content/news/images/81655/BOB_2281_mainPhoto.jpg
10:35, 26.07.2018 / ОБЩЕСТВО

Новости партнеров: «Итоги автоэкспедиции «Земляки»

Специальный корреспондент Ассоциации СМИ Северо-Запад Борис Клементьев по итогам журналистского проекта «Земляки» опубликовал путевые заметки автоэкспедиции, которая преодолела 2500 километров от Великого Новгорода до Усть-Цильмы – около 500 лет назад такой путь проделали новгородцы к берегам Печоры. По дороге путешественники заезжали в города и деревни, где познакомились с достопримечательностями, а на финише стали участниками народного праздника «Усть-Цилемская горка».

Новости партнеров: «Итоги автоэкспедиции «Земляки»
Фото Виктора Бобыря, Сергея Паршукова

Организаторы автопробега — журналисты Ассоциации СМИ Северо-Запада (Санкт-Петербург), новгородского областного «Агентства информационных коммуникаций», информационного агентства Республики Коми – БНК. Цель проекта словом и делом восстановить исторические связи Великого Новгорода и Усть-Цильмы Республики Коми и практически попытаться создать, протестировать новый автомобильный туристический маршрут. Это шестидневный путь из Новгорода через города Валдай, Боровичи, Пестово, Устюжна, Череповец, Вологда, Великий Устюг, Котлас, Сыктывкар, Ухта, Ижма с прибытием в Усть-Цильму.

BOB_0489.jpg

Земляк земляка видит издалека

Все началось в XVI веке с князя Ивашки Дмитриева Ластки. Это он собрал несколько новгородских семей и вместе с ними пришел на реку Печора «копить слободу». Чтобы все по закону было, решил Ивашка в 1542 году добраться из слободки в Москву и заручиться «на проживание» грамотой царя Иоанна Грозного. В ней говорилось: «И язъ Князь Великий Ивашка Наугородцева пожаловал велел ему на том лесу и впредь жити и двор ставити и людей призывати, жити и копити на меня на Великого Князя слободу и церковь Николе Чудотворцу в той слободе поставить и попа устроить. А ведает и судит тех своих слобожан Ивашко сам во всем, ссуда у них емлет с виноватого пять денег новгородских».

Стоила эта «сделка» для Ластки всего лишь один серебряный рубль. Вроде б Ивашка Грозному родственником был.

Раскол в Русской церкви на рубеже XVII – XVIII годов привел к тому, что противники реформ патриарха Тихона староверы, боясь преследований и расправ за свою веру, бежали из Новгорода, других городов в Усть-Цильму. Чтобы сохранить свою религию и культуру, обособились они и от близ живущих народов: коми-ижемцев и ненцев. Так и образовалась когда-то и по сей день живет на Крайнем севере со своим бытом, традициями, правилами поведения этническая группа – «устьцилёма».

Своих не бросать

BOB_9217.jpg

Под колокольный звон новгородского Кремля 15 смельчаков, соблюдая дресс-код: оранжевые футболки и синие ветровки с надписями «Земляки», на четырех внедорожниках, обклеенных с крыш до колес эмблемами организаций и компаний участников пробега и спонсоров, с развивающимися на ветру флагами отправились в путь.

Лил дождь. «Кстати, хорошая примета. Вас ждет удача», - напутствовали автомарафонцев. А буквально за пол часа до старта у памятника «Тысячелетие России» старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Владимир Варнаев заверил путников, что новгородцы всегда стремились осваивать новые земли и при этом не теряли братских уз - даже павших в боях воинов они возвращали домой. Правило одно – своих не бросать. Пошутил: «только вы вернитесь обратно в полном здравии».

Посвящены всечестно

Поехали. В дорогу запаслись подарками, не гоже с пустыми руками в гостях оказаться. Два капитана автоэкспедиции директора информагентств Великого Новгорода Сергей Бондаренко и Республики Коми Алексей Лазарев заготовили по спец заказу не только именные колокольчики «с малиновым звоном», но и берестяные грамоты наподобие тех, что были на Руси в средние века. На ней вязью начертано: «Сим удостоверяю, что обладатель грамоты был посвящен всечестно в участники экспедиции «Земляки» и разделил с братией брашно - хлеб-соль».

BOB_9903.jpg

Первым кому была вручена берестяная грамота стал глава Валдайского района Юрий Стадэ. Знакомя «Земляков» с Валдаем, Стадэ рассказал, что по одной из версий название города идет от названия одноименной реки. Его же любимая легенда о рождении имени, как он считает, связана с расхожей в древности фразой «вола дай», по-современному «закажи эвакуатор». Территория области – холмистая, бездорожье. Лошади быстро выдыхались, поэтому путники часто просили у местных жителей волов для продолжения пути.

