content/news/images/59300/KPE_002529_00027_1_t218_224105_mainPhoto.jpg
22:12, 11.02.2017 / ПОЛИТИКА

На обсуждение: «Чего хочет Москва от новых губернаторов»

С начала года Кремль поменял уже трех глав регионов, и в планах еще несколько отставок. «Власть» разбиралась, почему Москва так рьяно взялась за региональные кадры и как это связано с предстоящими президентскими выборами. Предлагаем обсудить тему читателям БНК.

На обсуждение: «Чего хочет Москва от новых губернаторов»
Отставка губернатора Пермского края Виктора Басаргина, возможно, явилась результатом конфликта с депутатом Госдумы Дмитрием Скривановым. Фото Коммерсантъ

Смена глав Пермского края и Бурятии и устойчивые слухи о возможной замене еще нескольких губернаторов стали одним из самых существенных внутриполитических событий начала 2017 года. Перестановки, как случившиеся, так и те, что только ожидаются, были восприняты как элемент подготовки к предстоящим в 2018 году президентским выборам.

Впрочем, вице-премьер Дмитрий Козак, долгие годы занимавшийся региональной политикой, говорит, что "кадровая замена не является новым трендом в региональной политике.

Новым трендом в региональной политике является системная работа. Кто бы ни был губернатором, он должен развивать территории. А то, что люди меняются, это естественно".

На самом деле за последние 17 лет порядок формирования губернаторского корпуса менялся слишком часто, чтобы у центра была возможность вести сколько-нибудь упорядоченную кадровую политику. Впрочем, винить Москве некого — правила игры меняла она сама.

Когда в 2004 году были отменены выборы глав субъектов и введено их назначение, на смену региональным лидерам, привыкшим к политической самостоятельности хотя бы на уровне регионов, должны были прийти исполнители федеральной воли. Так и получилось. Однако во многих случаях неплохие управленцы, нашедшие себя потом на высоких постах в правительственных ведомствах и госкорпорациях, получив назначение в регион, не могли выстроить отношения с местными элитами и оказывались профанами в публичной политике.

Когда вернулись к выборам губернаторов, подыскивать приходилось не только управленцев, но и людей, способных выиграть выборы. При всей заданности этого процесса совсем уж не готового к публичной деятельности человека губернатором избрать сложно. Получился перекос в другую сторону: и среди тех, кто возглавил регионы с 2012 года, также оказались люди не слишком готовые к решению управленческих задач.

Баланс выстраивается сложно. Тем более что, судя по назначениям последних двух лет, федеральный центр сделал совершенно очевидную ставку на омоложение кадров. "Не будем же мы менять опытных в зрелом возрасте на еще более зрелый возраст,— говорит вице-премьер Дмитрий Козак.— Это хорошо, приходят энергичные молодые люди".

Даже с учетом выборов глав субъектов федерации совершенно очевиден тренд на то, что на эти должности приходят люди в лучшем случае не старше 45 лет.

Но весь вопрос в том, кто набирает новые кадры и откуда они приходят.

В 2016 году казалось, что начат массовый призыв в регионы силовиков, прошедших службу в ФСО и ФСБ. В Тульскую область пришел Алексей Дюмин, в Ярославскую — Дмитрий Миронов, в Калининградскую — Евгений Зиничев, в Кировскую — Игорь Васильев. Однако этот кадровый вектор в 2017 году продолжения не получил.

Напротив, назначения этого года говорят о том, что отличные шансы на карьерный рост в регионах есть у тех, кто работал с Владимиром Путиным в правительстве в 2008 году. Состоялось уже три таких назначения. Но снова нет гарантий того, что именно это направление кадровых поисков будет магистральным.

На самом деле смену региональных руководителей можно рассматривать сразу с трех точек зрения: вопросов федеральной политики в отношении регионов, обстоятельств предстоящей президентской кампании и взаимоотношений политических групп во власти.

