content/news/images/57549/KIR_3856_mainPhoto.jpg
12:52, 23.12.2016 / КУЛЬТУРА

Поэт Евгений Евтушенко: «Самая главная задача человечества – поднимать производство порядочных людей»

Сцена Республиканской филармонии на два с небольшим часа преобразилась в эстрадную площадку времен «оттепели». И пусть последний из легендарной четверки поэтов-«шестидесятников» – Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский и Рождественский - разменял девятый десяток, а полузаполненный зал филармонии отозвался только эхом многотысячных стадионов, которые в свое время собирали романтики XX века, творческий вечер Евгения Евтушенко накануне вечером стал живым воплощением уходящей – и почти уже ушедшей – эпохи идеалистов-мечтателей, переживших свои идеалы.

Поэт Евгений Евтушенко: «Самая главная задача человечества – поднимать производство порядочных людей»
Фото Кирилла Затрутина

- У вас не выступал ни один известный русский поэт. Поэтому на мне сегодня особая ответственность. Я очень рад, - поприветствовал зрителей, вставших со своих мест как только «патриарх» новой русской поэзии вышел на сцену.

Евгений Евтушенко начал свое выступлении с отрывка из раннего стихотворения «Пролог»:

Я разный -

я натруженный и праздный.

Я целе-

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Я так люблю,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

от запада

и до востока,

от зависти

и до восторга!

- Такую декларацию я произнес в 20 лет. Солоухин (Владимир Солоухин, прозаик, поэт – БНК) на нее ответил, что я недостаточно овладел политграмотой марксизма и ленинизма, чтобы такое заявлять, - прокомментировал свое программное стихотворение поэт, неоднозначно – от любви и восхищения до буквально ненависти - воспринимаемый современниками.

KIR_3824.jpg

Вечер-воспоминание – почти вся творческая встреча прошла под знаком ностальгии по «золотому» времени чаемых перемен и веры светлое будущее – перемежали истории из прошлого и отсылки ко дню сегодняшнему. Представляя себя, автор известнейшего и, кажется, вечного афоризма «Поэт в России больше, чем поэт!», рассказал о своей родословной, в которой перемешались скандинавская, немецкая, белорусская кровь. Он заметил, что его прадедушка был трижды георгиевским кавалером, а родная бабушка воспитывала в детском доме будущего Героя Советского Союза Александра Матросова.

От одного героя эпохи Евгений Евтушенко перебросил «мостик» к другому – академику Андрею Сахарову, кумиру «шестидесятников».

- Ничего лучше братства нет, и братство было целью Сахарова. Изобретение им водородной бомбы предотвратило падение атомной бомбы на СССР. Политическим активистом он стал не из-за карьеры, а потому что понимал, какая опасность грозит человечеству – уже в те годы запасов атомного оружия хватило бы на то, чтобы взорвать планету 15 раз. Но его недооценили, как недооценили многих – даже Пушкина, - рассказал о своей точке зрения на события тех лет Евтушенко, сам считающий себя и свое поколение оскорбленным сегодня благодаря киноиндустрии.

KIR_3844.jpg

- Мое поколение грязно оклеветано в фильме «Таинственная страсть». К сожалению, я остался один из «шестидесятников», поэтому так резко выступаю против этой картины. Ее делали циничные люди, каких не было в моем поколении. Для нас не было ничего выше интересов нашей родины, а если мы любили, то любили по-настоящему. Они оклеветали мою любовь - Беллу Ахмадулину (первая жена Евгения Евтушенко – БНК). Да, я с ней развелся, но мы никогда не разводились с ней как поэты, как люди, мы оставались друзьями. После она была несколько раз замужем, но всегда приходила на мои новые свадьбы с аккуратно свернутым фартучком и становилась за газовую плиту помогать, - пояснил свою позицию относительно сериала о самых выдающихся представителях «шестидесятничества», недавно прошедшего по ТВ, поэт.

KIR_3828.jpg

Как оказалось, немногим более высокого мнения остается Евгений Евтушенко и об одноименном романе своего соратника Василия Аксенова, по которому снят сериал.

- Это самая слабая его вещь. И я бы сказал ему об этом лично, но прочитал роман только после его смерти. И надо учитывать, что это незаконченная вещь, и кто-то ее доделал так, как захотелось. Придумали самые мерзкие моменты. Но за что же нас тогда так любили, если мы были такими, как показывают в кино? – риторически обратился к залу Евтушенко.

