Новый том трудов социолога Питирима Сорокина открыл неожиданные грани ученого
Неожиданный аспект творчества ученого-социолога Питирима Сорокина представлен в очередном томе его собрания сочинений. Книга «Прачечная человеческих душ: художественные произведения 1907-1923 гг.» была подготовлена в Центре «Наследие» имени Питирима Сорокина и на днях вышла в свет.
Как сообщила в свежем номере газета «Республика», в книгу вошли произведения ученого, написанные им в жанре художественной прозы, публицистики и поэзии. В первом разделе – статьи, очерки, сказки и фельетоны 1907-1923 годов. Вторая часть тома – это научно-фантастический роман «Прачечная человеческих душ», который впервые издается в полном объеме и напечатан сразу в двух авторских вариантах (один из них три года назад выходил в журнале «Арт»). Третий раздел составляют стихотворения, написанные Сорокиным в молодости. И дополняют книгу несколько публицистических произведений ученого, созданных в американский период его жизни.
Как рассказала директор центра «Наследие» Ольга Кузиванова, издание подготовили ученые Вадим Сапов и Мария Ломоносова. Для того чтобы собрать художественное наследие Сорокина, им пришлось провести кропотливую исследовательскую работу в архивах. Напомним, центр «Наследие» много лет ведет большую работу по переводу книг ученого и их изданию в виде собрания сочинений. Уже вышло шесть томов.
Фото Артура Артеева, газета "Республика"
О том, что Питирима Сорокина можно по праву считать одним из первых российских фантастов, знали лишь немногие специалисты по его творчеству. Роман «Прачечная человеческих душ» (в журнальном варианте название – «Предтеча») под псевдонимом Н.Чаадаев был опубликован сто лет тому назад – в «Ежемесячном журнале литературы, науки и общественной жизни» в период с февраля по декабрь 1917 года. Окончание романа в 1918 году так и не вышло. Любопытно, что в своих статьях, воспоминаниях и интервью Сорокин никогда даже не упоминал об этом произведении.
Главный герой романа Дмитрий Никуличев (в нем видны черты самого автора) вместе с другом Иваном Колыбиным совершили важное открытие. Банкир Шахматов заключил с молодыми учеными договор: в течение года они обязуются перевоспитать его избалованного сына – десятилетнего Борю, а заодно и его шестилетнего приятеля Витю. Нужно в сжатые сроки дать им знания в объеме университетского курса. В случае успеха банкир обязался выплатить ученым два миллиона рублей для постройки лаборатории, в которой они продолжили бы работу. Колыбин изобрел средство для развития интеллекта – умород (препарат улучшает память, внимание и другие функции головного мозга), а Никуличев разработал новаторскую педагогическую систему. Ученики принимают таблетки уморода и становятся не по годам умными. Они легко сдают экзамены, и молодые ученые получают средства на разработку сверхуморода. Одна из комнат их лаборатории и есть «прачешная человеческих душ».
«Множество странных приборов и сложных механизмов бросалось в глаза и в этой зале, – описывает автор. – Целая система кнопок цветными точками пестрела на стене. Стоило случайно нажать одну из них, и на эстраде залы появлялись люди, изображавшие сцены убийства, насилия, краж и целый ряд преступлений и ряд бескорыстнейших подвигов. Стоило нажать другую – и в зале воцарялся хаос: пол и стены начинали колебаться, раздавался оглушительный шум, ослепительный свет начинал чередоваться с абсолютной темнотой… Нажимали третью – и пациент видел перед собой основные моменты своей жизни, видел себя самого таким, каким он был в действительности, и рядом с этим таким, каким должен был быть. Ряд приспособлений лаборатории предназначен был для того, чтобы вытравить из исправляемого ненужные инстинкты, другой ряд – для того, чтобы внедрить в него желательные привычки…»
Сорокин во время написания романа сам разрабатывал свою систему социальной педагогики и через Никуличева рассказывает о своей мечте: «В недалеком будущем должны исчезнуть современные школы, тюрьмы, преступники и суд в современной форме. Уменьшена будет и та пропасть, которая отделяет теперь один класс от другого. Таковы ближайшие результаты нашей работы».
