Приближенный к первоисточнику XIX века балет «Спящая красавица» представят в Сыктывкаре
Сегодня, 31 марта, на сцене государственного театра оперы и балета Республики Коми будет показана одна из трех балетных жемчужин Петра Чайковского – «Спящая красавица». Свою редакцию балета Мариуса Петипа представит главный балетмейстер театра Наталья Терентьева.
- Благодаря чарующей музыке Чайковского и выразительной хореографии Мариуса Петипа сказочный сюжет о добре и зле превратился в действо, с первых минут захватывающее внимание зрителя, в роскошную балетную феерию с пышными декорациями и богатыми костюмами. В «Спящей красавице» Петипа как будто собрал все, что узнал и понял о законах композиции классического «большого балета» за свою долгую карь¬еру балетмейстера, - рассказала балетмейстер-постановщик Наталья Терентьева о воплощении спектакля.
Как утверждают историки балета, Петипа с особой тщательностью продумал программу этого спектакля: «в объемистой рукописи балетмейстер точно зафиксировал сюжет, характер, ритм и даже длительность каждого номера балета, им был разработан также и подробный постано¬вочный план, который включал в себя большое количество записей и рисунков, определяющих мизансцены, характер танцев, отдельные моменты действия и даже разнообразные исторические сведения, необходимые для верного изображения эпохи».
Что же до самой музыки Петра Чайковского, то композитор предстает исключительно в светлых тонах. Здесь торжествуют любовная напевная мелодия, жизнерадостная и лирически изящная танцевальность. В центре балета шаловливый и полный полудетской грацией образ принцессы Авроры, пылко влюбленных принцев и доброй, несущей благость и счастье феи Сирени, полный восторженных любовных признаний принц Дезире. Но к тому же в этом балете Чайковский выступает как первоклассный мастер характерного танца. И в первую очередь, создавая образ феи Карабос – обобщенного образа зла, сарказма и издевки. Он находит тонкие штрихи для портретных танцев фей драгоценностей: звенящее серебро, радужные вспышки бриллиантов и сверкающие грани сапфира. Но одной из вершин театральной музыки Чайковского является серия сказочных портретов в финальном дивертисменте «Спящей красавицы»: знаменитый «кошачий дуэт» («Кот в сапогах и Белая кошечка»), танец Красной шапочки и Волка, героев «Мальчика с пальчика», «Золушки», «Голубой птицы» и др.
Впервые постановку балета «Спящая красавица» на сыктывкарской сцене осуществил в 1995 году Иван Паршагин. Как говорил балетмейстер, замысел его работы заключался в завершении создания триптиха балетов Петра Чайковского. Дополнить уже находившиеся в репертуаре театра «Лебединое озеро» и «Щелкунчика» лучшим его балетным произведением – «Спящей красавицей». В то время постановку активно поддержало министерство культуры Республики Коми и министр Алексей Безносиков.
В 2009 году в рамках XIX международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) состоялась премьера редакции Любови Сизовой. Этот вариант спектакля в 2012 году был представлен в Великобритании в рамках гастролей балетной труппы. Но в силу объективных обстоятельств эти варианты произведения Чайковского и Петипа были лишены некоторых интересных и важных моментов. Сегодня появилась возможность открыть некоторые купюры и развернуть действие, приблизив его к первоисточнику XIX века, что и осуществила главный балетмейстер театра Наталья Терентьева.
Например, в новой постановке будет полностью открыт пролог, в котором и рассказывается идея всех произведений Чайковского – противостояние сил добра и зла – противостояние нежной феи Сирени и мрачной Карабос. Также в спектакле появятся нереиды, которых, по словам балетного критика Натальи Садовской, очень не хватало в первой сыктывкарской редакции. Нежные, обольстительные, неуловимые и чуть кокетливые морские божества – нереиды, принимая подчеркнуто изысканные барочные позы, танцуют счастье и любовь, предвосхищают встречу принцессы Авроры и принца Дезире.
Главные партии в спектакле исполнят Наталья Супрун (Аврора), Роман Миронов (Дезире), Татьяна Бикмухаметова (фея Сирени) и Василий Немчинов (Карабос). Еще одним новшеством спектакля станет участие в нем воспитанников Детской студии классического балета, организованной при театре осенью 2016 года. Двадцать детей от 6 до 16 лет впервые предстанут в образах музыкантов, пажей, Мальчика с пальчика и его братьев.
Комментарии (2)
"А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, Шекспира ?!!" (с) ..)))))