Каллистрат Жаков: ученый-энциклопедист, писатель, философ
БНК продолжает публиковать истории о знаменитых земляках, которые рассказывают краеведы в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Сегодня речь пойдет о Каллистрате Жакове. О жизни этого знаменитого ученого, писателя и философа рассказала Антонина Есева.
В 24-й сыктывкарской школе создан музей Каллистрата Жакова. В стенах этого музея его хранительница Антонина Есева и провела экскурсию.
По ее словам, Жаков родился здесь же в Давпоне, недалеко от того места, где стоит школа. Он был 11-м ребенком в семье. Что же двигало этого мальчика из Коми к высокому образованию? Как писал сам Жаков, на перекрестке двух дорог какой-то Налимов сказал ему, что уже знает на зырянском языке молитвы. Каллистрат был умным, уже образованным: умел читать и считать, но молитв на зырянском не знал. Он спросил: где ты этому научился? Так Жаков попал в Выльгортскую двуклассную школу, которую окончил за одну зиму. Вроде бы образование для крестьянского мальчика достаточное. Но как писал про себя Жаков, дальше перед ним встал вопрос: 100 миллионов верст - неужели так далеко до солнца? За ответом на него Каллистрат поступил в Усть-Сысольское уездное училище. Сейчас в этом здании Куратовский музей.
В Усть-Сысольске Жаков не остался. Отец так и не приучил его к плотницкому делу. И решил, раз уж младший сын так тянется к знаниям, пусть выучится на учителя. И Жаков вместе с 15-летним другом Егором уплывают из Давпона на лодке. Он переезжает в Тотьму, где поступает в Тотемскую учительскую семинарию. Тотьма играет большую роль в формировании мировоззрения Каллистрата Жакова. Именно учась там, он перестает верить в бога. Его отец Фалалей Иванович был глубоко верующим человеком и прививал религиозное чувство своим детям.
И от того, что Каллистрат отрицал бога и всем говорил, что человек произошел от обезьяны, его не взяли работать учителем. Так начались его скитания. После Тотьмы он работал чернорабочим в Вятской губернии. Потом поступил в Вологодское ремесленное училище. Его тоже не окончил. Попал под полицейский надзор.
Долго скитался. На кусок хлеба зарабатывал репетиторством. Решил стать лесником, чтобы провести всю жизнь в тишине и покое в лесу. Поступал в лесной институт. После этого пошел в монахи в Заоникееву пустынь. И только к 30 годам он поступил в Киевский университет. Сначала на естественный факультет, потом на математический. И только на третьем курсе перешел в Петербургский университет на историко-филологический факультет.
Из-за своей неимоверной тяги к знаниям Жаков посещал также семинары по психологии, иностранным языкам, высшей математике и т.д.
Профессиональная деятельность Жакова тоже поражает многих. Он ученый-энциклопедист. Преподаватель многих дисциплин. В то же время писатель. И самое главное - философ. И везде он был на высоте. Хотя был одинок. И в своем учении тоже. Чтобы понять всю глубину личности Жакова, надо читать его произведения. Как он подходил к любому вопросу, к любому человеку, любому предмету, к результатам своих исследований. Очень много было страданий. Как он все переживал. Он горел на своей работе. Все пропускал не только через голову, но и через сердце.
Очень важное значение имеет то, что в период своего взлета он познакомился с Владимиром Бехтеревым, ставшим основателем Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Ныне в этом здании находится Военно-медицинская академия. Там есть архив. И из него музей Жакова получил некоторые документы. Каллистрат Фалалеевич преподавал в этом институте. Был членом его совета.
Вроде бы все у него складывалось удачно. Но ему этого было мало. Он искал истину. Хотел добиться чего-то еще. Что-то у него не складывалось. Он переживал за зырянский народ. За народы Севера, за русский народ. Как люди теряют связь с природой. Душой и сердцем он был язычник. Хотел создать нечто совершенное. Всемирную сказку. Искал. Много путешествовал. Во время одного из странствий проехал по Сибири до Китая и Японии. Останавливался во многих городах. Читал там свои лекции. Подробно описывал и сами города, и его жителей.
Из литературных произведений Жакова видно, насколько много любви и интереса в нем было к людям. После каждой поездки он выпускал объемные труды. Как научные, так и художественные. Самые известные три книги переиздавались после девяностых годов. Это книга «Под шум северного ветра», в которой собраны очерки, рассказы, сказки и предания, автобиографический роман «Сквозь строй жизни» и поэма о Севере «Биармия».
