content/news/images/62345/KMO_157689_00046_1_t222_204235_mainPhoto.jpg
22:21, 27.04.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Покупатель как бы прав»

Как защитить отечественного потребителя от современных «старух-процентщиц», интернет-мошенников и недобросовестных продавцов? «Огонек» выяснил, на что жалуются россияне и удается ли им отстоять свои права.

На обсуждение: «Покупатель как бы прав»
Фото Коммерсантъ

Состоявшееся на минувшей неделе в Великом Новгороде заседание президиума Госсовета сразу привлекло к себе внимание — тема уж больно народная: за 25 лет потребление всевозможных услуг у нас выросло в 500 раз! Зато и проблем добавилось: от так называемых микрозаймов, из-за которых заемщики фактически попадают в кабалу, до интернет-торговли, когда сегодня продавец есть, а завтра — растворился на цифровых просторах... Что делать? Ответ известен — писать жалобу.

По данным Роспотребнадзора, сегодня россияне чаще жалуются на услуги, чем на товары. Самые больные темы — ЖКХ и медицина. Только за прошлый год количество обращений по жилищно-коммунальным услугам, например, в Московское отделение ведомства увеличилось на 70 процентов по сравнению с 2015-м. На образование — тоже жалуемся. Число претензий, связанных с образовательными услугами, по стране за 6 лет выросло в два раза. А с медицинскими — в три. Причем, как правило, это касается платных услуг — в некоторых клиниках начинают лечить даже от тех болезней, которых у пациента нет.

Что еще в топе жалоб? Финансовые услуги, услуги связи... Люди пытаются вернуть деньги за навязанные страховки при оформлении банковского вклада, разобраться с гигантскими счетами за телефон. Новая обширная категория жалобщиков — заемщики, те, кто неосторожно оформил микрокредит под гигантские проценты. Число претензий к интернет-торговле за последние 5 лет выросло в 2,5 раза. Типичная история: заказал ноутбук в интернете, оплатил, но так и не получил, а телефоны на сайте не отвечают и владельцев не найти. Интересно, что из статистики ведомства выпали чиновники — жалобы на госорганы в Роспотребнадзор у нас единичные.

В общественных приемных Роспотребнадзора дым коромыслом. На горячую линию поступают 30-40 звонков в день. Девушки в форме — бордовая юбка, белая рубашка, красные погоны с рубиновыми звездами — помогают составлять претензии, иски, консультируют, листают договоры, принесенные просителями, раздают брошюрки об опасностях на минном поле товаров и услуг — от покупки авиабилетов в Сети до оплаты товаров банковской картой... В прошлом году в Роспотребнадзор пришло больше полумиллиона жалоб, и поток не спадает. Но и Роспотребнадзор — не один в поле воин. Защитой потребителя занимается огромная государственная машина: десяток ведомств, которые ежегодно получают 93 млрд рублей — средства немалые. Интрига в другом: что на выходе? Жаловаться — это помогает?

На первый взгляд статистика внушает оптимизм. С 2006 года количество судов, проведенных при участии того же Роспотребнадзора, выросло в 10 раз! Ну а 90 процентов решений сегодня принимается в пользу потребителей.

— Дело в другом: половина судебных решений не исполняются,— разводят руками в Союзе потребителей России,— можно купить товар на миллион рублей, не получить его, выиграть суд, но так и остаться ни с чем.

Оказывается, даже если суд выигран, с недобросовестных предпринимателей зачастую невозможно стребовать деньги: пока тянется процесс, они просто обнуляют счета и создают новое ООО — с учетом того, что досудебная блокировка счета у нас не принята, потерпевший может так и не увидеть присужденной ему компенсации... А ведь таких хитрых ходов и отработанных уловок в арсенале мошенников множество.

— Одна из самых злободневных тем последних лет — это оказание косметических и медицинских услуг по завышенной стоимости в кредит,— рассказывает юрисконсульт Московского отделения Роспотребнадзора Алена Рыбинская.— Навязывание сомнительной косметики, посуды, постельного белья в кредит, бесполезных юридических услуг, мы постоянно имеем с этим дело.

