content/news/images/62713/SERG0807_mainPhoto.jpg
23:00, 08.05.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Еще одно эхо Второй мировой: войны памяти»

Доктор исторических наук, профессор Юрий Шабаев по просьбе БНК в преддверии 9 мая поделился своими размышлениями о современных войнах памяти, которые часто связаны именно с второй мировой. Выносим эссе на обсуждение.

На обсуждение: «Еще одно эхо Второй мировой: войны памяти»
Фото Сергея Васильева

9 мая россияне по традиции отпразднуют один из самых великих праздников Отечества — День Победы. Это день, когда мы славим подвиг народа, выстоявшего в жесточайшей войне и победившего сильнейшего врага, но это еще день памяти и скорби о погибших. В нашей стране трагедия войны так или иначе коснулась каждой семьи и цифры потерь ужасают. Эти цифры, которые озвучивались советскими, а затем и российскими лидерами постоянно возрастали и последние официально признанные потери — 27 миллионов (включая солдат погибших на фронте и жертвы среди мирного населения). Сегодня некоторые историки уже называют другую цифру — 42 миллиона.

Официальные картины войны, нарисованные советской пропагандой, были очень далеки от той реальности, которая виделась солдатам, сидевшим в окопах. Самыми пронизывающими и правдивыми свидетельствами печальной повседневности войны стали «Солдатские письма», опубликованные советским поэтом и сценаристом Констатнитом Симоновым. Но даже он не смог сказать всей правды, ибо официальной пропагандой война описывалась лишь в героических тонах. Те, кто были на фронте и месяцами сидели в окопах, спустя годы делились своими собственными воспоминаниями , которые очень плохо стыковались с кинематографическими и официальными картинами войны. Личная память о войне часто была очень мрачной. А потому большинство из тех, кто реально сидел в окопах и выжил, потом не ходили по школам и не рассказывали о героике боев - они говорили о том, что жизнь солдата на фронте не только была чрезвычайно тяжела, но сама эта жизнь командирами не ценилась и не оберегалась нисколько. Рассказы этих участников войны обычно происходили только за семейным столом.

Об отношении к ценности солдатской жизни говорит жестокая статистика: на одного убитого немецкого солдата на Восточном фронте приходилось восемь убитых советских солдат и совсем не потому, что мы не умели воевать. В первую мировую соотношение потерь русских и немецких войск было почти равным, но тогда не было комиссаров, заградительных отрядов, СМЕРШа и были офицеры, для которых понятие офицерская честь значила очень много.

Как все тяготы войны выдержали наши солдаты нам сегодняшним гражданам страны понять трудно, но они выдержали и победили. И наша Великая Победа — это подвиг Солдата и только Солдата. Полководцы, политические лидеры, помощь союзников без выдержки советских солдат не смогли бы гарантировать победы над нацизмом.

Но сколько этих солдат осталось брошенными на полях сражений: под Вязьмой, под Ржевом, под Волховом и т..д.? Моя мать, которой было 14 лет тогда, когда наши войска выбили немцем из Луги (ныне городе воинской славы) была освобождена из тюрьмы, куда ее бросила вместе с матерью и сестрами эстонская полиция, расстрелявшая перед этим за связь с партизанами моего деда, часто вспоминает первые дни после оккупации. В ее память врезалась одна из печальных местных картин войны. Спустя много дней поле того, как Луга была освобождена, она пошла в одну из ближайших деревень за продуктами и увидела, что небольшой холм перед деревней весь покрыт трупами советских солдат. Немецких трупов не было. Видимо, как это часто случалось, какой-то офицер ради очередной награды повел в лобовую атаку своих солдат на немецкие позиции, удобно расположенные на пригорке, и положил их немерено. Позиция была завоевана не воинским умением, а большой кровью. Хоронить же павших никто особенно не торопился. Если жизнь человека стоила мало, то о тех, кто жизнь потерял, и вовсе не торопились позаботиться, а часто откровенно бросали на поле брани.

Не случайно уже многие годы поисковые отряды ведут поиск и захоронение непогребенных жертв сражений и конца этой работы не видно.

То, что нужно было сделать сразу после войны (и даже сразу после сражений) никто в Стране Советской делать не стал, ибо человеческая жизнь и достоинство человека советские власти не принимали во внимание (вспомним спецпереселенцев, систему лагерей ГУЛАГа, с помощью которых осваивался Север и велись великие стройки коммунизма).

Наша святая обязанность сегодня искупить вину перед павшими, многие из которых могли бы жить, и искупить вину мы можем только памятью. А поэтому совсем не случайно столь широкое развитие получило поисковое движение, но недавно возникла другая народная инициатива — бессметрный полк. Люди достают портреты своих отцов, дедов, бабушек, матерей, которые прошли войну или пали на полях сражений, и с этими портретами выходят в день победы на улицы городов и сел. Живые и мертвые идут рядом и требуют: помни, НО ПОМНИ ВСЕ!

***

Однако наша память о войне и наша трактовка нацизма и его преступлений сегодня не всех устраивает. Особенно это касается политических элит стран Балтии.

Нашумевший снос памятника бронзовому солдату в Таллине в 2007 г. и перенос его на городское кладбище вызвал в столице Эстонии массовые беспорядки, ибо русскоязычное население страны справедливо расценило этот шаг как покушение на их историческую память. Оправданием войны с памятниками стали политические мифы, которыми руководствуются власти Эстонии и других балтийских стран. Таких мифов несколько, но остановлюсь на тех, которые здесь имеют значение. В свое время консолидации этнического большинства Балтийских стран способствовал миф коллективной жертвы, в качестве которой представали исключительно литовцы, латыши и эстонцы. Эти народы считали себя жертвой советского режима. Тот факт, что в процессе советизации Прибалтики были уничтожены культурные институты других меньшинств и сама культура, что жертвами репрессий были русские, евреи и представители других этнических групп не принимается во внимание, равно и то, что от большевизма пострадали многие миллионы граждан СССР. Более того, «особая балтийская концепция жертвы», позволяет вынести за скобки этнополитического дискурса, факты прямого участия борцов с советским режимом в преступлениях против человечества, в пособничестве нацизму.

Творцы концепции коллективной жертвы исходили из того, что жертва имеет «право» на политический реванш, на компенсацию за те унижения, которые она якобы вынуждена была терпеть. И таким реваншем стала прямая и скрытая дискриминация русскоязычного меньшинства.