Молодые ученые представили итог своих исследований научному сообществу и прославились, по всей стране стали открываться новые школы и «лаборатории по исправлению преступников». Но некая преступная организация, завладев новой методикой, стала формировать противоправное поведение у законопослушных граждан. Роман завершается тем, что ученые начинают активную работу уже по преодолению проблем, вызванных использованием результатов их открытия в преступных целях.
– Фантастическая составляющая романа не превышает одной пятой от общего объема книги, – отметила Ольга Кузиванова. – Зато здесь много лирики, зарисовки природы и деревенской жизни, показана любовная линия. Эпизоды описания детских лет и смерти матери напоминают автобиографию Сорокина «Долгий путь». Роман читался с интересом как сто лет назад, так будет читаться с интересом и сейчас. Эта книга в очередной раз доказывает, что Сорокин был разносторонним человеком.
Большинство героев романа имеют реальных прототипов. В частности, отдельные эпизоды посвящены Каллистрату Жакову. Остается до конца неясным, почему автор написал два разных варианта романа. Некоторые места рукописи оказались вычеркнутыми, но при новой публикации их вставили в текст.
Кочующая Америка
Около девяноста процентов своих художественных и публицистических произведений Сорокин создал в России. В Америке он писал в основном научные труды. В сентябре 1922 года Питирима Сорокина вместе с Николаем Бердяевым, Николаем Лосским и другими представителями русской интеллигенции на известном «философском пароходе» выслали из Советской России. Некоторое время он жил и работал в Праге, затем был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, потом он получил предложение занять место профессора в Миннесотском университете (первая постоянная работа в США). После шести лет работы в Миннесоте он был приглашен в Гарвардский университет на место руководителя создаваемой там кафедры социологии и с 1930 года приступил к работе.
После эмиграции за океан ученый писал в основном на английском языке. Поэтому в его зарубежном творчестве выделяется небольшая статья «Кочующая Америка». Она была написана ученым на русском языке во время поездки с женой Еленой в Yellow Stone National Park в конце 1920-х годов. Около пятнадцати лет назад, разбирая старые фотографии, эту рукопись обнаружил сын ученого Сергей.
«Громадная индустриализация и урбанизация Америки ничуть не вытравила в американцах тягу «на лоно природы», – так начинает свои путевые заметки автор. – Здесь почти каждая семья имеет свой автомобиль (как в России в былые времена почти каждая семья имела самовар). Это делает возможным выезд из города…»
По воспоминаниям Сергея Сорокина, как раз в то время его родители обзавелись своим первым «фордом» и стали регулярно выезжать на природу. Подобные «кочевки на дикое лоно природы» в семье Сорокиных стали ежегодными.
«Интенсивная университетская и научная работа за 11 месяцев изнашивают меня и делают месячный отдых вдали от культуры необходимым», – пишет Питирим Сорокин.
Но и «кочуя», он остается ученым: «наиболее интересным для меня, как социолога, был факт мирного и свободного сожительства людей с медведями». Далее потрясенный ученый описывает, как он кормил сахаром из рук диких «попрошаек» – медведей, сидящих у дороги в позе «нищего у паперти». На территории туристических лагерей «бурые» и «черные» медведи спокойно бродят среди людей, порой воруя продукты из палаток. Немалая часть заметок посвящена американским дорогам, которые автор сравнивает с российскими, более приспособленными для пешеходов, чем для машин. Рассуждения о дорожных знаках приводят социолога к обобщению, что «Америка – это общество, построенное на вере в наличность здравого смысла и личной ответственности его граждан» в отличие от «опекающей политической системы» в России. Размышляя об американской свободе слова и печати, Сорокин считает, что в России, где «здравый смысл сохранился далеко не у всех, система стопроцентной свободы невозможна. Без «мудрой опеки власти» может повториться 1917 год с его неограниченной анархией и разгромом».
Также в третий раздел тома вошли стихотворения Питирима Сорокина. Шесть из них были опубликованы им самим, а другие хранились в его архиве в двух тетрадях под названием «Рифмованная ерунда». И совершенно неожиданно было прочитать статью Сорокина «Мой склон азалий». В ней он для садоводческого журнала описал возделанный собственными руками сад, за который в 1956 году был удостоен Большой золотой медали Массачусетского общества садового земледелия.