Колокольчик дзинь-дзинь-дзинь

BOB_9860.jpg

Музейный колокольный центр Валдая для нас журналистов оказался кладезем интересной информации, а это значит и будущим путешественникам музей понравится. Колокола, колокольцы, колокольчики на все случаи жизни. Звонили они в домах горожан, на транспорте, предупреждали о пожаре, подавали команды морякам, созывали народ. Формой, размером и «своим художеством» отличались.

BOB_9827.jpg

Прямо на макете Петропавловского собора в Санкт-Петербурге поведали нам его колокольную историю. И рассказ о профессиональной травме звонарей к месту пришелся. Как не защищались звонари шапками-ушанками, не затыкали уши под колоколом ягодами (вата в ход не шла) к концу карьеры они все равно на 15-20 процентов глохли.

В конце знакомства с музеем экскурсовод Игорь Ильин дал совет тем, кто решит приобрести сувенирную продукцию. «Нужно окунуть колокольчик в красное вино, чтобы привести его в чувство после покупки, - сказал он. - Считается, что колокольчики «устают» от долгого стояния в витрине, рук и глаз покупателей. Меня часто спрашивают, что потом делать с вином. Выпить, конечно».

Красные – мученикам

BOB_0023.jpg

Иверский монастырь вторая достопримечательность Валдая. Основал монастырь в 1653 году патриарх Никон. Именно он провел церковную реформу, которая отделила староверов, в том числе тех, что переселились из Великого Новгорода в Усть-Цильму. Факт для устьцилёмцев - напоминание о мрачном времени, но такова история.

В монастыре участников экспедиции встретил отец Пантелеймон. Больше всего нас привлекла экскурсия в гардеробную священников.

- На праздниках и службах священники всегда в разных одеяниях: то в красных, то в белых, то в зеленых. Как будто они любят наряжаться, но это на самом деле не так. Каждый цвет что-то означает. Желто-золотые одежды мы надеваем на обычные праздники, голубые – богородичные, зеленые – для служб по преподобным, красные – мученикам. Белый для ангелов и архангелов, а вот черный – на Великий пост, время покаяния, - пояснил отец Пантелеймон.

Музей, отель, вокзал

BOB_0255.jpg

Едем дальше. Второй по значимости город Новгородской области – Боровичи. Его историю от древности до начала 20-го века сотрудники местного краеведческого музея рассказали с помощью современных проекторов и звуковых программ. Одного из участников экспедиции «Земляки» одели в костюм лоцмана, другим предложили стать «археологами» на интерактивных раскопках и увидеть опасные пороги реки Мста.

Жили в современной, только что отстроенной гостинице «Ткачи». Перед входом в отель установлен постамент – полуметровая, сделанная из металла швейная машинка. Говорят, что в день празднования города ее на всякий случай убрали, чтобы развеселые люди «не скрали».

BOB_9195.jpg

Еще один музейный объект города – уникальный деревянный вокзал 19-го века. Сегодня это железнодорожный тупик. На путях стоят только товарняки - грузовой транспорт, необходимость в пассажирском сообщении отпала. Вокзал часто используют для съемок исторических фильмов. Кадры с этим перроном можно увидеть в «Статском советнике», «Тихих омутах» и других картинах.

Адские водители

BOB_0756.jpg

После ярких впечатлений «Земляков» от «проколочной» дороги на Пестово, в социальных сетях появились сообщения и фото, где наши водители-экстремалы ехали зигзагами, объезжая ямы, а измученные тряской автомобили «теряли» колеса как перчатки. Ради шутки, «пересели» на детские велосипед и самокат, как-то надо двигаться дальше.

Тут же получили отклик от жительницы тех мест. В контакте Елена Николаева написала, цитирую: «Ничуть не удивлена тому, что на границе Новгородской и Вологодской областей с вашими машинами, дорогие мои ЗЕМЛЯКИ, случились неприятности. Удивлена тому, что такой мелочью отделались. На эти 50 километров между Пестово и Устюжной власти Новгородской и Вологодской областей, мягко говоря, наплевали. А известно ли вам, что между этими областями ВООБЩЕ НЕТ АВТОБУСНОГО СООБЩЕНИЯ. Блокада...».

Звучит сурово. Одна только надежда, что дорожно-ямочный объект, на следующий год получит федеральный статус и будет отремонтирован. Если такое случится, то «Земляки» вправе могут считать, что это и их заслуга.

Он всё слышит

BOB_1046_mainPhoto.jpg

Подробности. В Пестово редактор «Приходской газеты», он же директор пока не существующего музея Алексей Виноградов, бережно хранит в чемоданчике каменное «ухо Сталина». Собиратель местных артефактов рассказал, как в конце 30-х в центре города поставили постамент вождя прямо лицом на райком партии, за которым был ресторан. Поэтому говорили: «товарищ Сталин смотрит чтобы никто из работников райкома туда не ходил».