Для политического оправдания политики дискриминации в отношении руссскоязычного меньшинства был создан еще один этнополитический миф: миф о коллективной вине за «советскую оккупацию», которая лежит на русском населении Прибалтики.Названную культурную группу стали рассматривать и маркировать как «пятую колонну», как носителя имперского сознания, как проводника интересов России, которая не утратила своих имперских амбиций и является угрозой для независимых стран Балтии.

А значит, чтобы ослабить эту «пятую колонну», надо не дать возможности русскоязычным сохранять свои культурные ценности и культурные институты, надо вытеснить на периферию социального пространства этих стран историческую память русских, включая память о войне.

Но война с культурными символами России и россиян идет не только в Прибалтике. Не менее продвинулась в этом направлении и Польша.

Причем в Польше война с культурными институтами и символами, представлявшими ценность для других народов, началась еще до начала Второй мировой войны. В годы второй Речи Посполитой власти страны последовательно проводили линию на «полонизацию» меньшинств, навязывание им культурных стандартов доминантной этнической группы. Самым масштабным свидетельством этого процесса стала операция, проводившаяся в 1938 г. силами войска польского, в ходе которой было уничтожено треть православных храмов страны. В этом смысле в польской политике прослеживается показательная преемственность. Стерилизация культурного пространства страны продолжилась и в современную эпоху, когда Польша вступила в семью демократических европейских наций. В 2015-2016 гг. национальные и местные власти страны приступили к масштабному сносу памятников советским воинам, установленным после окончания второй мировой войны на улицах и площадях многих польских городов, заявляя, что павшим место лишь на погостах. Однако, речь идет не о традициях погребения, а о символах памяти и здесь имеет место сознательная подмена понятий. Не случайно, что уничтожение памятников поддержал Институт национальной памяти Польши (созданный для расследования преступлений нацизма и коммунизма), ибо в современной польской версии исторической памяти, которую он поддерживает, не может быть места памяти о простых солдатах, отдавших жизни за победу над нацизмом, если эти солдаты «чужие».

Но особенно показательная война с памятью о холокосте - массовом уничтожении евреев нацистами в годы второй мировой войны. Но пособниками нацистов были украинцы (прежде всего бандеровцы), подразделения СС, набранные из литовцев, латышей, эстонцев, венгерские салашисты.

Основанием для уничтожения евреев стали нюрнбергские расовые законы 1935 года: «Закон о гражданстве рейха» (Reichsbürgergesetz), «Закон о защите немецкой крови и немецкой чести» (Gesetzzum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre). Эти законы определяли статус евреев в Третьем рейхе и ограничивали их права в политической и общественной жизни Германии.

Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе, вводил различие между «гражданами рейха» и «принадлежащими к государству» (заметим, что делить жителей региона на разные символические группы пытаются и ныне, а потому задумайтесь о том , где нужно искать корни этой политической практики)!

Граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая кровь, ибо только они могли пользоваться политическими правами в том объеме, в котором эти права существовали в Третьем рейхе. Второй Закон об охране немецкой крови и немецкой чести запрещал «расовое загрязнение» — браки между евреями и немцами, а также внебрачные сексуальные отношения между ними. Нюрнбергские законы последовательно осуществляли изоляцию евреев по расовому признаку, а затем стали основанием для их физического уничтожения в Германии и других странах Европы, оккупированных немецкими войсками. Евреев и представителей многих других народов нацистские идеологи считали представителями «низших рас», чья жизнь и достоинство не имела значения.

Еврейские погромы начались в 1938 г., а их физическое уничтожение было «поставлено на конвейер» в 1942 г. Жертвами этой политики стали 6 млн евреев. Массовое уничтожение евреев получило название холокост. Многих из них сожгли заживо в крематориях нацистских концлагерей. Отсюда пошло название данного акта геноцида, поскольку английское holocaust происходит от латинского holocaustum (а оно в свою очередь от греческого аналога) - «жертва всесожжения». При этом холокост в широком смысле понимается не только как уничтожение евреев, но как последовательная политика, проводившаяся нацистами ради реализации своей расовой теории. Вместе с евреями были уничтожены сотни тысяч цыган, представителей славянских народов, военнопленных, гомосексуалистов, инвалидов и представителей других «низших рас» и «неполноценных групп населения».

В постсоветскую эпоху в странах Восточной Европы получила распространение концепция «двойного геноцида», сторонники которой уравнивали нацизм и коммунизм и считали, что оба режима одинаково преступны и в равной мере были склонны к актам геноцида. С одной стороны эта концепция была призвана оправдать коллаборционистов из Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии и других стран, усилиями которых осуществлялось массовое уничтожение евреев и других групп населения в своих странах, и более того — представить их «борцами» с коммунизмом. С другой стороны — это попытка исказить само понимание политики геноцида, которая строится, во-первых, на идеологии, оправдывающей уничтожение целых народов, а с другой — на практике уничтожения, приобретающей массовый и системный характер. Примером такого рода подхода является экспозиция Музея геноцида в столице Литвы Вильнюсе. Примечательно, однако, что этот музей обычно стараются называть «Музеем КГБ» и этим названием как бы символически уничтожают память о более 200 тыс. евреев убитых на территории Литвы в годы немецкой оккупации (самими литовцами) и память о «Литовском Иерусалиме» (довоенное неофициальное название Вильно). То отношение к евреям, полякам и русским, которое доминирует в литовском обществе, резко осудил известный публицист и поэт Томас Венцлова, который в июле 2016 г. опубликовал в журнале IQ статью «Я задыхаюсь», где он заявил, что сложившиеся в Литве культурные стереотипы несовместимы с современным плюралистическим обществом. Но, к сожалению, эти настроения поддерживаются большинством.

Сегодня в государствах Прибалтики, Центральной Европы и на Украине идут «войны памяти» (и проводится специальная «политика памяти»), суть которых состоит в том, чтобы «уничтожить» или стереть из памяти нации все то, что требует ставить вопрос о ее ответственности за имевшие место преступления. Политика памяти в ее восточноевропейском варианте есть не столько стремление к прозрению и познанию всей исторической правды, сколько новое историческое мифотворчество, имеющее своей целью сделать историю «удобной» для политиков и удобной для общества, не принимающего идею общей ответственности и покаяния, ибо народы Восточной Европы предстают не как ответственные творцы истории, но только как жертвы, которым поэтому можно простить все, включая преступления против человечности.

