content/news/images/66520/BOB_3671_mainPhoto.jpg
12:59, 10.08.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Почти 50% молодых пар хотят всего одного ребенка»

Почти половина молодых людей, состоящих в браке, не готовы растить нескольких детей. Воспитание ребенка они понимают прежде всего как необходимость дать ему хорошее образование. При этом задача прокормить, одеть и обуть чадо почти так же важна, как и прививание культурно-нравственных ценностей. Таковы результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики и Российским государственным социальным университетом, пишут «Известия».

На обсуждение: «Почти 50% молодых пар хотят всего одного ребенка»
Фото Виктора Бобыря

Совместное исследование НИУ ВШЭ и РГСУ, в ходе которого в 2015 и 2016 годах были опрошены 2 тыс. человек в возрасте до 30 лет, показало, что большинство молодых людей, состоящих в браке, хотят одного ребенка (48%). О двух детях мечтают 39%, а растить трех и более малышей готовы только 13% респондентов. Исследователи отмечают, что на репродуктивные планы влияет довольно утилитарный подход молодежи к воспитанию.

Профессор факультета экономических наук ВШЭ Оксана Кучмаева рассказала «Известиям», что в воспитании детей молодые родители ставят на первое место необходимость дать ребенку образование — как старт к будущей самостоятельной жизни (67%). Значительная часть респондентов обращают внимание на нравственные аспекты становления ребенка (44%). А около трети молодых людей (36%) полагают, что в современных сложных социально-экономических условиях самое важное — это прокормить малыша. О том, что нужно воспитывать трудолюбие, сказали 19% респондентов, а о необходимости прививать национальную гордость — 5%.

Оксана Кучмаева отметила, что период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Ряд исследований доказывает, что мамы и папы сталкиваются с нехваткой свободного времени и переутомлением на работе. Это мешает им полноценно общаться с детьми. В такой ситуации помощь молодым родителям в воспитании может оказать развитая инфраструктура.

Исследователи выяснили, что большинство молодых супругов полагают, что лучше всего дошкольников воспитывать в муниципальных детсадах (53%). 17% предпочитают частный детский сад. Няню выбирает лишь 2% респондентов, а на помощь бабушек и дедушек рассчитывают 9%. Только каждый пятый (19%) полагает, что воспитывать ребенка лучше всего самим в собственной семье.

— В совокупности 70% молодых людей отдают предпочтение общественному воспитанию и присмотру. С одной стороны, это говорит о том, что для них важно развить у детей социальные навыки, которых не может дать замкнутое семейное воспитание. А с другой стороны, молодые родители в какой-то мере хотят переложить долю своей ответственности на другие институты воспитания и пожить для себя, — сказала Оксана Кучмаева.

Доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников рассказал, что перекладывание воспитательных функций на ясли, детский сад или школу разобщает родителей и детей, ослабляет внутрисемейные связи.

— Если мы хотим вернуть воспитание детей в семью, надо поощрять систему, в которой мать полностью использует положенный ей отпуск по уходу за ребенком до трех лет. И потом имеет возможность работать неполный день, неполную неделю и больше времени проводить со своими детьми. Для этого нужны соответствующие пособия, льготы и изменения в практике применения трудового законодательства, — сказал эксперт.

Он подчеркнул, что дети могут получать необходимые знания от родителей, однако образование — это не совсем воспитание, так же как и обеспечение едой и одеждой.

— Воспитать нравственность ребенка — главная задача мамы и папы, которые хотят вырастить порядочного человека. И сделать это можно только на личном примере, — сказал Александр Синельников.

Доктор педагогических наук, профессор МГПУ Георгий Гогиберидзе рассказал «Известиям», что традиционно в России придавалось большое значение воспитанию.

Но в 1990-х годах от самого этого понятия в нашей стране отказались как от части идеологии. В 2000-х ситуация стала меняться. В 2010 году в школах появился новый предмет — основы религиозных культур и светской этики, — который, по мнению профессора Гогиберидзе, направлен на воспитание детей.

