content/news/images/68115/IMG_0134_mainPhoto.jpg
09:30, 14.09.2017 / ОБЩЕСТВО

Исследование: каждый пятый случай школьной травли инициируют учителя

Большинство случаев школьной травли происходит с подачи одноклассников того же пола, что и объект агрессии, а пятую часть всех ученических конфликтов инициируют учителя. При этом две трети родителей уверены, что жертвой буллинга может стать любой ребенок, не обязательно отличающийся от своих сверстников внешностью, характером или успеваемостью. При этом эксперты считают, что вмешательство взрослых в конфликт оправдано далеко не всегда, пишет «Газета.ru».

Исследование: каждый пятый случай школьной травли инициируют учителя
Фото Марии Шумейко

Согласно исследованию проекта «Дети Mail.Ru», посвященному травле в школе, чаще всего зачинщиками конфликтов выступают ровесники того же пола, а в каждом пятом случае (21%) — сами учителя. Проблема травли оказалась абсолютно незнакома только 19% из 10 тыс. участников опроса. Тогда как более половины родителей говорят, что в школе, где учится их ребенок, распространено агрессивное и оскорбительное поведение в отношении учеников.

Две трети респондентов уверены, что объектом агрессии может стать любой ребенок, еще треть считает, что поводом могут стать внешние отличия.

Больше половины родителей в прошлом сами были жертвами нападок. 42% опрошенных до сих пор переживают по поводу конфликтов, случившихся в детстве.

Подавляющее большинство (80%) участников исследования полагает, что травля в будущем негативно отразится на психике ребенка. Больше половины готовы оказать ему всяческую поддержку, включая перевод в другую школу. Пятая часть респондентов считает, что дети должны разбираться между собой без вмешательства взрослых. В то же время куда больше участников опроса полагают, что подобные конфликты должны решать родители (69%), учителя (65%) или психологи (50%).

По словам семейного и детского психолога Анны Лихониной, 21% учителей среди обидчиков — огромная цифра. При этом виды травли (буллинга) со стороны педагогов могут быть разными. Например, кто-то из учителей сознательно говорит ребенку о том, что «запрет его в чулане», а кто-то как бы в шутку отмечает, что «такому ученику и тройка — высший балл». Дети и в том, и в другом случае воспринимают регулярные замечания от авторитетного взрослого как «зеленый свет» для агрессии и радостно подхватывают самые обидные эпитеты в отношении одноклассника или одноклассницы.

Психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха отметила, что чаще всего травля с подачи учителя встречается в младших, а не средних или старших классах.

«Значимость учителя в младшей школе очень высока. Если возникает какой-то серьезный конфликт, то налаживать отношения учителя и ребенка должны именно родители — главные и единственные защитники школьника в первые годы учебы.

Если наладить отношения не удалось, то в таком возрасте имеет смысл менять школу», — рассказала она «Газете.Ru».

В средних и старших классах ситуация меняется. Педагог может проявлять агрессию по отношению к ученику, но вовсе не обязательно, что в этом же будут участвовать его одноклассники. Чаще всего сверстники выбирают себе другой объект для травли. Справляться с ситуацией травли в средней школе надо с учетом обстоятельств, говорит Муха.

«Например, если речь идет о физическом насилии, то осторожное и продуманное вмешательство взрослых будет уместным. А вот то же самое в иных ситуациях может только сделать хуже, а ребенок приобретет прозвище «ябеда» или «маменькин сынок», — пояснила эксперт. — Если ситуация позволяет, то спасти положение может перевод в параллельный класс, когда ребенку, допустим, 11-12 лет. Если травля началась давно, ситуация застарелая, в классе есть один «козел отпущения» (что, кстати, плохо говорит об атмосфере в классе), то уже целесообразно перевести школьника в другое учебное заведение. Но в любом случае надо также прорабатывать эту ситуацию со специалистами, чтобы вылечить полученную травму и не допустить повтора того же конфликта в новом месте».

По мнению психологов, распространенный совет родителей «не обращать внимания» сам по себе хорош, но со школьником он не сработает. «Ребенок еще не на таком уровне, чтобы сознательно не обращать внимания на что-то.

Лучше перефразировать совет в сторону конкретики, например, проработать какие-то остроумные ответы обидчикам вместе с ребенком.

Это даст ощущение участия со стороны родителей, что ценно, даже если этот остроумный ответ не сработает идеально», — добавила Муха.