KIR_3860.jpg

Сам поэт, как и исследователи литературы, одним из объяснений и причин феномена поэзии «шестидесятников» назвал войну.

- Почему это было такое сильное поэтическое поколение? Потому что мы прошли войну, - считает он, мальчишкой защищавший свою школу от бомбежек, торговавший на улицах папиросами, чтобы выжить, бежавший вместе со всеми на Красную площадь, когда пришла Победа.

Значительная часть стихотворений военной тематики списаны Евтушенко, по его признанию, «с натуры»:

О, свадьбы в дни военные!

Обманчивый уют,

слова неоткровенные

о том, что не убьют...

Многие знают Евтушенко как автора слов известных ретро-шлягеров: «Со мною вот что происходит…» на музыку Таривердиева, «Долгие проводы» на музыку Колмановского, «Чертово колесо» Бабаджаняна. Но одной из самых любимых для поэта остается песня, положенная на вальс Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля».

- «Стеклянный господин» - обожаю эту песню, она автобиографическая. Даже сказал жене, если со мной что-то случится, хороните меня под нее. Но потом я переменил свое настроение: что-то стало происходить с людьми, из людей вышло сочувствие, так что, пока люди не исправятся, зачем мне умирать? – перебил минор поэт и зачитал несколько стихотворений, посвященных последней жене, среди которых известное «Я люблю тебя больше природы…»

KIR_3851.jpg

Первое отделение поэт завершил на политической ноте, которая появилась благодаря воспоминаниям об отъезде из страны.

- Мы вынуждены были уехать в Америку. Обстановка была невыносимой. Никогда не забуду, как сделали мое чучело и сожгли его на постаменте Льва Толстого у Дома литераторов. Господин Проханов лично поливал его бензином. В Америке меня очень хорошо приняли. Неправда, когда говорят и пишут, что я там живу: я работаю там по контракту, преподаю студентам историю европейского кино и русской литературы. Я имею возможность наблюдать, что одновременно делается там и в моей стране – и ни в той, ни в другой, зачастую, мне не нравится.

Размышления о постперестроечной России побудили поэта прочитать стихотворение «Прощание с красным флагом»:

Прощай, наш красный флаг...

С наивных детских лет

играли в «красных» мы

и «белых» больно били.

Мы родились в стране,

которой больше нет,

но в Атлантиде той

мы были,

мы любили.

Лежит наш красный флаг

в Измайлове врастяг.

За доллары его

толкают наудачу.

Я зимнего не брал.

Не штурмовал рейхстаг.

Я - не из «коммуняк».

Но глажу флаг и плачу...

- Я никогда не был членом партии, но это был флаг, который мы поставили над рейхстагом, - объяснил Евтушенко, добавив: - Нельзя быть равнодушным к политике, потому что политика очень многое делает с людьми, и самая главная проблема человечества – поднимать производство порядочных людей.

KIR_3835.jpg

Предложив передохнуть 15 минут, со словами: «Я слишком наваливаю на вас, вы столько лет не слушали стихов», - поэт закончил первое отделение творческого вечера.

Второе отделение также было несколько политизированным – все-таки «шестидесятники» - это, прежде всего, гражданская лирика. Сожалея о распаде СССР и ностальгируя по хрущевской «оттепели», Евтушенко, тем не менее, не склонен слишком романтизировать свою эпоху. В стихотворении «Матч СССР-ФРГ 1956 год. Репортаж из прошлого века» автор приковывает внимание к характерному явлению времени – инвалидам, искалеченным войной людям, отдавшим в сражениях руки и ноги – и ставших «позором» родины.

- Их стали отлавливать, потому что они портили «пейзаж», - пояснил Евтушенко.

Незримые струпья от ран отдирая,

катили с медалями и орденами,

обрубки войны к стадиону «Динамо» —

в единственный действующий храм,

тогда заменявший религию нам.

Катили и прямо, и наискосок,

как бюсты героев,

кому не пристало

на досках подшипниковых пьедесталов…

- Это было второе самое главное для меня событие того периода. Первое – я видел, как в 1944 году пленных немцев вели по Садовому кольцу, все было оцеплено – боялись, что наши женщины их просто разорвут в клочья. А они стали вынимать из карманов все, что было: пайку, хлеб, сахар, некоторые снимали ватники. Жалость и милосердие победили, потому что милосердие выше справедливости, - уверен поэт.

