content/news/images/66967/PSV_intinskaya_shahta_01_mainPhoto_mainPhoto_mainPhoto.jpg
08:20, 21.08.2017 / ЭКОНОМИКА

На обсуждение: «Нужно ли спасать «Интауголь» в Коми?»

Власти Коми за последние годы потратили на вывод предприятия из кризиса около 1 млрд рублей из бюджета. Из-за смены собственников, опасных условий добычи и ограниченного рынка сбыта «Интауголь» пребывает в кризисе и уже ничего не добывает. Но чиновники не теряют надежды найти шахте «Интинская» стратегического инвестора, готового вложить в его развитие миллиарды. О том, нужно ли спасать «Интауголь», рассуждает блог о зеленой экономике «Кислород.Лайф».

На обсуждение: «Нужно ли спасать «Интауголь» в Коми?»
Фото Сергея Васильева

Многострадальное предприятие «Интауголь», градообразующее для моногорода Инта (там проживает порядка 36 тыс. человек), с 1 августа переведено в режим простоя. По данным пресс-службы правительства РК, вскоре его судьбу обсудят на совещании в Минэнерго РФ. Соответствующее поручение еще в июне дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Речь, в том числе, пойдет и о том, чтобы Череповецкая ГРЭС (входит в ОГК-2 «Газпром энергохолдинга») осталась угольной, поскольку именно эта станция в настоящее время обеспечивается отсевом с шахты «Интинская».

Как сообщил зампред правительства - министр промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Николай Герасимов, на период простоя сотрудникам «Интаугля» будут выплачиваться две трети «предусмотренной по трудовым договорам суммы заработка». Но предстоят и сокращения персонала, порядка 250 человек, включая механиков, экономистов, проходчиков, горных мастеров, заместителей начальников участков (об этом сообщает ТАСС).

В настоящее время с ОГК-2 достигнута договоренность по изменению схемы расчетов между энергокомпанией и АО «Интауголь». Дело в том, что от Череповецкой ГРЭС до Инты – более 1,4 тыс. км, а потому в стоимости угля большую долю занимает транспортная составляющая. Энергетики не горели желанием ее оплачивать, но еще по весне контракт был вроде бы пересмотрен. Как говорил тогда на одном из совещаний исполнительный директор шахты Александр Ковалев, «тарифная составляющая будет увеличена фактически до уровня наших затрат, которые мы сегодня несем». Как заявил Николай Герасимов, теперь «предусмотрено, что ОГК-2 оплатит доставку угля железнодорожным транспортом до Череповца, выводя в отдельные платежи расчеты с шахтой за поставленный уголь».

Сейчас на складе предприятия лежит 170 тыс. тонн угля, его реализация позволит частично погасить задолженность по заработной плате (в штате – 1,3 тыс. работников). По поручению главы Республики Коми Сергея Гапликова на выплату долгов перед интинскими шахтерами по зарплате и иным социальным выплатам за последние месяцы было направлено свыше 166 млн из республиканского бюджета. К примеру, в начале июня властям пришлось в авральном порядке гасить обострившийся протест – около 300 рабочих не вышли на работу, потребовав долги за первый квартал. Спасли ситуацию 30 млн рублей из казны РК. Всего же за последние годы предприятию была оказана финансовая помощь на сумму почти в 1 млрд рублей.

«Руководством республики и Северо-Западного федерального округа предпринимаются все возможные меры для поиска потребителей интинской продукции и стратегического инвестора, который смог бы обеспечить выход предприятия на стабильную работу», - говорится в сообщении правительства РК.