Вопрос о том, чего хочет Москва от региональных лидеров, не так прост, как может показаться на первый взгляд. Об оценке работы губернаторов в Кремле задумались после отмены в 2004 году прямых выборов глав регионов. Критерии предлагались самые разные: например, в 2005 году Дмитрий Козак, занимавший тогда пост полпреда в Южном федеральном округе, предложил оценивать работу губернаторов по степени зависимости региональных бюджетов от федеральных дотаций. В частности, он предложил разделить субъекты РФ на "доноров", "середняков" и "реципиентов" и вводить "кризисное управление" сроком на год в сверхдотационных регионах, которые финансируются из федерального бюджета более чем на 80%.

Однако в итоге был выбран менее сложный путь: работу глав регионов решено было оценивать исходя из динамики социально-экономических показателей развития регионов. В июне 2007 года был подписан указ "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ", обязывающий губернаторов ежегодно отчитываться перед президентом о своей работе (отчеты должны представляться к 1 мая). В нем был перечень из 43 критериев оценки их деятельности (валовый региональный продукт, уровень безработицы, доля расходов консолидированного бюджета региона на финансирование услуг социальной сферы и т. п.). Позднее комиссия при президенте по вопросам совершенствования госуправления и правосудия разработала еще 39 показателей. 28 апреля 2008 года, незадолго до перехода на работу в правительство, Путин подписал указ, согласно которому главы регионов должны предоставлять свои доклады не президенту, а премьер-министру. А в 2009 году Белый дом принял постановления, которые вводили дополнительные показатели для оценки
эффективности работы губернаторов. Тогда их было 239, но с каждым годом их количество увеличивалось. К 2012 году их количество приблизилось к 420.

Тогда же, в 2012 году, президент Владимир Путин подписал указ, который вводил 12 показателей для оценки губернаторской работы. Среди них — смертность, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, оценка населением деятельности региональных органов власти. Для изучения последнего критерия ФСО было поручено проводить закрытые опросы населения для включения в общий отчет. После обновления президентского указа "дополнительные" критерии скорректировало и правительство. Во исполнение указа президента было принято очередное постановление, которое также резко сократило количество показателей для оценки. Их стало также 12.

Впрочем, в Кремле с самого начала обещали губернаторам, что критерии "не будут использоваться как палка для того, чтобы снимать губернаторов".

"За экономику губернаторов не увольняют, увольняют за политику",— говорит политолог, бывший сотрудник управления президента по внутренней политике (УВП) Андрей Колядин.

В 2009-2010 году, когда Колядин работал в террблоке УВП, при принятии решения об отставке губернатора на критерии эффективности, по его словам, "мало обращали внимания". "Главным критерием была способность главы субъекта управлять внутриполитической средой региона, объединить или растерзать воюющие элиты и получить необходимый результат на выборах за нужных кандидатов или партии,— вспоминает Колядин.— При этом изрядная часть губернаторов пошла по самому простому пути — если главное у меня в регионе то, как голосуют на выборах, то сделаем это любым путем. Что нам стоит дом построить — нарисуем, будем жить..." Этот подход использовался, когда внутриполитическим блоком руководили и Владислав Сурков, и Вячеслав Володин.

Назначенный 5 октября 2016 года первым замглавы администрации президента Сергей Кириенко критерии оценки работы губернаторов решил пересмотреть. В приоритете — экономическая и электоральная ситуации в субъектах. По словам собеседника "Власти" в Кремле, "когда показателей больше — семь, девять, это уже не так точно и не так эффективно". На основании этих сведений регионы должны быть разделены на три группы: где необходима замена губернатора, где его можно оставить и где ситуация неочевидная. Оценкой экономической ситуации в регионах, по сведениям "Власти", будет заниматься соратница Кириенко еще по Нижнему Новгороду Ольга Аллилуева. Губернаторы в целом с сокращением количества оцениваемых показателей согласны. Глава Белгородской области Евгений Савченко на пресс-конференции 8 февраля заявил, что "если брать какой-то главный критерий, по которому рейтинги должны выстраиваться, то я думаю, что главным здесь должен быть опрос общественного мнения, отношение к качеству жизни, отношение к органам власти".

