Архив

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31       
content/news/images/58282/ubNMYuUQg64_mainPhoto.jpg
14:45, 16.01.2017 / 95 ФАКТОВ О КОМИ

Взгляд в прошлое: 75 лет назад запустили железнодорожный мост через Печору

Печорский мост начал строиться незадолго до и эксплуатировался во время Великой Отечественной Войны. Он был очень важен для страны, так как через него перевозилось стратегическое сырьё: воркутинский уголь, лес и другие полезные грузы для нужд фронта и тыла. До войны для перевозок использовали водный транспорт, но в военное время выходы в море были перекрыты немецким флотом, а перевозить грузы в больших объёмах по артериям рек было трудоёмко. Основной упор был сделан на железнодорожную магистраль, строительство которой не было завершено.

Взгляд в прошлое: 75 лет назад запустили железнодорожный мост через Печору
Фото из социальной сети «ВКонтакте»

Значение строительства Северо-Печорской железнодорожной магистрали определялось в отчёте «Строительство железнодорожной линии Котлас - Кожва» как очень важное, трудно переоценимое для нужд страны мероприятие. Серьёзной проблемой при строительстве железной дороги Москва-Воркута стало возведение мостов. На трассе Северо-Печорской железнодорожной магистрали планировалось возведение 10 мостов, в том числе через такие крупные реки как Северная Двина, Вычегда и Печора. Среди этих рек самым большим препятствием для строителей стала река Печора.

Решение о строительстве печорского моста наряду с другими мостами через реки Коми края было принято правительством накануне Великой Отечественной войны для ввода в эксплуатацию северо-печорской магистрали. С первых месяцев войны значение железной дороги как средства доставки воюющей стране стратегического топлива, воркутинского угля, возросло, так как Донбасс стал оккупированной территорией.

На строительстве моста, как и всей железнодорожной магистрали, трудились заключённые Северного железнодорожного лагеря (участок Котлас - Кожва – 728 км) и Северо-Печорского железнодорожного лагеря (участок Кожва- Воркута – 465 км).В железнодорожных лагерях были тяжёлые условия труда и содержания заключённых. Прежде всего, это объясняется удалённостью мест их дислокации от населённых пунктов и элементарных благ цивилизации.

Печорский мост был спроектирован ОАО «Трансмост» (первоначальное название – Ленинградская проектная контора, название менялось девять раз). Деятельность этого института началась в январе 1930 года в Ленинграде. Уже в 1934 году «Трансмост» стал самой мощной проектной организацией в ЦП НКПС. По его проектам были построены крупнейшие переходы через реки Волгу, Неву, Печору, Северную Двину, Волхов, Свирь, Амур, Каму и другие.

Построить мост планировалось в короткие сроки, но материальных ресурсов для строительства не хватало. Необходимость возведения его в срок обусловила демонтаж моста через Шексну и использование его металлических пролётов для сооружения печорского моста. Металлические конструкции для моста через Печору снимались даже со строящегося Дворца Советов в Москве.

Несмотря на то, что металлические конструкции были заказаны на Котласском мостостроительном заводе, на строительстве наблюдался их большой дефицит. Нехватка нужных конструкций приводила к тому, что вместо металлических сооружений использовали временные деревянные фермы Гау (названные так в честь американского инженера Гау).

SpjlaitJgUI.jpg

Кроме металлоконструкций не хватало камня, удовлетворяющего техническим требованиям, что вынудило строителей заменить бутовую (каменную) и бутобетонную кладку на бетонную, а сам бетон изготавливать на гравии (рыхлая горная порода), а не на щебне (это продукт дробления скальных горных пород). Строительство постоянно испытывало недостаток в качественной мостовой древесине. Мостовой лес приходилось добывать на значительном удалении от трассы, причём зачастую на одном гектаре можно было вырубить только по несколько подходящих деревьев.

По проекту 1937 года железнодорожная магистраль должна была пересечь реку Печора по мосту в районе нынешнего города. На расстоянии 4-5 километров от моста на правом берегу реки должна была появиться станция Печора (нынешний город Печора). Ещё в 1938 году была размечена трасса будущего моста, а на подходах к нему вырублена просека.

В 1940 году на строительстве моста через Печору работали четыре колонны, не считая тех, что возводили земляные насыпи на подходах к нему. К этому времени были готовы семь промежуточных и две береговые опоры моста. Следует отметить, что до издания постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 10 мая 1940 года о форсировании строительства Северо-Печорской магистрали, темпы строительства были явно замедленные.

К январю 1941 года в результате проведённых работ были своевременно закончены подходы к большим мостам (работы на разных участках проводились параллельно) и обеспечена непрерывность движения в весенний период. В этом же году в связи с нехваткой металлических ферм для пролётов было решено использовать деревянные фермы Гау. Апрель 1942 года ознаменовался завершением работ по строительству Печорского моста по временному варианту.

Строительство моста не прошло мимо поля зрения гитлеровского вермахта. Летом 1943 года немцы забросили в район его строительства отряд диверсантов, состоящий в основном из военнопленных, но диверсия не была проведена, её участники сдались в плен. В 1944 году начались работы по замене временных пролётных строений.

