content/news/images/70810/BOB_9174-kopiya_mainPhoto.jpg
15:10, 17.11.2017 / КУЛЬТУРА

Премьера балета «Баядерка»: любовь и смерть в стране вечного лета

Сегодня и завтра в Государственном театре оперы и балета Республики Коми состоятся премьерные показы балета Людвига Минкуса «Баядерка». Накануне состоялась сдача спектакля худсовету, постановку приняли и удостоили массой похвал.

Премьера балета «Баядерка»: любовь и смерть в стране вечного лета
Фото Виктора Бобыря

Сюжет балета, если отбросить всю экзотическую атрибутику древней Индии, где происходит действие, достаточно прост и актуален во все времена. В его основе лежит романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки (храмовой танцовщицы) и храброго воина. Здесь переплелись несколько любовных линий, власть и непокоренность ей, верность и предательство, ревность и разочарование, смерть и бессмертие.

Собственно, фабула умещается в первое действие длительностью час с небольшим. Однако есть еще второе действие, на 40 минут, в котором герои перемещаются в мир теней, где их души, наконец, соединяются в мире вечной любви.

BOB_9002-kopiya.jpg

BOB_9208-kopiya.jpg

Зритель, знакомый с классическим балетом, в особенности, романтическим, сразу увидит в этой двухчастной форме (первое действие – в мире живых, второе – в потустороннем измерении) аллюзию на один из самых известных балетов – «Жизель». А совсем уж знатоки вспомнят «Сильфиду» и другие балетные произведения романтического периода XIX века. На взгляд нынешнего зрителя, привыкшего к непрерывному «экшну», активной событийности книги, фильма или спектакля, это действие – как бы «ни о чем». Однако именно оно придает всей истории логическую завершенность и возвышает ее, делая чем-то больше, чем просто случаем из жизни властителя и его подданных. Несмотря на кажущуюся бессобытийность, второе действие традиционно остается главным и наиболее интересным для настоящих поклонников балета.

BOB_9119-kopiya.jpg

BOB_9205-kopiya.jpg

Похвалы достоин каждый из исполнителей – вплоть до последнего танцовщика в кордебалете, артистов хора, выступивших в роли браминов, и юных воспитанников Детской студии классического балета при театре оперы и балета под руководством народной артистки РК Натальи Супрун – «арапчата» и маленькие участницы танца с кувшином еще больше «оживили» и украсили эффектный спектакль.

На сдаче спектакля и сегодняшней премьере партии Никии и Солора исполняют Наталья Супрун и Роман Миронов, Гамзатти – Татьяна Бикмухаметова. Уже завтра «соперницы» поменяются местами: в другом составе уже Татьяна станет несчастной Никией, в партнерстве с Солором – Ринатом Бихмухаметовым, а Наталье предстоит перевоплотиться в своенравную, не привыкшую к отказам дочь раджи. Дух страны, где всегда царит лето, передан всей командой создателей и исполнителей спектакля в полной мере.

BOB_9146-kopiya.jpg

BOB_9102-kopiya.jpg

После сдачи спектакля корреспондент БНК попросил поделиться своим мнением о постановке членов художественного совета, профессионалов и любителей балета. Не сговариваясь, собеседники поставили спектаклю высокие оценки, отметив работу труппы, постановочной группы, осветителей, оркестра и художников по костюмам и декорациям.

BOB_9396-kopiya.jpg

- Для нашего театра такая классическая постановка – огромный шаг вперед и тот материал, на котором любой артист балета может расти. Причем, расти не сиюминутно, здесь и сейчас, а в долгосрочной перспективе. Энергетика в спектакле хорошая и сбалансированная. Не каждый театр себе может позволить столь сложный балет с такой синхронной работой – это заслуга репетиторов. Конечно, можно найти поводы для замечаний. Например, из-за обилия декораций, хоть они и очень красивы, было некоторое ощущение, что сцена мала – на мой взгляд, в балетных спектаклях нужно оставлять больше свободного пространства. Ощущается, что техники труппе в целом чуть-чуть не хватает, есть над чем работать, есть «сыроватые» места. Но, повторюсь, это балет, на котором можно расти и выстраивать свою траекторию развития – каждому, кто работает в спектакле, - оценила постановку замдиректора Гимназии искусств при Главе РК по хореографическому отделению Светлана Фролова.