После XX съезда КПСС и развенчания культа личности, памятник было решено снести. Ночью к нему подъехали рабочие: на шею закинули стальную петлю, конец прицепили к тяжелой машине. Но слетела только голова. Когда попытались избавиться от туловища, вышло опять наполовину - на постаменте остались «сапоги». Голову, как потом оказалось, без отколовшегося уха, утащили в неизвестном направлении, торс выкинули в реку - он до сих пор на дне, никем не найден. Оставшуюся часть было решено использовать для установки памятника Ленину. Вот такая история.

Друзья, он настоящий!

Понятно, приехать в Великий Устюг и увидеть Деда Мороза лучше зимой. А какой он летом: в шортах, кроссовках? Желающих побывать в его сказочных владениях и встретиться с Дедом было предостаточно. Тем более, что 8 июля в вотчине праздновался экватор года. На дорожной карте нашего маршрута это беспроигрышное место для туристов и путешественников.

BOB_2397.jpg

Да, а сам Дед Мороз был одет по форме несмотря на лето: вышел к нам в красном тулупе, в шапке и с бородой чуть ли не до пола. «Земляки» без подарка его не оставили, со всеми, кто хотел, он фотографировался и приговаривал: «По дороге не забывайте добрые слова говорить, добрые дела делать. Ведь каждое слово и дело - маленькое чудо. Хорошей вам экспедиции, пусть она вас всех объединит».

Мастер видео сюжетов, журналист-шоумен (оказывается есть и такая специальность) Константин Басков спросил хозяина вотчины: «Дедушка Мороз, а вы настоящий?». «Настоящий, настоящий…», - успокоил его Дед, прочитал с ним грамоту и погладил веселого баловника по голове.

Под пиво и загадки

BOB_2518.jpg

В селе Архангельской области Ильинско-Подомском принимают гостей в Вилегодской избе. Путешественников здесь встречают ужином по местным обычаям: хлебом с льняными зернами, малосольными огурчиками, сдобренной зеленью картошкой из печи, деревенским суслом.

В избе создана атмосфера деревенского быта вплоть до внутреннего убранства с сутками (красный угол), середью (женская часть) и русской печью.
Потчуют вкусной едой, да еще «на сладкое» загадками балуют. «Вот вам, гости дорогие, старинная загадка, - сказала хозяйка, - «лезет раскаряка на пёрдышкин дом». Отгадайте».

Мы не отгадали. Оказалось, что это процесс надевания штанов. Так вот шутили наши предки.

Сыктывкар – городок (город) и велик, и не мал

PSV_9255.jpg

В Национальном музее Коми его директор Ирина Котылева поделилась интересными фактами из истории русской Усть-Цильмы и ее ближайших соседей коми-ижемцев и удорцев.

Отдельный костюм существовал для похода в молельный дом. Еще один наряд - на воскресенье. Самой дорогой частью женского костюма была коротенька - ее надевали поверх сарафана и фартука. Эту деталь усть-цилемские женщины передавали из поколения в поколение.

Интересны и обычаи удорских соседей: в день свадьбы отец невесты обязательно дарил молодоженам солонку в виде уточки, которая должна была присутствовать на столе: соль, как считалось, определяет порядок в доме и мире. Говорили: «нет солонки на столе – стол кривой». Солью же бабушки посыпали детей от сглаза и порчи.

В Сыктывкаре участники экспедиции побывали в отделе редкой книги и рукописи Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина. Там собирают и бережно хранят рукописные и старопечатные книги из Усть-Цилемского района.

Драгоценные раритеты нам разрешили потрогать руками. С осторожностью перевернуть рукописные страницы. Сотрудница книгохранилища Татьяна Бровкина рассказала, что одна рукописная книга на 200 страниц создавалась около года. Рисунки и заглавные буквы, до появления печатного станка, оформлялись по мере умения самого мастера – чаще всего это были заставки или рамки с желтыми, зелеными и красными листьями и цветами.

Сергей Довлатов, здравствуйте!

BOB_2712.jpg

По дороге до Ухты, проехали «Зону». Ту, с которой, будучи солдатом сверхсрочником в местах лагерей заключенных (поселки Емва, Синдор, Чиньяворы) писатель Сергей Довлатов познакомил читателей в «Записках надзирателя»:

«Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость. Мир, в который я попал, был ужасен. И все-таки улыбался я не реже, чем сейчас. Грустил — не чаще».

Что пели под «бояра»

BOB_8117.jpg

По дороге были Ухта, Ижма и, наконец, наша конечная остановка – Усть-Цильма. Ехали на главный праздник села «Горка». Чтобы на ней побывать, положено накануне на берегу Печоры отметить Петровщину. Посидеть у костра с добрыми селянами. Вечер, а то и ночь, кто сколько захочет, провести в честь первоверховных святых апостолов Петра и Павла и поминуть усопших.