Нынешняя ситуация в Восточной Европе напоминает известный спор немецких историков 1986 г. и последующих лет, когда Эрнст Нольте и его сторонники высказывали мнение, что жестокости нацизма были реакцией на угрозу «жидобольшевизма». Стремясь оправдать преступления, некоторые участники политических дебатов в этих странах утверждают следующее: евреи должны пенять на себя, поскольку они поддерживали советскую власть исами были среди лидеров советизации в 1939–1940 годов.

Союз писателей Литвы выпускает ежемесячный журнал «Metai», в котором в 1996 году читатели могли прочесть статью маститого писателя Йонаса Микелинскаса. Это своеобразный «гимн антисемитизма». В ней утверждается, что в геноциде еврейского народа виноваты сами евреи, они искренне стояли за Советский Союз, вот и получили по заслугам. Если некоторые из литовцев и принимали участие в уничтожении евреев, то таких можно сосчитать по пальцам. Евреи же на протяжении всех шести веков, что жили в Литве, вели себя враждебно по отношению к литовцам.

***

Но у нас есть свои войны памяти. Память о войне становится нередко инструментом политических и интеллектуальных спекуляций. Нам часто ремесленники от истории, журналисты и политики преподносят лакированные шкатулки, где вместо серьезных исторических и бытовых описаний войны содержатся исторические лубки, ничего общего с исторической правдой не имеющие, и ни на какие серьезные исторические документы не опирающиеся. Такие исторические поделки и попытки лакировать жестокую правду о войне есть неуважение как к павшим на полях сражений, так и к их потомкам.

Нам нужна честная картина войны, вся правда о ней. Павшие на войне и не погребенные рядовые солдаты взывают о том, чтобы потомки не позволили политиканам и гуманитариям-лысенковцам врать про войну. Эта война имела страшную цену и об этой цене народ должен знать. Да, мы победили, но мы должны знать цену победы. И россияне 9 мая выходят с портретами своих погибших предков не только отдавая дань памяти их подвигу, но и требуя, чтобы память о войне была и оставалась нашей общей памятью и общей болью, чтобы история войны была написана честно из уважения к павшим (а не исходя из сиюминутных интересов политиков), чтобы исторические исследования ни в коем случае не становились инструментом политических и исторических спекуляций (а попытки такого рода мы наблюдаем). Память о войне - это память о простом солдате и потому на портретах воинов, с которыми потомки идут по улицам в День Победы, рядовые воины в большинстве!

1943

Комментарии (89)

Добавить комментарий
  • 1
    08 мая 2017 г., 23:20:23
    Ответить
    по моему уже надо оставить эту тему и начать идти дальше.знать историю важно,но жить прошлым,как это делает сейчас страна не правильно.пора создавать то,чем можно будет гордиться,а не эксплуатировать победу семидесятилетней давности,к которой современные поколения не имеют вообще никакого отношения как национальную идею
    • 1 у
      09 мая 2017 г., 0:10:21
      Ответить
      эту тему нельзя оставить только потому что у современных людей нет объединяющих моментов кроме данного праздника и еще потому что России необходимо напоминать всему миру что именно она лидер в сражениях!а создавать да надо- у вас есть идеи?
      • 1
        09 мая 2017 г., 1:30:45
        Ответить
        мир уже давно живет по другим законам,россия напоминает пещерного человека,очутившегося в современном мегаполисе среди машин и пытающегося отбиться дубиной от всего непонятного,движущегося и жужжащего. лидерство меряется теперь технологиями и величиной ввп,а не архаичной дубиной.
        россия находится в таком дне,что идея создания социального,справедливого государства объединит народ не хуже всех этих псевдопатриотических скреп.разве никто не хочет жить богато и счастливо,трудиться и получать за свой труд по справедливости, иметь равные права и возможности?
        • 1 у
          09 мая 2017 г., 1:49:14
          Ответить
          это вы сейчас вырезку из мурзилки процетировали?
          • Мурзилка
            09 мая 2017 г., 5:18:43
            Ответить
            Не надо обижать Мурзилку!
            Много чести сравнивать с ним всяких писак придонных.
        • 1-у
          09 мая 2017 г., 17:14:05
          Ответить
          Печально, но это факт!
    • 1 у
      09 мая 2017 г., 0:10:21
      Ответить
      эту тему нельзя оставить только потому что у современных людей нет объединяющих моментов кроме данного праздника и еще потому что России необходимо напоминать всему миру что именно она лидер в сражениях!а создавать да надо- у вас есть идеи?
    • Иван
      09 мая 2017 г., 8:19:09
      Ответить
      Эту статью
      провокационную, не стоило помещать БНК 9 Мая, лучше бы ей подошло 22июня. Конечно, креативно, но глупо. Оскорбление памяти павших - это маразм отдельных личностей.
      • в чем оскорбление
        09 мая 2017 г., 14:44:54
        Ответить
        углядели? в том, что война, это не игрушки, и на войне убивают?
  • Зырянин-язычник
    08 мая 2017 г., 23:55:02
    Ответить
    Это тот самый эксперт, что заявил на суде , что КОМЯК не оскорбление для коми?
    Это тот самый изТОРЫк, что докатился до того, что начал утверждать, что русские первее коми-зырян в коми крае поселились?

    Судя по статье, природа его уже серьёзно его наказывает за лживые изливания...
  • В Эстонии
    09 мая 2017 г., 0:29:13
    Ответить
    И это учёный ?
    Как можно написать в одной фразе два взаимоисключающих факта ? Сначала написал - снос памятника и тут же пишет -перенос памятника ....
    так снос или перенос ? Зачем так манипулировать текст , гражданин учёный ?
    Не было сноса !
    Был только перенос памятника !
    Разницу чувствуете ?
  • История
    09 мая 2017 г., 0:34:12
    Ответить
    Православные погромы начались в каком году в России ?
    До погромов еврейских в Германии ?
  • Александр Щиголев
    09 мая 2017 г., 0:38:42
    Ответить
    Изощрённость и особая мерзость таких ысториков в том, что как бы хваля и почитая Советского солдата, они выставляют их отдельно от командования и власти, делая не героями, а несчастными жертвами Советской власти, превращая в этакую разновидность ГУЛАГа...
    .
    И для закрепления такого образа, для превращения Победы в трагедию, нам преподносят новые цифры погибших в войне в 42 миллиона.
    Но и прежние басни повторяют про потери 8:1. Даже если принять их цифру в 42 миллиона, то к 9 миллионам погибших только немцев (без румынов, венгров, румынов и финов) никмк не получается 8:1, даже с учётом вычета гражданского населения.
    Как этот доктор Ысторических наук не мог подсчитать, можно догадаться - не очень то хотелось коми-сванидзе, не в этом задача состояла.