Одиночество сопутствовало Жакову всегда и везде. Его не принимали как инородца, как человека иного склада ума, другого мышления. Он это чувствовал. И его еще больше подталкивало его к новым поискам. Вершиной творчества Жакова-философа стало создание им концепции «Лимитизма». Таким образом, уроженец Давпона Каллистрат Жаков стал последним крупным философом, разработавшим собственное учение.
О дальнейшей судьбе философа из Коми и о том, как люди принимали его учение, читайте вскоре на БНК.
Комментарии (63)
С ним же вместе Туриморт мой
Быстро съездили, далеко —
До пределов Биармии —
И скорехонько вернулись.
Живы оба, рассказали
Чудо чудное на Джеджим :
"Племя Роч (русское) идет все ближе
И грозит уж Биармии;
Через год, другой и третий
К нам нагрянет это племя... "
XXXIX
Яур, князь рыжебородый,
Тут промолвил слово правды
"Сын мой милый, ты мой Югыд,
Будь начальником отныне
Всей страны по синей Эжве.
В тереме отдельно буду
Жить я в парме, а со мною —
Райда, светлая супруга.
А Вэрморт, игрок великий,
Он отправится обратно
К Вишере, в свою избушку.
Защити ты, милый Югыд,
Биармию и все пармы".
И ответил Югыдморт тут:
"Туриморта я отправил
В устье Выми старшиною,
В Княжпогост же — Явыльморта,
А Кэртморт — он в устье Эжвы
Соберется для защиты
Биармии знаменитой.
С сильным войском мы поедем
В Биармию и отгоним
Племя Роч на юг, обратно.
К Устюгу мы отодвинем
Это племя постепенно,
Сохраним мы Биармию...
Когда ослаб Новгород, подмяли москвичи.
Это союз народов. или по-угорски РОУСЬ, РА_УЗЪ.- СВЕТЛЫЙ СОЮЗ.
Не москвичи, разорили Великий Новгород, а РОМеи, до того подмявшие уже словенские народы и угорскую Москву.
ИзТОРЫки , чтобы скрыть сей факт нашествия северо-африканцев и придумали про ГРОЗНОГО ЦАРЯ.))) Кушай, русский крестьянин.)))
Разве сейчас иначе? )))
Территории, где проживали зыряне были даниками Великого Новгорода и с 10 века платили им дань.
Пока не пришел Стефан. При Стефане дань стали платить в Москву.
Ещё. Великий Новгород, Псков, Великий Устюг,Тотьма, Вологда, Тверь.. входили в Ганзейский союз. По современному в Евросоюз. Новгородцы и создали Великопермскую волость, а не зыряне... Читай и еще раз читай.
Комуняки, продолжили дело Журавского по ПОКОРЕНИЮ И ЗАВОЕВАНИЮ севера. МНОГО ВЫГАДАЛИ? А сколько жертв и ущерба понесли?
А вот если бы мыслили, как Жаков и Сорокин, и выгоду бы имели и жертв бы небыло.
Целыми обозами вывозил культурные ценности с севера.
Белоконь С.И. (Рига)
Да и "профессиональные коренные коми" потихоньку оставляют свою родину.
Как предсказывал Питирим Сорокин , генофонд России после этого оказался значительно подпорчен. Что и имеем теперь....)))
Да, учились у евреев и немцев в Тотьме))).
Тебя спросили, почему они не учились в зырянских университетах?
Даже в РУССКУЮ АКАДЕМИЮ , до прихода зырянина Ломоносова, не пускали вообще русских, и учились в академии немчура и шведы. )))
Потому и статистика приведенная Сорокиным, о грамотности в 1910 году, указывает , что наиболее грамотными были немцы, евреи и на третьем месте зыряне.
В этом ряду ЗЫРЯНЕ исключительно из природной ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ более грамотны, в отличи от немцев и евреев, коим грамотность была более доступна в РОМАновской империи.
Мать М. Ломоносова, а девичестве Сивкова, была зырянкой.
И вообще, даже в начале 20 века север населяли карьялы, зыряне и самоеды. русские только по берегам двины были и в Усть-цильме. ВСЁ! )))
Он точно не зырянин...)))
У зырян небыло ни рабства, ни Хрестьянства, ни крепостничества.)))