Не менее важным требованием к губернатору является его возможность консолидировать регион ради выполнения федеральной задачи. Сделать это невозможно, если имеет место так называемый раскол элит.

Это словосочетание давно стало общим местом, которое якобы не требует пояснений. Как правило, им обозначают ситуацию в проблемных регионах — губернаторы из-за раскола теряют посты, а новичкам еще придется с ним столкнуться. Когда речь идет о противостоянии региональных элит без дальнейших пояснений, в чем оно заключается и чем чревато кроме увольнения губернаторов, возникает ощущение недосказанности: раскол становится популярным объяснением всех политических неудач у глав регионов. Значение термина стерлось до такой степени, что его уже можно не употреблять: в любой губернаторской беде виноват раскол элит.

"Любой бизнес, если он развивается, рано или поздно упирается во власть, хочет влиться в нее. Это дает доступ к бюджетным средствам, подрядам, к ограничению конкурентов. Решают эти задачи бизнесмены по-разному: сами идут в депутаты, проводят в депутатские собрания свои команды и так влияют на власть, кто-то идет более простым путем — находит представителя исполнительной власти и начинает с ним взаимодействовать разными способами, в том числе и коррупционными",— рассуждает Колядин. В качестве примера региона, где бизнес может получить абсолютно легальную поддержку от власти, он приводит Тюменскую область: "Там создаются государственно-частные партнерства, выдаются субсидии, все это есть на сайте регионального правительства, а значит, нет нужды заносить главе региона".

Противостояние бизнесменов между собой без очевидного вмешательства власти он считает конкуренцией, а не расколом, который может начаться только при участии власти, это силовой захват местного бизнеса, "разрушение уже сложившейся системы". Чаще всего их инициируют губернаторы-варяги.

Новый глава приходит и начинает смотреть на бизнес, ему же надо жить хорошо, а не только на официальную зарплату.

Кто-то заставляет делиться, внедрив в бизнес своего человека, кто-то хочет забрать все, второй вариант приводит к расколу и скандалам",— говорит Колядин. Он рассказывает, что после прихода на пост губернатора Самарской области бывшего главы Мордовии Николая Меркушкина в регионе стали закрываться предприятия, которые были конкурентами фирм, связанных с семьей губернатора и работающих в Мордовии. "Закрылся цементный завод, птицефабрики, все это теперь идет из соседней с Самарой республики",— заявляет экс-чиновник.

Бизнесмены в такой ситуации, по его словам, "начинают сражаться за место под солнцем". "Люди хотят его сохранить. Возможно, кто-то уже потерял бизнес в регионе, но сохранил средства. Начинается кампания, бизнесмены хотят ответить губернатору, который, по их мнению, поступил несправедливо. Они ищут публичные фигуры, которые могли бы такую кампанию по критике губернатора начать",— говорит эксперт.

Глава региона может выбрать два сценария — первый предполагает диалог с противниками, учет их мнений, прекращение атак на бизнес. "Это происходит в случае, если губернатор адекватный. В противном случае начинается силовое давление на противников, и это настоящий раскол. Обиженные элиты начинают действовать по-другому, искать союзников на федеральном уровне", пытаются показать центру, что губернатор не контролирует ситуацию в регионе, не справляется с ней. "Часто это происходит во время выборных кампаний, когда альтернативные губернаторским кандидаты выставляются либо как самовыдвиженцы, либо от думских партий, либо на праймериз "Единой России"",— указывает Колядин.

По словам политолога Евгения Минченко, "такое противостояние заканчивается падением рейтинга власти в целом — и партии власти, и губернатора, и в итоге президента".

Он указывает на пример глубокого раскола: теперь уже бывший губернатор Пермского края конфликтовал с влиятельным депутатом Госдумы Дмитрием Скривановым. "Скриванов хотел только, чтобы к его мнению в чем-то прислушивались, Басаргин в ответ стал давить",— вспоминает он. Эксперт, однако, полагает, что инициаторами раскола могут быть сами местные влиятельные группы. "В Иркутской области они "съели" уже не одного губернатора, они пробуют каждого новичка на прочность",— уверен политолог.