Но сегодня шахта, как признавал Сергей Гапликов, генерирует до 1 млрд рублей убытков в год. Для безубыточной работы в Инте нужно добывать не менее 3,5 млн тонн угля в год (в последние годы – не более 1 млн тонн ежегодно), для этого необходимо инвестировать в предприятие не менее 3,5 млрд рублей (иногда звучала цифра и в 5 млрд рублей). Средства, в том числе, нужны для закупки техники – весной Александр Ковалев сетовал на задержки с запуском новой лавы из-за того, что единственный лавный конвейер работал на действующих пластах. Неудивительно, что заветный инвестор на «Интауголь» никак не находится. С мая добыча на предприятии не ведется. По данным Арбитражного суда Республики Коми, долги на март 2017 года составляли порядка 4 млрд рублей.

Токсичная история

Добывать уголь в Инте начали еще в годы Великой Отечественной войны. Правда, в отличие от воркутинского коксующегося угля, интинский уголь не имел столь большой ценности, поскольку был энергетическим. Именно поэтому металлургический гигант «Северсталь», в свое время выкупивший воркутинские шахты, «Интауглем» не заинтересовался: «В результате в «нулевые» годы одна за другой шахты приполярного города стали закрываться с последующей ликвидацией. С 2007 года в Инте действует только «Интинская», которую в 2010 году преобразовали в ОАО «Шахта Интауголь»», - напоминала в конце июня газета «Общественный контроль» в развернутой зарисовке.

С тех пор историю шахты можно назвать «токсичной»: по данным ИА «Комиинформ», «со времен, когда кресло высшего должностного лица занял Владимир Торлопов, многострадальный «Интауголь» служил мишенью ушлых дельцов от бизнеса в бизнесе и от бизнеса во власти (ныне знаменитое дело об ОПС Торлопова – Гайзера). Круговерть с перепродажами акций и банкротствами угольного производства вогнали предприятие в экономически депрессивное положение, которое было очень выгодно прежней власти и ее партнерам, чтобы наживаться на стабильном промышленном проекте».

Даже если закрыть глаза на политику и скандальное «дело Вячеслава Гайзера» (бывший глава республики был арестован в сентябре 2015 года и обвинен в организации ОПГ, с тех пор находится под арестом), факт остается фактом – новому главе Коми Сергею Гапликову досталось очень тяжелое наследство.

Действующее АО «Интауголь» создано лишь в марте 2017 года на базе обанкротившегося АО «Шахта Интауголь», «чтобы обеспечить возможность продолжения производственной деятельности угледобывающей компании». Это – последняя юридическая реинкарнация градообразующего для Инты предприятия. В июне Александр Ковалев говорил, что разработана программа сохранения и развития шахты, предложен технический вариант ее модернизации и варианты финансовой работы аж до 2030 года. По данным ИА «Комиинформ», за счет модернизации шахты к 2021 году она могла бы выйти на рентабельный уровень, к 2023 году – стать прибыльной, а к 2030 году – приносить до 500 млн рублей чистой прибыли ежегодно. Тогда же Ковалев заявлял, что все спекуляции на тему закрытия шахты не имеют под собой никаких оснований: «Мы с пониманием и терпением относимся к тем неприятностям, которые нас постигли, поэтому с верой в будущее ждем, что в этом году проблема предприятия «Интауголь» будет исчерпана».

Не тот уголь

Кто сделал столь радужные расчеты – неизвестно. Зато хорошо известны базовые проблемы предприятия. Прежде всего, энергетический уголь. «Интауголь» разрабатывает 11 пластов Интинского месторождения (Печорский угольный бассейн). Балансовые запасы у шахты серьезные – свыше 290 млн тонн, промышленные – более 220 млн тонн. Этого хватило бы на век работы. «Горно-геологические условия эксплуатации являются достаточно благоприятными для ведения горных работ, что подтверждается достижением в отдельных случаях достаточно высоких технико-экономических показателей в лавах и при проведении подготовительных выработок на протяжении ряда последних лет… Опыт эксплуатации месторождения показывает, что в условиях ликвидации нерентабельных шахт и уменьшения количества очистных забоев сохранить объемы добычи в пределах 3-3,5 млн тонн в год вполне реально за счет увеличения нагрузки на очистной забой, сокращения времени на производство работ по монтажу-демонтажу технологического оборудования», - отмечается на сайте компании.

