content/news/images/55970/BOB_3884_mainPhoto.jpg
14:06, 15.11.2016 / КУЛЬТУРА

Театр драмы поставил «Горе от ума» с ненавязчивой моралью

Коллектив драматического театра имени Виктора Савина вновь замахнулся на нестареющую классику. Премьерой 87 театрального сезона стало «Горе от ума» Александра Грибоедова. О том, как сказалась на спектакле внезапная смена режиссера, о ненавязчивой морали и современном прочтении пьесы рассказали на встрече с журналистами главный режиссер театра драмы Юрий Попов, актеры Елена Аксеновская и Борис Лагода и директор театра Михаил Матвеев.

Театр драмы поставил «Горе от ума» с ненавязчивой моралью
Фото Виктора Бобыря

Михаил Матвеев уже в приветственном слове отметил напряжение, витающее в стенах театра за несколько дней до премьеры.

- Премьера - это всегда очень сложно и волнительно, но творчества без этого не бывает. «Горе от ума» - та история, та драматургия, которой живет наш российский театр не одну сотню лет. И каждый раз каждое время находит и схожесть характеров, и решение сложных человеческих взаимоотношений, и соответствие времени. Как раз эти максимально сложные задачи стояли и перед нашей творческой группой. С одной стороны простая история влюбленных людей становится великой, когда есть нечто большее, - сказал Михаил Матвеев.

BOB_3898.jpg

Постановка задумывалась с известным «классическим» режиссером Михаилом Борисовым. По причине его болезни театру прошлось все менять «на ходу». Так как спектакль уже был пущен в работу, его подхватил Юрий Попов, избравший другой путь: он отказался от навязчивой и устаревающей, с его точки зрения, морали произведения и показал позицию «маленького» человека в постоянно меняющейся стране.

BOB_4005.jpg

Сам режиссер отмечает, что «обратного пути не было». Чтобы принять пьесу необходимо было прочувствовать материал, посмотреть, как он прозвучит для современного зрителя.

BOB_4062.jpg

- Пьеса неоднозначная. Понять, как воспримет ее сегодняшний молодой человек вместе с ее моральной составляющей — первейшая задача перед началом работы над спектаклем. На мой взгляд, сложность этой пьесы в том, что сегодня мы живем в такое время, что говорить «как хорошо на Руси жить» уже просто абсурдно. Говорить, что такое хорошо, что такое плохо - это уже какое-то моралите, которое сегодня не воспринимается. С позиции моральной составляющей, на мой взгляд, пьеса не звучит. Поэтому мы пошли по другому пути: мы оставили работу с текстом: замечательный текст, разбитый на афоризмы, есть и фразовый символизм, юмор и сатира. Но для меня интереснее жизнь человеческого духа, которая в этой пьесе транслируется через взаимоотношения главных героев. Через них как раз мы и выходим на основную проблему: как сегодня простому маленькому человеку в нашей стране относиться ко всему, что происходит, - рассказал режиссер.

По словам Юрия Попова, интересно как сегодня будет воспринята ситуация Чацкого, который вернулся на родину и увидел, как за три года она снова поменялась до абсурдности. А Софья - ядро, вокруг которого закручена вся пьеса: все борются за Софью, как за некое олицетворение образа России.

BOB_4079.jpg

- Через линию Чацкого, Софьи и Фамусова мы пытаемся вытащить всю глобальность этой пьесы. Конечно, это комедия, и мне никак не хотелось делать ее спектаклем, который навязывает какую-то моральную составляющую. Возникает ощущение скучности. Сатира и комедийность здесь доведены до абсурдности, мы высмеиваем человеческие пороки: будь то мещанство или приспособленчество, - подчеркнул режиссер.

BOB_3960.jpg

Елена Аксеновская рассказала, что в свою героиню — Софью — влюблена без памяти, с ней живет, ложится и встает. Однако от дальнейших комментариев воздержалась.

- Я про свой персонаж рассказать не могу ничего. Потому что, как показывает мой творческий опыт, до премьеры мне лучше от комментариев воздерживаться.

Новацией стало и возвращение на сцену режиссера Бориса Лагоды. В «Горе от ума» он сыграет роль Фамусова.

BOB_4037.jpg

- Возвращаться в профессию драматического актера спустя 32 года это «гражданский поступок» и для меня, и для режиссера, который меня пригласил. Поэтому я весьма самокритичен. Но профессия не уходит — это как кататься на велосипеде. Говоря о постановке — ставить анахронизмы тяжело. Сложность заключается в том, что пьеса была написана, как социальный памфлет. Не сложно показать вневременные ценности — любовь, ревность, предательство. Для артиста и режиссера сложно оправдать монологи тех людей, которых мы не знаем. Подробности и детали того, кто был прототипами образов, — загадка, - рассказал актер.

BOB_3942.jpg

Борис Лагода присоединился к коллегам и в оценке режиссерской версии классики.