KIR_3853.jpg

Зачитав еще несколько стихотворений на злобу дня – «Типа спокойно» (о ситуации с Турцией), «Бессмертный полк», посвящение вдове Булата Окуджавы, – Евтушенко предложил почитателям своего творчества задать несколько вопросов.

- Почему вы приехали в Сыктывкар?

- Потому что к вам никто никогда не приезжал сюда, а вы еще спрашиваете. У вас за всю историю не было ни одного русского поэта, - заявил дезинформированный Евгений Евтушенко. Более осведомленные, чем информационные источники поэта, сыктывкарцы сообщили, что в столице Коми бывал Булат Окуджава.

Поэт Надежда Мирошниченко попросила мэтра зачитать одно из любимых ею стихотворений.

- Я его не помню. Я написал так много всего. Вот сейчас я заканчиваю роман «Берингов тоннель», который пишу 19 лет, - рассказал поэт на прощание и пригласил всех своих поклонников за автографами.

2522

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • 1111
    23 дек. 2016 г., 13:03:03
    Ответить
    а зал был полный?
    • Просто
      23 дек. 2016 г., 21:43:32
      Ответить
      Наивный вопрос.
      Удивительно, что вообще кто-то был. Поэты такого уровня и ранга - советские поэты (!) - современному обывателю незнакомы. Спасибо, Евгений Александрович, за визит в РК. Это событие войдет в историю республики.
    • Константин Коханов
      23 дек. 2016 г., 22:48:07
      Ответить
      Почему на концертах Евтушенко полупустые залы?
      На концерте Евгения Евтушенко был полупустой зал. А на что надеялся Евгений Евтушенко? Возмущённый каким идиотом его выставили в сериале "Таинственная страсть" он написал, можно сказать гениальное стихотворение. Приведу его отрывок:
      Имена главных персонажей изменены, но легко узнаваемы, как и реальные события, участниками которых они были, но никогда все вместе. Правда она всегда одна, а полуправда – всегда ложь, которая хуже клеветы и доноса. Об этом не без злой иронии сказал в своём стихотворении о «Таинственной страсти» один из главных персонажей этого сериала Евгений Евтушенко (выведенный в сериале в образе Яна Тушинского):
      #####
      …Сценарист, где же ваша совесть,
      даже Белу, и ту очерня?
      Ну, зачем после смерти ссорить
      вы хотите с любимой меня?
      Не писал ни «Бабьего яра»,
      ни «Наследников Сталина» я?
      Мы – растратчики божьего дара,
      мы – тусовщики, а не семья?
      Все мечтают пережениться,
      и тихайшенький старичок
      Бродит, смирный такой, Солженицын,
      словно комнатный хомячок.
      Мы в цензуре - в жестокой люльке
      вырастали, её разломав.
      Ну, а в фильме сплошные танцульки.
      Где же весь наш рисковый размах?
      Где гражданская наша отвага?
      В фильме все мы из мелких бузил
      В пиджаке из кубинского флага
      перед Кастро я так лебезил.
      Но легенды о нас – это были,
      и легенды всех сплетен сильней.
      Так за что нас так люди любили,
      если мы не любили людей?
      #####
      Теперь несколько слов о том, почему количество зрителей на концертах Евгения Евтушенко постоянно уменьшается:
      #####
      «Людей неинтересных в мире нет»,
      Сказал поэт известный, но бывает,
      Что интерес к поэтам пропадает,
      «Поэт в России, больше, чем поэт»,
      Но лишь, когда на родине страдает.
      #####
      «Поэтом можешь ты не быть,
      Но гражданином быть обязан»,
      Сказал Некрасов и все разом,
      Пропели это словно гимн,
      И Евтушенко был таким,
      Хотя быть может по рассказам…
      #####
      Сейчас, определённая часть, так называемой российской элиты, делают попытки представить историю России, какой её "видел" писатели Солженицын и Войнович и такие придурки, как "артисты" Лоза и Розенбаум, телеканал "Дождь" и радиостанция Эхо Москвы" с героями власовцами и с такими защитниками демократических "завоеваний" эпохи Бориса Ельцина, как Новодворская, Ахеджакова и Басилашвили.