Но в компании признают, что шахта опасна по взрыву угольной пыли (последняя авария с гибелью шахтера случилась 23 июня), а породные забои являются «силикозоопасными» (то есть в них много двуокиси кремния, который вызывает опасные профессиональные заболевания). Хотя следом написано, что «температурные условия шахты обеспечивают нормальный режим проведения подземных работ». При этом интинские угольные пласты являются высокозольными (показатели зольности – 25-38%). Для энергетических углей это большая проблема.

Как рассказал ТАСС первый заместитель главы регионального минпрома Александр Гибеж, шахта в Инте производит два вида продукции: сам уголь (до трети от общего объема производства), и отсев, остающийся от обогащения. «Проблемы как раз с реализацией отсева. Он идет только на крупные станции, к примеру, на Череповецкую ГРЭС», - отметил замминистра.

Тотальная зависимость от Череповецкой ГРЭС, крупнейшей тепловой электростанции Вологодской области (ее мощность – более 1 ГВт), еще одна большая проблема «Интаугля». Три угольных энергоблока этой станции, по 210 МВт каждый, когда-то потребляли порядка 850 тыс. тонн интинского угля в год. Власти Коми не раз предлагали ОГК-2 забрать «Интауголь» под свое крыло, но в энергокомпании эти предложения оставляли без ответа. По данным сайта ОГК-2, для ГРЭС интинский уголь – не единственный: станция также работает на хакасских (разрез Степной, Черногорская угольная компания, «Хакассразрезуголь», Восточно-бейский разрез) и кузнецких (разрезы Евтинский, Задубровский) углях.

Но самое главное – ГРЭС может работать и на природном газе. В структуре мощности – парогазовый энергоблок мощностью 420 МВт, построенный по ДМП. В «Газпром энергохолдинге» уже заявляли, что рассматривают вариант закрытия угольных блоков на Череповецкой и Новочеркасской ГРЭС. Как говорил в мае первый заместитель гендиректора компании Павел Шацкий, «сейчас все эти станции угольные находятся за гранью рентабельности». И головная компания вынуждена субсидировать их работу.

В 2015 году станция не прошла КОМ, но затем, по решению Минэнерго РФ, ей был определен статус «вынужденного генератора», действовавший до 1 июля 2017 года. По словам эксперта АО «ФИНАМ» Алексея Калачева, на ГРЭС используются три котла марки ТП(Е)-208-335 производства Таганрогского завода «Красный котельщик». «Этот котел использует уголь в качестве основного топлива, а газ – в качестве резервного. Так что перевод станции полностью на газ не вызовет затруднений и не потребует большой модернизации».

Впрочем, по данным ОГК-2, Череповецкая ГРЭС и так уже практически работает на газе. Так, за первые шесть месяцев этого года станция произвела 1 млрд 654,9 млн кВт*часов электроэнергии, и это было на 32,9% или на 812,9 млн кВт*часов меньше аналогичного показателя прошлого года. При этом на три старых энергоблока пришлось всего около 7% в структуре выработки, остальное произведено на ПГУ-420. «Снижение выработки электроэнергии на оборудовании первой очереди связано с высокой себестоимостью производства электроэнергии, которая превышает сложившуюся цену на оптовом рынке. Использование в качестве топлива природного газа на энергоблоках первой очереди - вынужденная мера, так как продолжаются перебои с получением угля с шахты «Интауголь», которая является основным поставщиком топлива для ГРЭС. Фактически угольные энергоблоки работают в режиме котельной для обеспечения тепловой энергией потребителей поселка Кадуй», - сообщили в пресс-службе станции.

Добавив, что на ГРЭС «наблюдается улучшение экологических показателей, которое объясняется увеличением доли выработки электрической энергии четвертого энергоблока, работающего на природном газе, а также изменением топливного баланса в целом. Коэффициент использования установленной мощности составил 36,2%, уменьшившись по сравнению с аналогичным показателем в 2016 году на 17,5%».