"У обеспеченных бизнесменов, особенно если они включены в политику, например избирались в заксобрания, есть свои сети сторонников. В случае противостояния с губернатором такой бизнесмен-депутат не задействует свои сети на выборах. В результате его сторонники сидят дома, а не голосуют за партию власти, как могли бы",— пояснил "Власти" один из высокопоставленных региональных единороссов.

Поэтому накануне кампании по выборам главы государства в 2018 году намерение администрации президента избавиться от губернаторов-"раскольников" не удивительно.

Андрей Колядин отмечает, что до отмены губернаторских выборов главы регионов старались не доходить до открытых конфликтов со всеми представителями бизнеса. "На предприятиях финансово-промышленных групп работали жители региона, все равно приходилось ориентироваться на их поддержку",— поясняет Колядин.

Раскол влияет не только на политику. По словам Колядина, ущемленные губернатором бизнесмены начинают регистрировать свои фирмы в других регионах, где такого давления нет: "Это бьет не сразу, но налоговая база падает, ситуация с бюджетом ухудшается".

Высокопоставленный региональный депутат, впрочем, не согласен с тем, что в России сейчас возможен раскол элит в классическом смысле, особенно на федеральном уровне. "Исходя из общей теории, где элита понимается как некий высший слой общества, организующий управление, у нас можно говорить о том, что и само понятие элит очень спорное",— говорит парламентарий. Он считает российскую элиту "искусственно сформированной и полностью опирающейся на гаранта своего статуса". "Раскол возможен только в случае прекращения статуса гаранта",— прогнозирует он.

На региональном уровне, по его мнению, противоречия могут существовать. "Но и в такой ситуации скорее стоит говорить не о конфликте элит, а о постоянном наличии контрэлит. Такая ситуация в текущем моменте не поощряется на федеральном уровне, и вся система госуправления направлена на подавление элитных противоречий и всячески содействует исключению политических, экономических, культурных, общественных игроков из участия в управлении территориями",— констатирует собеседник "Власти".

Наличие контрэлит он считает положительным фактором для региональной политики: "Это рождает интерес общества, появляются новые лидеры, формулируют новые цели, в итоге растет явка на выборы".

Последний фактор может оказаться самым существенным в преддверии президентских выборов. Впрочем, для того чтобы самое главное голосование прошло без эксцессов, федеральному центру нужны не контрэлиты, а полноценный контроль над регионами.

2897

Комментарии (65)