— Я думаю, что со временем мы придем к тому, что и семья займет серьезную нишу в институте воспитания. Духовные скрепы надо восстанавливать. Родители должны передавать этнические, национальные родовые традиции своим детям, — считает Георгий Гогиберидзе.

Между тем, по мнению экспертов, легче воспитывать нескольких детей. Александр Синельников, отметил, что когда семья останавливается на одном ребенке, то из-за избытка родительской любви он вырастает избалованным, так как не привык общаться с равными.

1934

Комментарии (49)

Добавить комментарий


  • Почему?
    10 авг. 2017 г., 13:09:46
    Ответить
    Трижды терял престижную работу из-за болезни одного единственного ребенка.
    Няню не найти. У врачей свои заморочки.
    • Потому
      10 авг. 2017 г., 13:19:26
      Ответить
      Что в России ребенок это шаг к нищете.
      • .
        10 авг. 2017 г., 21:13:45
        Ответить
        Прошла весна, настало лето,
        Спасибо Партии за это!
    • Рецепт молодости
      11 авг. 2017 г., 8:32:43
      Ответить
      Ученые из Калифорнийского университета, США, выяснили, что низкокалорийная диета способствует поддержанию биологических часов в позднем возрасте и препятствует старению. Статья исследователей опубликована в журнале Cell. Пресс-релиз доступен на сайте EurekAlert! .
  • Галина
    10 авг. 2017 г., 13:14:08
    Ответить
    а зачем плодить нищету,
    • .
      10 авг. 2017 г., 13:19:14
      Ответить
      В афганистане 6,3 ребенка на одну женщину,в Японии 1,35 кто живёт богаче?
      • Геолог
        11 авг. 2017 г., 8:34:50
        Ответить
        Конечно в Афганистане. У них в недрах одни из самых крупных в мире залежей драгметаллов.
    • Тожероссияне
      10 авг. 2017 г., 13:41:58
      Ответить
      хе-хе
      Скоро мы займем ваш дом.
      • (:- )
        10 авг. 2017 г., 14:14:07
        Ответить
        Воркута... Рудник... Советский...
        Добро пожаловать!!!
        • Ашот
          10 авг. 2017 г., 14:46:46
          Ответить
          Нэ Рудник арбуз помидор плохо торговать
    • Размещение публичных призывов
      10 авг. 2017 г., 15:55:16
      Ответить
      Гoсударство всеми своими движениями демонстрирует, что много людей ему не нать: не трудоустроить, не выучить, не вылечить толком, не обеспечить пенсией. Поэтому не вижу ничего страшного в том, что количество жителей сократится в стране.


      Взять Коми, к примеру. Ну был бы тут по-прежнему миллион жителей, а не 850 тыс, вы бы заметили разницу? Нет. Так и с этой рождаемостью, по-моему, слишком много разговоров: все-таки это процесс естественный, искусственно подбадривать который нет причин. Как уже выше указывалось, уже с имеющимися людьми государство не справляется. А глядишь, будет людишек по-меньше, так и отношение к ним будет другое, а не как к скоту бесправному.
      • (:- )
        10 авг. 2017 г., 16:39:07
        Ответить
        Разницу в численности населения Коми еще как заметили бы: работы нет и при 850 тысячах, а с миллионом - не будет никогда!
        • Ден
          10 авг. 2017 г., 17:33:31
          Ответить
          Была работа - были люди. Сейчас нет работы - нет людей. Времена нельзя сравнивать. Езжайте в Воркуту - убыль населения еще как заметна. В Сыктывкаре нет, потому что все сюда едут.
        • (:- )
          10 авг. 2017 г., 21:32:47
          Ответить
          Во-первых, мне нет нужды ехать в Воркуту. Во-вторых, далеко не все едут в Сыктывкар, подавляющее большинство даже в Микуни не задерживается более 20 минут...
      • Чичиков
        11 авг. 2017 г., 8:38:10
        Ответить
        Мертвые души
        Том N 3 (из ненаписанного,.
  • 123321
    10 авг. 2017 г., 13:15:06
    Ответить
    Ваши...
    ...духовные скрепы я в гробу видал. Когда у меня будет семья и ребенок, я всеми силами буду растить его в первую очередь достойным человеком, а не наследником средневековых, но зато традиционных ценностей. Научу его думать, принимать решения и нести за них ответственность, а не уповать на помощь бога во всех делах. Мы сами отвечаем за свою жизнь. Она не станет лучше просто потому, что мы там кому-то помолимся, или восстанавливать какие-то духовные скрепы.
    • (:- )
      10 авг. 2017 г., 14:35:07
      Ответить
      Спокойствие, только спокойствие!
      Никто же толком не знает,что
      такое "духовные скрепы".
      Фигура речи...
    • Шиза
      10 авг. 2017 г., 15:34:57
      Ответить
      Достойный в нашем обществе - уважаемый, вор, взяточник и казнокрад =))) Это выгодно и почетно =)))) А всякая там совесть, человечность и прочие качества в нашем обществе не приветствуются =)))) Нужно переезжать туда, где это цениться в моральном и материальном плане =))))) Вот мы и проигрываем межвидовую борьбу, где взяточник живет в удовольствие и не презирается обществом =))) Во ту первакова мать учительница, воспитывался во времена СССР, а научили брать взятки =))))
  • Саныч
    10 авг. 2017 г., 13:41:13
    Ответить
    36% признали свою несостоятельность прокормить ребёнка, фактически признав себя нищими. Ужас и караул!!!
    Почему то не приведён процент пар, которые вообще не хотят детей, таких сейчас не мало.
    Вывод: геноцид нации налицо.