Будущее не предопределено

Других крупных потребителей у «Интаугля» нет. Часть, конечно, идет на Интинскую ТЭЦ (входит в филиал «Коми» компании «Т Плюс») и районные котельные. Несколько лет назад шли продажи концентрата по северному завозу в Ненецкий АО, но кризис на предприятии привел к потере всех внешних рынков. В министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми ищут покупателей в Мурманской и Кировской областях. Проводили и переговоры с «Т Плюс». Но пока перспективы альтернативных поставок неочевидны.

Все последние годы власти Коми постоянно грозили федеральному центру социальной катастрофой и упирали на то, что расселение Инты в случае полного закрытия угледобывающего предприятия обойдется в десятки миллиардов рублей. Сергей Гапликов также рассчитывает на помощь Москвы: в июне он доложил о проблемах «Интаугля» Дмитрию Медведеву, который тут же дал поручение главе Минэнерго РФ Александру Новаку «оказать максимальное содействие в проработке возможных вариантов выхода предприятия из кризисного положения».

Главный пункт этой стратегии, как видно из сообщений правительства Коми, - чтобы Череповецкая ГРЭС осталась угольной. «Если Череповецкую ГРЭС сохранят в вынужденном режиме работы на угле, то это сохраняет рынок шахты, и тогда можно говорить о перспективах ее развития. Если же Череповецкую ГРЭС переводят на газ, то перспективы развития и рынок для интинского угля теряется с 2019 года, длительной перспективы развития шахты тогда не существует. Решение переводить ГРЭС на газ или оставить на угле ожидается в третьем квартале этого года», - однозначно заявил в интервью ТАСС Николай Герасимов.

На предприятии уже идет сбор подписей под обращением к Владимиру Путину, которого просят оказать содействие в поиске стратегического инвестора и сохранение угледобычи в Инте.

Стоит отметить, что сама по себе связка «добыча угля – энергогенерация» - явление нередкое. Но эффективно она работает только в Сибири (например, у СГК и СУЭК – один собственник, а «Иркутскэнерго» вообще позиционирует себя энергоугольной компанией, имея в структуре добывающую «Востсибуголь»). Однако, как отмечала газета «Коммерсант», в европейской части России, где мало угольных станций, подобных комплексов не сложилось. Как отмечал в комментарии для газеты Андрей Третельников из Rye, Man & Gor Securities, «разрывать связь между ГРЭС и шахтой нельзя: предприятие удалено от рынков сбыта, интересных решений по вывозу угля нет, южнее употребляются уже кузбасские угли».

«Уязвимость предприятия в привязке к единственному потребителю, который, к тому же, принадлежит газовому монополисту, очевидна, - говорит в комментарии для «Кислород.ЛАЙФ» Алексей Калачев. – Чтобы выжить, шахте «Интинской» жизненно необходимо искать других потребителей и другой рынок сбыта угля, иначе оно будет обречено на закрытие». Руководству Республики Коми, уверен эксперт АО «ФИНАМ», «пора думать о трудоустройстве работников». «Эффективность газовой генерации выше угольной в два-три раза, и это факт. Возможны региональные ценовые диспропорции, сложности с добычей, доставкой и транспортировкой, но при прочих равных средняя величина капитальных и операционных затрат на киловатт энергии в газовой и угольной генерации отличается в разы не в пользу последней. Не говоря уже об экологической составляющей. Это означает, что уголь и дальше будет вытесняться из энергетики по мере газификации регионов».