Добавить комментарий
  • Александр Сергеевич(как Грибоедов)
    11 февр. 2017 г., 22:22:00
    Ответить
    ...
    Москва,как всегда хочет лояльности и денег побольше.И ей глубоко начхать как живут простые люди в регионах.Это же не люди,а замкадыши,и никому не интересно как они выживают,главное чтобы в Москву деньги не переставали поступать....
    • Nata
      12 февр. 2017 г., 4:56:37
      Ответить
      вы в курсе, что большинство продуктов питания заражены паразитами и бактериями?! Эта зараза накапливается в нашем организме и вызывает большинство болезней (в том числе рак). Но этому есть спасение, теперь можно очистить организм и оздоровиться, у меня после очистки исчезли круги под глазами, боли в голове и в суставах, ушла хроническая усталость и улучшился аппетит я стала высыпаться и в общем я стала выглядеть моложе и здоровее. Вот статья Минздрава---- http://чоч.рф/дОА
      • в Кремле хотят от губеров
        12 февр. 2017 г., 9:19:28
        Ответить
        явки на президентские выборы 70% и 70% из них за пенсионера путина
        денег в центр и больше от губеров ничего не надо.
      • 123
        12 февр. 2017 г., 11:44:48
        Ответить
        После очистки у тебя и остатки мозгов исчезли а не только круги под глазами
    • Растут люди
      12 февр. 2017 г., 8:02:47
      Ответить
      Есть у всех работа важная
      Очень нужные дела.
      Повзрослели наши девочки
      И солидней стали мальчики,
  • Джокер
    11 февр. 2017 г., 22:47:15
    Ответить
    Интересная политика ...
    если народ выбрал своего губернатора , но он вдруг не переглянулся Путину и он назначает своего ,, казачка " Вопрос ! А зачем тогда народное голосование?!
    • А вы друзья
      11 февр. 2017 г., 23:34:39
      Ответить
      как ни садитесь, в руководство точно не годитесь. То вор, то шестерка, а чаще и совсем ни рыба ни мясо, свадебный "генерал".
      • Павловский С Е
        12 февр. 2017 г., 6:40:40
        Ответить
        Ну даёт!
        Глава Гапликов, на мероприятии, по случаю годовщины смерти поэта, в университете, предложил почтить память Великого Пушкина минутой молчания и вставанием. А будет объявлен недельный траур в республике? И надо сходить сегодня и посмотреть, приспустили флаги ли и флаги на конторах с чёрными лентами?
        Я уже не удивляюсь НИ ЧЕМУ. Послал ему копию статьи , как пытались выращивать кукурузу в 60-е и обложку книжки, первоисточника с воспоминаниями колхозников. Пришёл ответ, "на грубость не отвечаем". Я не грубил, просто ткнул носом и усе.
        • другу
          12 февр. 2017 г., 9:01:41
          Ответить
          То что Г. стал в опале, это признак скорее порядочности, может в центрах замолвил словечко какое за местных. А так, надо, надо в регионы наслать сталинят для организации загонов для дальшейшей углубленной патриотизации жителей великой страны
  • Коми
    11 февр. 2017 г., 22:51:31
    Ответить
    А элита у нас это кто?
    Слышал,что одна партия элитных в Лефортово отдыхает. Где сейчас остальные ?
    • мя и Ко
      12 февр. 2017 г., 0:55:46
      Ответить
      элита
      Вам этого не грозит.
  • Пора
    11 февр. 2017 г., 22:52:06
    Ответить
    Пора готовить Россию к летней Олимпиаде на Чукотке. Праздника хочется!
    Отправлено из мобильной версии
  • Сергей
    11 февр. 2017 г., 22:59:43
    Ответить
    Предлагаю
    испытательный срок,как при приеме на работу простых смертных на 3 месяца,для губернатора - год нормально.
    Если провести простой опрос жителей региона - через год после его работы - многих поменяют...
    • Левада центр
      11 февр. 2017 г., 23:51:39
      Ответить
      Опрос уже показал 82 место из 85-и. На сайте губернатор.ру. Какие ещё нужны показатели?
  • Капитан
    11 февр. 2017 г., 23:09:13
    Ответить
    А я хочу , что бы гарант прочитал таки Конституцию РФ-ии (хоть она и пиндосами писана) и начал бы её хоть немного выполнять, и не назначал своих холуёв в регионы , для нашей Республики это погибель , 15 последних лет тому подтверждение!!!
    • Плюс
      11 февр. 2017 г., 23:12:37
      Ответить
      100500
      • Плюсу от кэпа .
        11 февр. 2017 г., 23:24:01
        Ответить
        Нашего самодура он в ближайшие год-два точно не уберёт, иначе подтвердит свою полную неадекватность и прогрессирующее непонимание ситуации в регионах. Так хочется применить весь спектр ненормативной лексики , но модер не пропустит!
    • а я
      11 февр. 2017 г., 23:19:44
      Ответить
      хочу,
      чтобы для начала произошли изменения в Конституции, а потом посмотрим, как выстраивать отношения с Москвой.
      Отправлено из мобильной версии
      • Капитан
        11 февр. 2017 г., 23:27:44
        Ответить
        Так они уже произошли!!! ДУРДОМА 5 лет сидеть будет, а презердент-6 лет!
  • Скоро
    11 февр. 2017 г., 23:16:23
    Ответить
    Должности в Москве закончатся, Сережа! подавай в отставку, а то все расхватают, тебе не достанется...
  • Нищие
    11 февр. 2017 г., 23:23:36
    Ответить
    Регионы
    И жиреющая Москва, вот результат деятельности власти
    Отправлено из мобильной версии
    • Капитан
      11 февр. 2017 г., 23:34:03
      Ответить
      Региональное быдло терпеливое, перебьётся с хлеба на воду, а столицы надо закармливать , а то бунт подымут! все перевороты -революции в столицах начинаются! А в каратели , в случае чего нацгарды с ..дыровцами пойдут
  • Вона что оно
    12 февр. 2017 г., 0:18:50
    Ответить
    Все за ради выборов!
    А к уровню жизни людей в регионе только на бумажке требования остаются.
  • ххх
    12 февр. 2017 г., 0:25:14
    Ответить
    образование
    В Институте развития образования Коми у ректора 3 СОВЕТНИКА!!! Одна аж из Москвы! Будем ждать результата!!!
    • Я
      12 февр. 2017 г., 8:39:41
      Ответить
      Эту и 10 советников не спасут!
      Отправлено из мобильной версии
  • ёрт
    12 февр. 2017 г., 4:38:21
    Ответить
    Старость , это мудрость - Михаил Задорнов.
    • Аднака
      12 февр. 2017 г., 11:08:24
      Ответить
      Мудрость приходит с возрастом. Но к некоторым возраст приходит один.
  • ЗЕМЛЯК
    12 февр. 2017 г., 5:08:15
