Домохозяйства отказались от потребления и рублевых вкладов ради долларов
Вчера Росстат опубликовал очередную порцию статистики за октябрь 2016 года, которая дает представление о том, как граждане использовали свои доходы. Напомним, в октябре Росстат зафиксировал провал в динамике реальных доходов (до минус 5,9% с минус 1,5% в сентябре) и реального потребления на фоне ускорения роста реальных зарплат в годовом выражении. Впрочем, по оценкам экспертов, в октябре по сравнению с сентябрем реальные доходы, с учетом сезонности все же росли.
Как пишет «Коммерсантъ», обновленная статистика об использовании доходов гражданами свидетельствует: на фоне роста номинальных доходов с 4,466 трлн руб. в сентябре до 4,534 трлн руб. в октябре доля трат граждан на текущее потребление товаров и услуг не изменилась, составив 74,6%. При этом доля доходов, потраченных на сбережения в рублевых вкладах и ценных бумагах, составила в октябре 2,9% (минимум с мая 2015 года) против 3,1% в сентябре. Зато расходы домохозяйств на покупку валюты в октябре, как и в сентябре, составили 5,4%, что оказалось максимумом с начала 2015 года.
Как и предполагал «Ъ», спрос граждан на валюту в октябре оказался сопоставимым с сентябрьскими сверхвысокими показателями, вызванными укреплением рубля. В сентябре чистый спрос домохозяйств на наличную иностранную валюту, по данным ЦБ, вырос на 56%, до $2,2 млрд. Чистый спрос на доллары США за месяц увеличился на 52,3% (до $1,69 млрд), в годовом выражении — почти вдвое, на евро — в 1,7 раза за месяц (до $530 млн) и на 55% за год.
По оценкам господина Полякова, валютные вклады в октябре, как и в сентябре, росли заметно быстрее рублевых, и за два месяца на них поступило дополнительно около $2 млрд. Аналитики убеждены, что в октябре граждане сдерживали потребление ради покупки валюты. При этом частное банковское кредитование продолжало расти, что, например, подогрело покупки на авторынке.
Хотя на фоне всплеска безработицы в октябре число тех, кто может взять новый кредит, снизилось, снижающиеся ставки могут разогреть кредитный рынок к концу года. А вот рублевые сбережения, несмотря на ожидания ЦБ, вероятнее всего, расти не будут.





Комментарии (17)
По словам источников издания, банкам КНР были урезаны валютные квоты, которые могут быть использованы для покупки драгметалла, кроме того, начали возникать сложности и задержки с получением разрешений на импорт.
В результате на рынке Китая, который является крупнейшим в мире покупателем золота, постепенно формируется дефицит предложения: цены за унцию в последние две недели на 46 долларов превышали стоимость на международных биржах.
В норме эта разница не была больше 2-4 долларов, отмечает FT.
За январь-сентябрь КНР импортировала 905 тонн золота, что составляет около четверти всей мировой добычи за тот же период.
Закупать золото для перепродажи в КНР имеют право лишь 15 банков, в том числе три иностранных. "Был слух, что власти сократили число таких лицензий", - рассказал Business Standard управляющий Heraeus Precious Metals в Гонконге Дик Пун. Ограничения связаны с желанием властей затормозить бегство частного капитала из юаня, курс которого с начала года рухнул на 5,9%, показывая худший результат в своей истории, отмечает аналитик GFMS Жируи Жи.
На прошлой неделе на офшорном рынке юань падал до 6,94 за доллар - минимальной отметки с 2008 года.
В октябре китайским банкам в крупных торговых городах было предписано ограничить продажу валюты частному сектору - как физическим, так и юридическим лицам, после того, как отток капитала достиг рекорда с января, а объем валютной выручки китайской экономики рухнул.
Согласно таможенным данным, в октябре объемы экспорта из КНР упали на 7,3% в годовом выражении - до 178,2 млрд долларов. Сальдо торгового баланса сократилось до 49,1 млрд долларов.
В октябре Народный банк Китая утроил потери валютных резервов - за месяц они сократились на 45,7 млрд долларов, из которых 10-15 млрд регулятор был вынужден потратить, чтобы затормозить падение юаня, сказал Bloomberg экономист Societe Generale в Париже Яо Вей.
Китайская экономика - это по сути кредитный пузырь, где темпы роста поддерживаются рекордными вливаниями долга, обслуживать который корпоративный сектор уже не в состоянии, говорится в исследовании Сбербанк CIB.
Денежная масса в КНР растет со скоростью 11,8% в год, а ее обеспеченность валютными резервами находится на историческом минимуме - 13,8%.
В этих условиях падение юаня практически неизбежно, вопрос лишь в том, с какой скоростью власти позволят нацвалюте слабеть, предупреждают аналитики Bank of America.
По их прогнозу, до конца года юань подешевеет до 7 за доллар, в следующем - до 7,25 за доллар. Deutsche Bank ждет 7,4 юаня за доллар в 2017-м году и 8,1 - в 2018-м.