«Работа в саду заменяла мне все необходимые физические упражнения, снимала надобность в психиатре, так как сохраняла спокойствие и целостность моей души, давала мне время поразмышлять, когда в голове рождались свежие идеи. Так что я очень рекомендую всем разбивать собственные сады и работать в них как можно больше», – писал Сорокин в автобиографии.
Своим садом ученый занимался практически до конца жизни.
Комментарии (38)
Он социолог США, а не России. Но там он на (отм.) никому не нужен.
Впрочем, как и Евтушенко, которому сейчас литургии поют идеологические диверсанты и глупцы, не понимающие, что возвышение таких людей идёт в противовес истинным учёным от России, работавших на Родину...
Что невозможно быть учёным-социологом России, не живя в России.
А эмигрировал в 22-м. Он не сдержал данное Ленину слово не гадить большевикам и его культурно посадили на поезд и выслали в Берлин. Ещё и денег дали на дорогу.
В отличии от Вас я знаю хоть что то о тех,-кому даю оценку...
"«наиболее интересным для меня, как социолога, был факт мирного и свободного сожительства людей с медведями». Далее потрясенный ученый описывает, как он кормил сахаром из рук диких «попрошаек» – медведей, сидящих у дороги в позе «нищего у паперти».
Побывал бы хоть раз на трассе Сыктывкар-Ухта, понялбы , что за этим открытием не надо ехать в Америку...
ПРОЕКЦИИ
Ты пытаешься спроецировать на Евтушенко свое отношение к миру. Хочешь доказать, что он такое же г****, как и ты, только более удачливое
А в реале он удачлив как раз потому, что не г****
А ты неудачник, потому что таковы твои жизненные установки.
Ты искренне веришь, что Евтушенко был похож на твою карикатуру. Гильбо (с)
Вероятно Вы не в курсе, что один из признаков закомплексовпнного неудачника - анонимный сра.ч в комментариях.
Вы можете считать, что если бы не Пеоерим Сорокин, то и Университета в Сыктывкаре до сих пор не было бы. Но историче!кой ценности Ваши дифирамбы, впоочем, как и сра.ч иметь никакой не будут.
Даже Ваши дети и внуки не сиогут гордиться Вашими умозаключениями, так как Вы - анонист..
Не захлебнись. )))
К счастью - социология стала инструментом порабощения потребителя в условиях свободного (слегка регулируемого) рынка. Для России сегодня социология неактуальна.
Никакая социология не предотвратит хаоса, в который входит общество. И первый признак хаоса - не терракты и незаконные митинги. а потеря мотивации к созидательным процессам во всех стратах :))
Его отец был русским. Мать из зырян, но не факт, что именно Коми.
И что он сделал для Русской науки, чтобы его именем называть Российские Университеты??
Да, и о гонимости большевиками Вашего кумира:
"В июне — октябре по заданию «Союза возрождения России» руководил подготовкой восстания против большевиков в районе Великий Устюг — Котлас — Архангельск. 30 октября в Великом Устюге сдался ЧК. Чекисты намеревались его расстрелять, но Сорокин попросил разрешения послать телеграмму В. И. Ленину с раскаянием. Сорокин написал открытое письмо в газету Северо-Двинского губисполкома «Крестьянские и Рабочие Думы» с отказом от членства в партии эсеров и решением отойти от политической деятельности, в том числе о выходе из Учредительного собрания. 20 ноября 1918 года письмо было перепечатано газетой «Правда». 21 ноября в «Правде» опубликована статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», в которой было сказано, что это не только «открытое и честное признание своей политической ошибки», но и демонстрация начавшегося поворота мелкой буржуазии и эсеров от враждебности к нейтральности в отношении большевиков[11]. В декабре Сорокин под конвоем был привезён в Москву и помилован[6]."
Матчасть учить Вам более не советую. Пустая трата биссеоа...
В блокаду Ленинграда он где был со своими исследованиями о голоде?!
• «Питирим Александрович Сорокин – гигант социологической мысли XX века»
Роберт Кинг Мертон — один из самых известных американских социологов двадцатого века.
• «Питирим Сорокин: пророк политического будущего, которое является нашим настоящим… Стоя на плечах такого гиганта, мы можем смотреть вперед».
Гарольд Браун, проф. Университета Северная Каролина.