Никакого закона относительно буллинга в России нет, если только все не закончилось трагически. Психолог Лихонина добавила, что учителя, если и видят проблему, зачастую либо почти ничего не могут сделать, либо делают вид, что не замечают ее, поскольку не всегда знают, как помочь в этой ситуации.

Тема школьной травли стала вновь активно обсуждаться после недавнего ЧП в школе подмосковной Ивантеевки. 5 сентября 15-летний девятиклассник пришел в школу с пневматическим оружием, которое он пронес под плащом. В классе он выстрелил в сторону учительницы, а затем ударил ее. Трое подростков после произошедшего выпрыгнули из окна, они были госпитализированы с переломами, учительница получила открытую черепно-мозговую травму.

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что инцидент со стрельбой можно было предупредить, если бы не игнорировались сообщения о проявлениях детской агрессии в отношении девятиклассника.

«Были сообщения о детской агрессии, но они вовремя не были приняты во внимание, не были приняты те меры, которые могли бы предотвратить эти тяжелые последствия», — сказала она. По ее словам, необходимо изучать все нюансы: «Как формировалась эта мотивация на такой из ряда вон выходящий поступок, и школа ли виновата, родители не услышали, не увидели вовремя, не оказались рядом, спровоцировали ли сверстники или иные факторы послужили причиной этого поведения».

2171

Комментарии (24)