К тому же, как напоминает Калачев, доминирующая роль угольной генерации в Сибири сложилась исторически: «В этих регионах, в отличие от западных областей страны, отсутствует развитая газопроводная инфраструктура. По данным самого «Газпрома», несмотря на значительные ресурсы природного газа, средний уровень газификации Дальневосточного федерального округа составляет 12,6%, Сибирского федерального округа — 6,8%, тогда как в целом по России — 66,2%. Уровень газификации Северо-Западного ФО природным газом на начало 2017 года составляет 58,5%, а Республики Коми – 45,2%. Для сравнения: в самых газифицированных регионах Сибири – Омской и Новосибирской областях – уровень газификации не превышает 30%. Но по мере развития газотранспортной системы в восточных регионах доля угольной генерации там будет сокращаться».

4232

Комментарии (64)

Добавить комментарий
  • чел
    21 авг. 2017 г., 8:34:42
    Ответить
    это вопрос к ученым
    Нужен коксующийся уголь. Инта там есть? Все комменты про их уголь в блокадном Ленинграде- в топку. Там людей ели и крыс с другими животными. Мое мнение- закрыть интауголь,людей вывезти. Это задача графина и его подчиненного герасима
    • Воркуту
      21 авг. 2017 г., 11:03:26
      Ответить
      переселяли - переселяли
      да не выпереселяли
  • Интинец
    21 авг. 2017 г., 8:48:25
    Ответить
    Никто нас никуда не переселит. На создани такого прецедента власть никогда не пойдёт, т.к. таких городов полстраны.
    • 1
      21 авг. 2017 г., 8:52:15
      Ответить
      +100.поэтому до выборов интауголь помурыжат,потом просто закроют,людей оставят со своими проблемами
    • Пенсионер
      21 авг. 2017 г., 10:24:05
      Ответить
      Можно укрупнить Воркуту, мы готовы принять интинцев.
  • 1
    21 авг. 2017 г., 8:50:57
    Ответить
    закрыть, людей переселить. рано или поздно это делать все равно придется,а так,зачем тянуть кота за яйца!?
    • СЧтрелок
      21 авг. 2017 г., 11:44:28
      Ответить
      Так на это деньги нужны, а тут новогодние праздники "не за горами", а с ними Лазурный берег, Майами, Куршавель и т. д. так что терпите и сглатывайте.
  • Деньги есть
    21 авг. 2017 г., 8:51:45
    Ответить
    Республика Коми ежегодно отсылает в Москву 80 млрд.
    Этого с лихвой хватит на спасение жителей Инты и Воркуты.
    И на переселение, и на модернизацию.
    • Хватит,
      21 авг. 2017 г., 8:59:21
      Ответить
      Только кто ж их отдаст?
      И с Воркутой та же история. Байки про Арктику - то же, что и в 50-ые про Воркутауголь.
      • МЧС
        21 авг. 2017 г., 9:05:02
        Ответить
        Ничего спасать не нужно. Закрыть шахты, а чернь распустить по домам.
      • чел
        21 авг. 2017 г., 11:15:07
        Ответить
        воркута
        Там уголь с качеством. Инта-в опе.
      • :-(
        21 авг. 2017 г., 16:26:18
        Ответить
        Последнее угольное качество на Воркуте 'затоплено' вместе с шахтой "Северная"...
        • Нет
          21 авг. 2017 г., 18:11:38
          Ответить
          Ещё на Комсомольской осталось.
          .
    • Кутузов
      21 авг. 2017 г., 11:46:08
      Ответить
      "Чтобы спасти Россию, нужно сжечь Москву"!
  • Шиза
    21 авг. 2017 г., 9:26:34
    Ответить
    А чего ее спасать, если она не рентабельна? В СССР предприятия работали в связке: не рентабельное предприятие давало работу десяткам рентабельных. Сейчас собственники разные и никто не будет содержать банкрота потенциального. Еще РЖД тарифами задрала =)))
  • Есть
    21 авг. 2017 г., 9:27:11
    Ответить
