Эксперты Минобрнауки забраковали треть школьных учебников
Почти треть учебников, которые предлагалось включить в перечень рекомендованных для школ, оказались некондиционными. Об этом «Известиям» рассказала министр образования и науки Ольга Васильева. Книги, представленные издательствами, в этом году впервые отправили на дополнительную экспертизу. Результаты говорят о том, что стоит пересмотреть процедуру включения литературы в федеральный перечень учебников, полагают эксперты. До этого в него попадали пособия с положительными экспертными заключениями, подготовленными по заказу издателей.
Эксперты Российской академии образования (РАО) забраковали 30% учебников, поступивших на дополнительную экспертизу перед включением в федеральный перечень. Издания из него рекомендуются для использования во всех школах. Дополнительную экспертизу в этом году провели впервые. Ранее учебники включались в перечень после предоставления результатов экспертиз, проведенных издательствами за свой счет. Такие заключения были у всех предложенных изданий и в этом году.
— В настоящее время мы получили из РАО результаты дополнительной экспертизы: 1117 заключений и из них только 781 — положительные, что наглядно демонстрирует эффективность именно государственной экспертизы, — заявила Ольга Васильева.
В одном из учебников музыки для шестого класса ученикам, например, предлагалось написать свой вариант биографии Моцарта, а в учебнике по химии для девятого класса были перепутаны натрий и калий, привели примеры в пресс-службе Минобрнауки. Автор учебника обществознания утверждал, что с накачанными и накрашенными людьми «абсолютно не о чем говорить, … с подобными людьми стыдно бывать в обществе». В одном из учебников по ОБЖ иллюстрация с американским зенитным ракетным комплексом была подписана как «ракетный комплекс ПВО России».
По словам Ольги Васильевой, результаты экспертизы будут разосланы членам научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки для детального анализа, а итоги будут подведены на ближайшем заседании совета.
Ольга Васильева также заметила, что члены совета и ранее высказывали недоверие экспертным процедурам, которые проводятся издательствами за собственный счет, да еще и с самостоятельным выбором организаций.
— Вызывают удивление факты несоответствия учебников, поданных на экспертизы, с их вариантами, о которых говорит общественность. У нас есть пример от РАН, когда учебник был детально проверен, однако, согласно сообщениям в СМИ, в нем содержится информация о впадении реки Волги в Черное море, — рассказала она.
По словам министра, решение направить издания на дополнительную экспертизу было принято на заседании научно-методического совета в январе, причем единогласно. На разбор отправились все учебники, претендующие на место в федеральном перечне,— более 1,8 тыс. (экспертиз меньше, поскольку часть учебников выпускаются сериями).
Сейчас в приказе Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию…» порядка 1,5 тыс. наименований.
Заместитель президента РАО Виктор Басюк добавил, что в получивших отрицательные заключения учебниках содержались опечатки, неточности, неверные формулировки в определениях и даже пропаганда курения и насилия в иллюстрациях.
— Спектр ошибок очень большой, все отчеты направлены членам комиссии, — заключил он.
Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что для исправления ситуации нужны четкие критерии качества учебной литературы, причем прозрачные и заранее известные. Это позволило бы избежать ситуаций, когда 30% учебников признаются браком.
Президент Владимир Путин по итогам «Прямой линии» летом прошлого года дал поручение Минобрнауки представить предложения по повышению качества экспертизы учебников. Также глава государства отметил, что требуется обновлять эти учебники на регулярной основе.
Комментарии (16)
Какие эксперты - такие и учебники!
а не спамить.
Вы - не мой капитан, а я - не ваш океан;
Так оставим ненужные проводы -
Вы не больше, чем спам
Разлитый по сердцам.
давайте лучше танцевать.
и гопники пусть идут со всеми всеми учебниками ....
(заниматься самообразованием)
Исковеркали весь учебный процесс в погоне за чем и для чего? Ведь в Советское время детей сначала учили, как должно быть правильно, а затем уже спрашивали. А сейчас, что ни задание, то сам додумай, сам сочини. И они сочиняют, кто на что горазд. И за основу в жизни берут, что видят, кто с родственников алкашей и наркоманов, кто с мамаш курильщиц. По предметам по два учебника сделали- в одном смотри , в другом проверяй. А что, в одном нельзя написать, что это и чтоб ребенок выучил и запомнил? Про тетради рабочие тоже отдельная тема.
Непонятно зачем убрали для первоклассников тетради в частую косую линейку, очень помогали в становлении почерка. Кто-то деньги поимел за организацию именно такого учебного процесса, а имеем то, что имеем. Скоро и мат узаконят, хоть и сейчас проходя мимо стайки нашего будущего уши хоть затыкай.
скачать учебник .... ## класса.
там вам вывалится.
только куда попало не ходите, я обычно под Linux-ом(ubuntu) такое делаю, а на Windows уже сижу и перерабатываю.
Узнаем много интересного о том кого бракуют, кого допускают, и какими качествами литературы руководствуются министерские экперты для положительных заключений.