content/news/images/66268/gyMq3xcK-580_mainPhoto.jpg
16:22, 03.08.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Поезд дальше не идет»

Ространснадзор выявил факты некачественного ремонта электричек в моторвагонных депо РЖД, а также многочисленные нарушения работы электропоездов, пишет «Росбалт».

На обсуждение: «Поезд дальше не идет»
Фото ИА «Росбалт»

Одним из самых заметных событий прошлой недели стала публикация Ространснадзором итогов проверки подмосковных электричек. Инспекция была вызвана инцидентом в апреле, когда в московском районе Кунцево столкнулись пассажирский электропоезд и грузовой состав. В результате аварии за медицинской помощью обратились 30 человек, восемь были госпитализированы. По данным источника «Коммерсанта», масштабной проверке подверглись моторвагонные депо Перерва, Домодедово, Апрелевка, Нахабино и Лобня. В результате выяснилось, что в депо наблюдаются многочисленные технические и технологические нарушения работы электропоездов, в том числе тормозных и противопожарных систем.

«Поезда ремонтировались формально: акты подписывались, но ремонт выполнялся некачественно», — сообщил источник издания. По его версии, по итогам проверки весь подвижной состав, прошедший ремонт, потенциально может быть отставлен, могут быть закрыты пути моторвагонных депо и запрещены ремонты. Сама служба по итогам проверки выдала предписание, в котором говорится о закрытии ремонта только в моторвагонном депо ТЧ-3 Перерва.

Такое положение дел может быть следствием «либо коррупции, либо служебного несоответствия, либо речь идет о круговой поруке в ремонтном комплексе ОАО „РЖД“ и ЦППК», цитирует главу «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова «Коммерсант». По мнению эксперта, заказчик не мог не замечать отсутствия необходимого ремонта, значит, в ближайшее время можно ожидать санкций в отношении лиц, ответственных за нормальную работу пригородного сообщения.

Несмотря на то, что в самих РЖД выводы опровергли и заверили, что вся система работает исправно, а безопасность для перевозчика превыше всего, сам факт случившегося ставит серьезные вопросы перед госкорпорацией. Ведь с момента смены руководства РЖД, когда амбициозный Владимир Якунин был сменен на технократа из Минстранса Олега Белозерова, прошло два года. А значит, новый менеджмент уже достаточно долго проводит преобразования. Но похоже, пока без нужного результата (по крайней мере, в том, что касается электричек). Напомним, что именно регулярные скандалы вокруг пригородного сообщения были одной из главных претензий к Якунину и, вероятно, сыграли не последнюю роль в его отставке. В начале 2015 года в стране случился настоящий железнодорожный коллапс — были отменены более 300 пригородных маршрутов в разных регионах. В дело пришлось вмешиваться президенту Владимиру Путину, после поручения которого электрички вернули в расписание.

Стоит отметить, что состояние пригородного состава в регионах разнится. Так, московская Центральная пригородная пассажирская компания, которая и подверглась упомянутой проверке, самая богатая и успешная в своем ряду. В 2016 году ЦППК перевезла более 540 млн пассажиров, в январе—мае этого года 230,3 млн. По СПАРК, выручка ЦППК по РСБУ в 2016 году — 38,7 млрд руб., чистая прибыль — 81,3 млн руб. Что же тогда может происходить с подвижным составом в регионах, где нет таких доходов и возможностей поддерживать железнодорожный транспорт в должном состоянии.

Не секрет, что регионы продолжают испытывать проблемы из-за существующей схемы работы электроподвижного состава. Региональные власти постоянно отмечают, что не готовы компенсировать неэффективные затраты ППК. Они указывали, что примерно 80—85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у РЖД. Чиновники с периферии называли эти цифры «непрозрачными», отказывались их принимать и, как следствие, — выплачивать госмонополии компенсации.

К примеру, регионы не устраивает необходимость оплачивать из бюджетного кармана полупустые длинные электрички. Так, в Смоленской области власти отказались дотировать прямой маршрут Москва — Гагарин, где курсировали 11-вагонные электропоезда. Перевозчик закоротил маршрут до станции Можайск и нашел возможность заказать у ОАО «РЖД» четырехвагонные (в пользу таких поездов, как правило, делают выбор в Европе) электрички для местных рейсов Можайск — Гагарин. Однако это решение обернулось неудобством для пассажиров, которым теперь приходится делать пересадку в Можайске.

У перевозчиков нет технической возможности регулировать длину поездов в зависимости от спроса. У РЖД, в принципе, такая возможность есть, но для этого необходимо в корне менять технологию подготовки в рейс, алгоритмы оборота пригородных электричек, работы локомотивных бригад и т. д. Пока же этих изменений не происходит. Варианты решения проблемы, обнаружившей себя еще в 2015 году, не обнародуются. Возможно, их и нет.

Между тем, судя по данным СМИ, проблемы РЖД, существовавшие еще при прежнем менеджменте, пока никуда не делись. Так, газета «Ведомости» опубликовала данные отчета KPMG, согласно которым, порядка 80% договоров на обслуживание вагонов Федеральной пассажирской компании, заключено с единственным поставщиком. Обоснованность этих закупок, полагают аудиторы, носит формальный характер — вплоть до того, что по договорам о разных предметах мотивировка одна и та же. В некоторых договорах аудиторы усматривают признаки фиктивности. Например, в контракте ФПК с компанией «Трансремком» от 30 апреля 2014 г., как отмечает издание, не указаны место проведения работ, спецификация электросистем и устройств, которыми должны быть оборудованы вагоны. Расшифровка содержания работ в договорах отсутствует. Аудиторы обнаружили, что в среднем в 2013—2015 гг. группы связанных между собой контролировали 70% материальных затрат ФПК — за вычетом платежей в адрес РЖД, заработной платы и амортизации.

И это лишь одна небольшая история, связанная с одной из дочерних компаний корпорации. Логично предположить, что речь идет о все тех же управленческих проблемах, которые должны решаться внутри компании, а не за счет региональных средств. В конце концов, на кону стоит безопасности миллионов пассажиров, которые к тому же являются огромной армией избирателей. Эксперты не исключают, что в условиях, когда борьба с коррупцией становится одной из главных тем политического сезона, в ближайшее время в отношении монополии могут последовать какие-то выводы политического руководства страны.

1426

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Yuri
    03 авг. 2017 г., 16:29:34
    Ответить
    Разве в Коми появились электрички!?

    Когда начнет ходить скорый поезд
    "Воркута-Котлас-Киров-Москва"?
    • БНК!
      03 авг. 2017 г., 16:56:35
      Ответить
      Стесняюсь спросить, нам какое дело до электричек? Нафига вы вообще эту статью передрали?
  • 123
    03 авг. 2017 г., 18:08:40
    Ответить
    Где в коми электропоезда? Зачем "ЭТО" здесь?
  • 34
    03 авг. 2017 г., 20:26:59
    Ответить
    могли бы и что нибудь поинтереснее перепечатать,если работать не можете
  • Пук
    04 авг. 2017 г., 1:38:38
    Ответить
    Наши отряхнулись от пыли и пошли дальше, а там в больничку, вдруг компенсацию дадут.