    Пусть нефтяники тянут как нагрузку
    А то им только прибыльное отдавай
    • Инта
      21 авг. 2017 г., 11:02:20
      Ответить
      ЛУКОЙЛ в Коми любит делать добрые дела. Помогите нам, нефтяники!
      • Да и вообще
        21 авг. 2017 г., 18:16:36
        Ответить
        Год добрых дел объявлен.
        .
  • ТракторИСТ
    21 авг. 2017 г., 9:28:53
    Ответить
    власти не знают как и куда переселить людей из Инты?
    Пусть обратятся за советами и помощью к китайским товарищам. У них опыт очень большой (без сарказма и самоиронии).
    Смотрел док.фильм как одну провинцию переселяли из-за строительства плотины.
    Всех переселили,дали жилье,участки,работу (кого то отправили на курсы для получения новой профессии и т.д.). Переселили около 1 млн. чел.
  • ольга
    21 авг. 2017 г., 10:21:25
    Ответить
    Закрыть шахту Вы закроете, а с жителями города что будет?Как то однобоко. Сначала надо решить вопрос с жителями города , а потом говорить о закрытии.
    • Олег
      21 авг. 2017 г., 10:25:22
      Ответить
      Ольга ты права и Конституция РФ тоже права.
  • Алексакндрас
    21 авг. 2017 г., 11:08:47
    Ответить
    БЕДА
    Надо начинать переселять жителей Инты - вахтовый метод единственная альтернатива.
  • Шахтер Инты
    21 авг. 2017 г., 11:13:50
    Ответить
    Не надо нас переселять
    Дайте денег на возобновление работы шахты.
    • Шиза
      21 авг. 2017 г., 11:26:10
      Ответить
      Счас, напечатаем =)))) Пусть пенсионеры по помойкам шарятся =))))
  • Интинец
    21 авг. 2017 г., 11:16:31
    Ответить
    Спасение утопающих ....
    Таких городов как Инта - сейчас полстраны... Враги народа засели в кремле ......
  • Горожанин.
    21 авг. 2017 г., 11:24:47
    Ответить
    Чуть не прослезился тяжелое наследство досталось Гапликову.
    Я конечно не эксперт в экономике и энергетике.
    Но думаю что раз предприятие банкрот и желающих на него тратить деньги нет - его нужно закрыть. Людей обязательно перевести в другие регионы, а лучше в Сыктывкар или можно Емву , Микунь. У нас в Коми есть то что всегда ценится и будет ценится - это лес. В Емве умирает завод по ДВП и ДСП. Вложите в него деньги (правда это большие деньги ) и построите завод ОСП вот вам и рабочие места. Часть людей туда переселите. Далее Фанерный комбинат можно еще поставить леса хватает , а спрос на фанеру в Европе и на Ближнем востоке только растет. Далее можно комбинат поставить по мебельным щитам . В Общем на лес спрос всегда был и будет. Конечно людей придется переучивать , давать новые специальности и.т.д. Но это надо сделать и чем раньше начнем тем лучше. Начать с молодежи забирать ее на учебу в Сыктывкар и оставлять уже здесь. Что касается открытия новых комбинатов, то может можно провети переговоры с Сыктывкарским фанерным комбинатом или Жешарским, а может со всеми сразу государство предложит им длинные деньги (кредит беспроцентный ) на увеличение мощностей, а они построят еще один комбинат или новые цеха. Как то так.
    • Вита
      21 авг. 2017 г., 11:52:36
      Ответить
      Полгорода- пенсионеры , бывшие работники
      закрытых шахт , не попавших в программу переселения а как быть с ними? убить?!
      • Коммунист Путин
        21 авг. 2017 г., 13:58:47
        Ответить
        Заметьте, не я это предложил...
        • Ольга
          21 авг. 2017 г., 18:37:08
          Ответить
          Наверное так.......
      • Ольга
        21 авг. 2017 г., 18:36:22
        Ответить