    Ответить
    СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ ИЛИ КАКОВ ПОП ТАКОВ И ПРИХОД , ИЛИ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА ХОД ИСТОРИИ -- ЧТО ТО ЗАПУТАЛСЯ... ИЛИ НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ .????КАКОВ ЭМИР ТАКОВ И СУЛТАНАТ !!! ХОТИМ КАК ЛУЧШЕЕ А ПОЛУЧАЕМ КАК ВСЕГДА -ВОТ !!! ЖИВЕМ КАК В СКАЗКЕ
  • хм
    12 февр. 2017 г., 8:16:15
    Ответить
    обьясняю попроще
    1. есть два потока средств в Москву - первый официальный, когда собранные налоги паровозиком едут в столицу, затем, после танцев с обоснованиями, уже в вагоне, мЕньший поток возвращается в регион (что прилипло к Москве - первый профит). далее "обосновавшие" федеральное бабло, в знак признательности, уже чемоданами, снова везут в столицу бабки. Тот, кто возит бОльше чемоданов и чаще - тот и эффективный. ((здесь мы не обсуждаем севших на "рейтинги" статистов, которым тоже надо бабла, но не все, уже заплатив крыше, хотят кормить и шавок - отсюда когнитивный диссонанс между а) статистикой, б) ожиданиями, в) рейтингом, г) результатом)). 2. Кто такие "элиты" и сколько веков их надо выращивать - основной вопрос, потому что жулики разной степени подлости (не совестливости) априори не элиты, а статья предполагает, что наши элиты не бьються за баблище,а созидают - и это основная ошибка - что может созидать бывший комсомолец, привыкший мудрить и его сынок, наученный таковым комсомольцем
    • нее
      12 февр. 2017 г., 8:30:18
      Ответить
      но я могу предположить, что Путин не знает каковые бояре нонче
      • Ха
        12 февр. 2017 г., 12:04:25
        Ответить
        Всё он прекрасно знает
        Отправлено из мобильной версии
      • Ха
        12 февр. 2017 г., 12:37:19
        Ответить
        Все прекрасно знают,а Путин не знает. Смешно.
        Отправлено из мобильной версии
        • дык
          12 февр. 2017 г., 13:10:13
          Ответить
          тупой, глухой и слепой, чо
    • так то
      12 февр. 2017 г., 12:04:23
      Ответить
      факт
      первое что воскликнул Гайзер, когда его сатрапы вязали: "Как так, г-да, я же делился"
  • воскресенье
    12 февр. 2017 г., 8:21:46
    Ответить
    Что сказать...ну не повезло региону в очередной раз с главой....
    Отправлено из мобильной версии
    • Я
      12 февр. 2017 г., 8:40:47
      Ответить
      А с замами ещё больше!
      Отправлено из мобильной версии
  • с
    12 февр. 2017 г., 8:36:30
    Ответить
    преданности и денег . Много денег
  • с
    12 февр. 2017 г., 8:36:31
    Ответить
    преданности и денег . Много денег
  • Надежда
    12 февр. 2017 г., 8:53:31
    Ответить
    Дикая страна. Дикие нравы. Россия я последним другом (Белоруссией) разосралась! Стыд и позор. Зато с Сирией в десна целуются. У правительства в голове вообще мозгов нет...по ходу и не ожидается.
    • Надежде
      12 февр. 2017 г., 11:12:36
      Ответить
      Разосралась? А тебе хочется, чтоб в России проходной двор был? Лукашенко открыл ворота для 80 стран. А у России с Беларусью границ по сути нет. Голову включай.
      Батька вообще хитер, хочет и все плюшки российские сохранить и перед европой выстараться.
      Не тебе в политику лезть. Таки не каждая кухарка может.
      • Сергей
        12 февр. 2017 г., 11:51:15
        Ответить
        Поддержу!
        Батька действительно хитер...
        Из нашей нефти гонит бензин,продает и в Украину и в Европу,а Украина Донбасс бомбит.Вот такая помощь от "БАТЬКИ", и вся запрещенная Европейска санкционка через него в Россию прет...Так что не хвалите...
        • А
          12 февр. 2017 г., 12:06:08
          Ответить
          Всё это Лукашенко делает для блага своего народа а у нас правительство старается только в интересах олигарха
          Отправлено из мобильной версии
        • Сергею
          12 февр. 2017 г., 12:14:02
          Ответить
          А чего его не хвалить? Он же не такой угодливый доблбо.стук как некоторые(не буду показывать пальцем) которые продукты бульдозерами давят. Делает бизнес на политической дурости и недальновидности нашего отечественного угодливого быдла. Это тоже бизнес и ничего в нем криминального нет.
          • Сергей
            12 февр. 2017 г., 12:28:05
            Ответить
            Это не бизнес - это обман в угоду гейропе.
            Наше правительство - отмочит,так отмочит,и возможно главного - давно поменять надо было,но альтернатива Кудрин.
            А хрен редьки не слаще...
            А про быдло -так людей нельзя называть.
            Люди есть разные и по развитию и по уровню жизни - но они люди.И это наше общество.
      • Надежда
        12 февр. 2017 г., 17:16:04
        Ответить
        "Обзовись ...как-нибудь умник"
        Российскому правительству до Лукашенко даже не доползти! Белоруссия -вот где хорошо! Живите в России и не нойте.
  • Как бы ни назначались главы регионов,
    12 февр. 2017 г., 9:42:37
    Ответить
    у нашего народа нет реальной возможности избрать достойного (а не протащенного Кремлем) человека и, тем более, попросить его ответить за свои действия. Москва не понимает, как мы живем и лезет со своими мерками в наши отношения. Простой пример - осужденные за рубку пары сушин старики! Для них дрова вопрос жизни и смерти, для Москвы, принявшей бестолковый Лесной кодекс - чьи-то амбиции. Ну как же, кто-то, не поклонясь чинуше, топит печку в доме! Этак он завтра и чинушу потребует убрать, а не кормить его за наш счет. Коми не подмосковье и не надо к нам перетаскивать те нормы, которые, может быть, там и оправданы. Пока в нас видят не полноправных граждан, а источник ресурсов для двух столиц и "гнезда" обосновавшихся там "птичек" по-человечески мы жить не будем!
    • слесарь
      12 февр. 2017 г., 9:48:34
      Ответить
      по опыту скажу: дело не в людях, а в системе
  • Горожанин
    12 февр. 2017 г., 10:03:18
    Ответить
    Однако во многих случаях неплохие управленцы, нашедшие себя потом на высоких постах в правительственных ведомствах и госкорпорациях, получив назначение в регион, не могли выстроить отношения с местными элитами и оказывались профанами в публичной политике.