• «Выдающийся ученый, человек всех времен года, социолог и творческий мыслитель всех времен»
Джозеф Форд,физик (США)
• «Наследие Питирима Сорокина является краеугольным камнем, одной из глубочайших и прочнейших основ того мировоззрения, которое поможет обществу преодолеть противоречия и кризисы переходной эпохи и сформировать именно такое в своих основных чертах интегральное общество, которое и предсказывал в своих произведениях Питирим Сорокин.
Ю.В.Яковец – президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, Россия
• «Возможно, этот ученый спас мир от ядерной катастрофы, веско и ответственно и доказательно заявив, что для войны двух противостоящих блоков нет принципиальных причин».
Б.П. Кутузов, российский историк и публицист
• « Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России. Во время войны с фашизмом он сотрудничал с Комитетом помощи России, — теперь пришло время, когда его труды и идеи должны помочь духовному возрождению нации”
А.В. Липский – социолог.
• "Питирим Сорокин был сложным и в чем-то парадоксальным человеком... Он тонко чувствовал конфликты времени и дал им достойное выражение. Его влияние печатным словом и преподавательской деятельностью на социальную науку и далеко за ее пределами — громадно".
Из некролога, опубликованного в гарвардской университетской газете, подписанного выдающимися социологами и учениками Сорокина — Дж. Хомансом, Ф. Уайтом, Т. Парсонсом и другими
Речь о том, что его научность имеет для России не большее значение, чем двухмесячное пребывание Менатхема Бегина при строительстве Печорского моста.
Но для Лёни Зильберга этого было достаточно, чтобы устанавливать ему памятные доски, будто если бы не Менахтем Бегин моста через Печору до сих пор не было бы...
Это он всего лишь развил мнение Альбера Камю на эту тему.
Почитайте работу "Эссе об абсурде"
Там есть интересная мысль:" Решить вопрос, стоит жизнь того, чтобы её прожить, значит ответить на основной вопрос философии..."
Так что Сорокин всего лишь высказал мнение на эту тему.
Что касается приложения его творчества к Вашим трудам, то если имея желание можно и из трудов Фомы Аквинского найти что полезное....
Он довольно хорошо относился к периоду жизни(детству) в Коми.Что всего более нравилось ему в этом крае?В своей автобиографии отмечает,что здесь нет гадов (змей) ползучих!...:)
Аж, как то даже неловко за гэбню. )))
Ну или сам почитай Питирима Сорокина, хотя бы об его экспедициях-исследованиях с Каллистратом Жаковым по зырянскому краю.
Опять напрашивается аналогия с Печорским мостом и Бегином....
Ты почитай, почитай об исследования СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА Питирим Сорокин в экспедициях . )))
Эт тебе не гэбэшную пропаганду сочинять...)))
... я был бы только ЗА!
Что тут нового? Эта мысль есть осколок рассуждений о роли личности в истории.
Научность и новизна на тот момент в чём?!
Всё когда-то уже было в социумах. Но мало кто обращал на это внимание, не исселедовал, не искал закономерностей и тем более не систематизировал. А Питирим Сорокин это сделал НА ПРАКТИКЕ и опираясь на ПРАКТИКУ, а не на теории и прочие ИЗМы шизиков со звездами.
Это тебе не коммуняцкие теории о светлом будущем и тут же кровавые практики над народами....
Щиголев, ещё раз - ПОПРОСИ КУРАТОРА ОБНОВИТЬ ТЕБЕ ПРОПАГАНДИСКУЮ ТЕТРАДКУ ....)))
А то твоя пропаганда, уже даже современного школьника не впечатляет. Нупозорище же для гэбни )))
У понятия научности, как и вклада в науку, есть свои критерии. Если Вы их не знаете или не собираетесь придерживаться, то и теории лидера всемирного братства Гуманойдов господина Буханцева для Вас тоже будут научным открытием. Тем более, что он настоящий Коми, в отличии от Сорокина..
И ты уж определись, Сорокин - АМЕРИКАНЕЦ или РУССКИЙ? А то какой-то когнитивный диссонас у твоего гуманоида. ))
Как же сильна коммунистическая идея, что как только появились большевики, народ резко поменял взгляды, а ваш Сорокин написал жалостливое письмо Ленину, отрекшись от эссеровских идей и сдав чекистам эссеровское подполье ради сохранения своей жизни.
Чего про это умалчивпете?
Никакого письма Питирим Сорокин не писал немецкому шпиёну Ленину. Галлюционируешь?