Добавить комментарий
  • :-(
    14 сент. 2017 г., 10:52:36
    Ответить
    И они же - ' учителя' - затем всячески скрывают проявления такой травли, пока все не обернется очередной трагедией...
    • ЖИВУ Я ЗДЕСЬ
      14 сент. 2017 г., 12:25:09
      Ответить
      Разумеется," ВИНОВАТЫ УЧИТЕЛЯ"!
      Фраза как заклинание, кот. прикрываются неблагополучные родители и их детки! Ох, пора бы в нашей стране по взрослому спрашивать с родителей , чьи дети нарушают учебный процесс, имеют вредные привычки , агрессивны к окружающим, в том числе к преподавательскому составу! За уклонение от воспитания и содержания ребёнка в семье в соответствии с законами РФ родителей привлекать к административному наказанию и общественному порицанию, иначе безнаказанность для подобных родителей ведёт к хаосу и развалу в стране. И наоборот, поощрять семьи с детьми, имеющих положительный опыт в воспитании.
      • мама
        14 сент. 2017 г., 13:55:23
        Ответить
        У нас в классе таких детей и родителей нет, но учитель ведёт себя мягко говоря вне человеческих моральных принципов.
      • а
        14 сент. 2017 г., 15:59:07
        Ответить
        ну и почему же педагоги не инициируют обращение в органы доя принятия мер к таким родителям, а позволяют срывать образовательный процесс, а из за них страдают нормальные ученики недополучая знания...
      • 333
        14 сент. 2017 г., 20:26:40
        Ответить
        333
        все в комплексе. учителя тоже не должны быть равнодушны. звание "Педагога" нынешние учителя в большинстве своем не заслуживают
  • 8
    14 сент. 2017 г., 12:18:34
    Ответить
    "травля с подачи учителя встречается в младших, а не средних или старших классах."- почему-то не удивляет! В "педулище" идут те, кто не в состоянии поступить в нормальный институт, а работать всю жизнь в коровнике - не хочется!
    • Живу я здесь
      14 сент. 2017 г., 12:39:48
      Ответить
      К № 8- посетите психолога
      И удивитесь, что проблема в родителях, не подготовивших ребёнка психологически в школу и не прислушивающихся к советам учителя и медиков. . А это серьёзная работа! Желаю удачи! А про педагогическое училище высказывание крайне некорректно, мыслить таким образом недостойно "успешному и образованному человеку". Не разрушайте себя подобными размышлениями и, разумеется, авторитет учителя перед ребёнком, это работает против успехов ребёнка.
      • 333
        14 сент. 2017 г., 20:33:32
        Ответить
        333
        он прав. все институты образования в россии упали ниже плинтуса. это вижу даже я - человек, который родился и вырос в 90-е. я не жил при ссср, но вижу как преподаватели старой советской закалки на несколько голов выше нынешних.
      • Александра
        15 сент. 2017 г., 8:43:24
        Ответить
        Не в состоянии поступить в нормальный институт? Что вы подразумеваете под "нормальными институтами"? А как же те, кто поступают в педагогический, потому что хотят? Они отбросы общества только потому, что закончили пед? Как же те, кто идут учить ВАШИХ детей, несмотря на мизерные зарплаты и подобное неуважительно отношение к этой профессии? Они неудачники, которые не поступили в "нормальный институт"? Скажите спасибо! Спасибо, что есть люди, которые предпочли педагогическое направление "нормальными институтам"! Которые внеурочно учат детей, до ночи готовят материалы, чтобы ВАШИМ детям было интересно учиться, которые хотят к больным детям на дом, которых валят бумажной волокитой, а они продолжают работать и ещё чего-то хотят достичь в своей профессии! И пересмотрите на досуге свои приоритеты.
        • Шиза
          15 сент. 2017 г., 8:52:26
          Ответить
          На всех мест в "нормальных институтах" не хватит =))) А работать "в коровнике" не многие согласятся =)))
  • Горожанка
    14 сент. 2017 г., 12:25:18
    Ответить
    Хожу каждый день мимо общаги педучилища. Матерятся, обсуждают, чем лучше "штыриться". Слава богу, что большинство в школу так и не пойдет
    • 123
      14 сент. 2017 г., 12:57:20
      Ответить
      Стесняюсь спросить - а что означает слово штыриться? Вы то судя по вашему посту "в теме"
  • мама
    14 сент. 2017 г., 13:17:53
    Ответить
    Посмотрите кто в Коми получает пед. образование. Это в основном выходцы из гулаговских посёлков. Их деды, родители и они там жили и воспитывались. У них соответствующий менталитет, понятия о жизни, воспитание (особенно культурное), очень ограниченный кругозор, зависть, ненависть к успешным, ущербность. Мою дочь, как оказалось, одна такая гнобила при всём классе (о последнем случае рассказала только сейчас, когда ушла из школы). При этом учительница вся такая приветливая когда со мной встречалась, никаких претензий и замечаний, а за моей спиной и меня и ребёнка поливала помоями. При всём классе высказывала: куда ты рвёшься в Москву, твоя мать не работает, у тебя нет денег, не поступишь и всё в таком роде. А как это бьет по самолюбию ребёнка и даёт повод другим начать унижать. своеобразная команда "можно жрать и не давиться". Я надеюсь, что эта (отмод.) читает мой комментарий. А потом удивляются, что училке голову проломили. А как в рамках закона на такую (отмод.) воздействовать? А как это (отмод.) унижает мальчишек, а это будущие мужчины (мужья, отцы). У мальчиков с детства, благодаря таким "учительницам" формируется ненависть к женщинам.
  • комментарий
    14 сент. 2017 г., 13:25:17
    Ответить
    ПОлностью подпишусь про училок, как мелких и пакостных интриганок в массе своей. Им скучно, неинтересно, раздражительно, финансово неудовлетворительно пребывание в стенах школы и они таким образом отыгрываются на детях, инициируя травлю, настаивая одних против других.
    У некоторых же в принципе что-то такое свербит, что никто в принципе не может быть лучше, умнее их. И любой, бросивший даже неосознанно вызов этому убеждению - уже по природе своей враг.
  • Увы!
    14 сент. 2017 г., 13:56:22
    Ответить
    К сожалению, нынешнее учительство в массе своей - люди неинтеллигентные. Куда уж там до каких-то моральных устоев и профессиональной этики! Подчёркиваю - в массе своей, т.е не все Понятное дело, учителя, которые это читают, себя к этой "массе" не относят. Но это не меняет сути: в большинстве своём учителя - это просто базарные тётки со всеми вытекающими...
    • да
      14 сент. 2017 г., 17:03:41
      Ответить
      уважаемый увы, а ты в школе проработал хоть день, чтобы так об учителях говорить?
      • Увы
        14 сент. 2017 г., 19:25:40
        Ответить
        Уважаемый да! А что это меняет? И не надо подменять понятия и уводить от темы.
      • Увы
        14 сент. 2017 г., 19:26:47
        Ответить
        Даже ваш отклик с обращением на "ты" - ниже плинтуса. А ещё туда же, в калашный ряд...
  • гость
    14 сент. 2017 г., 20:35:19
    Ответить
    на первом месте ге-не-ти-ка
    • Сыктывкарец
      14 сент. 2017 г., 22:58:59
      Ответить
      на втором социум , на третьем психоактивные вещества
      и т. д. по списку.....
  • Мама
    15 сент. 2017 г., 8:07:50
    Ответить
    Да,столкнулись с дочкой с такой ситуацией.С трудом дочь вернулась в нормальное русло.Слава богу,хоть услышала извинения от педагога.