  • 12345
    23 дек. 2016 г., 13:03:30
    Ответить
    Правильно говорит Евтушенко
    Самая главная цель в построении коммунизма и нормального общества, это воспитание нового человека
    А не того быдла которое сегодня у власти
    • Толик
      24 дек. 2016 г., 23:14:57
      Ответить
      Коммунисты и воспитали...
      Отправлено из мобильной версии
  • Реалист
    23 дек. 2016 г., 13:15:30
    Ответить
    Утопия
    Не могу сказать, как обстоят дела с порядочностью в мире. В сегодняшней России на пути развития порядочные люди остаются позади непорядочных. Во первых последних в разы больше, во вторых они более востребованы в современном обществе. Тем более, что к производству порядочных людей допущены далеко не порядочные люди.
  • Александр Щиголев
    23 дек. 2016 г., 13:53:59
    Ответить
    "У вас за всю историю не было ни одного русского поэта.."
    .
    Это же надо так унизить Мирошниченко! Хам старый и не по возрасту умный. Он думает, что Сыктывкар это захолустье. Раз в четверть века бывает в России и считает, что кроме него здесь и людей культуры нет...

    "Ничего лучше братства нет, и братство было целью Сахарова. Изобретение им водородной бомбы предотвратило падение атомной бомбы на СССР. "

    А ничего, что Сахаров предлагал и настаивал в Политбюро его бомбу скинуть на США?!

    Его чучело сожгли и он уехал по контракту! Тогда людей стреляли у Белого дома и Останкино, в Чечне убивали, и в США не бежали. А он обиделся и контракт подписал..
    С ГосДепом поди контракт...?
    Отправлено из мобильной версии
    • Василий
      23 дек. 2016 г., 15:43:16
      Ответить
      А что разве госпожа Мирошниченко уже стала "хорошей русской поэтессой"?Это даже будет покруче,чем байки "черного замполита" Щиголева о том ,что Евтушенко "агент Госдепа".
      • Александр Щиголев
        23 дек. 2016 г., 15:59:16
        Ответить
        Про агента госдепа я поставил вопрос.

        А то, что он был агентом КГБ давно не новость.

        Что касается Мирошниченко, то я не оценивал её литературный. Уровннь, а сказал лишь что Евтушенко Хам, унрзивший Мирошниченко. Он, сто пудов, её стихи не читал, впрочем, как и Вы....
        Отправлено из мобильной версии
        • А еще
          23 дек. 2016 г., 16:02:51
          Ответить
          некоторые люди понимают иронию, а некоторые не понимают.
          • Александр Щиголев
            23 дек. 2016 г., 17:27:39
            Ответить
            Плохо у Вас с этнографией...
            .
            Это скорее Коми обруссячились...)))
            Отправлено из мобильной версии
            • Александр Щиголев
              23 дек. 2016 г., 17:29:00
              Ответить
              Промахнулся
              .
              Коммент для бабы Мани...
              Отправлено из мобильной версии
    • БВГ
      23 дек. 2016 г., 17:43:14
      Ответить
      ???
      А Вы пардонте кто???7
      • Александр Щиголев
        23 дек. 2016 г., 17:51:47
        Ответить
        Читаете с трудом?
        .
        Я же, в отличии от Вас, всегда представляюсь!
        Отправлено из мобильной версии
  • Баба Маня
    23 дек. 2016 г., 16:32:37
    Ответить
    Мирошниченко уже не русская, она в Коми живёт почти всю жизнь, она окомячилась.
  • .
    23 дек. 2016 г., 17:13:26
    Ответить
    А.Щиголеву
    А вы - хам, унижающий постоянно всех подряд.
    • Александр Щиголев
      23 дек. 2016 г., 17:24:10
      Ответить
      Вас то когда я унизил?!
      .
      Если не унижал, то это уже не всех подряд. Тогда Вы рискуете прославиться как лгунья, дамочка. И это не унижение, а констатация факта...
      Отправлено из мобильной версии
      • Василий
        23 дек. 2016 г., 18:24:43
        Ответить
        "Стихи" Мирошниченко полная бездарность, как и она сама "во всей красе". Впрочем Евтушенко ,как поэт лично мне не нравится,типичный наивный "шестидесятник". Но все же Мирошниченко, как "поэтессе" до него,как до Луны. Евтушенкр вовсе не "хам", а типичный столичный барин.О качестве его стихов спорить глупо и бесполезно,на вкус и цвет товарищей нет.Рассказывать гнусные байки о том,что он агент:КГБ,ЦРУ,Моссад и т.д.еще глупее.
        • Александр Щиголев
          24 дек. 2016 г., 0:37:07
          Ответить
          Вообще то про агегта КГБ глворили его современники и товарищи по цеху


