Театр драмы поставил «Горе от ума» с ненавязчивой моралью
Коллектив драматического театра имени Виктора Савина вновь замахнулся на нестареющую классику. Премьерой 87 театрального сезона стало «Горе от ума» Александра Грибоедова. О том, как сказалась на спектакле внезапная смена режиссера, о ненавязчивой морали и современном прочтении пьесы рассказали на встрече с журналистами главный режиссер театра драмы Юрий Попов, актеры Елена Аксеновская и Борис Лагода и директор театра Михаил Матвеев.
Михаил Матвеев уже в приветственном слове отметил напряжение, витающее в стенах театра за несколько дней до премьеры.
- Премьера - это всегда очень сложно и волнительно, но творчества без этого не бывает. «Горе от ума» - та история, та драматургия, которой живет наш российский театр не одну сотню лет. И каждый раз каждое время находит и схожесть характеров, и решение сложных человеческих взаимоотношений, и соответствие времени. Как раз эти максимально сложные задачи стояли и перед нашей творческой группой. С одной стороны простая история влюбленных людей становится великой, когда есть нечто большее, - сказал Михаил Матвеев.
Постановка задумывалась с известным «классическим» режиссером Михаилом Борисовым. По причине его болезни театру прошлось все менять «на ходу». Так как спектакль уже был пущен в работу, его подхватил Юрий Попов, избравший другой путь: он отказался от навязчивой и устаревающей, с его точки зрения, морали произведения и показал позицию «маленького» человека в постоянно меняющейся стране.
Сам режиссер отмечает, что «обратного пути не было». Чтобы принять пьесу необходимо было прочувствовать материал, посмотреть, как он прозвучит для современного зрителя.
- Пьеса неоднозначная. Понять, как воспримет ее сегодняшний молодой человек вместе с ее моральной составляющей — первейшая задача перед началом работы над спектаклем. На мой взгляд, сложность этой пьесы в том, что сегодня мы живем в такое время, что говорить «как хорошо на Руси жить» уже просто абсурдно. Говорить, что такое хорошо, что такое плохо - это уже какое-то моралите, которое сегодня не воспринимается. С позиции моральной составляющей, на мой взгляд, пьеса не звучит. Поэтому мы пошли по другому пути: мы оставили работу с текстом: замечательный текст, разбитый на афоризмы, есть и фразовый символизм, юмор и сатира. Но для меня интереснее жизнь человеческого духа, которая в этой пьесе транслируется через взаимоотношения главных героев. Через них как раз мы и выходим на основную проблему: как сегодня простому маленькому человеку в нашей стране относиться ко всему, что происходит, - рассказал режиссер.
По словам Юрия Попова, интересно как сегодня будет воспринята ситуация Чацкого, который вернулся на родину и увидел, как за три года она снова поменялась до абсурдности. А Софья - ядро, вокруг которого закручена вся пьеса: все борются за Софью, как за некое олицетворение образа России.
- Через линию Чацкого, Софьи и Фамусова мы пытаемся вытащить всю глобальность этой пьесы. Конечно, это комедия, и мне никак не хотелось делать ее спектаклем, который навязывает какую-то моральную составляющую. Возникает ощущение скучности. Сатира и комедийность здесь доведены до абсурдности, мы высмеиваем человеческие пороки: будь то мещанство или приспособленчество, - подчеркнул режиссер.
Елена Аксеновская рассказала, что в свою героиню — Софью — влюблена без памяти, с ней живет, ложится и встает. Однако от дальнейших комментариев воздержалась.
- Я про свой персонаж рассказать не могу ничего. Потому что, как показывает мой творческий опыт, до премьеры мне лучше от комментариев воздерживаться.
Новацией стало и возвращение на сцену режиссера Бориса Лагоды. В «Горе от ума» он сыграет роль Фамусова.
- Возвращаться в профессию драматического актера спустя 32 года это «гражданский поступок» и для меня, и для режиссера, который меня пригласил. Поэтому я весьма самокритичен. Но профессия не уходит — это как кататься на велосипеде. Говоря о постановке — ставить анахронизмы тяжело. Сложность заключается в том, что пьеса была написана, как социальный памфлет. Не сложно показать вневременные ценности — любовь, ревность, предательство. Для артиста и режиссера сложно оправдать монологи тех людей, которых мы не знаем. Подробности и детали того, кто был прототипами образов, — загадка, - рассказал актер.
Борис Лагода присоединился к коллегам и в оценке режиссерской версии классики.
- Никому не нужны заморализованные спектакли в «кондовой» академической форме. Нынешнюю молодежь этим не зацепить. По посылу всей труппы театра наш спектакль адресован всем категориям зрителей, но больше все же к молодежи. Надеюсь, все состоится, и у нас будут полные залы, - заключил Борис Лагода.
Увидеть неоднозначную премьеру сыктывкарский зритель сможет в ближайшие выходные: 19 и 20 ноября.
Комментарии (15)
Спасибо банке, теперь точно не пойду.
Где нам со свиным рылом до высоких творений.
им сильно хочется классиков переплюнуть, вот и выплевывают свои вИденья
Вы, в конце-то концов, может вспомните, что Комидрама это Ака-де-ми-чес-кий!!!! театр?!
Замахивайтесь на что угодно, но зритель имеет право (представьте какое нахальство - имеет!) Увидеть именно академическую постановку того же Грибоедова.
Стааьте тогда в двух вариантах - академическом и замахательном!
Ребенку 12 лет, и вести его на ваши "изыски" для знакомства с классикой?!
Борис Лагода :
- Никому не нужны заморализованные спектакли в «кондовой» академической форме.
Вы кто такой?! Что за всех решаете, кому что нужно или не нужно?
В Питере на "кондовом" спектакле в трижды в академической форме Генрихе IV зал битком и замирание духа, что муха пролетит слышно.
А тут господа лагоды решают. Свои театры на свои деньги открывайте и замахивайтесь как хотите. А пока на народные деньги ставите, извольте от всего народа не ищрекать свои "истины".
Хорошо хоть музтеатр еще не изгаляется, как драма. А то вообще бы некуда пойти было.
Впрочем я тоже )))
бойкот умалишенным!
Обругать артистов мы все горазды: "Я сам не видел, но это шлак". Кому не нравится, не ходите, но на вкус и цвет, товарищи, фломастеры вообще-то разные!