На обсуждение: «Языкам везде у нас дорога»
Министерство образования и науки РФ «по политическим мотивам» блокирует право регионов на обязательное изучение языка республики в школе. К таким выводам пришли эксперты Высшей школы экономики, которые провели исследование реализации языковых прав в российском образовании, пишет «Коммерсантъ».
Регионы стали отказываться от преподавания государственных языков республик после массовых проверок прокуратуры на предмет законности их обязательного изучения в школах. Для урегулирования конфликта нужно пересмотреть госстандарты обучения, считают эксперты. В Минобрнауки “Ъ” пообещали, что «публичные масштабные обсуждения» новой версии «Федерального государственного образовательного стандарта» (ФГОС) пройдут в мае—июне 2018 года.
«Языковой конфликт, вновь ставший актуальным в России, имеет юридические предпосылки»,— констатировал директор центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич, представивший доклад «Язык в едином образовательном пространстве России» на Апрельской конференции вуза.
Речь идет о протестах в регионах, связанных с изучением государственных языков республик. Самый громкий скандал разразился в Татарстане, после того как власти сочли изучение татарского языка в школах необязательным (см. “Ъ” от 13 апреля). По аналогичной причине многочисленные митинги в сентябре 2017 года также прошли в Башкирии.
По словам господина Янкевича, в 1990-х годах «одним из ключевых условий» заключения федеративных соглашений между субъектами и центром было предоставление права иметь собственные государственные языки.
- На практике мы видим, что все не так, как следует из этих договоренностей,— подчеркнул господин Янкевич. - Складывается ситуация, когда язык, который должен использоваться в органах власти республики, не подкрепляется образовательной системой.
Более того, в республиках прошли масштабные прокурорские проверки законности обязательного изучения государственного языка субъекта в школах. Проверки начались после того, как в июле 2017 года президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил, что изучение русского языка в республиканских школах не должно ущемляться. Позицию президента поддержали в Минобрнауки.
По данным переписи населения 2010 года, в России существует около 180 языков, наречий, диалектов. Согласно законодательству, «государственный язык республики» по отдельным вопросам государственной деятельности может использоваться наравне с русским. В России 21 республика (из 22) установила государственный язык. Своим правом не воспользовалась Карелия. При этом государственных языков больше, чем самих республик. Так, в Карачаево-Черкесии их пять, в Кабардино-Балкарии — два, в Крыму — два, в Мордовии — два. В Дагестане не определено число государственных языков (по данным исследователей, около полутора десятков), а используется термин «языки народов Дагестана».
Позиция федеральных властей уже привела к тому, что ряд регионов отказывается от обязательного изучения языка или существенно снижает объем уроков, уточнила соавтор исследования научный сотрудник Центра образовательного права Надежда Княгинина.
- Из восьми республик, имевших в своем законодательстве норму об обязательном изучении языка, существенно ее изменили две: Карачаево-Черкесия сделала необязательным изучение после десятого класса, Калмыкия фактически исключила это понятие из законодательства, -пояснила госпожа Княгинина.
- Позиция прокуратуры состояла в том, что изучение обязательного языка республики является вмешательством региональных органов в формирование содержания образования, а также нарушением права на выбор языка обучения,— пояснил господин Янкевич. - В соответствии с законодательством содержание образования регулируется в федеральных государственных образовательных стандартах.
Споры вокруг трактовки правового регламента изучения языков республик обострились после 2007 года, когда из концепции ФГОС был изъят «региональный компонент».
- После этого субъекты фактически утратили возможность влиять на содержание образования, - сказал Семен Янкевич. Проблема заключается в том, что в текущей версии ФГОС нет обязательного предмета «государственный язык республики», «то есть фактически подзаконный акт министерства о содержании стандартов блокирует для республики возможность устанавливать обязательное изучение своего языка в школах на территории республики», заключил автор исследования.
- Как юристы мы точно видим, что нельзя подзаконным актом, который регулирует, сколько часов математики или физкультуры должно быть в школе, блокировать право субъекта федерации, - уверена Надежда Княгинина. - Мы понимаем, что это политическая воля федеральных властей.
По мнению авторов исследования, самым простым решением является пересмотр ФГОС, чтобы «субъекты сами могли решать, воспользоваться правом изучать язык или нет».
- Однако пока таких инициатив со стороны Минобрнауки России не поступает,— заключают авторы доклада.
В Минобрнауки “Ъ” сообщили, что «публичные масштабные обсуждения» новой версии ФГОС пройдут в мае—июне 2018 года.
- Принимая во внимание высокую социальную значимость вопроса не только для образовательной среды, но и для всего нашего общества, в этот процесс будет вовлечено максимальное количество экспертов, заинтересованных в развитии образования, с обязательным привлечением депутатского корпуса, - сказала глава министерства Ольга Васильева.
- Национальная интеллигенция боится за свои языки, у нее возникло ощущение, что их решили сделать языками второго сорта, - говорит политолог Аббас Галлямов. По его мнению, для решения проблемы потребуется длительный процесс переговоров: «Нужно деполитизировать проблему. Для этого необходимо утопить все в длительных согласованиях, избегая принятия окончательного решения. В республиках должно возникнуть ощущение, что их слышат и с их озабоченностью считаются».
Комментарии (111)
Вот кого в срочном обязательном порядке надо заставить учить язык )))
Кто ни осилит - геть из депутатов, правительства, министерств и ведомоств.
Ой, чо будет )))))))
Им нужна гражданская война в России.
Вот ОНЕ и раскачивают народы, пытаясь стравить..