    Один момент мне интересен - редакция специально такого Ысторика подыскивала?
    Отправлено из мобильной версии
    • щиголеву
      09 мая 2017 г., 0:41:26
      Ответить
      а вы кто по профессии и образованию?
      • Александр Щиголев
        09 мая 2017 г., 0:49:51
        Ответить
        Вас какое интересует?
        .
        1. Ленинградское высшее военно-политическое училище имени Андропова.
        2. Юридический факультет СП-б Университета.
        3. Сев. Зап. Академия госслужбы.
        Отправлено из мобильной версии
        • нет не это
          09 мая 2017 г., 0:53:12
          Ответить
          настоящее ваше-тракторно педагогическое училище!
          • Александр Щиголев
            09 мая 2017 г., 1:02:44
            Ответить
            За попыткой глупого подворотного сарказма Вам не прикрыть свою коллаборационистскую брехню...
            .
            Вам ни мне, ни арифметике возразить нечем. Продолжайте дальше создавать свою ысторию. Печенюшек для всех хватит...
            Отправлено из мобильной версии
          • Этому
            09 мая 2017 г., 5:25:38
            Ответить
            А у тебя похоже кулинарный техникум образование. И повар из тебя никакой при этом вышел.
            Да и человечишко тоже.
            Ума не надо грязь лить на другого человека. Что ты и подтвердил.
        • Да
          09 мая 2017 г., 7:59:35
          Ответить
          Случай тяжелый одного образования отроку не хватило,всю жизнь учится ,а проку то?
          Отправлено из мобильной версии
    • Мне вот тоже интересно
      09 мая 2017 г., 5:22:53
      Ответить
      Как правильно Щиголев заметил
      Уже подряд второй материал про войну и Победу сомнительной мутности от мутных авторов задвигает бнк на обсуждение.
      Результат смены руководства банки?
      • нет
        09 мая 2017 г., 7:42:19
        Ответить
        это делается для, того чтобы у читателя вызвать сомнение.
        Пример: "цифры, которые озвучивались советскими, а затем и российскими лидерами постоянно возрастали и последние официально признанные потери — 27 миллионов (включая солдат погибших на фронте и жертвы среди мирного населения). Сегодня некоторые историки уже называют другую цифру — 42 миллиона." - это для обывателя. Вчера обыватель начал верить, что потери 27 млн, сегодня он начал сомневаться, а завтра он с пеной у рта будет доказывать, что потери 42 млн.
        Такие историки скрывают главное - Советский народ - народ победитель под руководством Сталина отстояли ИДЕИ ОКТЯБРЯ, народ России послал капстраны в 1917 подальше и в 1945 это закрепил.
        • Тебе цифры,
          09 мая 2017 г., 14:49:35
          Ответить
          а ты, как водится - лозунги!
  • 135
    09 мая 2017 г., 1:09:40
    Ответить
    Чего за бред? Кто кроме Щ статью читал?
    Отправлено из мобильной версии
    • 1
      09 мая 2017 г., 1:34:08
      Ответить
      какой дурак будет читать в век интернета что-либо больше трех строк))
      • ну прально
        09 мая 2017 г., 1:51:13
        Ответить
        1 говорит и читать и считать дальше трех не надо)
      • ну прально
        09 мая 2017 г., 1:51:13
        Ответить
        1 говорит и читать и считать дальше трех не надо)
        • налпгоплатильщик
          09 мая 2017 г., 9:54:14
          Ответить
          обидно
          что вынужден содержать подобных лжеисториков
    • Бред и есть
      09 мая 2017 г., 5:27:06
      Ответить
      Автор овечью шкуру набросил даже не на волка, а на шакала.
  • зато у Щиголева
    09 мая 2017 г., 2:02:21
    Ответить
    загааар!!!в мае !отнють не сталинский и не коммунистический!!!!
  • зато у Щиголева
    09 мая 2017 г., 2:02:21
    Ответить
    загааар!!!в мае !отнють не сталинский и не коммунистический!!!!
    • Ха
      09 мая 2017 г., 7:27:53
      Ответить
      Тебе Щиголев в дверях причиндал прищемил?
  • .
    09 мая 2017 г., 6:27:57
    Ответить
    "Записки о войне". Никулин. Почитайте на досуге, глаза откроются.
    • Александр Щиголев
      09 мая 2017 г., 7:25:04
      Ответить
      А мне не надо в библиотеку ходить

      У меня отец воевал с первого дня войны. Первый орден за первый бой в первый день. И мама с Прохоровки, санинструкэором в ВДВ.
      Так что вся брехня таких "докторов" от ыстории мне очевидна...
      Отправлено из мобильной версии
      • Стесняясь спросить
        09 мая 2017 г., 7:56:21
        Ответить
        А сколько же годочков вашему батюшке,да и ВДВ в то время не было и война то началась не с Прохоровки ,волнуетесь наверное- много неточностей!
        Отправлено из мобильной версии
        • Александр Щиголев
          09 мая 2017 г., 8:33:28
          Ответить
          Бедная жертва Сванидзе......
          .
          Моему отцу исполнилось бы в этом году 99.
          Мама была на четыре года младше.
          Читать надо внимательней, с Прохоровки начала войну моя мама.
          Что касается ВДВ, то хотя бы зашли в в инциклопедию для дураков, википедию:
          "Во время Великой Отечественной войны ВДВ широко применили в контрнаступлении под Москвой — зимой 1942 г. была проведена Вяземская воздушно-десантная операция В сентябре 1943 г. применен воздушный десант для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр."

          Вы не пробовали читать что либо, кроме Резуна и Сванидзе....?
          Отправлено из мобильной версии
          • Александр Щиголев
            09 мая 2017 г., 8:35:15
            Ответить
            Не хочется давать таким ысторикам давать повод соскочить на ошибках в грамматике...
            .
            .. энциклопедия...)
            Отправлено из мобильной версии
          • Гога
            09 мая 2017 г., 9:53:28
            Ответить
            Операция была,но только самостоятельного рода таких войск не было в то время и опять таки стесняясь спросить вы получили за счет народа почти военное образование,а что ж Родину то защищать не стали?
            Отправлено из мобильной версии
            • Александр Щиголев
              09 мая 2017 г., 10:21:59
              Ответить
              Троль даже про ВДВ ничего не знает..
              .
              Что он может знать про меня?