Как объясняет эксперт, раньше контролирующие органы могли придраться, например, к отсутствию информации об изготовителе на упаковке, но сейчас многие нарушители уже так поднаторели в этом противостоянии, что их почти не за что "ухватить". Не меньшая боль для контролеров — хитро составленные договора. Сегодня в таком договоре, к примеру, могут не указать дату начала оказания услуги, а раз нет даты, значит, приобретенной услуги можно ждать бесконечно, и суд тут не поможет... Новые проблемы принесли и новые технологии: большая часть интернет-торговли вообще неуловима для надзора. Как поясняют эксперты, владельца интернет-магазина можно найти и предъявить ему претензии, только если он указал юридический адрес. Так вот, по данным "Общественной потребительской инициативы", каждый седьмой интернет-магазин этих реквизитов не указывает. Или, к примеру, 10 процентов онлайн-магазинов предоставляют недостоверные данные — вот и ищи справедливости по всему интернету.

Трудно найти управу не только на частный бизнес, но и на госорганы.

— Надзорные органы не считают себя независимым институтом, у которого своя миссия — защита прав потребителей,— говорит Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль".— Корпоративно они солидарны с другими чиновниками и власть имущими, например с крупными корпорациями. Потребители просто не из этой песочницы.

Наконец, парадоксальный поворот темы: многие наживаются на поисках справедливости обиженными людьми. Эксперты поясняют: кроме надзорных ведомств существует огромное количество якобы общественных организаций и юридических контор, которые предлагают потребителю за деньги решить его проблему. Так вот за результат ответственности никто не несет, зато требуют оплатить каждый шаг и, по сути, раздевают обманутого человека еще раз. Стоит ли удивляться, что, по данным Союза потребителей России, 40 процентов россиян не хотят отстаивать свои права — себе дороже...

Понятно, что Госсовет проблемы тоже не решил, хотя контуры такого решения все же наметил. Ну, например, прозвучали предложения создать институт уполномоченного по правам потребителей, блокировать сайты, уличенные в мошенничестве, ужесточить требования к микрокредитованию... Предложения хорошие, но налицо, похоже, противоположный тренд: недавно власти запретили госорганам реагировать на анонимные жалобы, а на днях уполномоченный по защите прав предпринимателей по Москве Михаил Вышегородцев и вовсе предложил штрафовать граждан за "потребительский экстремизм", то есть претензии, которые не подтвердились. Стоит оценить оригинальность инициативы: жалоба на жалобы — такого в истории отечественного потребительского рынка, кажется, еще не было.

1544

Комментарии (6)

Добавить комментарий
  • Марк
    27 апр. 2017 г., 22:37:54
    Ответить
    мда
    Об уровне статьи говорит слово "договора"
    Отправлено из мобильной версии
    • Отец Федор
      28 апр. 2017 г., 10:14:28
      Ответить
      Как бы продать старые брюки.
  • 12345
    28 апр. 2017 г., 6:27:49
    Ответить
    Что главный двигатель торговли услугами?
    Три кита современной торговли:
    1. Товар – фигня, главное – красивая упаковка!
    2. Упаковка тоже в принципе фигня, главное – навязчивая реклама!
    3. Хотя реклама исключительно важна, но она ноль – не будь той массы д****ов, которые на нее ведутся.
    Д****ы – вот настоящий конек современной торговли!
    • 55555
      28 апр. 2017 г., 8:29:21
      Ответить
      Абсолютно верно!
  • 12345
    28 апр. 2017 г., 6:32:07
    Ответить
    Для филологов с бнка
    Деби́льность или д****и́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию
    Это медицинский термин , а не нецензурное выражение.
    Точки вместо него ставить не надо
  • Липа
    28 апр. 2017 г., 18:19:26
    Ответить
    Тетка на фоте слева - старуха-процентщица или пострадавшая? чего-то так обиженно смотрит? Или обалдела от консультирования Роспотребнадзором девушкой справа? Брючки у нее зачетные.