content/news/images/78387/BOB_1128_mainPhoto.jpg
09:23, 06.05.2018 / ЭКОНОМИКА

Правительство утвердило группы товаров для обязательной маркировки

Правительство утвердило модель системы маркировки и перечень товаров, для которых она станет обязательной с 2019 года. Как пишет «Коммерсант», в Минпромторге, который координирует проект, говорят, что введение маркировки не отразится на стоимости товаров и повысит эффективность бизнеса.

Правительство утвердило группы товаров для обязательной маркировки
Фото Виктора Бобыря

Инициаторами маркировки стали сами участники табачного и обувного рынка (входят в десятку групп из перечня правительства). Однако мнения представителей различных отраслей разделились: одни считают, что это защитит интересы потребителей и снизит уровень контрафакта, другие не видят острой необходимости в маркировке.

3 мая Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О модели функционирования системы маркировки товаров». Его цель — борьба с незаконным оборотом продукции при минимизации затрат участников оборота товаров, развитие системы контроля и создание единого каталога маркированных товаров. Координирует проект Минпромторг. Утвердил Белый дом и перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2019 года,— табачная продукция, духи и туалетная вода, одежда, обувь, фотокамеры, шины и покрышки и др.

Как отмечают в Минпромторге, перечень учитывает товары, по которым уже проводятся или готовятся добровольные эксперименты — как эксперимент по маркировке табачных изделий, стартовавший в январе 2018 года, и готовящийся к запуску с 1 июня 2018 года добровольный эксперимент по маркировке обуви. Участники обоих рынков сами выступили инициаторами введения маркировки. В министерстве уверяют, что оно не отразится на стоимости товаров.

Оператором единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости определен Центр развития перспективных технологий. В ЦРПТ намерены совместно с представителями бизнеса в каждой товарной категории проработать «оптимальные механизмы маркировки для минимизации затрат участников оборота и комфортного перехода на обязательную цифровую маркировку».

BOB_1085.jpg

Каждая единица товара будет получать уникальные цифровые коды, защищенные криптографией. Код товара состоит из двух частей — для идентификации и проверки.

Первая содержит код товарной позиции в создаваемом едином каталоге товаров и уникальный код единицы товара, код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий. В центре обещают обеспечить необходимый уровень доступа к системе госорганам, участникам оборота товаров и потребителям.

Впрочем, представители ряда сегментов, для которых маркировка станет обязательной, сомневаются в ее пользе. Как заявил «Ъ» исполнительный директор содружества «РусБренд» (объединяет большую часть производителей, чьи товары попали в перечень) Алексей Поповичев, «с участниками рынка не велись обсуждения, индустрии не предложили каких-либо пилотных проектов». По его словам, учитывая, что маркировка потребует существенных инвестиций в оборудование, складские помещения, перестройку логистики и в целом изменит деловой климат для предпринимателя, «подобная инициатива требует более глубокого изучения вопроса и оценки регулирующего воздействия».

«В итоге добросовестный бизнес свяжут нагрузками, а производители нелегальной продукции получат выгоду,— опасается господин Поповичев,— в нынешних экономических условиях производитель вынужден будет переложить нагрузку на отпускную цену».

«Потребители от этого выиграют — они гарантированно получат качественный продукт, поскольку эти меры направлены на защиту их прав и законных интересов»,— говорит директор департамента информации РСПП, ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.

Как заявила «Ъ» исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева, отрасль также «не видит острой необходимости в маркировке — по оценкам ассоциации, на рынке низкий уровень контрафакта». Крупные производители защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования, к тому же шины подлежат обязательной сертификации. «Настораживает, что в описании модели системы маркировки ничего не говорится о гармонизации с международными стандартами,— продолжает госпожа Чурмеева,— есть опасения, что отрасли придется маркировать товар отдельно для РФ и отдельно для иностранных рынков, а это существенный барьер».

Отметим, что в перечень не вошла бытовая техника — хотя это предполагалось. Представитель ассоциации РАТЭК Антон Гуськов называет это решение «вполне взвешенным и оправданным: основная часть бытовой техники производится в РФ, и в этом сегменте нет проблем с контрафактом и подделками».

«Это не только борьба с контрафактом, но и пресечение серого торгового оборота, который часто вызывает вопросы по качеству продукции и в связи с попытками ухода от налогообложения,— говорит господин Масленников.— Маркировка — это своего рода ГОСТ, и производитель обязан в него укладываться. Конечно, эта мера ударит по некоторым недобросовестным производителям и продавцам, которые пытаются воспользоваться ситуацией на рынке в связи с санкциями и контрсанкциями».

2381

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Покупатель
    06 мая 2018 г., 9:41:02
    Ответить
    Московские ярмарки, Лидер и ещё много чего, давай до свиданья.
    • Останется один государственный магазин "Одежда"
      06 мая 2018 г., 10:07:09
      Ответить
      Где, отстояв очередь, по талонам будешь покупать на три года кирзачи, серую робу и фуфайку. Зато на всём будет болтаться красивая бирка с уникальным цифровым кодом и блестящей голограммой.
      • горожанин
        06 мая 2018 г., 11:18:08
        Ответить
        давайте угадаем
        кто будет бенефециаром и выгодополучателем данной сети магазов.
        • Вротенбург
          06 мая 2018 г., 13:14:39
          Ответить
          И тимчепу. Вот бенефициары всего собираемого в бюджет.
      • Знающий
        06 мая 2018 г., 12:02:06
        Ответить
        Не придумывайте, в России и странах ЕАС, очень много производств связанных с легкой промышленностью. Пусть люди на местах работают, а то сейчас в этом бизнесе в основном жители ЮВА и выходцы из СНГ, которые зарабатывают сотни миллиардов рублей и не платят ничего государству.
        • А зачем что-то платить этому государству?
          06 мая 2018 г., 13:15:30
          Ответить
          Оно разве выполняет какие-то функции?
  • уауц
    06 мая 2018 г., 10:23:07
    Ответить
    усы и большой живот надо тоже чиповать
  • Вот не надо за качество
    06 мая 2018 г., 11:27:51
    Ответить
    Покупаем детскую обувь внукам российского производства, дорогую, разную, качество преотвратное, на сезон не хватает, а то и через пару недель развсливаются.
    Раньше туфельки и ботиночки передавались межлу зна́комыми, ребенок вырастал, а обувь хорошая и крепкая оставалась. Еще один, а то двое деток обувку донашивали последовательно.
    А теперь 1-2 тысячи отдашь за не пойми что.