Ели пшенную кашу-петровщину, ущицу, из чайника огненную воду разливали, песни пели. Говорили встарь: «С Петрова дня – красное лето, зеленый покос и чтоб коса легкой казалось».

Сама же «Горка» на следующей день начиналась в домах устилёмцев. Открывались сундуки и доставались наряды. Старинные сарафаны, фартуки парчовые, платы шелка, парчовую «коротеньку», она на сарафан надевается.

Платья от бабушек не стирают до сих пор. Ткани обработаны натуральными красителями, при стирке краски могут размыться. Поэтому правило одно – отгуляла, отгулял праздник, снимай наряд и клади в сундук на хранение. Сегодня шьются костюмы и из современных материалов, но строго, по образу и подобию старинных, только из ярких тканей, по одному фасону, чтобы не модничать, а сохранять старые традиции.

BOB_8252.jpg

Горочные хороводы водили издавна, праздник единения людей, праздник радости, жизни, плодородия. В центре Усть-Цильмы начинается «Горка». Никаких ведущих, режиссеров с бумагами и мегафонами в руках здесь не увидишь. Весь сценарий сложился годами и разыгрывается участниками хоровода как по нотам. Их число иногда доходит до несколько сотен. Да еще детский хоровод прижился.

Как подсказал мне достоверный источник, хороводов семь. Сначала «столбы», пары, а то и по трое неспешно перехаживают друг перед другом. Потом «Горка» разворачивается в широкий круг. Далее плавно круг переходит «сторона на сторону», следом «на четыре стороны». У каждого хоровода своя песня. Под «бояра» поют:

Да вы, бояра, вы зачем пришли?/ Да молодые, вы зачем пришли?/ Да мы, княгини, мы невест смотреть, /Да молодые, из хороших выбирать.
Между прочим, в этот момент молодые невест смотрят и выбирают. Самое время.

После чего шла «долга», а завершение «Горки» - живописная змейка. Чудо чудное. Только здесь на Крайнем Севере виданное.

BOB_6247.jpg

Теперь можно подвести итоги. Маршрут: Великий Новгород – Усть-Цильма состоялся. Репортажи участников автоэкспедиции «Земляки» показали, как всего за шесть дней пути, можно встретить в таком путешествии столько интересного, ранее невиданного и познавательного. И что главное, о своих корнях подумать. Да, мы столкнулись с трудностями, обозначили аварийные дорожные места для руководителей Новгорода и Новгородской области, республики Коми. В этом тоже была польза от нашего автопробега. Теперь ждем их реакции.

На ежегодных форумах СМИ Северо-Запада руководители изданий, телевидения, радио, информационных агентств, журналисты не раз говорили о пользе творческого общения между регионами. Соглашались, что замыкаться только на местных темах, проблемах или «хвалить свой огород», не зная, чем живет и что твориться у соседа, для профессии журналиста практика бесперспективная.

Проект «Земляки», объединивший журналистов Великого Новгорода и Сыктывкара, по сути, два территориальных региона, дал замечательный результат. Отдельное спасибо организаторам-навигаторам экспедиции Сергею Бондаренко и Алексею Лазареву. Мы осуществили задуманное. Что еще важно, увидели друг друга в работе. Как прямо с колес, а не в офисной обстановке, передавались репортажи. Что и как кто пишет, фотографирует, делает теле и видео сюжеты. Подружились, во всем помогали друг другу и никогда не жалели, что решились впервые пройти такой длинный и неизведанный путь. За шесть дней автопробега мы стали друг для друга в прямом смысле настоящими земляками. А это дорогого стоит. Я был тому свидетель.

***

Автоэкспедиция «Земляки» состоялась при поддержке министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. Старт был дан 6 июля от стен Новгородского кремля в старинное село Усть-Цильма в Республике Коми. Обо всем увиденном в пути на ресурсах своих изданий расскажут журналисты Ассоциации СМИ Северо-Запада (АСМИ), межгосударственной телерадиокомпании «МИР», агентства БНК, газеты «Новгородские ведомости», Новгородского областного телевидения и интернет-издания 53news.ru. Финиширует экспедиция на территории Республики Коми 12 июля в старинном русском селе Усть-Цильма.

Организаторы проекта: Ассоциация СМИ Северо-Запада, МТРК «Мир»,агентство БНК, интернет-газета «53новости», Новгородское областное телевидение, газета «Новгородские ведомости»

Генеральный партнер проекта: ZENDEN

Партнеры проекта: Сбербанк, Фитнес-центр «Здоровье», Союз машиностроителей России.

1511