content/news/images/69917/PSV_9321-kopiya(1)_mainPhoto.jpg
16:53, 26.10.2017 / ПРАВО

Банки не имеют права навязывать страховки – Роспотребнадзор

В сегменте финансовых услуг все меньше становится жалоб на навязанные страховки при заключении кредитного договора. Эксперты связывают это с информированностью и повышением финансовой грамотности населения. Как сообщили сегодня представители Национального банка по Коми и республиканского Роспотребнадзора на тематической прямой линии, по сравнению со статистикой прошедших трех лет поток обращений из-за навязанной страховки стал меньше.

Банки не имеют права навязывать страховки – Роспотребнадзор
Фото Сергея Паршукова

- Может быть, это связано с тем, что информирование, в том числе через СМИ, достаточно большое. Люди перестали бездумно брать кредиты на себя, как это было в прошлые периоды. Сейчас поток иссяк немного, - прокомментировала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Коми Лилия Першина.

PSV_9330-kopiya.jpg

Эксперты Роспотребнадзора еще раз напомнили, что нельзя включить в текст договора условие об обязательном страховании. Исключение – ипотека и автокредит. Если же клиент банка все же согласился на страховку, то у него еще есть возможность передумать.

- Указание Банка России 3584-У предполагает отказ от страховки в течение 5 рабочих дней после заключения договора, - отметила юристконсульт отделения Национального банка по Коми Елена Степанова. Благодаря этому «периоду охлаждения» клиент может взвесить все «за» и «против», подать заявление в страховую компанию и отказаться от договора. В таком случае страховая премия будет возвращена в полном объеме.

PSV_9320-kopiya.jpg

Страховую компанию также всегда можно выбрать, подчеркнули специалисты. Сами банки заинтересованы, чтобы их клиенты были застрахованы надежно.