          Хотя, лично я, не вижу в этом ничего плохо
          Отправлено из мобильной версии
  • Для Василия
    23 дек. 2016 г., 20:34:16
    Ответить
    По поводу стихов Мирошниченко 100% согласен;
  • Для Анатолия Поповаю
    23 дек. 2016 г., 20:38:05
    Ответить
    "грамотным и взвешенным критиком для публичного обсуждения их творчества" -А что,обсуждать можно только Вам, небожителям? Эк,Вас занесло, батенька...Скромнее надо быть...
    • 275
      23 дек. 2016 г., 20:52:23
      Ответить
      А чо за Толик?
      Отправлено из мобильной версии
      • 275
        23 дек. 2016 г., 21:04:21
        Ответить
        Всё, увидел.
        Отправлено из мобильной версии
  • Никто не спорит
    23 дек. 2016 г., 20:58:26
    Ответить
    Евтушенко - хороший поэт и какие-то из его стихов (далеко не все!) останутся в памяти , но приезжать ему не надо было.Старый , плохо ориентирующийся в текущей жизни человек вызывает жалость, а не уважение.И почему они все в старости начинают мнить себя Мессией?"самая главная проблема человечества – поднимать производство порядочных людей." - глупость!
  • Анатолий Попов
    23 дек. 2016 г., 21:00:47
    Ответить
    А. Попов - А. Щиголеву : Стартовая фраза Евтушенко действительно и высокомерна, и безграмотна... Но почему Вы так оскорбились за Н. Мирошниченко? Или другие российские поэты Вам неведомы? Если я читал стихи и Н. Мирошниченко, и А. Суворова, то я могу составить своё суждение об этих поэтах, но, разумеется, в отличие от Вас, без хамства и не трибунно.
    А есть и другие российские поэты, с чьим творчеством я знаком и что-то в том творчестве мне не нравится: будь то Подлузский или О. Хмара и т. д.
    Но я не считаю себя грамотным и взвешенным критиком для публичного обсуждения их творчества. Вы же, судя по тому, что вторгаетесь своей грубостью практически во все вопросы, которые здесь представляются на обсуждение, обычная посредственность, разве что с огромным самомнением и самолюбованием.
    Вот Вы назвали Евтушенко "хамом старым и не по возрасту умным...". А к каким категориям Вы отнесёте самого себя "и по возрасту, и по годам"? Только не лукавьте пафосно в свою сторону...
    • Психиатр
      23 дек. 2016 г., 21:36:32
      Ответить
      Щиголеву грамотешки поднабраться не мешало бы. А уж потом мнить себя знатоком литературы и культуры.
      Отправлено из мобильной версии
    • Александр Щиголев
      24 дек. 2016 г., 0:29:41
      Ответить
      По порядку:
      .
      "Но почему Вы так оскорбились за Н. Мирошниченко? Или другие российские поэты Вам неведомы"

      Да потому, господин Попов, что Мирошниченко находилась в зале, придя туда восхититься, быть может, своим кумиром, а кумир, в своём величии, такое выдал. Да не только Мирошниченко, он весь Сыктывкар посчитал дырой от культуры.

      "Но я не считаю себя грамотным и взвешенным критиком для публичного обсуждения их творчества."

      Но Вы же не эталон, на который должны равняться все, включая меня!?
      Или у нас, по Вашему, любое творчество только для профессиональных критиков и поосто зритель и слушатель право на высказывпния мнения не имеют?!
      И что, по Вашему такое "поофессиональный критик в поэзии"?!
      Творчество или нравится или нет.
      . А к каким категориям Вы отнесёте самого себя "и по возрасту, и по годам"?

      В самом расцвете сил!!!
      А что ещё Вы ждали услышать?!)))

      И если Мерлшниченко не достигла плпулярносьи Ахматовой и Цветаевой это ещё не значит, что она плохая поэтесса...
      Отправлено из мобильной версии
  • Константин Коханов
    24 дек. 2016 г., 11:39:43
    Ответить
    О творчестве Евгения Евтушенко, в прошлом великого советского поэта
    …За «подвиги», его хвалить, не думаю,
    И книг его, мной купленных, порвать,
    Хотя и пыли с них, уже не сдуну я,
    Но в них стихов, не стану, забывать.
    Знаю это точно, не получится,
    Жизнь забыть, во всей её «красе»:
    Можно было спиться или ссучиться?
    Можно, – но озлобились не все.
    Книги были в жизни той отдушиной,
    Форточкой, распахнутым окном,
    Не было поэтов выше Пушкина,
    Были, кто напомнили о нём.