«Асъя кыа» возродит «Таежную сказку» с 30-летней историей
После пятилетнего перерыва Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми «Асъя кыа» вновь поставит на сцене концерт-спектакль «Парма Мойд» («Таежная сказка»). О возрождении легендарной постановки Виктора Морозова, имеющей почти тридцатилетнюю историю, рассказали сегодня на пресс-конференции руководители ансамбля.
Худрук «Асъя кыа» Александр Титаренко начал с экскурса в историю спектакля. Виктор Морозов впервые поставил «Парма Мойд» в апреле 1989 года, приурочив премьеру к 50-летию ансамбля. Концерт-спектакль в четырех действиях по легендам и преданиям народа коми объединил поэзию и музыку, пластику и символику, пение и хореографию. Создавая «Таежную сказку», сценарист, режиссер и композитор Виктор Морозов опирался на фольклор и песни Коми, относясь к «преданиям старины» очень бережно, хотя некоторые «алмазы» все же пришлось обрабатывать. Ювелирная огранка Вычегодско-Сысольского, Вымско-Удорского, Ижмо-Печорского пластов коми культуры и стала основой для сказочного ожерелья «Парма Мойд».
- Тогда у ансамбля был очень плотный гастрольный график. Виктор Петрович предложил нам взять с собой на гастроли ноты и какой-то минимальный реквизит. И в других городах мы репетировали «Парму» прямо перед началом концертов - по одной картине, в полноги. Но когда концертов не было — работали в полную силу. В итоге с двухмесячных гастролей мы привезли практически готовую постановку, — вспоминает народный артист Коми Анатолий Смирнов историю спектакля.
Главный балетмейстер ансамбля «Асъя кыа» Дмитрий Бушуев отметил инновационность столь крупного полотна для того времени. Виктор Морозов отошел от концертных номеров к многообразию жанров в единой сюжетной линии. Постановка и в наши дни не звучит анахронично за счет синтеза классики, пасторали и даже рока.
Главный хормейстер «Асъя кыа» Алексей Разбаков назвал подвижность хора «революционной» для ансамбля образца 1989 года.
- Артистам в этой постановке приходится выкладываться, в том числе и как актерам — обыгрывать музыку движениями. В одной из картин артисты хора сами подыгрывают себе на шумовых инструментах, без сопровождения оркестра. Кстати этот номер очень нравится детям: они смотрят с большим интересом, начинают двигаться в такт. Дети — самый строгий зритель, - подчеркнул Алексей Разбаков.
Восстановление спектакля не предусматривает кардинальных перемен. Немного изменилось звучание оркестра, установлено современное световое оборудование, которое поможет расставить акценты, обновлена и материальная база — костюмы и реквизит.
К сводным репетициям цеха ансамбля приступят уже на этой неделе, премьера намечена на 20 апреля и пройдет на сцене Коми республиканской филармонии.
Также предусмотрены спектакли для школьников, которым покажут только первое — динамичное действие сказки. «Школьные» прокаты пройдут 19, 21 и 22 апреля.
Комментарии (12)