    Как же точно подмечено!!!)))
    Отправлено из мобильной версии
    • мажор
      12 февр. 2017 г., 10:48:28
      Ответить
      кака така Илита?
      • Вот така
        12 февр. 2017 г., 11:14:51
        Ответить
        Жрет от пуза в счет народа и срет на народ.
  • А может....
    12 февр. 2017 г., 10:06:12
    Ответить
    Басаргин вроде был полпредом на северо-западе... и тот не справился? Или другая причина: поняв что "живут"только в Москве, С-Петербурге и в Чечне, а в остальных регионах "доживают" - решил судьбу не испытывать.
    Может было бы правильней вместо губеров разобраться с министрами и руководителями некоторых ведомств Правительства РФ и в первую очередь с его председателем???
    • Сергей
      12 февр. 2017 г., 12:17:15
      Ответить
      Не вижу никаких проблем!
      Тут много пишут про Путина...А сами то кто ,те кто пишут?
      Или бездари или неучи или злобные неудачники.
      Некоторые "особо одаренные",вроде "Капитана",своих соотечественников - быдлом обзывают,а кто они на самом деле,явно из приведенных выше примеров способных все залить собственной желчью.На посты губернаторов назначают с приставкой Врио,не получится - заменят и без проблем.А вот по поводу правительства и особенно "главного"министра - согласен полностью - многие берегов не видят и жизни людей не знают и знать не хотят.
      Жаль что нет у них испытательного срока и увольнений за проф непригодность...Только сажать и надолго!
      • сергею
        12 февр. 2017 г., 13:16:41
        Ответить
        А ТЫ У НАС добрый ХАЛУЙ!!!
        • Сергей
          12 февр. 2017 г., 14:02:56
          Ответить
          Я человек - как все.
          Не лопни от злости...
        • Всегда легче
          12 февр. 2017 г., 15:13:49
          Ответить
          прикрывать свою слабость и трусость наглостью и хамством,так что Сергей не обращайте внимания на дэбилов разного разлива
  • охохошеньки
    12 февр. 2017 г., 12:41:34
    Ответить
    Чего хочет Москва
    не верьте, если "москва" будет утверждать, что хочет решения социальных проблем, новых рабочих мест или еще чего то гипотетического, тем более для народа