BOB_9151-kopiya.jpg

BOB_9039-kopiya.jpg

По мнению театроведа, преподавателя Коми республиканского колледжа культуры им. В. Чисталева Веры Морозовой, спектакль получился гармоничным.

-В этом спектакле присутствуют стиль и гармония всех составных частей: сценографии, костюмов, оркестра и, конечно, танца. Главный балетмейстер и постановщик балета Наталья Терентьева подняла труппу на более высокий уровень, чем он был до нее. Потому что классический балет и технику поднимает, и духовно обогащает исполнителей. Выросла вся труппа, и даже ведущие солисты – сами над собой, - отметила театральный критик.

BOB_9404-kopiya.jpg

С высокими оценками критиков согласна заслуженная артистка РК, преподаватель колледжа искусств Республики Коми Лариса Попова. Она призналась, что давно ждала такой постановки:

- То, что такой балет у нас идет, говорит о высоком уровне нашего театра, потому что это сугубо классический балет. Сейчас во многих театрах работают в стиле модерн, а увлечение этими современными танцами унижает достоинство классического балета: модерн намного проще, ведь классика обязывает ко многому. В том, что получилось, прекрасна и музыка, и работа оркестра, дирижера, и оформление.

BOB_9197-kopiya.jpg

Член Союза художников РК Анжела Разманова особо отметила костюмы и декорации, изготовленные специально к спектаклю: «Поистине грандиозные декорации, сделанные вручную. Очень гармоничны костюмы, все сделано тонко. И проделана хорошая работа со светом: правильно выбрана глубина освещения, нюансы. Нужная атмосфера передана прекрасно. Театр держит высокий профессиональный уровень».

Не меньше других оказался впечатлен и председатель Союза композиторов РК Михаил Герцман. Он уверен, что «самое главное в «Баядерке» – увидеть последний акт, насладиться им. Тот, кто его увидит, простит спектаклю все предыдущие недочеты, если даже их найдет».

BOB_9218-kopiya.jpg

- Это удачнейшее приобретение для театра! Потому что классики такого масштаба у нас еще не было. Мне ее, честно говоря, всю жизнь недостает. Сейчас, когда даже в ведущих театрах – засилье балетного модерна, это, по существу, «наш ответ Чемберлену». И я даже на худсовете выразился, что теперь Сыктывкар – Мекка балетной классики, потому что практически все идущие у нас балеты – классические. Все роли актерски прекрасно выполнены. Дети замечательные, оформление изумительное. Я дважды был в Индии и прекрасно помню все эти храмы. Может быть, первый акт по тяжести перевешивает «воздушный» второй, но это не самое главное, - поделился впечатлениями собеседник.

2921

Комментарии (5)

Добавить комментарий
  • Балетоман
    17 нояб. 2017 г., 15:28:31
    Ответить
    И что, даже вариацию Солора наши смогли отпрыгать?
    Да на местной сцене развернуться-то негде...
  • в
    17 нояб. 2017 г., 16:22:46
    Ответить
    я поначалу «Баядерка» с буквой л прочитал, подумал о интересные новости начали печатать, потом нормально прочитал, расстроился вобщем
  • ))
    17 нояб. 2017 г., 18:11:15
    Ответить
    Эк как Герцман-то запел)))) пообещали мож чего?
    • Тебе пообещали
      18 нояб. 2017 г., 1:36:13
      Ответить
      Сколько тебе платят за наброс на вентилятор?
  • сыктывкарка
    23 нояб. 2017 г., 14:56:43
    Ответить
    Что Лариса Попова понимает в балете? Такую чушь несёт,стыдно читать!