              Я и сейчас Родину защищаю от всякой коллаборационистской сволочи...
              Отправлено из мобильной версии
              • гога
                09 мая 2017 г., 12:02:28
                Ответить
                отвечу тем же, комиссар недоделанный в ленинградском ВПУ,в последствии получивший заушное образование ничего не может знать об истории кроме как повторять чужие бредовые идеи,кроме того человек нарушивший присягу \данную торжественно перед строем\ один раз-предаст и повторно
              • Защищаешь?
                09 мая 2017 г., 14:57:17
                Ответить
                Как? От какой такой сволочи? Ты сам на какой машине ездишь? Чьи фрукты лопаешь? Компьютер откуда взял?
                Ты живешь на всем готовеньком!
                Именно так ведут себя самые настоящие коллаборанты! Тихо потрескивая в углу, запивая свою писанину о патриотизме баварским пивком.
    • Записки
      09 мая 2017 г., 7:29:06
      Ответить
      У Никулина на войне глаза не закрыты были.
      Но в Записках он помоев не лил.
      Учитесь!
      • Одно уточнение,
        09 мая 2017 г., 12:23:47
        Ответить
        Николай Никулин "Воспоминания о войне".
  • Потомки бастардов
    09 мая 2017 г., 7:06:37
    Ответить
    КортАйки
    глаголют
  • ФАКТ
    09 мая 2017 г., 7:26:16
    Ответить
    Наши цивилизованные-братья приравняли бандеровцев к участникам ВОВ.
    • Ну чо
      09 мая 2017 г., 7:29:42
      Ответить
      Братья теперь эуропа же.
  • Тарахов Г.А.
    09 мая 2017 г., 7:41:41
    Ответить
    Солдат
    Совсем не согласен с автором статьи, полностью поддерживаю Щиголева А. Мой отец прошел войну с 1939 по 1947 год, дошел до Берлина, рассказывал мне о войне и его рассказ совсем не соответствует данной писаке!
    • Пешик 2.0
      09 мая 2017 г., 12:35:28
      Ответить
      Рассказы были разные,так же, как война была для всех своей. Великое множество фронтовиков, хлебнувших лиха, не дожили до тех дней, когда стало можно говорить о войне всю правду.Да и не очень-то любили окопники вспоминать леденящую душу подробности войны, которую испытали на передовой.
      Почему-то те, кто отстаивает позицию Щиголева обязательно упоминают тот факт, что их родственники прошли ВСЮ войну.
      А известно ли щиголевым и прочим сталинистам, что ротный и взводный жили на войне в среднем не больше месяца, а красноармейцы и того меньше?
      Известно ли им, что одно дело, воевать в траншее, другое - пусть и недалеком, но тылу?
      Всем досталось, спору нет! Только оставлять за собой право присваивать правду о войне на основании рассказов избранных, это - скажем так, не совсем корректно.
      • Александр Щиголев
        09 мая 2017 г., 19:24:45
        Ответить
        Вы сами считали минуты жизни офицера и солдата, или Вам Резун со Свпнидзе рассказал?
        .
        Мои родители не в тыловых частях воевали а на передовой. Отец начал с командира батареи 45-ти мм. пушек, потом командир лыжного батальона под Москвой, на Курской дуге, форсировпн-е Днепра, за что был представлен к Герою последнее ранение при штурме Берлина.
        Мама также всю войну на переднем крае, с Прохоровки и до Вены пешком.
        Так что не надо мне басен про правду о войне от Сванидзе, у меня были более достоверные источники...
        Отправлено из мобильной версии
  • Историку редакции
    09 мая 2017 г., 8:28:33
    Ответить
    Ты там конечно можешь напукать любые расчеты, но один маленький факт...Из далека.
    Как ты со своими расчетами объяснишь одну маленькую деталь, что Красная армия разнесла в пух и прах миллионную Кванунскую армию Японии за месяц при этом потери составили всего 12 тыс. красноармейцев. Как тебе так? Ведь по твоей логике советский солдат воевать не умеет, а командование заваливает трупами.
    Теперь с начала...
    Соотношение ВС СССР и фашистской Германии (Германия=100) на 22 июня 1941 г.
    Личный состав 54.7
    Танки, тяжелые и средние самоходные арт. установки 48.5
    Орудия и минометы (без 50-мм и реактивных установок) 73.4
    Боевые самолеты 31.1

    Зимняя компания 1941/42 г.
    Личный состав (в млн человек) 3.4
    Орудия и минометы (в тыс) 22.6
    Танки и САУ (в тыс) 2
    Самолеты (в тыс) 2.2

    За первые 10 месяцев Великой Отечественной войны потери тока сухопутных войск Германии составили убитыми, ранеными и пропавшими без вести 1.5 млн человек, что почти в 5 раз превышало потери в предыдущих компаниях в Польше, Северо-Западной, Западной Европе и на Балканах.

    В первую зимнюю компанию мы имеем 3.4 млн красноармейцев, потери Германии за 10 мес. 1.5 млн, расчеты самого очумелого историка - " на одного убитого немца восемь убитых красноармейцев" - это как? Личный состав 3.4 млн, а погибнуть, пропасть, попасть в плен, получить ранение в зимнюю компанию 41/42 г должно 14.4 млн?
    Псевдоисторик статистику тоже изучай!
    • современный-Калькулятор
      09 мая 2017 г., 8:41:09
      Ответить
      Немецкая армия умела самовосстанавливаться.
      В России немецкие солдаты "настругали" 3 миллиона "гансов" и "фрицев"
      • ты остроумен
        09 мая 2017 г., 9:08:18
        Ответить
        настругали так, что за ними пришлось улицы Москвы мыть.
        А вот Советские немцы молодцы: Иваны, Николаи, Василии и даже Иосифы.
    • Александр Щиголев
      09 мая 2017 г., 8:49:58
      Ответить
      Всё дело в диссертации...
      .
      Для диссертации нужно новое научное открытие. Вот псевдоучёные от ыстории и "находят" новые "факты".
      А защититься в наше время можно и на влиянии солнечного света на рост телеграфных столбов...
      Отправлено из мобильной версии
      • спасибо справедливорос за поддержку
        09 мая 2017 г., 9:01:00
        Ответить
        Эти псевдоисторики убивают. Благодаря им потомки победителей гордо под власовским флагом ходят и япомнюягоржусь говорят.
        • Александр Щиголев
          09 мая 2017 г., 10:27:54
          Ответить
          Когда вы научитесь википедией пользоваться? Специально для тролей ниже среднего образования сайт сделали...
          .
          РОА входила в КОНР, у которого был андреевский флаг.
          Матчасть учите, а то даже не в курсе. Стыдно не знать, под каким флагом воевали ваши кумиры....
          Отправлено из мобильной версии
    • Историк, а что там с советско-финской, напомни.
      09 мая 2017 г., 9:16:00
      Ответить
      Потери советских войск в войне составили: безвозвратные — около 130 тысяч человек, санитарные — около 265 тысяч человек. Безвозвратные потери финских войск — около 23 тысяч человек, санитарные — свыше 43 тысяч человек.
      Расклад на начало сам найдешь, раз факты любишь.
      песню эпическую еще послушай. "принимай нас, Суоми, красавица" называется.