        Так Емва сама кое как держится. Обещали построить огромный тепличный комплекс. И что ? Сейчас пишут : денег нет. Придется подождать лет так этак пять? Хорошо ,Сыктывкарский комплекс- сколько раз его банкротили перепродавали,,,,, Вывод один- в Республике разруха. Сразу поставить крест на республике нельзя- не сломать, а вот потихоньку под так называемой не рентабельностью , а затем провести реорганизацию и можно смело закрыть все предприятия безболезненно для чиновников, которым на людей велико наплевать!
    • Мдя...
      21 авг. 2017 г., 14:23:43
      Ответить
      И впрямь, горожанин
      В Коми - леса НЕТУ!!!
      • 1
        21 авг. 2017 г., 18:28:50
        Ответить
        лес есть,сортность низкая и инфраструктура нужна для заготовки
        • )
          21 авг. 2017 г., 19:15:56
          Ответить
          Да, лес есть, только тонкий, короткий, редкий и болотистый.
          А в остальном - нормальный лес )))
  • Экономист
    21 авг. 2017 г., 11:57:15
    Ответить
    По моему, еще рано рвать волосы на голове.
    Месяц назад Гапликов встречался с Медведевым. Попросил о помощи. В третьем квартале будет момент истины. Надеюсь, все решится положительно. Инту нельзя закрывать.
    • Вита
      21 авг. 2017 г., 12:06:53
      Ответить
      Весь город в истерике, все переживают за судьбу города, за судьбу своих семей
      • Ольга
        21 авг. 2017 г., 18:38:47
        Ответить
        Вы верите в положительный результат?????? НЕ ВЕРЮ!!!!!
    • опять я
      21 авг. 2017 г., 13:33:46
      Ответить
      Что-то мне подсказывает,что Вы правы.
    • (:- )
      21 авг. 2017 г., 16:23:49
      Ответить
      Почему это Инту "нельзя закрывать"?
      А на кой "льзя" держать городок?
      Ради одной станции 'Инта'?
      • 1
        21 авг. 2017 г., 18:32:28
        Ответить
        да не закроют из за пары тысяч человек весь город,денег просто нет,чтоб переселить всю инту. точнее деньги есть,но на переселение никто тратить такие огромные суммы не будет.жителям надо бояться не переселения,а того,что их оставят нищенствовать в инте
        • 2
          21 авг. 2017 г., 19:02:13
          Ответить
          чтобы не нищенствовать в будущем надо уже сейчас думать о переселении,самим переезжать,на государство надеяться смысл?
  • К. Р. С.
    21 авг. 2017 г., 12:09:15
    Ответить
    Инта
    Неужели людям нравится жить в Инте?
    Почему бы им не помочь переселиться на Дальний Восток, там дают бесплатно 1 га земли, климат хороший. Пусть государство поможет создать там инфраструктуру. Понятно-же, что будущее именно в Азии, а не на севере в Коми.
    • Дальний Восток
      22 авг. 2017 г., 6:05:55
      Ответить
      субтропики, там каждый год тайфуны и наводнения, работы нам нет.
  • Без паники
    21 авг. 2017 г., 13:05:33
    Ответить
    Шахту закроют - это факт, убытки республика не потянет. Будет обычный городок, без всякого производства. Специалисты в сфере горного дела разьедутся по другим городам, где они востребованы. Инта как была, так и будет, но без перспектив для будущих поколений...
    • Знаток
      21 авг. 2017 г., 17:15:05
      Ответить
      Перспектив в Инте даже больше чем могут освоить интинцы. Шахта - это только часть производственного комплекса по добыче угля. Есть еще РМЗ, переориентировав который на выпуск востребованной в республике и России продукции, можно сохранить и город и средства производства и рабочие места и даже перспективу для молодежи. Есть еще остатки транспортного хозяйства, которое тоже нужно сохранять, использовать и даже развивать. Есть ТКП, который тоже не умер. Многое можно сохранить и приумножить. С умом. А без ума можно только отнять, поделить и выбросить.