    БАБЛИЩА она хочет немеряно и просто так

    НО - выход есть - когда "москва" начнет обосновывать перед регионами свои потребности и реально зарабатывать, а не манипулировать потоками бабок - тогда настанет алкаемая гармония и отпадут рамсы с кривыми губерами и недалекими "командами"
    • однако
      12 февр. 2017 г., 13:22:10
      Ответить
      я не видел ни одного рамса, отпавшего просто так,
      следовательно пора: уговаривать или пугать "москву"
  • Влез в систему-отрабатывай !
    12 февр. 2017 г., 14:05:47
    Ответить
    А ты как думал ? Там свои законы ,жестче зоновских !
  • житель
    12 февр. 2017 г., 14:28:19
    Ответить
    Путин
    Ждать от Путина и едроссов хорошей жизни бесполезно, их задача только управлять.
  • Интинец
    12 февр. 2017 г., 15:07:51
    Ответить
    Не знаем чем Гапликов думал когда поддерживал в Инте Титовец на должность руководителя городом, видел ее только на совещаниях временно, она в глаза пыль пускать умеет, а мы живем в Инте, народ не спросили, теперь развития города не дождемся.
    • Сыктывкар
      12 февр. 2017 г., 15:28:16
      Ответить
      Да что ему до ваших проблем? Какая ему разница титовец или мамомец? Его что волнуют ваши проблемы? Как впрочем и всех остальных....
    • Интинцу
      12 февр. 2017 г., 15:32:41
      Ответить
      Да вы его и так не дождетесь,
      Что с Титовец, что без.
      Отправлено из мобильной версии
  • Р
    12 февр. 2017 г., 19:20:41
    Ответить
    Соединенные штаты россии со своими законами нужны