      Много лжи в эти годы наверчено,
      Чтоб запутать финляндский народ.
      Раскрывайте ж теперь нам доверчиво
      Половинки широких ворот!

      Ни шутам, ни писакам юродивым
      Больше ваших сердец не смутить.
      Отнимали не раз вашу родину -
      Мы приходим её возвратить.

      Принимай нас, Суоми - красавица ,
      В ожерелье прозрачных озёр! (1939)
      • И главное
        09 мая 2017 г., 9:21:08
        Ответить
        казалось бы - при чем тут Сталин?
        вообще не при чем...
        • ФАКТ
          09 мая 2017 г., 10:03:59
          Ответить
          Сталин
          Обеспечил РККА всем.
          • да да
            09 мая 2017 г., 10:17:48
            Ответить
            а Джугашвили очень "не повезло с народом", я помню.
            и про "мусор на могиле, который развеет ветер истории", тоже. какой молодец, всем РККА обеспечил, задачи поставил а вишь, подвели, неумелые. Впрочем цели достигнуты - но какой ценой? В общем - где "тот ветер" и что тут "мусор",вечные вопросы. Но правильно в статье написано "Живые и мертвые идут рядом и требуют: помни, НО ПОМНИ ВСЕ!"
      • потери
        09 мая 2017 г., 11:10:41
        Ответить
        Финляндия: убитыми — ок. 26 тыс. чел. (по советским данным 1940 года — 85 тыс. чел.)

        СССР: 48 475 погибших
  • Александр
    09 мая 2017 г., 8:50:46
    Ответить
    А он точно историк? А специализация? По потерям очередной либероидный бред. Один к восьми, г. профессор, считать умеем? Потери Германии в ВОВ - 8, 65 млн. Умножаем на 8... Вы в своём уме, г. профессор? По деятельности заградотрядов тоже. Я смотрю, г. профессор даже не в курсе, что у немцев (сюрприз!) заградотряды были тоже! Ну и ещё ряд моментов, которые говорят о том, что лучше бы это эссе профессору не писать. Может он не в курсе что СМЕРШ - это всего лишь военная контрразведка, которая существовала и в РИ, и в других воюющих странах? Ну и приводить слова якобы очевидца, возле какой--то деревни (какой?), оперировать терминами типа "немеряно", якобы " какой-то офицер"...постыдитесь писать подобное, г. профессор, история точная наука!
    Отправлено из мобильной версии
    • А
      09 мая 2017 г., 9:19:35
      Ответить
      Александру
      Потери один к восьми и даже больше, были в 1941-1942
      Отправлено из мобильной версии
      • Александр
        09 мая 2017 г., 10:01:42
        Ответить
        Вообще-то 1 к 3, что является вполне себе усредненными потерями обороняющейся армии перед наступающими. Ну и тогда справедливости ради следовало бы написать о соотношении потерь второго периода войны, когда уже потери Германии были 3:1, не так ли?
        Отправлено из мобильной версии
    • ххх
      09 мая 2017 г., 9:25:19
      Ответить
      Пусть они в своих Латвиях как хотят, хоть сносят, хоть переносят, это их дело,, а нам самим не мешает побольше усилий приложить для сохранения памяти о павших.
  • А
    09 мая 2017 г., 9:15:53
    Ответить
    В статье ВСЕ ПРАВИЛЬНО написано. В 1941-1942 потери Советской армии были огромные. Солдат никто не берёг. Главное было выстоять. Солдаты 1941-1942 годов погибли практически все, потому что в этой мясорубке выжить было невозможно.
    Отправлено из мобильной версии
    • Генерал
      09 мая 2017 г., 10:08:20
      Ответить
      1941-1942-1943
      Немцы учили Красную Армию воевать.
    • ИСТОРИК- АРХИВИСТ хватит спорить
      09 мая 2017 г., 10:12:55
      Ответить
      результат на лицо
      где сегодня Германия и где Россия? Каждый 3 студент готов выехать в Европу и никто из Европы в Россию.
      Оболванивание россиян главная задача ЕД и КПСС, что успешно продолжается, к тому же успешно.
      Посмотрите хронику ВОВ, нищая и безоружная Красная армия. В БОЙНЕ УЧАСТВОВАЛО 160 СТРАН, А ЛАВРЫ ПОБЕДЫ ЗААБИРАЕТ РОССИЯ, БЕЗ ПОМОЩИ США, АНГЛИИ И ДРУГИХ СТРАН, БЫЛИ БЫ В БОЛЬШОЙ Ж......Е, ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ. ХВАТИТ ЧИТАТЬ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ.
      • Александр Щиголев
        09 мая 2017 г., 10:37:44
        Ответить
        ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ"
        .
        Вот и вся аргументация!)))

        Сталин лично расстрелял 20 миллионов человек -ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ"
        В войну Сталин ел детей, предпочитая младенцев - ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ"
        Погибло в ВОВ 67 миллионов граждан СССР - ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ"
        Потери германии к СССР были 1:20 - ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ"
        Солнце вертится вокруг земли - ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ"
        2х2 = 5. - и только последний идиот может сомневаться, что это ДОКАЗАННЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ" ...
        Отправлено из мобильной версии
        • Типа сострил,
          09 мая 2017 г., 12:53:32
          Ответить
          юмориста из себя корчишь?
      • хватит спорить
        09 мая 2017 г., 11:19:55
        Ответить
        Верхушка КПСС сгнила, вся эта гниль в едре. Имеем: олигархи появляются как на дрожжах, народ все беднеет, ресурсы вывозят из страны и деньги от их продажи следом утекают. Вот где твои США и Европа. При чем тут СССР и коммунистическая идея, если в стране нашлись предатели.
        Выключить краник ресурсов из нашей страны твоим США и Европе, и вывод бабла из страны, и в скором времени твои любимые капстраны увидет вновь Великую депрессию и получат Адика Хитлера.
    • Николай Николаевич Никулин. Воспоминания о войне. Погостье. Так ковалась Победа.
      09 мая 2017 г., 10:13:40
      Ответить
      В первый год войны потери вполен моги быть 10 солдат на 1 гитлеровца. = Трупами заваливали
      О глобальной статистике я не могу судить. 20 или 40 миллионов, может, больше? Знаю лишь то, что видел. Моя «родная» 311-я стрелковая дивизия пропустила через себя за годы войны около 200 тысяч человек. (По словам последнего начальника по стройчасти Неретина.)

