content/news/images/75463/148.jpg
13:13, 04.03.2018 / КУЛЬТУРА

Новости партнеров: «Свет звезды ушедшей, но не забытой»

В Государственном театре оперы и балета Коми прошел показ оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Оперетта была представлена в честь первой исполнительницы заглавной партии Розалинды в музыкальном театре Коми Валентины Ищенко. 23 февраля заслуженной артистке Коми АССР и любимой актрисе многих сыктывкарских зрителей исполнилось бы 100 лет. Ее историю рассказала газета «Республика».

Новости партнеров: «Свет звезды ушедшей, но не забытой»
Фото Дмитрия Напалкова, газета «Республика»

Лирическое сопрано Валентины Ищенко покорило любителей оперного искусства с первых дней открытия музыкального театра в столице республики. И мало кто тогда знал, какие испытания выпали на долю этой замечательной актрисы.

О ее судьбе перед началом спектакля зрителям рассказала преподаватель Школы искусств, директор детского балетного театра «Аленький цветочек» Галина Ширяева.

Валентина Ищенко родилась в Киеве и уже в четыре года осталась без родителей. Отца убили во время революции, мать умерла после неудачной операции. Девочку взяла на воспитание родная сестра матери. В Киеве Валентину называли «поющей девочкой». Школьный преподаватель пения однажды сказал ей: «Ты будешь актрисой». Эта фраза, как несколько лет назад призналась актриса корреспонденту «Республики», вошла в нее как «заноза», с тех пор сомнений по поводу выбора профессии у нее не было. Ее часто приглашали петь на свадьбы, именины, соседи просто зазывали послушать. После седьмого класса Валентине пришлось уйти из дома и устроиться в санаторий под Киевом, где ей действительно улыбнулась судьба. Председатель месткома, услышав ее пение, сказал: «Закругляйся, девочка, с работой, тебе надо учиться». Руководство санатория взяло юную актрису под свое крыло, и она без труда поступила в училище при Киевской консерватории. На экзамене Валентина пела «Ой, не свiти, мiсяченку», и профессор, председатель комиссии, сказала: «Вот голос, к которому у меня нет ни одного замечания».

Учиться ей было чрезвычайно комфортно, тогда она поняла, что значит «носятся с учеником». Но завершить учебу не случилось, все оборвалось в один момент, когда началась война. Студентов консерватории отправили в Золотоношу, небольшой городок под Киевом, где располагался совхоз – шеф консерватории, чтобы помочь собрать первый урожай. В эти дни на Украине царила паника, никто не понимал, что происходит и где искать спасение. Когда актриса пешком добралась до Киева, город уже заняли немцы. Чтобы не умереть с голоду, девушке пришлось устроиться в армянский ресторанчик официанткой. Потом судьба столкнула ее с настоящим вербовщиком, но о том, кто этот человек на самом деле, она узнала слишком поздно, когда ее и еще нескольких девушек обманным путем заманили в Полтаву. Чудом, после испытания угрозами, ей удалось вырваться из офицерского дома, где девушек готовили к разведшколе. Еще одно чудо – после прослушивания в Полтавском театре ее взяли не в артистки хора, куда она пришла устраиваться, а сразу в солистки. Это после того, как по приказу директора театра она за две недели выучила сложнейшую партию Маргариты из оперы «Фауст» Шарля Гуно. Премьера прошла на бис, а зрители открыли для себя новое имя.

К моменту наступления советских войск на Украине Валентина Ищенко пела в Киевском театре оперетты. Но в один прекрасный день труппу вызвали к директору и приказали всем на следующий день быть на вокзале с вещами, взяв только самое необходимое. В товарном вагоне театр отправили в Берлин. Так Валентина Ищенко стала остарбайтером, до самой Победы проработав артисткой в составе небольшой бригады. Когда война закончилась, бригаду поселили в эвакуационный центр в каком-то городке под Берлином. Здесь артисты уже давали концерты для русских. Ни с кем общаться им не разрешали: после концерта сразу надо было уходить. В эвакоцентре к Валентине несколько раз подходил дирижер какого-то оркестра, предлагал стать солисткой театра. Спрашивал, почему она так стремится на родину, ведь не известно, как ее встретит советское правительство. Но решение вернуться домой было твердым. К тому же актриса не подозревала, что машина советского правосудия уже заработала против нее.

Дальше было все как во сне. Допросы с пристрастием, полное недоверие к тому, что она рассказывала, и в конечном итоге по решению «тройки» – суд по 58-й статье, шесть лет лагерей и на три года поражение в правах. В дороге она узнала, что в маленьком заполярном городе, куда ее отправили, есть театр. Валентину Ищенко определили в труппу заключенных Воркутинского музыкально-драматического театра. И как только она вошла в него, то поняла, что жизнь продолжается.