1 августа 1950 года печорский железнодорожный мост приняла правительственная комиссия, и он был сдан в постоянную эксплуатацию бывшему Печорскому отделению МПС. А между тем в середине фарватера Печоры стояли две дополнительные опоры, установленные в 1941 году из-за отсутствия проектных ферм длиной восемьдесят восемь метров. К 1954 году работы по замене дефектных ферм были завершены. С тех пор реконструкция моста не проводились, и движение по нему не прерывалось.

6l4DUTeqd6o.jpg

Ценой огромных человеческих жертв мост был возведён и сдан в эксплуатацию в запланированные сроки. Строили его в суровое военное время, в малонаселённом северном регионе, испытывая при этом тяжелейшую нехватку в людях и материале, что вынуждало использовать разные нестандартные приёмы. Правда выглядит он не по плану – фермы у моста разные и по размеру и по форме (в связи с нехваткой металла для ферм).

Со времени завершения постройки железнодорожного моста через реку Печора прошло уже более 60-ти лет. Уже нет в живых никого из тех, кто участвовал в его возведении. Но мост продолжает служить людям.

Татьяна Афанасьева. «ГУЛАГ в Среднем Припечорье».

1498

Комментарии (25)

Добавить комментарий
:
:
:
  • Барыга ,
    16.01.2017, 15:02:19
    Эти комуняки любят стоить.
    Давно предлагаю переписать всех комуняк, поставить на учёт.
    По мере необходимости формировать из них строи-баты.
    • . ,
      16.01.2017, 16:04:55
      как бы сейчас звучал лозунг что на фото 2 "каждая тонна угля сверх плана-
      это ещё один метр в длине яхты Абрамовича"
      Отправлено из мобильной версии
      • . ,
        16.01.2017, 16:10:29
        "каждая тонна угля сверх плана- ещё больше зарплата у игроков" челси""
        .
        Отправлено из мобильной версии
  • сейчас ,
    16.01.2017, 15:02:57
    модно выводить миллиарды за рубеж, а на людей на..ть
    Отправлено из мобильной версии
    • племянник ,
      16.01.2017, 15:22:09
      дядя в трудармии служил на строительстве этого моста
      ужасные вещи рассказывал, как с людьми обращались.
      • Иосиф ,
        16.01.2017, 15:53:36
        И что самое главное интересно, что небыло богачей
        Отправлено из мобильной версии
    • Личное имущество Сталина оставшееся после смерти ,
      16.01.2017, 16:34:33
      1. Блокнот для записей, в обложке из кожи серого цвета;
      2. Записная книжка, кожаная, красного цвета;
      3. Личные записи, пометки, составленные на отдельных листках и отрывных листках. Пронумеровано всего 67 листов (шестьдесят семь);
      4. Общая тетрадь с записями, обложка красного цвета;
      5. Трубки курительные - 5 шт. К ним: 4 коробки и спец. приспособления, табак. В кабинете товарища Сталина: книги, настольные принадлежности, сувениры не включены в список. Спальня и гардероб:
      6. Китель белого цвета - 2 шт. (На обоих прикреплена звезда Героя Социалистического Труда).
      7. Китель серый, п / дневной - 2 шт.;
      8. Китель тёмно-зелёного цвета - 2 шт.;
      9. Брюки - 10;
      10.Нижнее бельё сложено в коробку под № 2.

      В коробку под № 3 уложены: 6 кителей, 10 брюк, 4 шинели, 4 фуражки. В коробку под № 1 сложены блокноты, записные книжки, личные записи. Ванно-душевые принадлежности уложены в коробку № 4. Другое имущество, принадлежащее товарищу Сталину, в опись не включалось. Время окончания составления описи и документа : 0 часов 45 минут 6 марта 1953 года".

      Присутствующие: (подпись) ОРЛОВ (подпись) СТАРОСТИН (подпись) ТУКОВ (подпись) БУТУСОВА.

