывает как осколки... осколки счастья... такого желанного и недостижимого...? Судьба? Или наш сокровенный Страх? И как же остаться целым перед мучительной необходимостью сделать Выбор в состоянии вечной амбивалентности...»
Сюжет постановки оказался более конкретен, чем настраивающая на абстракцию аннотация балета. В оппозиции мужских и женских персонажей, на протяжение действия преображающихся в «женихов» и «невест» - по крайней мере, костюмы не дают других вариаций прочтения образов, - наверняка заложены не просто матримониальные переживания пар. К более философскому осмыслению противостояния мужского и женского начал подталкивают лейтмотив спектакля – красная нить (Судьба?), клубки которой разматывают и сматывают артисты, - и зловещий персонаж в красном (Страх?), передвигающийся по сцене на котурнах.
Многоплановое по смыслу содержание «Casting-off» нашло воплощение в оригинальной постановке Ларисы Александровой. Кроме выдающегося мастерства исполнителей, спектакль, больше напоминающий пластический театр, чем балет – пусть даже современный, - впечатлил сценографией – световым оформлением «черного кабинета» сцены и костюмами: так, платья превращались в мешки, а юбки на жестких каркасах – в своего рода убежища. Интересное решение мизансцен – например, эпизоды с мертвой невестой, украшением свадебного наряда живыми цветами, финальная сцена, где сложенные в гору юбки превращаются в экран, на который проецируются черно-белые свадебные фотографии, - не позволяло вниманию зрителей ослабнуть ни на мгновение.
Во втором отделении пермский театр показал концертную программу «Еще не раз вы вспомните меня и весь мой мир…», посвященную памяти мастера и состоящую из нескольких отдельных номеров, постановщиком которых был сам Евгений Панфилов. Цитата из стихотворения Гумилева, давшая название балету, определила не только его основную идею – увековечивание в танце имени создателя российской школы современной хореографии, - но и содержание: зрителю открылся многообразный мир художника, языком пластики говорившим о самом сокровенном:
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Возможно, не все поклонники искусства танца (особенно ценители классической хореографии) вчера пережили катарсис, но знакомство с творчеством Балета Евгения Панфилова само по себе уже значительно обогатило зрительский опыт гостей «Сыктывкарса тулыс».
Комментарии (8)