- Никому не нужны заморализованные спектакли в «кондовой» академической форме. Нынешнюю молодежь этим не зацепить. По посылу всей труппы театра наш спектакль адресован всем категориям зрителей, но больше все же к молодежи. Надеюсь, все состоится, и у нас будут полные залы, - заключил Борис Лагода.

BOB_3937.jpg

Увидеть неоднозначную премьеру сыктывкарский зритель сможет в ближайшие выходные: 19 и 20 ноября.

2747

Комментарии (15)

Добавить комментарий
  • 007
    15 нояб. 2016 г., 15:11:50
    Ответить
    Спасибо что предупредили, что будет шлак. Точно не пойду
    Отправлено из мобильной версии
    • Точно
      15 нояб. 2016 г., 20:00:13
      Ответить
      Я тоже ждала новости о спектакле.
      Спасибо банке, теперь точно не пойду.
      Где нам со свиным рылом до высоких творений.
      Отправлено из мобильной версии
  • Во дают
    15 нояб. 2016 г., 15:52:39
    Ответить
    Мейерхольд отдыхает.
  • Станислвскый Ващя
    15 нояб. 2016 г., 16:00:05
    Ответить
    Не смотрел, смотреть не буду, но скажу - фигня полная!
  • т
    15 нояб. 2016 г., 18:16:47
    Ответить
    Зачем каверкать классику?
    Отправлено из мобильной версии
    • Ответ
      15 нояб. 2016 г., 19:57:53
      Ответить
      в драмтеатре не мастерство, а режиссерские выпендрежи в цене и в моде
      им сильно хочется классиков переплюнуть, вот и выплевывают свои вИденья

      Отправлено из мобильной версии
  • То и оно
    15 нояб. 2016 г., 18:56:52
    Ответить
    Что опять классику не поставили, а замахнулись!
    Вы, в конце-то концов, может вспомните, что Комидрама это Ака-де-ми-чес-кий!!!! театр?!
    Замахивайтесь на что угодно, но зритель имеет право (представьте какое нахальство - имеет!) Увидеть именно академическую постановку того же Грибоедова.
    Стааьте тогда в двух вариантах - академическом и замахательном!
    Ребенку 12 лет, и вести его на ваши "изыски" для знакомства с классикой?!


    Борис Лагода :
    - Никому не нужны заморализованные спектакли в «кондовой» академической форме.

    Вы кто такой?! Что за всех решаете, кому что нужно или не нужно?
    В Питере на "кондовом" спектакле в трижды в академической форме Генрихе IV зал битком и замирание духа, что муха пролетит слышно.
    А тут господа лагоды решают. Свои театры на свои деньги открывайте и замахивайтесь как хотите. А пока на народные деньги ставите, извольте от всего народа не ищрекать свои "истины".
    Хорошо хоть музтеатр еще не изгаляется, как драма. А то вообще бы некуда пойти было.
    Отправлено из мобильной версии
  • Липецкий театр
    15 нояб. 2016 г., 19:56:00
    Ответить
    позапрошлой осенью
    привозил к нам "Горе от ума", никакого коверканья и закидонов, и зал был полный, рукоплескал от души
    • Керка
      15 нояб. 2016 г., 20:01:11
      Ответить
      Так то липецкий ...
      Отправлено из мобильной версии
      • А зрители-то наши были, местные,
        15 нояб. 2016 г., 20:52:15
        Ответить
        и высоко оценили спектакль.
        Значит, классика востребована. Не надо в нее вмешиваться. Наши современники пусть свое дельное пишут и ставят.
  • АННА
    15 нояб. 2016 г., 20:00:50
    Ответить
    Излюбленная фраза режиссеров: "Я так вижу". или "Я так прочел" и начинают выворачивать классика наизнанку. Но, если ты смотришь на корову, а рисуешь осла, то это твоё больное воображение и к реальности не имеет отношения. Вот уж действительно - горе от умалишенного!
    • Эх Анна
      15 нояб. 2016 г., 20:03:34
      Ответить
      Вы не эстет. Нет.
      Впрочем я тоже )))
      бойкот умалишенным!
      Отправлено из мобильной версии
  • Мата Хари
    16 нояб. 2016 г., 9:39:08
    Ответить
    Театр создан не для того, чтобы школьников мучать искусством, а понятия классическая постановка вообще не существует. Вы посмотрите 5 - 6 фильмов-спектаклей "Горе от ума" в Интернете, и они все будут разными. Почему наш театр должен с кого-то копировать? А как же творчество?
    Обругать артистов мы все горазды: "Я сам не видел, но это шлак". Кому не нравится, не ходите, но на вкус и цвет, товарищи, фломастеры вообще-то разные!
    Отправлено из мобильной версии
  • А2
    16 нояб. 2016 г., 12:59:32
    Ответить
    Если этот спектакль смотреть в бытовом формате, то можно умереть от скуки. На сцене тексту нужно действие, иначе слушайте аудио книгу. Все привыкли к банальностям.Нужно смотреть и что-то новое, необычное. Я за такие постановки.
    Отправлено из мобильной версии
  • Ума турман
    16 нояб. 2016 г., 13:13:07
    Ответить
    Никакого горя от ума нет.