      В спальне была обнаружена сберегательная книжка, в ней записано 900 рублей
      Отправлено из мобильной версии
  • mustafa ,
    16.01.2017, 15:19:05
    дорога
    на этом ж.д. пути под каждой шпалой лежит зэк
    • Жиган ,
      16.01.2017, 16:36:35
      Хватит верить страшилкам д*****кратов!
      Отправлено из мобильной версии
      • Ден ,
        16.01.2017, 16:50:59
        На самом деле - под каждой второй
      • Жиге ,
        16.01.2017, 17:36:14
        Почитай Шаламова, дурачок
        • Читал ,
          16.01.2017, 19:47:55
          Арифметика такая
          Под каждой шпалой 2 трупа.
          +++++++++++++++
          Солженицын более точно подсчитал:
          - Под каждой шпалой 30 миллионов трупов.
        • ухтинец, а не житель Ухты ,
          16.01.2017, 22:57:29
          Про Шаламова...
          Почитайте Жженова Георгия, рассказ "Саночки" - это как начальник оперчасти тащил на санках зека, чтобы он не умер по дороге на почту за посылкой для зека, которая ходила за ним 3 (три) (ТРИ!!!) года в системе ГУЛага Почитайте про Усть-Усинское восстание, когда следствие по зекам, сбежавшим из лагеря с оружием и убившим много людей (мирных) расследование шло больше года. Потом был суд, потом пересуд Из 45 сбежавших расстреляли меньше половины. Их жён (да-да сидели с жёнами) оправдали в чистую. А суд шёл с конца 1941 по конец 1942 (это когда битва под Москвой и Сталинград), а их судят в полном соответствии с УПК. Почитайте о количестве реабилитированных за всё время. Кстати Яковлев (горбачёвский) оправдал всех кого можно и нельзя (чуть-чуть Власова не реабилитировали), в т.ч. всех осужденных тройками. А тройки судили в том числе тех, кто перешёл границу с оружием, в т.ч. с диверсионными намерениями. Посмотрите, увидите цифру всех реабилитированныых. Очень удивитесь. А раз столько реабилитированных по делу и без, то сколько же было осужденных. Боюсь спросить: "А может не сто тысяч миллионов?" Совет.. Читайте не только Шаламова с Солженицыным, читатель Вы наш... И так, для сведения... Приказ ГУЛага ОГПУ № 49 "О запрещении выдачи водки лагерникам... 27.02.34. В некоторых лагерях в целях предохранения от простудных заболеваний практиковалась выдача хлебного вина - водки лагерникам, занятым на тяжёлых работах.Учитывая, что выдача водки нередко сопровождалась нередко буйством , создавало хулиганство и даже доводило до совершения убийств ПРИКАЗЫВАЮ: Выдачу водки, спирта лагерникам, занятым на тяжёлых работах совершенно прекратить во всех без исключения случаях. Примечание: Выдача вина лагерникам по рецептам санчасти не запрещается. Пом. Нач. Гл. Упр. Лаг. ОГПУ Плинер. Прошу Вас, читайте не только С и Ш Кстати, начальник лагеря в Усть-Усе говорил охранникам: "Вы сегодня в лагерь не заходите. Зеки перепились, я вашу безопасность гарантировать не могу!" А, каково! Могу продолжить, потому что читаю не только С.и Ш.
          • А. Попов ,
            16.01.2017, 23:43:05
            "Саночки"...
            Ухтинцу, который не житель Ухты...
            А Вы сами-то читали этот рассказ Г. Жжёнова? Ила, "нахватанность пророчеств не сулит"?
            Скорее всего, не читали, ибо описание Ваше сути этого рассказа - сплошное вранье!
            Не тащил начальничек зека на саночках ни за посылочкой, ни с посылочкой, но шёл впереди медленнее, чтобы совсем не отстал зек.... И давал возможность зеку отдохнуть, но к саночкам даже не прикасался.
            А вот приказ отдал, чтобы всю посылку сразу не отдавали голодному зеку, чтобы тот сразу не загнулся... И выл зек, и скулил, но приказ начальника выполнялся неукоснительно.: зеку выдавали его посылку порционно, скажем так...
            И все остальные страшилки и глупости ( следствие больше года, сидели с жёнами...) приплетены , правда, не знаю, с какой целью. Ау, Аноним! Открой личико...
  • Рыбак ,
    16.01.2017, 15:21:08
    Когда уже будет ремонт железнодорожного моста через реку Усу? там уже быки осыпаются
    Отправлено из мобильной версии
    • историк ,
      16.01.2017, 15:28:23
      фашиств уничтожпли других
      а коммунисты своих Размещение публичных призывов экстремистского характера уголовно наказуемо.
    • Алик Перов ,
      16.01.2017, 15:51:51
      нефтяники, типа Лукойла, вырвали свое и он больше им не нужен
      Отправлено из мобильной версии
      • Халява ,
        16.01.2017, 16:14:34
        они это в учет не берут как и использование нового города
        Отправлено из мобильной версии
        • Это ,
          16.01.2017, 16:16:17
          ничем
          немерено сколько они от этого получили
          Отправлено из мобильной версии
  • Бабай ,
    16.01.2017, 15:23:40
    Да , это было событие. Дорога ожила... Уголь пошел на Ленинград ..
    • бабаю ,
      16.01.2017, 15:29:50
      как это
      на блокированный Ленинград? .
      • для "бабаю" ,
        16.01.2017, 17:21:44
        Вы про Дорогу Жизни и Дорогу Победы не знаете? С 5 февраля 1943 по март 1944 существовала железная дорога, которую проложили по пробитому коридору в кольце. Полностью блокада Ленинграда была снята в январе 1944 года.

        Во время блокады уголь доставляли по Дороге Жизни или по Ладожскому озеру на баржах. Всего в 1942 году доставлено 140 тыс. тонн угля в Ленинград (Книга памяти республики Коми).

        Уголь из Коми шел не только в Ленинград, но еще и на оружейные заводы.
  • Я слышал, ,
    16.01.2017, 16:58:58
    что после строительства моста через Печору, железную дорогу до Воркуты построили за 100 дней