Про этот русский генофонд и предсказывал Питирим Сорокин. )))
как-то в диком пьяном сне Калистрат явился мне - он с большою клизмой сура разместился на окне. потом Сорокин приходил, говорил ему: ..., ты зачем сваво фаната девятиной похмелил? Калистрат, же, вот нахал, Питириму отвечал: да убогонький язычник всю берлогу заблевал, нужно пива в жилы влить, бедолагу оживить, генофонд лесной петрушки для потомков сохранить
И потом. Разве национальность у коми передается по матери?
Вообще да. Не допускают коми к власти. Не получается у них.
Так это не к зырянам, это к дикарям.)))
Соединение двух сих народов подтверждается согласием в избрании на общее владение князей варяжских, которые с роды своими и со множеством подданных к славянам и чуди преселились и, соединив их, утвердили самодержавство. В составлении российского народа преимущество славян весьма явствует, ибо язык наш, от славенского происшедший, немного от него отменился и по толь великому областей пространству малые различия имеет в наречиях.
Сих народов, положивших по разной мере участие свое в составлении россиян, должно приобрести обстоятельное по возможности знание, дабы уведать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до нас касаются. Рассуждая о разных племенах, составивших Россию, никто не может почесть ей в уничижение. Ибо ни о едином языке утвердить невозможно, чтобы он с начала стоял сам собою без всякого примешения. Большую часть оных видим военными неспокойствами, преселениями и странствованиями в таком между собою сплетении, что рассмотреть почти невозможно, коему народу дать вящее преимущество.
"О СТАРОБЫТНЫХ В РОССИИ ЖИТЕЛЯХ И О ПРОИСХОЖДЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА ВООБЩЕ". М.В. Ломоносов
[НАБРОСКИ ПЛАНА РУССКОЙ ИСТОРИИ] (Стр. 85—87)
Тетрадь по истории Руси, после исчезла.
То что Миллер напечатал под именем Ломоносова, противоречит прижизненным высказываниям Михайло, а значит ЛОЖЬ миллера. ))) Миллер русский? али рус? али русак? Али славянин? )))))))
Чудь- некрещенные византийскими попами УГРЫ, предки коми. В Господине Великом Новгороде чудь , по численности была первой, потом словене, потом татарва.
Согласно древнерусскому сочинению «Сказание о Словене и Русе и о городе Словенске», после долгих скитаний древнеславянский народ появился на берегах Волхова и озера Ильмень в середине 3-го тысячелетия до новой эры и основал здесь город Словенск и Старую Руссу. В сказании называется и точная дата основания Словенска Великого – 2395 год до н.э. Спустя три тысячи лет, после двухкратного запустения, на месте Словенска был построен новый город – Новгород (новым город был назван потому, потому, что он был построен на месте старого – Словенска).
А берестяные грамоты написаны все на русском языке. Следуя твоей логике, чудь брала дань с чуди.
Пиши ещё)))
Всё ЛОГИЧНО и имеет МАТЕРИАЛЬНОЕ подтверждение.
А ты, если хочешь, и дальше ВЕРЬ попам из византии, что словен научил писать тупой воин кирилл.)))
Разговаривать иранцы. )))
А молиться евреи. )))
Думаю откуда ложь идет про какую-то ЧУДЬ? Это значит Миллеер придумал и Ломоносову приписал.
И именно поэтому коми слова созвучны с китайскими, японскими и корейскими.
Иначе знание ЛОЖНО и является ГАЛЛЮЦИНАЦИЕЙ УМА.
ВЕ_ДА- древнее знание БРаГ-МАНов и ГуРу. )))
Аттьо зэв ыджыд! Кузь нэм да бур шуд.тэныд коми зон!
Коми - от известного древнеугорского КА:МА:- ЧЕЛОВЕК. От негоже и в греческом ХОМО.
МОРТ, МА_Р_Т, от него руськое слово сМЕРД. то-есть земной , смертный.
МА- рожденный или земля.
РТ- Рот РА, Т- материальный
не до конца уверен, но чаще всего сочетание "РТ" означающее охранник, СВЕТЛЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ. стражник.
получатся- ЗЕМНОЙ СВЕТЛЫЙ СТРАЖ,
Сербское СМРТ (смэрт), соответствующее русскому СМЕРД – смертный.Конечно, в слове «смерДеть» звучит и пишется
именно «д», но это всего лишь чередование «т» и «д», вызываемое удобством произношения.
А если по смыслу, то должно быть именно «т», то есть по-сербски. Почему? – Ответ простой.