      • 1
        21 авг. 2017 г., 18:35:03
        Ответить
        какие перспективы для молодежи могут быть в месте,где в мая еще зима,а в августе уже зима!? там физическое существование не благоприятно даже
  • Без паники 2
    21 авг. 2017 г., 13:08:07
    Ответить
    Крайних надо искать в 2009-2010гг, тогда все началось. Добычин, как в Питере живется?!?!
  • Сын Антано
    21 авг. 2017 г., 13:17:37
    Ответить
    Господин Добычин и Ко через филиал шахты в Питере обеспечили роскошное будущее своим детям и внукам. Рассматриваемое по Добычину дело в суде за уклонение от уплаты налогов по шахте - вишенка на огромном торте.
  • 1
    21 авг. 2017 г., 13:22:30
    Ответить
    Переселять людей из Инты в Сыктывкар или Емву, как предложил один из комментаторов, это бред. Работы для народа нет и в Сыктывкаре и Емве. То что происходит сейчас в Инте и во множестве других городах России это только начало кризисных явлений. правительству и самому населению надо обратить свой взор на сельское хозяйство, там спасение для страны и каждого человека в отдельности.
    • сдался мне ваш сыктывкар
      21 авг. 2017 г., 13:43:32
      Ответить
      Переселяйте в Краснодар
      • Пх!
        22 авг. 2017 г., 1:01:27
        Ответить
        А чего не в Майами?
      • Печора
        22 авг. 2017 г., 6:18:57
        Ответить
        мечтаю переселится в Сыктывкар уже лет 20.Но нет денег на покупку квартиры.
  • Гапликов
    21 авг. 2017 г., 13:23:49
    Ответить
    Всех с Инты переселим в Сирию, на заваёванные земли.
    • (:- )
      21 авг. 2017 г., 16:19:42
      Ответить
      Дык, говорилось, что "как в Европе"!?
  • Кочегар
    21 авг. 2017 г., 13:46:19
    Ответить
    Интинский уголь-это кошмар какой то
    • .
      21 авг. 2017 г., 13:49:07
      Ответить
      Это вы, Григорий Спичак?
      • ?
        21 авг. 2017 г., 17:40:47
        Ответить
        Почему так решил
        • .
          21 авг. 2017 г., 18:38:53
          Ответить
          Так он, вроде, одно время в Ижме числился кочегаром.
  • Горожанин
    21 авг. 2017 г., 15:44:52
    Ответить
    Инта
    Около Инты проходит Северный Урал. Может в горах что-нибудь ценное добывать начнут. А то, что интинский уголь - низкокачественный, об этом давно слышал от людей, которые получали его для котельных. Тепла мало, шлака много.
  • Интинцы
    21 авг. 2017 г., 16:18:57
    Ответить
    Решение по вам принято
    До декабря вас будут мурыжить . А после вы сами примите решение переселятся самостоятельно.
    К сожалению.
    Не падайте духом, на Инте свет клином не сошелся.
  • никто вам не поможет
    21 авг. 2017 г., 19:03:37
    Ответить
    потихоньку переселяйтесь сами
  • Короче
    21 авг. 2017 г., 19:55:35
    Ответить
    Пора валить из Коми
    • Длиннее
      21 авг. 2017 г., 20:33:04
      Ответить
      Короче
      Вали!)
  • Это
    22 авг. 2017 г., 5:56:04
    Ответить
    капитализм с русской харей...Нет никакой сбалансированной экономической политики,на людей наплевали давно...Денег в стране полно-девать не знают куда-даже разворовать не успевают,вкладывают в экономику США. Вчера написали о возможном преемнике Медведеве-ну в общем мы все никто,просто мясо...А в Инту сколько вложено в сельское хозяйство! Может правда на все эти деньги переселить людей ну оставить социалку для тех,кто захочет остаться.музей под открытым небом...Правда ведь такие климатические условия,что должна быть достойная компенсация на жизнь там-на юге Коми и то жить не айс