    • Я
      10 авг. 2017 г., 14:29:50
      Ответить
      Те кто тут выступает за одного ребенка-потом не удивляйтесь тому, что пенсионный возраст вам продляют, и тому что зарплата у вашего ребенка низкая. Это будет не из за воровства и коррупции, а из за превышения количества пенсионеров над работающими. Само слово "семь-я" говорит о количестве членов семьи. И растить одного ребенка-это растить эгоиста.
      • *
        10 авг. 2017 г., 14:46:12
        Ответить
        Каждый волен выходить на пенсию когда захочет. Главное не надеяться на подачки от государства, а самому формировать пенсионные накопления. А в этом процессе большое количество потомства является только помехой.
        • Саныч
          10 авг. 2017 г., 16:10:23
          Ответить
          Можно вообще ни на кого не надеяться и на всех забить, начать думать только о себе, зачем вам семья и дети, накопить себе на старость и жить как вам хочется...
          Не думая о будущем... Каждый сам за себя, такое на Руси уже вроде было примерно лет 300.
          Они этого и ждут...
          • !
            10 авг. 2017 г., 17:01:54
            Ответить
            А работать будут гастарбайтеры
          • Гена
            10 авг. 2017 г., 20:00:48
            Ответить
            Копите копите. Перед пенстей отменят накопительную, и будете получать как все.
            • *
              10 авг. 2017 г., 23:29:00
              Ответить
              Накопительная часть пенсии заморожена аж с января 2014 года. Только если копить самостоятельно. На государство нечего надеяться.
    • (:- )
      10 авг. 2017 г., 14:30:14
      Ответить
      Википедия "говорит":
      "Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить...".