– Какой же он был красивый: колонны, лепнина, выполненная явно хорошим художником. И запах. Я вошла в здание и разревелась, почувствовав этот неповторимый театральный запах – клея, кулис, ткани. Это было что-то. У меня просто случилась истерика. Да, и еще из первых воспоминаний – это как наш Борис Дейнека, известный московский бас, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная», приводит меня в пошивочный цех, где мне шьют шубку, шапочку, пимы. Потом мне посчастливилось работать с ним на одной сцене – и в Воркуте, и в Сыктывкаре. Отношение к заключенным артистам и вольнонаемным в театре практически не отличалось, все были на равных, но близко с вольнонаемными мы, конечно, не сближались, так – «здрасьте», «до свидания». Все остальное – сцена, – рассказывала Валентина Ищенко «Республике» несколько лет назад.

086.jpg

Потом – новые спектакли и постановки и новые истории. Однажды она спросила у одной артистки, как же та выходит на сцену без зубов. А когда коллега ответила, что зубы ей выбили на следствии, имела неосторожность обронить фразу: «А мы с моим следователем жили мирно». Чуть ли не на следующий день после этого диалога ее сорвали прямо с репетиции и этапом отвезли в Москву. В тюрьме стали допрашивать, жила ли она со следователем и какие у них были отношения. К счастью, история эта не нашла продолжения, Валентину вернули в Воркуту.

Но была и еще одна история, которая нашла подтверждение в описаниях писателя, в свое время узника «Воркутлага» Александра Клейна. Он описал, как Валентину Ищенко и московскую балерину Лолу Добржанскую – вторую жену знаменитого артиста советского театра и кино Сергея Мартинсона вызывали в оперчасть и предлагали стать осведомительницами, а когда те наотрез отказались, загнали их в режимный женский лагерь «Предшахтная». Год Валентина Ищенко руководила в лагере художественной самодеятельностью, и потом, когда ее освободили без права выезда из Воркуты, работала на автобазе диспетчером. Всех политических к этому времени из театра убрали.

В 1956 году воркутинский театр передали в ведение Министерства культуры Коми АССР, а в Воркуту приехала делегация министерства. И кто знает, как сложилась бы судьба Валентины Ищенко и еще таких замечательных личностей, как Владимир Каплун-Владимирский, Борис Дейнека и многих других, если бы не заместитель министра культуры Серафима Попова, которая не побоялась пригласить их в столицу республики работать при Коми концертно-эстрадном бюро – будущей филармонии.

В Сыктывкаре Валентина Ищенко встретила свою судьбу – Эраста Попова, с которым связала жизнь на тридцать лет. Соскучившаяся по обычному человеческому теплу, она обрела в столице Коми много преданных друзей, хотя нередко и слышала злопыхательства в свой адрес относительно своего лагерного прошлого.

В музыкальном театре Республики Коми Валентина Ищенко, которую по праву называли звездой, проработала 25 лет, исполнив все ведущие партии в операх и опереттах.

1622

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • gjk;
    04 марта 2018 г., 15:04:44
    Ответить
    Прочла с большим интересом. Спасибо!
  • Елена
    04 марта 2018 г., 15:49:10
    Ответить
    Выстоять в ГУЛАГе и быть при этом счастливой на сцене Сыктывкарского театра оперы и балете - могого стоит. Удивляет при этом радость и оптимизм, талант и желание доставлять радость людям своим талантом.
    • БНК!
      04 марта 2018 г., 16:25:21
      Ответить
      Спасибо автору статьи. Очень красивая женщина была.
  • Очень
    04 марта 2018 г., 17:57:19
    Ответить
    красивая!!! Как интересно читать про таких людей, и надоело про политиков
  • Людмила
    04 марта 2018 г., 18:22:43
    Ответить
    Очень хороший человек ,вспоминаю с теплотой ,она хорошо относилась к людям ,про себя рассказывала иало ,про тот период жизни..
    • сыктывкарка
      10 марта 2018 г., 18:23:38
      Ответить
      Почему никто не написал, что её "выперли" из родного театра! К великому стыду тогдашнего руководства.. И после этого она прожила ещё более 35лет, не затаила обиду, всегда интересовалась жизнью театра,и, пока могла ходить,посещала премьеры.
  • Галина
    04 марта 2018 г., 19:18:37
    Ответить
    Спасибо за статью. Трагедия и счастье простой человеческой жизни. Жизни женщины. Браво!!!
    • пенсионерка
      04 марта 2018 г., 21:02:47
      Ответить
      Я много хороших отзывов слышала о ней в Воркуте
      Видела её фотографию и платье в котором она выступала в оперетте. Видела фото музыкантов и артистов заключённых- что пережили эти люди трудно представить. Некоторых узнала по ещё довоенным фильмам, на фото были уже не они, а их тени. Вечная им память.
  • ухтинка
    04 марта 2018 г., 20:50:52
    Ответить
    опера
    Моей маме в это время было 16 лет. В лесу одна плясала с бревнами, грузя их на сани. Жизнь была не слаще. проработала учителем начальных классов, состояла в партии, но она не звезда для всех, а для меня звезда,которая светит по сей день!!!!



    • Нина
      04 марта 2018 г., 21:06:00
      Ответить
      Как хочется, чтобы война и лагеря никогда не мешали жить людям.
      Вечная память погибшим!.