Усть-Цильма вышла на горку
Сегодня жители старинного русского села на севере Коми «водили горку». Праздник в день Петра и Павла символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи. В середине ХIХ века горка проходила на центральной улице села. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска, раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму на ярмарочные гуляния между посевной и сенокосной страдой.
Выходу горочников в хоровод предшествует важный и торжественный момент – «снаряжение», одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилёмов, наполненное могучей животворной силой.
Усть-цилемский костюм состоит из рубахи, она называется «рукава» и шьется из репса, парчи или штофного материала, сарафана, фартука - из шёлка, штофа или парчи и парчовой коротеньки. Обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник ( побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью.
Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи-косоворотки, простых штанов, узорных (по-местному «писаных») чулков и кожаных ступней.
Горку водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
Первую горку - с 10-ти утра - водили молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам.
После обеда на горку вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной горке собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей.
На вечерней горке участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: «столбы», «круг», «на две стороны», «на четыре стороны», «вожжа», «плетень», «плясовая». Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния.
Горочники инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения горок, с обучающей функцией, строгим хранением горочного репертуара.
Сегодня массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят горку два раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время.
Горочный фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
Комментарии (20)
ГА_РА вод этот инструмент для умножения энергий душ в один поток. )))
Жаль мало знаний по управлению этим потоком у нас осталось. Но вы больше всех об этом сохранили.
Село Усть-Цильма, село святое.
Большие избы, большие сени.
И говор русский, как на Мезени.
Припев: Мы не мезенцы,
Мы устьцилема.
Мы на своей земле,
Мы дома.
2. Без малиц худо, зимой в морозы,
В сугробах синих плывут обозы.
Река Печора здесь в каждом сердце.
В пути встречь ветра поют, как ненцы.
Припев: Нет, мы не ненцы,
Мы устьцилема.
Мы на своей земле,
Мы дома.
3. Охотник смелый в лесном распадке.
Ему знакомы зверей повадки.
Он птицу снимет - не дрогнет ветка,
Так только коми стреляют метко.
Припев: Нет, мы не коми,
Мы устьцилема.
Мы на своей земле,
Мы дома.
4. Живем со всеми в родстве и братстве.
О жизни думы, не о богатстве.
В трудах, заботах и с песней в сердце.
Мы - Аввакума единоверцы.
Припев: Мы Русь святая,
Мы устьцилема.
Мы на своей земле,
Мы дома
Их и так столетиями понукали , что они изгои и изнаные с родовых земель, а тут ещё вы им тычете , что они на чужой земле. Зачем?
Их это земля и ими облагороженна за столетия. А земли у нас в коми всем хватит, чай не пустыня.
Мы же сами не в лучшем, подневольном положении находились последние столетия.
В краю таёжном Ивашка Ластка
Избу построил из сосен звонких –
И молвил: «Будут здесь жить потомки!»
Припев: Печорская волна, былинное село!
Нам в северном крае родиться повезло!
Дарованный судьбой, трудись и расцветай –
И славься на века, наш усть-цилёмский край!
С раздольной песней мы Горку водим,
И в сарафанах парчовых ходим!
И все деревни – родня большая –
Спешат на праздник, нам подпевая!
Припев: Печорская волна, былинное село!
Нам в северном краю родиться повезло!
Дарованный судьбой, трудись и расцветай –
И славься на века, наш усть-цилёмский край!
Не забываем былые корни!
Чем жизнь труднее, тем мы упорней:
Всего добьёмся – и всё осилим:
Край усть-цилёмский – ты часть России!
Припев: Печорская волна, былинное село!
Нам в северном краю родиться повезло!
Дарованный судьбой, трудись и расцветай –
И славься на века, наш усть-цилёмский край!
Усть-цилёмцы это типичные угорские язычники. И были ИЗГНАНЫ они византийскими православными , а не сожжены и не утопленны, только потому , что прикинулись православными, хоть и страообрядцами или безпоповцами. Язычником было быть куда опаснее, потому что ортодоксы их как огня бояться, ещё со времен распятия язычника Христа.
Это типичная для того времени ситуация многие язычники были вынуждены скрываться и маскироваться. Много всяких направлений тогда было, от "хлыстов" до "дырочников" и .
Так как зыряне тоже были язычниками, то рядом с ними было безопаснее и от коми не исходила угроза. Потому ПЕРВЫЕ переселенецы и остановились здесь.И это было до Никоновской реформы .
После Никоно просто были ещё потоки изгнанников с москвы, новгорода и поморья, на уже разведанные и безопасные земли коми-зырян.
Тут не в названия надо смотреть , а традиции и смыслы. ПО ДЕЛАМ ИХ.
Как пример, Гришка Распутин - зырянин с родовыми знаниями врачевания, а прикидывался православным и рясу носил. Попы его боялись и ненавидели, а потому постоянно писали доносы обвиняя в хлыстовстве. Устраивали проверки и провокации, но так и не смогли ничего с ним сделать.)))
Кто у нас во главе?! И это - "лицо" РК! Тьфу!
Кто у нас во главе?! И это - "лицо" РК! Тьфу!