      А "вообще не хотят детей" - это свободное волеизьявление, но не геноцид.
      • *
        10 авг. 2017 г., 14:47:39
        Ответить
        не вполне согласен
        Возможен скрытый геноцид.
        • Профессор Бехтерев
          11 авг. 2017 г., 8:42:36
          Ответить
          Да полнто те, скорее. Вялотекущий .
      • (:- )
        10 авг. 2017 г., 15:09:22
        Ответить
        Сродни "доведение до суицида" -
        'доведение до самогеноцида'...
      • Саныч
        10 авг. 2017 г., 16:17:51
        Ответить
        Геноцид прорастает не со стороны тех кто не хочет иметь детей, а со стороны тех кто ставит тебя в условия выживания и доведения вас до состояния когда думаешь как бы самому не сдохнуть...
        А вообще не хотят детей- это как минимум странно товарищ, инстинкт сохранения своего рода, материнский инстинкт, думаю присущ каждой особи, хотя соглашусь бывают исключения.
  • Васек
    10 авг. 2017 г., 13:52:13
    Ответить
    красивая девушка. Хочу детей от неё...
    • .
      10 авг. 2017 г., 14:53:36
      Ответить
      Ты у неё лица не видел может это мужик с седой бородой из властелина колец посох потерял)
    • Ваську
      10 авг. 2017 г., 15:49:37
      Ответить
      Как же тебе мало надо, даже лица не видел, а туда же "красивая". Ни лица, ни ног не видно,тема еще одной привлекательной части женского тела не раскрыта... Что, совсем так плохо? Никто не дает?)) А потом ты уже старый, какие тебе дети....))
  • (:- )
    10 авг. 2017 г., 14:11:15
    Ответить
    Маленькое поколение 90-х
    'хочет' еще меньше...
    • Зыряночка
      10 авг. 2017 г., 15:28:41
      Ответить
      Хочу любить, хочу рожать. Алкашам не беспокоить.
      • Зыряночкe
        10 авг. 2017 г., 15:47:27
        Ответить
        Таких тунеядок пруд пруди - ничего не делать, залетать периодически, а потом сюсыкаться с "наследниками духовных скреп".
    • (:- )
      10 авг. 2017 г., 16:41:37
      Ответить
      А говорят, что много водки...
      не помешает.
  • ИгНик
    10 авг. 2017 г., 15:42:57
    Ответить
    О цитатах...
    "Я думаю, что со временем мы придем к тому, что и семья займет серьезную нишу в институте воспитания. Духовные скрепы надо восстанавливать...".
    Уже даже не смешно!
    Всего сто лет назад в России более 80% населения составляло сословие крестьян, реально занимающихся сельским хозяйством, что называется 'на земле'. Для российского крестьянства патриархальная семья и соответствующее воспитание в духе ее традиций, т.е. социальная организация, не были пустым звуком, в том числе благодаря низкому уровню образования в той среде.
    Но прошло сто лет раскрестьянивания, околхозивания, индустриализации и урбанизации, да еще Большая Война!, и, наконец, возвращение к "общечеловеческим ценностям" на протяжении последней четверти века!
    Результат: нынче в сельской местности проживает менее 35% россиян, коих крестьянством язык не повернется назвать, в том числе потому, что десятки миллионов гектар сельхозугодий попросту заброшены.
    Спрашивается, на какой основе будут восстанавливаться "духовные скрепы"?
    Родители, конечно, должны "передавать этнические, национальные родовые традиции своим детям" (забыли еще упомянуть конфессиональные), но надо иметь ввиду, что именно это нас будет разьединять вплоть до социально-этнического распада страны, даже если мы лоб расшибем на паперти "Русского мира".
    • Здраво
      10 авг. 2017 г., 15:58:16
      Ответить

      Плюсую посему.
  • чел
    10 авг. 2017 г., 16:20:09
    Ответить
    Нашему государству не нужны ни дети,ни старики...
    • (:- )
      10 авг. 2017 г., 16:43:22
      Ответить
      Правильно, ему нужны только
      готовые налогоплательщики!
  • чел
    10 авг. 2017 г., 16:20:35
    Ответить
    Нашему государству не нужны ни дети,ни старики...
  • хорошее образование
    10 авг. 2017 г., 16:56:47
    Ответить
    высшее
    Понты точно дорого стоят
  • Больше
    10 авг. 2017 г., 19:26:44
    Ответить
    не прокормят
    сами на шее родоков сидят
  • Ч**
    10 авг. 2017 г., 20:00:40
    Ответить
    Нафиг разводить нищету и одного хватает. Только деревенские по пятеро рожают,а потом вещи по людям собирают
    • Леонид
      10 авг. 2017 г., 20:25:05
      Ответить
      И городские, тоже рожают по 2-3 детей(без папаш) и также, вещи собирают))))
    • (:- )
      10 авг. 2017 г., 23:46:08
      Ответить
      'Деревенские' пятерых не рожают даже в краях Ахматовича...
  • бородач
    10 авг. 2017 г., 20:56:04
    Ответить
    это прискорбно!
  • Правильно
    10 авг. 2017 г., 23:08:42
    Ответить
    Молодые
    Думают