Для этого нужно рассмотреть теперь уже этимологию самого слова «смерть».(русск. смерть, укр. смерть, белор. смерць, болг. смърт сербохорв. смр̏т (род. п. смр̏ти), словенск. smr̀t (род. п. smȓti), чешск. smrt, словацк. smrť, польск. śmierć лит. mirtìs, род. п. mirtiẽs ж. «смерть», латышск. mir̃tе «смерть», др.-инд. mr̥tiṣ ж. «смерть»). Его корень
«мер», а окончание «ть» есть просто редукция «ти». То есть «ты», «тебя» или «твоя». Значит,
должно быть именно «т», а не «д», как мы теперь пишем по кем-то когда-то «твердо»
установленным правилам. Хотя и произносим «т».
Да, но откуда при этом берется само слово «смерть», применительно к вполне себе
живым людям? Пусть не вполне ароматным, поскольку имеют неприятную привычку
трудиться. Но мы ведь и сейчас говорим ровно то же самое. Есть «высшие сферы» в лице
разнообразных начальств, а есть и «простые смертные», которых подавляющее
большинство. А в слове «СМЕРТный» как раз и скрывается искомый «смерд»!
Зырянин блестяще доказал славянское происхождение слова. В полной мере слово применимо к зырянину,
«смерд» всего лишь распространяемый им «смрад» или, поскольку это относится не к явлению, а к человеку, просто «вонючка».
Правильную работу выполняет зырянин. Он доказывает, что большая часть коми языка заимствована у словен.
Как указывают в писаниях сами индусы - по их представлениям за гималаями, на севере - живут ПОЛУБОГИ - БРаГ_МАНЫ. )))
А греки гиперБОРейцев живущих на севере называли БЕР_ГА.
И страна на севере была БиаР_Ма, которую населяли БОРеи. )))
Отсюда и пошли на юг в карпаты С_ЛОВ_ЕНе.
Вот тебе и ЛОГИЧНОЕ объяснение откуда у сербов РУСЬкие слова ПИСЬМЕННОГО УГОРСКОГО ЯЗЫКА,)))
Смерть по эстонски - surm
Смерть по-удмуртски - кулон
смерть по венгерски - halál
Смерть по-коми - сурым, кулöм.
Приведены родственные языки, не славянские, никакой связи со славянским смерть;смерд. Правда от финского kuolema, позаимствовано, и звучит как кулема - неловкий или неумелый человек (обычно женщина, девочка). Производная-околел, о животных и плохих людях.
Сохраняйте свой язык, не гадайте, или признайте, что в коми языке очень много заимствовано из словенского, а не наоборот.
Языки никогда не распадаются, а лишь обогащаются -приставками, окончаниями, суфиксами, корнями......
ЛОГикой, ЛОГикой пользуйтесь. )))
У смерти, или оставления ЗЕМНОГО ТЕЛА, есть разные качества.
КУЛО:МА- означает уход к КУЛЬ (черту)
КУВ_СЬО:М- от КУВ -стрельба, выстрел. то-есть-моментальная смерть.
ПОМ- окончание земной жизни.
СУРЫМ- а на саамском СОАРРЬМ.
Слово СМЕРТЬ- по коми имеет ещё и значение ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ДОСТИЖЕНИЯ. )))
А по Калистрату Жакову одно сожаление, что он принял у себя и (пригрел на груди) "великого социолога всех времён и народов".
Край загадочный и непознанный
Край неведомой стороны,
Ты обитель древней мудрости
Из глубины веков, из старины
Твои корни уходят в Биармию
В твоих жилах течёт её кровь,
И звучит среди слов, в осознание
Предков коми подчас вечный зов
Нет обиды в тебе на судьбу свою
Никогда ты не хлопнешь дверьми,
Нет мерила, которым бы смерили
Путь твой долгий от древней Перми
Ты шагаешь из давнего прошлого
В день безоблачный с верой людской
Все преграды пройдёшь, испытания
С гордо поднятой ввысь головой
В этом, правда, твоя, в этом истина
В твоём сердце родник доброты,
Придаёт она мудрость, терпение
Силу веры в надежду, в мечты
Коми край родной , моя Родина,
Не подвластны тебе времена,
Ты земля отцов, дедов, прадедов
Мне ты богом всевышним дана
Сила в биармов была в ЗНАНИИ законов вселенной, и в их практической чистоте - это восхищало мудрых греков-элады, и заливало черной завистью невежд теоретиков РОМеев..... ))))
Сила в ЗНАНИИ,