content/news/images/81179/BOB_1184-kopiya_mainPhoto.jpg
13:04, 12.07.2018 / ОБЩЕСТВО

Центр СПИД Коми: «Все созданные вакцины от ВИЧ пока проходят клинические испытания»

Портал «360» опубликовал материал об исследованиях новой вакцины от ВИЧ, чье действие может стать еще одним шагом в защите людей от опасного заболевания. БНК публикует текст статьи с комментарием республиканского Центра СПИД.

Фото Виктора Бобыря

Журнал Lancet опубликовал результаты предварительных клинических испытаний новой вакцины от ВИЧ. В исследовании поучаствовали 393 человека из пяти стран и 72 макаки. У каждого из испытуемых исследователи обнаружили устойчивую иммунную реакцию. Результаты оказались настолько впечатляющими, что у представителей компании «Johnson & Johnson» появился повод говорить о полной и безоговорочной победе над ВИЧ в недалеком будущем. В особенностях «святого Грааля» от фармакологии разбирался «360».

BOB_1204-kopiya.jpg

Не зараженных ВИЧ добровольцев собрали в 12 клиниках в США, Руанде, Уганде, ЮАР и Таиланде. Их разбили на восемь групп. Семь групп получали различные комбинации препаратов по схеме «прайм-буст», а восьмая, контрольная, принимала плацебо — слабый раствор соли. «Прайм-буст» означает проведение нескольких вакцинаций с использованием двух и более препаратов. Все схемы вакцинации оказались безопасными, только пять испытуемых заявили о побочных эффектах в форме общего недомогания, головокружения, болей в животе или спине. У 100 процентов участников, получавших вакцину, исследователи отметили образование ВИЧ-специфических антител.

Параллельно с испытаниями на людях провели тесты на группе из 72 обезьян, которые также подверглись различным режимам вакцинации тех же препаратов. По результатам эксперимента две трети обезьян выработали иммунитет к животному аналогу ВИЧ.

Лабораторное название вакцины — Ad26.Mos.HIV. Сокращение Ad обозначает аденовирусы. Новейшая методика вакцинации с использованием аденовирусов основана на доставке в клетки только генов, по которым создаются антитела. При этом ученые могут кодировать несколько генов в одной вакцине, которые будут вырабатывать различные антитела. Эта технология позволяет полностью исключить из вакцины вирусы или бактерии, которые пусть и в ослабленном виде используют в традиционных препаратах. В настоящий момент на более ранних стадиях клинических испытаний находится по крайней мере 15 различных вакцин против ВИЧ, созданных на основе аденовируса различных типов.

BOB_1231-kopiya.jpg

Над созданием вакцины ученые бьются уже более тридцати лет. ВИЧ обладает некоторыми биологическими характеристиками, которые значительно усложняют ее разработку. Вирус невероятно быстро и разнообразно меняется под действием неблагоприятных факторов. Существует мнение, что нет двух идентичных ВИЧ. Вирус способен прятаться в некоторых типах клеток.

Невозможно создать традиционную вакцину на основе ослабленного или мертвого вируса: мертвый ВИЧ не вызывает иммунного ответа, и даже маленькое количество живого вируса крайне опасно. ВИЧ не заражает животных, существуют аналоги, заражающие нечеловекообразных приматов, но они не встречаются у людей, поэтому невозможно полностью перенести результаты экспериментов с животными на людей. Поэтому разработка вакцин на основе аденовирусов видится столь перспективной: в них не используется сам вирус, а материал препарата позволяется создавать «матрицы» для нескольких типов антител.

BOB_1197-kopiya.jpg

- Над созданием вакцины от ВИЧ-инфекции работают уже давно многие наши и зарубежные научно-исследовательские институты. Однако все созданные на сегодня вакцины, пока еще, проходят клинические испытания и имеют как положительные, так и отрицательные свойства. Когда будет создана вакцина, отвечающая 100% требованиям по ее иммунным свойствам, такая вакцина будет внедрена для массовой иммунизации населения, - прокомментировала БНК и.о. главного врача Центра СПИД Елена Михеева.

Напомним, что в Коми только в 2017 год в Коми зарегистрировано 2192 больных ВИЧ-инфекцией. На 2018 год за счет федерального бюджета заявлено препаратов на сумму 85,6 млн рублей. 7,71 млн руб. выделили из федерального и республиканского бюджетов на приобретение диагностических средств.

2047