3023

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • fafa
    26 окт. 2017 г., 18:18:06
    Ответить
    банки вообще ничего гражданам не обязаны)
    • Ай я яй
      28 окт. 2017 г., 8:04:19
      Ответить
      А Сбербанк мне навязал. Что делать?
  • Житель
    26 окт. 2017 г., 18:40:28
    Ответить
    Не имеют
    но так же имеют право просто не выдать банковский кредит.
    • Наталья
      27 окт. 2017 г., 11:26:24
      Ответить
      ВТБ
      ВТБ просто отказывает и все ,уже два раза так было - сами предлагают кредит, ты отказываешься от страховки и они тебе просто тоже отказывают...
  • Сеня
    26 окт. 2017 г., 20:41:02
    Ответить
    Ага, не имеют права
    Конкретно, берем банк господина Костина- второй крупнейший банк России. Пример- просил 350 тр, под 14,9% дали, но сверху накрутили 100 тр страховки, на которые также накладывается процент. Сказали без страховки не одобрят. Ладно, помня о 5-ти дневном периоде охлаждения, беру, на следующий день прихожу, пытаюсь отказаться от страховки, прошу бланк заявления. Товарищи заявляют, что я подписал не договор страхования, а заявление о коллективном страховании, которое расторжению не подлежит. Вот так я получил кредит не под обещанных Машковым 14.9, а под все 35, причем 100 тр я даже в руках не держал, а проценты за них плачу. На реплику про обращение в суд- ухмылка и ответ, что ни одного выигранного суда заемщиком по России не было пока. Так что ложили они на Указание Банка России 3584-У вместе с Набиуллиной и Роспотребнадзором. Это если коротко.
    • втбэшник
      26 окт. 2017 г., 20:51:07
      Ответить
      Отказ от страховки по коллективному договору
      «Период охлаждения» — пять дней, в течение которых клиент может отказаться от страховки, — как оказалось, действует не всегда. Например, если заемщик не напрямую покупает страховой полис, а присоединяется к договору коллективного страхования, вернуть эту страховку будет сложнее.
      Как отказаться от страховки
      Отказ от страховки, лазейки для банков
      Отказ от страховки по коллективному договору в разных банках
      С 1 июня 2016 года на российском финансовом рынке появился новый термин — «период охлаждения». Теперь в течение пяти дней заемщик может расторгнуть договор страховки и полностью вернуть деньги. От него требуется только заявление на отказ. Это в теории, на практике — с возвратом могут возникнуть сложности. Некоторые российские банки нашли-таки способ не возвращать заемщику деньги за приобретенную вместе с кредитом страховку, если тот передумал.
      Как отказаться от страховки
      Написать заявление о расторжении договора страхования можно в течение пяти рабочих дней. То есть за это время заемщик должен понять, что ему навязали не особо и нужную услугу. Этот срок и называется «периодом охлаждения». Но следует понимать, что клиент не может потребовать расторжения договора, заключенного, например, полгода назад.
      Страховая компания при получении заявления на отказ будет обязана вернуть деньги полностью в течение 10 рабочих дней. Если за время пользования страховкой не наступил страховой случай, то вернут полную сумму оплаченной страховки. Если договор начал действовать (наступил страховой случай), страховщик будет вправе удержать часть денег пропорционально количеству дней оказания этой услуги.
      Однако на этом можно не останавливаться. Можно пойти дальше и «наказать» страховую компанию. Возврат денег не лишает гражданина права пожаловаться на страховую компанию в Роспотребнадзор и добиться того, чтобы она была оштрафована, так как факт навязывания услуги имел место.
      Если навязывать потребителю дополнительные услуги, которые не подпадают под требования федерального закона об обязательном страховании, будут физлица, они могут быть оштрафованы на 5 тыс. руб. Таким образом, к ответственности будут привлекаться не только должностные лица страховщика, но и страховые организации и работающие на них страховые агенты.
      Отказ от страховки, лазейки для банков
      Но «период охлаждения» распространяется не на все виды страхования, выяснили «Ведомости». Под его действия попадают отношения страховщика только с физическими лицами. Но не с юридическими лицами, например, с банками. То есть если банк заключает договор непосредственно со страховой компанией, а заемщики просто присоединяются к такому договору коллективного страхования (от утраты трудоспособности, потери работы и пр.), то «период охлаждения» не действует.
      Как же такое возможно? Банки при оформлении кредита предлагают заемщикам оформить страховку, даже не предупреждая, что она действует в рамках коллективного договора. В этом случае страхователем будет не сам заемщик, а банк. И с возвратом не очень-то нужной страховки могут возникнуть проблемы. И нераспространение «периода охлаждения» на коллективные договоры может быть хорошей отговоркой для банка, чтобы не возвращать полис, отметил исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.
      Факт того, что такая схема имеет место быть, изданию подтвердили в ЦБ. Регулятор получает пусть и немногочисленные, но жалобы от граждан, которые не смогли вернуть деньги за страховку, оформленную по коллективному договору.
      Стоит, однако, иметь в виду, что иногда страховка является обязательным условием получения кредита (например, ипотечного или автозайма) либо влияет на его ставку.
      И в случае отказа от страховки по такому кредиту заемщик обязан сразу заключить новый страховой договор. То есть вариант просто отказаться от полиса невозможен.
      Отказ от страховки по коллективному договору в разных банках
      Схема с коллективным договором страхования упрощает для банка бумажную работу: ведь оформление реального полиса вовсе не обязательно. Все взаимоотношения выстроены между страховщиком и банком. А отношения между банком и заемщиком — по упрощенной схеме. Это сокращает документооборот, а значит, и операционные издержки банка.
      Банки регулярно используют коллективный договор страхования при продаже полисов на короткие сроки с пролонгацией и изменяющимися страховыми суммами, например, привязанными к задолженности клиента по кредитной карте, рассказывает директор департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Михаил Чамров. Такая схема упрощает процесс и сокращает издержки, подтверждает он.
      Многие банки подтвердили, что без проблем возвращают деньги за страховые полисы в рамках коллективного договора. Порой такая возможность предусмотрена напрямую в договоре, а если нет — страховщики подходят к каждому конкретному случаю индивидуально.
      Например, для клиентов банка «Хоум Кредит», которые оформляют кредитные карты, действует коллективная схема страхования от несчастных случаев и болезней. А процедура отключения услуги максимально проста: достаточно просто позвонить в call-центр или прийти в отделение. Комиссия за пользование услугой страхования начисляется в конце расчетного периода и зависит от размера задолженности клиента по кредитной карте на последний день расчетного периода: нет задолженности — нет и комиссии.
      В банке ВТБ24 отказаться от такой страховки также можно в любой момент. Хотя плата перестанет взиматься только со следующего месяца. Такая схема тут очень распространена: порядка 20% договоров страхования заемщиков заключается по коллективному договору. Например, при выдаче карт, где не определен срок банковского продукта (карта может перевыпускаться).

    • решение суда
      26 окт. 2017 г., 21:08:52
      Ответить
      В соответствии с указанием ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 ноября 2015 г. N 3854-У О МИНИМАЛЬНЫХ (СТАНДАРТНЫХ) ТРЕБОВАНИЯХ К УСЛОВИЯМ И ПОРЯДКУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ сумму уплаченной премии можно вернуть путем написания в банк (страховую) соответствующего заявления. А по поводу коллективного страхования то это тоже возможно - ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 6 июля 2017 г. по делу N 33-12974/2017.

  • Юра Стародворный
    26 окт. 2017 г., 20:49:32
    Ответить
    Роспотребнадзор - капитан очевидность)))
  • а
    27 окт. 2017 г., 9:20:42
    Ответить
    законно ли навязывать людям карту "Мир" ? Я не юрист,но уверена,что этого делать нельзя. В наше время не должно быть такого, у человека должен быть свой свободный выбор на всё.
  • Роспотребнадзор
    27 окт. 2017 г., 10:46:29
    Ответить
    Страховка
    у Роспотребнадзора одни отписки по поводу навязанной страховки, лень им гражданам так называемой РФ-ии помогать