      Это значит 60 тысяч убитых!

      А дивизий таких было у нас более 400.
      Арифметика простая... Раненые большей частью вылечивались и опять попадали на фронт. Все начиналось для них сначала. В конце концов, два-три раза пройдя через мясорубку, погибали. Так было начисто вычеркнуто из жизни несколько поколений самых здоровых, самых активных мужчин, в первую очередь русских. А побежденные? Немцы потеряли 7 миллионов вообще, из них только часть, правда, самую большую, на Восточном фронте. Итак, соотношение убитых: 1 к 10, или даже больше — в пользу побежденных. Замечательная победа! Это соотношение всю жизнь преследует меня как кошмар. Горы трупов под Погостьем, под Синявино и везде, где приходилось воевать, встают передо мною. По официальным данным на один квадратный метр некоторых участков Невской Дубровки приходится 17 убитых. Трупы, трупы...
      • Александр Щиголев
        09 мая 2017 г., 10:48:38
        Ответить
        Ещё один математик от госдепа..
        .
        Главное - лгать надо убедительнл. Убедительности придаёт "страдальческое" переживание...
        Отправлено из мобильной версии
        • Это слова
          09 мая 2017 г., 12:43:17
          Ответить
          непосредственного участника тех событий. Такие же, как и рассказы твоих близких, о которых ты с гордостью упоминал, и которых к слову, никто здесь не поносил.
      • историк БНК
        09 мая 2017 г., 11:22:50
        Ответить
        загнул 27 млн
        Делим их на твои 1 к 10 и получаем фашисты потеряли 2.7 млн. Дружище, а тебя с головой точно все в порядке?
        • Так потери
          09 мая 2017 г., 12:45:49
          Ответить
          СССР до сих пор никто не подсчитал! Какие могут быть упреки, если в цифрах миллионы(!!!) не сходятся???!!
    • Плюсую
      09 мая 2017 г., 10:16:06
      Ответить
      Солдаты 1941-1942 годов погибли практически все, потому что в этой мясорубке выжить было невозможно.

      К сожалению да, факт...
      У меня 2 родственника (братья прадеда) по словам старых родичей погибли еще в 1939 на финской.
      • 2\
        09 мая 2017 г., 10:19:05
        Ответить
        Достаточно сказать, что на сРалинско-финской (Talvisota 39)
        2 или 3 дивизии просто в лесах целиком замерзли без еды и обмундирования.

        В 41-42 это повторилось в масштабе на порядки больше,
        немцев сРалинцы просто останавливали трупами, пушечным мясом.
      • 2\
        09 мая 2017 г., 10:19:18
        Ответить
        Достаточно сказать, что на сРалинско-финской (Talvisota 39)
        2 или 3 дивизии просто в лесах целиком замерзли без еды и обмундирования.

        В 41-42 это повторилось в масштабе на порядки больше,
        немцев сРалинцы просто останавливали трупами, пушечным мясом.
        • Канев 67 лет
          09 мая 2017 г., 10:47:10
          Ответить
          хорошо помню с детства
          когда в тундре оленеводы-фронтовики вспоминали о войне за чашкой чая на ижемском языке, без чая о войне не говорили.
          ЩИГОЛЕВ НЕ ПРАВ.
          • Александр Щиголев
            09 мая 2017 г., 11:17:33
            Ответить
            Не стоит удивляться наличию желающих подгадить в день Победы.
            .
            У не расстрелянных предателей, полицаев, власовцев и прочих врагов народа остались потомки, которые переняли у отцов и дедав ненависть к Победе тех, против кого воевали те коллаборанты.
            Это генетическое...
            Отправлено из мобильной версии
            • Вот ведь человек,
              09 мая 2017 г., 12:51:24
              Ответить
              ни стыда, ни совести!!! Еще и генетик по совместительству.
          • 2222
            09 мая 2017 г., 13:52:31
            Ответить
            без чая о войне не говорили.
            Не обращайте внимания, Щщи - это как местный горлум, с параноидально шизофреническими закидонами...

            А вы не задумывались, почему многие ветераны вообще никаких ни мемуаров не оставляют, ни родственникам ни детям ничего о войне особо не рассказывали?


            Никулин пишет:

            Я вспоминаю другую картину, открывшуюся мне тоже с семиэтажной высоты. Однажды летом 1943 года мы сидели среди густых ветвей высокой ели на деревянном помосте, укрепленном почти у макушки дерева. На стволе были прибиты планки, заменявшие лестницу, по которой мы карабкались наверх. Это был наблюдательный пункт артиллерийского полка, километрах в полутора от передовой, с которого открывалась широкая панорама окрестностей. Синее небо расстилалось над нами. Светило солнышко. Сосна слегка покачивалась, ветви ее скрипели и распространяли аромат смолы.
            У стереотрубы стоял наш командир — статный, красивый молодой полковник. Свежевыбритый, румяный, пахнущий одеколоном, в отглаженной гимнастерке. Он ведь спал в удобной крытой машине с печкой, а не в норе. В волосах у него не было земли, и вши не ели его. И на завтрак у него была не баланда, а хорошо поджаренная картошка с американской тушенкой. И был он образованный артиллерист, окончил Академию, знал свое дело. В 1943 году таких было очень мало, так как большинство расстреляли в 1939-1940 годах, остальные погибли в сорок первом, а на командных постах оказались случайно всплывшие на поверхность люди.
            Полковник внимательно смотрел в стереотрубу, потирал чистой ладонью свой крепкий, загорелый затылок и громко, непрестанно, упоенно ругался матом. «Что делают, гады! Ах! Что делают, сволочи!» Что они делали, было видно и без стереотрубы. Километрах в двух перед нами, за ручейком, виднелся большой холм, на котором когда-то была деревня. Немцы превратили ее в узел сопротивления. Закопали дома в землю, поставили бетонные колпаки, выкопали целый лабиринт траншей и опутали их километрами колючей проволоки. Уже третий день пехота штурмовала деревню. Сперва пошла одна дивизия — 6 тысяч человек. Через два часа осталось из них 2 тысячи. На другой день оставшиеся в живых и новая дивизия повторили атаку с тем же успехом. Сегодня ввели в бой третью дивизию, и пехота опять залегла. Густая россыпь трупов была хорошо видна нам на склоне холма. «Что делают, б..!» — твердил полковник, а на холме бушевал огонь. Огромные языки пламени, клубы дыма, лес разрывов покрывали немецкие позиции. Били наша артиллерия, катюши, минометы, но немецкие пулеметы оставались целы и косили наступавшие полки. «Что делают, гады! Надо же обойти с флангов! Надо же не лезть на пулеметы, зачем гробить людей!» — все стонал полковник. Но «гады» имели твердый приказ и выполняли его. Знакомая картина! Не так ли командуют из кабинетов, где сеять кукурузу, а где овес? В результате — ни овса, ни кукурузы и вообще жрать нечего. И никто уже не сеет и не жнет, и не заводит коров. И на заводах развал. А главное — извели хороших хозяев, честных, опытных
            начальников. Развалить то, что создавалось столетиями, просто. Попробуй теперь организовать хозяйство заново! А сволочь, которая вылезла в начальство, будет сопротивляться. Почувствовав опасность, объединится и со страшной силой будет отстаивать свой кусок пирога.
            На войне те же дела оплачивались солдатскими жизнями. Хозяин из Москвы, ткнув пальцем в карту, велит наступать. Генералы гонят полки и дивизии, а начальники на месте не имеют права проявить инициативу. Приказ: «Вперед!», и пошли умирать безответные солдаты. Пошли на пулеметы. Обход с фланга? Не приказано! Выполняйте, что велят. Да и думать и рассуждать разучились. Озабочены больше тем, чтобы удержаться на своем месте да угодить начальству. Потери значения не имеют. Угробили одних — пригонят других. Иногда солдаты погибали, не успев познакомиться перед боем. Людей много. А людей этих хватают в тылу, на полях, на заводах, одевают в шинели, дают винтовку и — «Вперед!» Растерянные, испуганные, деморализованные, они гибнут как мухи. В том же 1943 году под Вороново видел я пехотинца — папашу лет сорока, новобранца, который полз, не поднимая головы, вдоль передовой, явно не зная куда, потеряв направление. Я крикнул ему: «Куда ты, солдат!?», а он мне: «Дяденька, где кухня второго батальона?» (Это мне-то, 18-летнему мальчишке!) Ему было на все наплевать. Был он голодный, растерянный и испуганный. Какой уж тут бой! Привыкли мы к этому: солдаты — умирать, начальство — гробить.
            В пехотных дивизиях уже в 1941-1942 годах сложился костяк снабженцев, медиков, контрразведчиков, штабистов и тому подобных людей, образовавших механизм приема пополнения и отправки его в бой, на смерть. Своеобразная мельница смерти. Этот костяк в основе своей сохранялся, привыкал к своим страшным функциям, да и люди подбирались соответствующие, те кто мог справиться с таким делом. Начальство тоже подобралось нерассуждающее, либо тупицы, либо подонки, способные лишь на жестокость. «Вперед!» — и все. Мой командир пехотного полка в «родной» 311-й дивизии, как говорили, выдвинулся на свою должность из командира банно-прачечного отряда. Он оказался очень способным гнать свой полк вперед без рассуждений. Гробил его множество раз, а в промежутках пил водку и плясал цыганочку. Командир же немецкого полка, противостоявшего нам под Вороново, командовал еще в 1914-1918 годах батальоном, был профессионалом, знал все тонкости военного дела и, конечно, умел беречь своих людей и бить наши наступающие орды...
            Великий Сталин, не обремененный ни совестью, ни моралью, ни религиозными мотивами, создал столь же великую партию, развратившую всю страну и подавившую инакомыслие. Отсюда и наше отношение к людям. Однажды я случайно подслушал разговор комиссара и командира стрелкового батальона, находившегося в бою. В этом разговоре выражалась суть происходящего: «Еще денька два повоюем, добьем оставшихся и поедем в тыл на переформировку. Вот тогда-то погуляем!»
            • Александр Щиголев
              09 мая 2017 г., 19:29:17
              Ответить
              Врать надо попрофессиональнее, а то ложь становится просто глупостью..
              .
              Командир батальона и политрук сами подымали бойцов в атаку. Это начиная с комполка уже руководили с КП
              Матчасть учите,-коллаборанты, печенюшки надо отрабатывать...
              Отправлено из мобильной версии
      • плюсующему
        09 мая 2017 г., 11:28:21
        Ответить
        ты там главное не зигани
        от своих россказней по формулам доктора Геббельса.

        Мои родные и в финскую повоевали и Великую Отечественную прошли - брат деда. Отец деда - в Преображенском полку повоевал и в Отечественную. Но по логике некоторых их убило еще до Великой Отественной.
        Советскую власть приняли на УРА, воевали ЗА РОДИНУ и ЗА СТАЛИНА, а теперь контрацептивы дырявые можете потявкать.
        • Отвечу так
          09 мая 2017 г., 13:49:03
          Ответить
          Ну тыловые крысы....
          НКВД и комиссары-политруки были,
          эти то да, как крысы, настоящих солдат на передовой пережили. Политруков у нас в роду не было.
          Но в морду я бы тебе, гнилой крысе, начистил с удовольствием.
          • Ожидаемо
            09 мая 2017 г., 16:22:06
            Ответить
            Потявкали...
            Отправлено из мобильной версии
          • Да
            10 мая 2017 г., 10:22:29
            Ответить
            МОЛОДЕЦ!
        • Генерал
          09 мая 2017 г., 13:56:33
          Ответить
          НКВД
          Самые боеспособные войска.
          Не одна часть не сдалась в плен.
          Спасибо товарищу Берия.
  • Внук партизана
    09 мая 2017 г., 20:55:04
    Ответить
    Щиголеву А.Ф.
    Молодец! Умным людям все понятно. Не тратьте на этих потомков власовцев свои нервы. Себя не уважать, с ними спорить. 10 тысяч участников акции "Бессмертный полк" говорят сами за себя. А они пусть щелкают кнопками. До 90-х они еще помалкивали. А сейчас всплыли.
  • Молох
    11 мая 2017 г., 1:11:53
    Ответить
    Банка,как вас стало тяжело читать. Слишком длинно, отступления, исторические аспекты - тяжеловато. Компануйте как то
    Отправлено из мобильной версии