Чтобы раскачать лодку , надо надавить-отпустить, надавить-отпустить, надавить-отпустить.... )))) Физика...)))
У нас в друзьях много и коми и не коми, и никого проблема языка не напрягает и никому не мешает.
Что дает изучение предмета "коми язык" моему ребенку? Информацию об истории Коми-нет! Информацию о культуре Коми-нет! Информацию о традициях, флоре и фауне, полезных ископаемых и т.д. и т.п. - нет!!! Предмет "краеведение" в тех целях, о которых ты и тебе подобные кричите, был бы куда более полезен.
У нашего ребенка пять по коми, спрашиваю о культуре, костюмах, природе Коми, сказочных и национальных героях - Не знают! Не рассказывают ничего на уроках! Долбят грамматику, вот только на это и способны. На концерте Зарни ель спрашиваю, что по коми поет артистка? Не понимает. А который год уже типа в школе обучают. Слова задают, учит, задания выполняет, вот и пятерки. Которым грош цена. Их таких в классе от силы три-четыре человека, остальные просто забивают. А наш уже в лоб спрашивает, а зачем мне этот коми язык нужен? Но не сползать же на трояки, если остальные предметы на 4 и 5 учит.
Очень хорошо, что отменят это "обучение" коми языку.
Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает седьмое место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран
Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.
В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников. Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник.
Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.
«Очень надо быть аккуратными, друзья мои, все это может привести к войне.
Языковой вопрос — это очень серьезный вопрос. У меня мама — татарка, Фания Акрамовна Гареева, отец — из казаков. Я уважаю и немного знаю татарский язык, и меня это только обогащает.
Драк тут никаких быть не должно. Все эти годы я видел, как растет эта проблема на Украине, и все это, выражаясь молодежным языком, превращается в жесть. Не нужно этого допускать».
Самая удобная языковая граната.
Разделяй и ВЛАСТВУЙ! девиз колонизаторов.
У самого Лазарева два земельных участка площадью 5078 и 1500 «квадратов», квартира 47,3 «квадратов»в России и совместное с женой владение квартирой в Литве. Из авто у него Volkswagen Polo.
проГород
И не надо говорить о каком то притеснении, ущемлении многочисленных малых народов, о второсортности их языков и выпячивать свою националистическую сущность, ведущую к национальной розни и развалу страны. Точка.
Верить людям, называющим себя экспертами из ВШЭ, как и людям громко называющим себя национальной интеллигенцией не стоит - эти ребята лукавят и льют старательно воду на мельницу национальной розни, преследуя сугубо личные интересы.
Верьте своим мироощущениям и принимайте решения самостоятельно и весьма аккуратно.
от истощающихся ресурсов...
А 'нациошизм' всегда иррационален...
Это ж-ж-ж-ж - не с проста...
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 1938 г. N 324
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ШКОЛАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК И ОБЛАСТЕЙ
Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) устанавливают, что преподавание русского языка в школах национальных республик и областей поставлено неудовлетворительно. Одной из основных причин такого положения в деле изучения русского языка явилась подрывная работа контрреволюционных троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических элементов, пролезших в отдельные звенья партийного, советского аппарата и в органы народного образования, направленная к тому, чтобы сорвать проведение ленинско-сталинской национальной политики и подорвать братское единство народов СССР с русским народом.
ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР обязывают партийные и советские организации уделить должное внимание постановке преподавания русского языка в национальных школах, разоблачая и в корне пресекая буржуазно-националистические тенденции к подрыву преподавания русского языка в школах.
Вместе с тем ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР подчеркивает, что родной язык является основой преподавания в школах национальных республик и областей, что исключения из этого правила, имеющие место в некоторых автономных республиках РСФСР, могут носить лишь временный характер и что тенденция к превращению русского языка из предмета изучения в язык преподавания, и тем самым к ущемлению родного языка, является вредной и неправильной.
Председатель Совета
Народных Комиссаров Союза ССР
В.МОЛОТОВ
то несправедливо требовать знаний этих/этого языка в обязательном порядке и от самого населения. Все-таки народ - это источник всей власти. И если не желает говорить на каком-либо языке, то лезть к нему с обязаловкой не стоит.
А кому нужны или интересны разные степени незнания этого несчастного коми в Коми, которая теряет треть населения за 25 лет? Слава звездам, если тут вообще кто-то в полувековой перспективе останется. Со знаниями коми или без них.
Кому необходимо и кто желает изучать национальный язык - пусть изучает его на здоровье, но на добровольной основе.
А русский язык - это связующая нить, коротая соединяет воедино нашу огромную и великую страну. И именно русский язык позволяет понимать друг друга и договариваться между собой всем народам России.
И не верьте словоблудию разного рода экспертов и проходимцев выдающих себя за национальную интеллигенцию. Эти люди преследуют чисто свои интересы. В лучшем случае они заблуждаются, а в худшем случае ведут подготовительную работу к раздроблению многонациональной России.
Верьте своим мироощущениям и принимайте решения самостоятельно и весьма аккуратно.
Нельзя просто так взять и обязать изучать язык автохтонного народа детей, к нему не относящихся.
1.БНК эту статью издает и провоцирует конфликт, который казалось бы утих
2.Минобраз РК долго тянет с решением вопроса, который решить было бы просто: учителя коми перешли бы на краеведение-культура и и история
Я всю жизнь прожила в Инте-там коми-людей нет вообще живу в Сыктывкаре сейчас, необходимости в изучении коми языка не вижу.
Ничего против воспевания культуры коми, знания истории Коми НЕ ИМЕЮ. Но пртив насильного изучения коми языка.
Минобраз Коми и СМИ РК на данный момент сталкивают людей.